Проектно-проблемная ситуация «Из чего готовят хлеб, что едим мы на обед… »
Цели:
- закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
- познакомить с историей производства муки;
- совершенствовать системы обследовательских действий;
- помочь увидеть необыкновенное в обычном;
- обогатить кругозор детей;
- расширять словарный запас
- воспитывать уважение к труду взрослых
Оборудование:
Ход занятия:
В. Уважаемые гости! Мы очень рады, что вы пришли на открытие экспозиции в нашем музее «Что можно сделать из теста»? Торжественное право перерезать ленточку мы предоставляем Вике, ведь именно она сегодня – наш экскурсовод.
Вика перерезает ленточку, рассказывает про выставку: поделки из соленого теста на тему «Что можно сделать из теста?», что для описания экспонатов есть схема (укрепляет на магнитную доску), рассказывает о первом экспонате. Выбирает себе замену, следующий тоже рассказывает(прослушать 3 детей).
В.: оценивает работу экскурсовода, рассказчиков. Обращает внимание на красивую салфетку с цифрой 1. Наверное, это самый главный экспонат нашей выставки. Как вы думаете, что это? У меня даже загадка приготовлена:
Дети отвечают
В: Правильно, это хлеб! Какие пословицы вы знаете о хлебе?
Ответы детей
В.: Я попросила вспомнить эти пословицы не случайно. Они вам помогут понять, почему именно хлеб, а не торт или пицца – главный экспонат нашей выставки
Дети: (хлеб главный, потому что мы едим его каждый день , без торта или пиццы можно обойтись, а без хлеба – нет, в тяжелые времена люди выживали благодаря хлебу)
В.: Где же мы возьмем самый главный экспонат?
Дети предлагают свои варианты
В.: А из чего слепим? Какое тесто возьмем – настоящее или соленое?
Дети предполагают.
В.: Давайте сравним настоящее и соленое тесто. Настя, найди нам те продукты, которые нужны для дрожжевого теста, а ты, Самир, - для соленого.
Дети выкладывают на мольберте. Приходят к выводу, что из соленого проще и быстрее.
В.: Умничка, Самир. А Настенька настоящая хозяюшка, все знает о тесте. Посмотрите, вот у меня все приготовлено для лепки: есть вода, соль, гуашь 2 цветов – светло-коричневая и темно-коричневая. А почему два цвета гуаши? (Потому что бывает хлеб белый – из пшеницы, и черный - из ржи). А вот муки-то у меня нет! В мешки осталось только вот что (В. достает контейнеры с пшеницей и рожью). Посмотрите, что это такое?
Дети отвечают, потом помогают воспитателю решить проблему: муку можно сделать из зерен, предполагают, как это можно сделать.
В.: Правда, давайте попробуем сделать муку самостоятельно, а заодно узнаем, как ее делали в разные времена. Посмотрите, вот и указатель. Наверное, нам надо идти туда (Идут по тропинке, находят письмо – зернышко и рядом знак вопроса – нужно рассказать, откуда берутся зерна). Сможем рассказать? Конечно! (физкультминутка)
По весне поле вспахали. Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами, одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает. Перекрещивают ладони, раздвигают пальца, поднимают руки («солнце»)
Землю согревают. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они. Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки.
Ветер налетает,
Колоски качает. Покачивают руками над головой.
Вправо пригнулись,
Влево качнулись. Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки. Быстро шевеля пальцами.
Рожь водницу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют»)
Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж красива. Трясут кистями рук над головой
Идем дальше, на тропинке следы с «?»
В.: Мне кажется, это наше следующее задание Нам нужно назвать профессии тех людей, которые помогают хлебу прийти к нам на стол! Как вы думаете, кто должен по этой тропинке пройти первый? (Самир, потому что почти все профессии – мужские, для них требуется сила, выносливость). (Проходят, называя профессии комбайнер, тракторист, мельник, кондитер, пекарь, повар, продавец хлеба, шофер…) Ну вот, мы и пришли:-) Посмотрите, что вы видите перед собой? (камни). Это не просто камни. Это инструменты первобытных людей. Как вы думаете, для чего их использовали? Когда-то очень давно, люди измельчали зерна в муку при помощи камней. Для этой работы нужна сила, поэтому мы поручим ее Самиру. Самир, кого ты позовешь себе в помощницы? (5-6 чел. пробуют размолоть зерна). После опыта обсудить с детьми, удобно ли так получать муку, почему)
В.: Затем люди поняли, что растирать зерно лучше, чем толочь. Так появилась зернотерка, состоящая из двух камней – большого, куда клали зерно, и маленького, верхнего. Перемещая верхний камень вдоль нижнего, зерно растирали в муку (дети пробуют, обсуждают, почему неудобно)
Затем муку начинают растирать в ступах (тоже попробовать, сравнить с каменной теркой, объяснить, почему неудобно).
Наконец в Европе, в 10 веке, изобретают…(иллюстрация «Ветряная мельница»). Мы не сможем попробовать изготовить муку на ветряной мельнице, но у нас есть ручная мельница, которая перемалывает муку точно так же (дать попробовать Самиру, потому что он мальчик, самый сильный). Сейчас муку получают вот на таких мельницах (показать). Конечно, работать на современной мельнице легче, но эта работа очень ответственная. Как вы думаете, что будет, если мельник сделает что-то не так?
Ответы детей.
В: Вы так много знаете о хлебе, а теперь и о муке! Я не сомневаюсь, что и тесто вы замесили бы, но наше время заканчивается. Поэтому я приготовила тесто заранее. Давайте поручим слепить хлеб нашим пекарям (отдать миски с тестом, усадить). А вы расскажите мне, пожалуйста, что вам больше всего понравилось? Похвалить детей.
На последнем столе дети находят миски с тестом, лепят последний экспонат, кладут на салфетку для просушки, идут мыть руки.