Методическая разработка занятия по профориентации: Профессии типа «Человек-человек»

6
0
Материал опубликован 3 May 2023 в группе

Социальный педагог

Шепелева Н.А.

Предмет

Профориентация

Класс,

кол-во человек

8 класс.

8 человек.

Тема

Профессии типа «Человек – человек»

Тип урока

Открытие новых знаний, классный час

Цель урока

Создание условий для ознакомления обучающихся с профессиями, относящимися к сфере «человек - человек»

Задачи урока

Знать какие качества требуются людям, владеющим профессией типа «человек-человек».

Корригировать речь, воображение, внимание на основе выполнения творческих заданий.

Воспитывать доброжелательность, терпеливость, уважение к людям труда.

Формируемые БУД

Личностные: уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Предметные: научиться наблюдать и описывать материалы для работы.

Оборудование

Мультимедийная презентация, коррекционно-развивающие задания, карточки с заданиями.

Планируемые результаты

Знать: отличительные признаки профессии типа «человек-человек» от других типов.

Уметь: описывать профессионально важные качества типа профессии «человек-человек»

Этапы урока (время, цель)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

(1-2 мин)

Цель: мотивирование обучающихся в учебную деятельность

-приветствие, психологический настрой

Выдохнете неудачу.

Вдохните хорошее настроение.

Пожелайте друг другу успеха в работе.

Теперь можете сесть поудобнее.

Проверьте свою посадку и готовность к занятию.

У вас на столах конверты с заданиями, цветные карандаши

-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места, проверяют готовность к занятию

2. Постановка целей урока

(3-5 мин)

Определение темы занятия












-Ребята, мы с вами на прошлом занятии познакомились с типологией профессий.

- сколько их?

- назовите все?

- с каким типом мы уже поработали?

- с чем связаны профессии типа ч-т?

А сегодня мы с вами познакомимся со следующим типом профессий

Это….

Разгадайте филворд.


в

ф

ч

в

а

ы

е

с

п

в

л

м

к

п

о

и

у

а

в

т

в

р

е

ь

й

е

к

б

у

н

ч

ю

е

л

е

д

н

д

л

ф

г

ж

о

а

ш

э

в

о

з

я

е

и

х

ч

к

б

Да. Правильно.

-отвечают на вопросы;








-разгадывают филворд, дают ответ

3.Актуализация знаний обучающихся

(3-5 мин)

Цель: подготовить обучающихся к восприятию нового материала на основе имеющихся знаний

-коррекционное задание (отгадывание загадок).

Сегодня мы продолжаем знакомиться с типологией профессий. И тип сегодня «человек-человек».

Обозначим проблему. Что же это за тип, какими профессионально важными качествами должен обладать человек, владеющий этим типом профессии?


Предлагаю несколько загадок.

Загадки о профессиях

1.Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И Родину любить

 (Воспитатель)    

2.Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

 (Доктор)   

3.У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер.)

4.В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам!

(Библиотекарь.)

5.Мы заходим в магазин.
Человек там есть один,
Нам подскажет, что купить,
Сколько нужно заплатить.
Кто же этот молодец?
Ну, конечно,.. (продавец)










- отгадывают загадки


4.Изучение материала

(13 мин)

Цель: создать условия для решения учебной задачи и нахождения путей ее решения

-объяснение темы;


-просмотр презентации.

-Хорошо. Вы умеете отгадывать загадки.

- К какому типу профессий относятся эти профессии?

Это все профессии типа «Человек – человек»

Главное содержание труда в профессиях этого типа сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому большое значение для этих профессий имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, чуткость к состоянию других, умение улаживать ссоры, а также общительность, эмоциональная устойчивость, отзывчивость, организаторские способности, внимательность, доброжелательность, тактичность. Всё вышеперечисленное – требования профессий этого типа к человеку.

 В области профессий типа «Человек-человек» обычно выделяется несколько подтипов:

С воспитанием и обучением: воспитатель, спортивный тренер, учитель

С медицинским обслуживанием: врач, фельдшер, медсестра, няня.

С бытовым обслуживанием: продавец, парикмахер, официант, вахтер.

С информационным обслуживанием: библиотекарь, экскурсовод

Работать с людьми достаточно сложно Профессии, связанные со взаимодействием с людьми, обычно требовательны к индивидуальной подготовке специалиста в той или иной сфере.

Профессии, связанные с работой с людьми, требуют особого подхода. 

Для работы с большим количеством людей понадобится огромная выдержка, физическая неутомимость, так как во время работы поглощается огромное количество энергии, иногда гораздо больше, чем при работе с техникой. 

- Сегодня мы с вами окунемся в мир профессий «человек-человек», разберем несколько профессий и выявим, какими же качествами должен обладать тот или иной представитель этой профессии.

Профессии, о которых сегодня будет идти речь, вам хорошо знакомы. Вы встречаетесь с представителями этих профессий, когда делаете покупки и проявляете заботу о ваших волосах.

- Как называются эти профессии? Эти профессии называются продавец и парикмахер. Сначала поговорим о профессии продавца.

Вопрос. Какими способностями должен обладать продавец или парикмахер? Подумайте. Можете посовещаться.

Индивидуальная работа.

(разукрашивает рисунок «продавец»)

- Какими же профессионально важными качествами должен обладать продавец или парикмахер?

- Я предлагаю вам выполнить несколько заданий. После каждого выполненного упражнения, вы делаете вывод и прикрепляете на доску табличку с качеством профессионала, которое вы увидите в нем.

1. Упражнение 

Найди и посчитай все овощи, которые продаются в овощном магазине» (слайд)

(Выявляется, кто оказался самым внимательным.) Молодцы!

- Почему продавец должен быть внимательным? (Так как продавец имеет дело с товаром и деньгами, ему необходимо внимательно следить за количеством того и другого. Например, количество проданного товара должно соответствовать полученной сумме денег за него). На доску прикрепляют табличку «Внимательность»

- Так как продавец имеет дело с количеством товара или денег, то какая способность для него является очень важной? (Математическая способность: он должен уметь хорошо считать). Попробуйте с помощью следующих заданий проверить свои вычислительные способности.

2. Упражнение «Считай без ошибок» ( слайд)

а) Допишите ряды чисел:

1, 3, 5, …

3, 13, 23, …

908, 807, 706, …

-  Каждый продавец должен хорошо знать товар, который он продаёт. Он должен помнить все его характеристики. Какая в данном случае способность для него важна? Прикрепляют табличку «Хорошая память»

- Работая в книжном магазине, вы обязаны знать все названия книг, которые там продаются.

3. Упражнение «Угадай книгу».

а) в названии книги присутствует цвет. Приведите примеры.

(«Красная …. Шапочка», «Серая ……шейка», «Золотой ……ключик», «Алые ……паруса»

б) В названии книги присутствует цифра («Три …..поросёнка», «Три….. толстяка», «Четыре танкиста и собака»).

- Общаясь с покупателями, продавец должен уметь выслушать их, чтобы получить ясное представление о том, что они хотят приобрести. Порой покупатель не может выразить свое желание должным образом. В этом случае продавцу приходится применять логическое мышление, догадливость,чтобы догадаться, что требуется клиенту.

Прикрепляют табличку «Догадливость»

4. Упражнение «Забывчивый покупатель»

- Представьте, что к вам в магазин зашёл рассеянный покупатель, который, желая купить массу продуктов, забыл, как они все называются. Поэтому он дает их описание, а вы должны быстро, не задумываясь, ответить, что он хочет приобрести.

а) зелёный, продолговатый, сочный; ( огурец)

б) сладкое, сливочное, холодное; (масло)

в) белое, коровье;(молоко)

г) круглое, душистое, антоновское; (яблоко)

д) оранжевый, сочный, круглый;(апельсин)

ж) атлантическая, жирная, малосоленая; (сельдь)

з) ароматная, свежая, с маком (булочка)

- Хорошо, вы справились с заданием. Прикрепляют на доску табличку «Внимательность к людям» «Терпеливость».


Представьте, что вы парикмахер. Может произойти следующая ситуация.

5. Упражнение «Ролевое проигрывание»

Женщина приходит в парикмахерскую. Сделала стрижку, которая ей очень не нравится, но пришлось заплатить немаленькую сумму денег. Парикмахер заметил недовольство клиента. Как поведет себя парикмахер, чтобы разрядить обстановку?

-Посовещайтесь друг с другом.

Индивидуальная работа с обучающимся. Выбирает из предложенных профессию «Парикмахер» и разукрашивает ее.

Вопрос классу:

-Так, скажите мне как парикмахер уладит конфликт?

Прикрепляют табличку «Умение улаживать конфликты»


- Как вы думаете, какой способностью надо владеть, чтобы подстричь волосы ровно и аккуратно?

Давайте проверим ваш глазомер.

Упражнение «Восприятие и глазомер» 

Предъявляется рисунок. Необходимо найти дорожку и дорисовать нужную фигуру в правом столбике.

Обучающиеся работают индивидуально. Кто первый, поднимет руку.

- Каждому парикмахеру нужно иметь хорошо развитое воображение, фантазию.

6. Мы в салоне «Мир стрижки»

Работа в группах

Работа с манекеном. Выполнить задание по группам.

Одна группа должна разработать и нарисовать стрижку для мальчиков и девочек; другая – для юношей и девушек, третья – для мужчин и женщин среднего возраста.

Затем из рисунков детей создается выставка «Мир стрижки».

Прикрепляется на доску табличка «Хорошее воображение»

-отвечают на вопрос;


-прослушивают информацию учителя











































-обучающиеся обсуждают вопрос

















-выполняют упражнение


















-выполняют задание по группам










-выполняют задание







- выполняют задание





































Разыгрывают роль парикмахера и клиента.




-идет обсуждение









-отвечают на вопрос








-выполняют упражнение








работа в группах


Физминутка

(3-5 мин).

Цель: снятие напряжения

- организация выполнения упражнений

Проведение динамичной музыкальной физминутки.

(песенка про профессии)



-выполняют упражнения

5. Закрепление (7-10 мин).

Цель: закрепление полученных знаний


- С каким типом профессий мы познакомились?

- Какими профессионально важными качествами должен обладать человек, владеющий этим типом? Внимательность

Хорошая память

Догадливость

Внимание к людям

Терпеливость

Умение улаживать конфликты

Хорошее воображение

Фантазия

- У меня в руках осталась одна табличка с надписью «Доброжелательность». Скажите, а это можно считать профессионально важным качеством профессии типа «человек-человек»?


-отвечают на вопросы;

- читают по очереди прикрепленные качества на доске, комментируя каждое






-отвечают на вопрос

Прикрепляют «Доброжелательность» на доску

6.Рефлексия

(2-3 мин).

Цель: соотнесение цели урока и его результатов




Закончите предложение.

Я сегодня на занятии узнал, что…

Я сегодня на занятии понял, что профессия типа «человек-человек» требует…

Занятие окончено.

Спасибо за работу!


-выбирают предложение и заканчивают его устно













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.