Проектно-исследовательская работа «Расскажи мне о войне, отец…»
Пояснительная записка к презентации
Проходит время, но русские люди свято хранят в своей памяти славные победы своих предков, чтят ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане.
Введение. Обоснование темы исследования
У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… все эти войны больно отзываются в наших сердцах.
Проходит время, но русские люди свято хранят в своей памяти славные победы своих предков, чтят ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане.
Не должны исчезнуть из нашей памяти и события страшных, кровавых чеченских войн, имена солдат, которые выполняли свой долг во время первой и второй чеченских кампаний.
В последние десятилетия Чеченская Республика стала известна во всем мире: активные боевые действия на её территории, значительные разрушения городов и сел, гибель тысяч людей – все эти дикие даже для Средневековья явления привлекли всеобщее внимание. Сегодня чеченская война официально завершена, но боевики продолжают совершать террористические акты.
Актуальность проблемы чеченской войны безусловна: события недавнего прошлого еще мало изучены историками, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Именно это побудило меня обратиться к изучению данной темы.
Гипотеза:
Главное в любом историческом событии – это люди, поэтому считаю возможным предположить, что благодаря знакомству с судьбами рядовых солдат и офицеров Российской армии, ОМОНа, сотрудников силовых органов, которые в ходе боевых операций на территории Чеченской республики действовали в соответствии с кодексом воинской чести, проявив героизм, мужество, высокий патриотизм, верность присяге, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма современной молодёжи.
Важно понимать, как человек, побывав в «горячей точке», воспринимает военную службу и как осознает свою роль. Не менее важно знать, какие впечатления остались у участника боевых действий, что из них он может передать другому поколению. Поэтому основной акцент в работе я постарался делать не на события в Чечне, а на высокий уровень героизма и мужества солдат, не оставшихся равнодушными к угрозе целостности государства и защитивших своих соотечественников от бандитского насилия.
Эхо чеченских войн докатилось до многих семей России, наша не стала исключением. Во второй чеченской кампании активно принимал участие мой папа - Старкин Николай Николаевич - за время службы не один раз выезжал в командировки на Северный Кавказ. Это и послужило своеобразным толчком к написанию работы, ведь тема имеет большой личный интерес и значение.
Перед собой я поставил цель: познакомиться с личными впечатлениями отца, участвовавшего и в первой, и во второй чеченской кампаниях, и его точкой зрения на эти события. Чеченская война – один из самых драматических этапов в новейшей истории России. Вокруг нас много живых свидетелей и участников этого исторического события, и надо сделать все возможное, чтобы их воспоминания были зафиксированы, стали историческим документом.
Перед собой я ставил следующие задачи:
1. Изучить публицистическую литературу и исторические материалы о причинах военного конфликта в Чечне, о ходе боевых действий и их итогах;
2. Узнать об участии в чеченских конфликтах бойцов Мордовского отряда полицейских.
3. Взять интервью у непосредственного участника чеченских событий Н.Н.Старкина, моего отца;
4. Осмыслить изученный материал и создать работу, основанную на исторически достоверных событиях, раскрыв в ней нравственные качества рядовых участников чеченской войны.
В ходе работы использовались следующие методы:
изучение и анализ литературы и документов по данной теме;
беседа и интервью с участником чеченской войны;
метод обработки данных;
метод обобщения (вывод по результатам исследования).
Немного истории
Контртеррористическая операция на Северном Кавказе является продолжением событий 1994-1996 гг. 9 декабря 1994 года президент Борис Ельцин подписал указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики…»
Когда начались события в Чеченской республике, меня еще не было на свете. Да и то время, когда отец впервые был в командировке в воюющих районах,. Для того чтобы воссоздать действительную картину происходящих тогда событий, я обратился к публицистической литературе и данным исторических исследований по проблеме чеченских конфликтов. А за разъяснением всего шел к самому близкому мне человеку – папе.
Так я получил представление о начале вооружённого столкновения, боях, которые велись на территории Чечни, ряде мирных соглашений, подписанных сторонами в течение войны и по её завершении, о второй чеченской кампании.
Летом 1991 года мир узнал о том, что некая, не вполне определенная, часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченская республика. Так решил Общенациональный съезд чеченского народа, постановивший, что высшим органом власти в этом, не имеющем границ, государстве является исполнительный комитет во главе с его председателем, генералом в отставке Джохаром Дудаевым.
Осенью 1994 года после тщетных попыток свергнуть новый режим самостоятельно чеченская оппозиция совместно с российскими танковыми соединениями провели первый штурм города Грозного – столицы республики.
Так началась самая страшная война современности, унесшая жизни тысяч русских солдат.
Характерной чертой поведения дудаевцев было нападение на мелкие разрозненные группы или отдельных военнослужащих, при этом они, как правило, допускали истязание раненых и глумление над трупами военнослужащих федеральных войск.
Только 18 января 1994 года силами морской пехоты был захвачен президентский дворец, а 6 марта был занят последний район Грозного, удерживаемый боевиками – Черноречье.
После захвата Грозного главной задачей российских войск стало установление контроля над равнинными районами мятежной республики. 15 - 23 марта был взят Аргун, 30 и 31 марта без боя сдались города Шали и Гудермес. 10 марта начались бои за село Бамут. К апрелю 1995 года российскими войсками была занята почти вся равнинная территория Чечни, а боевики делали упор на диверсионно-партизанские операции.
После ряда соглашений российской и чеченской сторон, российское правительство приняло решение о выводе войск с территории Чечни.
31 августа 1996 года в городе Хасавюрте было подписано совместное заявление российской и чеченской сторон, положившее конец Первой Чеченской войне. С российской стороны документ был подписан секретарем Совета Безопасности РФ Александром Лебедем, с чеченской - Асланом Масхадовым, который на тот момент был главнокомандующим вооруженными силами республики Ичкерия.
Вторая чеченская война официально называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе.
Началась 30 сентября 1999года (дата ввода вооруженных сил России в Чечню).
Чеченская война - была направлена не только против внутреннего вооруженного столкновения, но и против внешних сил, заинтересованных в расчленении России.
Мой папа, Старкин Николай Николаевич, родился 30 августа 1973 года в селе Качелай Кочкуровского района в семье колхозников: Старкиных Нины Ивановны, Николая Ивановича. Семья моего папы многодетная, всего детей было восьмеро, он был вторым.
Закончил восемь классов в Качелайской школе. В 1988 году поступил учиться в СПТУ-11, учился и одновременно работал водителем. После окончания училища стал работать в родном колхозе. В декабре 1991 года призвали в армию, служил два года. Обучение проходил в Севастополе, потом в Североморске Мурманской области. Далее моряк на тяжело-атомном крейсере адмирал «Нахимов». В звании старшины 1-ой степени в 1994 году папа устроился на работу В Кочкуровский РОВД милиционером и по настоящее время работает полицейским ОП № 13 ММО МВД «Лямбирский». Имеет высшее образование. Женат. Счастливый отец семейства. Любимая жена - Анна Ивановна - мягкая, добрая моя мамочка, и двое детей: дочь Ксюша и я, сын Николай, названный в честь деда и отца.
Расскажи мне о войне, отец
Расскажи мне, папа, о войне:
За кого ты воевал, когда и где?
Ты ещё так молод, не в годах.
Отчего же с сединою на висках?
Из песни
Рассказ отца
На одном дыхании мой папа рассказал о своем безоблачном детстве, дойдя до даты 2000 года, он замолчал. Долго глядел в какую-то, одному ему видимую точку. Было очевидно, что дальнейшая жизнь, о которой собирался рассказать, очень отличалась от прежней…
- Дорога на войну у всех разная, - собравшись, начал свой рассказ о командировках в Чечню мой папа. – Моя началась с 22 ноября 2000 года в Республике Дагестан по 26 февраль 2001г.
Официально поездки на Северный Кавказ для сотрудников МВД считаются добровольными. Каждый понимает, что Родина ждет помощи! Итак, в региональных управлениях внутренних дел формируется очередной отряд в Чечню. Командиры на местах набирают бойцов. Конечно, может быть, кто-то и отказывается, не хочет рисковать своей жизнью, признается отец, но при мне такого не было: отказ от командировки мог быть расценен сослуживцами как банальная трусость. Помню, когда в первый раз меня откомандировали, прибежал домой, схватил баул (он у меня был давно собран), буквально несколько слов успел сказать жене, детям – и в отряд.
Сотрудников силовых структур Республики Мордовия по праву можно назвать героями, ведь они, рискуя своей жизнью, защищают нашу безопасность, и приведенные выше факты это наглядно подтверждают.
За смелость и мужество, проявленные в боях при ликвидации незаконных вооруженных формирований, многие из сотрудников отряда награждены государственными наградами.
Время летит. В Чечне закончились крупномасштабные боевые действия, но окончательный мир так и не наступил. Продолжали гибнуть люди, причем не только военные, но и мирные жители. После ряда чувствительных поражений не только на равнине, но и в горах, боевики уже были не в состоянии открыто противостоять федеральным войскам. Основные их усилия теперь направлялись на организацию диверсионно-террористических актов.
Перед нашим подразделением ставились задачи: в составе сводной группы совместно с сотрудниками милиции местных районных отделов милиции проводили чистку в населенных пунктах.
А это происходило так. По поступающей нам информации о нахождении в том или ином населенном пункте боевиков или обнаружении складов оружия, боеприпасов, наркотиков, незаконных бандформирований, мы проводили специальные операции. Мне также приходилось принимать участие в мероприятиях связанных с охраной нефтепроводов. Выезжали на зачистки и в Грозный, шли по маршруту «площадь «Минутка» - площадь «Березка» - консервный завод»… И так - почти до Моздока. Октябрь, дождь, холод… Одну площадь проходили за 3 – 4 дня, дней за двадцать проверяли улицу: осматривали каждый камешек, заглядывали в каждую дверь: боевики могли прятаться везде. Это для нас они были матерыми бандитами, а для многих мирных чеченцев - братьями, отцами, мужьями или близкими родственниками. Понимая, что боевики действуют противозаконно, чеченцы тем не менее, укрывали их, кормили, лечили...?
Я внимательно слушал отца и понимал, что за этими, казалось бы, незамысловатыми действиями наших бойцов скрывается совсем другой смысл. Глядя в глаза смерти, отец и его товарищи по службе за небольшой промежуток времени избавили городок от боевиков. Осматривая каждую улицу, каждый дом, заглядывая дулом автомата в каждое окно, они выполнили свою задачу и через три месяца благополучно вернулись домой. Но для многих из них эта операция запомнилась на всю жизнь… Конечно, папа рассказывал мне далеко не все, но о его героических поступках говорят награды, которых он удостоился после этой командировки.
Заключение
Будем помнить, будем жить
У Чеченской войны еще нет истории. Она не написана и мало исследована. Но у этой войны есть свидетели, которые в мирное время познали все её тяготы.
Чеченская война - это страница истории нашей страны, о которой мы забывать не вправе никогда. Наши земляки, родные люди, волею обстоятельств вовлеченные в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашего государства, но и в памяти народа. Сегодня мы, молодое поколение, имеем возможность лично общаться с участниками Чеченской войны, что способствует воспитанию патриотизма. Недаром говорят, что люди, утратившие своё прошлое, не имеют и будущего.
Моя беседа с отцом позволила составить живое представление о недавний событиях в Чечне. Ведь его рассказ – это подлинное свидетельство, обладающее такой силой, что невозможно остаться равнодушным. Ничто не сравнится с мужеством и героизмом, самоотверженностью и благородством простого российского солдата, такого, как мой отец и многие его товарищи. Им мы обязаны всем лучшим, что есть в нашей военной истории. Как бы грамотно и красиво командир ни нарисовал на карте направление атаки, осуществлять ее придется рядовому бойцу. Нашему российскому солдату нужно поклониться за то, что вынес на себе тяжелейший груз военных испытаний и не сломался, не пал духом.
Благодаря данной исследовательской работе, многие учащиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей необъятной России, будут знать героев, которые, не жалея собственной жизни, будучи совсем еще мальчишками, стали настоящими защитниками, воинами. Ведь люди, побывавшие на войне, получили особый дар - они приносят с собой веру в светлое будущее, в будущее без войн, без кровопролития, страха.
Мне кажется, что знать о наших победах, о героях должен каждый. Нужно делать все, чтобы солдаты не были забыты, чтобы в наших сердцах, независимо от времени, звучала та музыка победы, которая вела наших отцов и дедов в бой, давала им силы и мужество.
Список использованной литературы
Автандилян Р. О межэтнических отношениях и о конфликте в Чечне. – М., 2000.
ИТА «Чеченская трагедия. Кто виноват?», - 1995
Логика научного исследования, М., 2005
Материалы семейного архива.
Тишков В.А., Беляева Е.Л., Марченко Г.В. Чеченский кризис. ЦКСИиМ, М., 1995.
Чеченцы: история и современность. Общая ред. Ю.А. Айдаева. М., 2006.
www. memo.ru/prawo
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Кочкуровского муниципального района
Республики Мордовия
Проектно-исследовательская работа
«Расскажи мне о войне, отец…»
Автор: Старкин Николай, учащийся 5 «А» класса
Руководитель: В.Ф.Герасимова, классный руководитель,
учитель русского языка и литературы
Кочкурово 2017г.