Методическая разработка занятия по профориентации: Профессии типа «Человек-человек»
Социальный педагог | Шепелева Н.А. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Профориентация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс, кол-во человек | 8 класс. 8 человек. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Профессии типа «Человек – человек» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Открытие новых знаний, классный час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Создание условий для ознакомления обучающихся с профессиями, относящимися к сфере «человек - человек» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока | Знать какие качества требуются людям, владеющим профессией типа «человек-человек». Корригировать речь, воображение, внимание на основе выполнения творческих заданий. Воспитывать доброжелательность, терпеливость, уважение к людям труда. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формируемые БУД | Личностные: уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) Предметные: научиться наблюдать и описывать материалы для работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование | Мультимедийная презентация, коррекционно-развивающие задания, карточки с заданиями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Знать: отличительные признаки профессии типа «человек-человек» от других типов. Уметь: описывать профессионально важные качества типа профессии «человек-человек» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока (время, цель) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент (1-2 мин) Цель: мотивирование обучающихся в учебную деятельность -приветствие, психологический настрой | Выдохнете неудачу. Вдохните хорошее настроение. Пожелайте друг другу успеха в работе. Теперь можете сесть поудобнее. Проверьте свою посадку и готовность к занятию. У вас на столах конверты с заданиями, цветные карандаши | -приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места, проверяют готовность к занятию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка целей урока (3-5 мин) Определение темы занятия | -Ребята, мы с вами на прошлом занятии познакомились с типологией профессий. - сколько их? - назовите все? - с каким типом мы уже поработали? - с чем связаны профессии типа ч-т? А сегодня мы с вами познакомимся со следующим типом профессий Это…. Разгадайте филворд.
Да. Правильно. | -отвечают на вопросы; -разгадывают филворд, дают ответ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний обучающихся (3-5 мин) Цель: подготовить обучающихся к восприятию нового материала на основе имеющихся знаний -коррекционное задание (отгадывание загадок). | Сегодня мы продолжаем знакомиться с типологией профессий. И тип сегодня «человек-человек». Обозначим проблему. Что же это за тип, какими профессионально важными качествами должен обладать человек, владеющий этим типом профессии? Предлагаю несколько загадок. Загадки о профессиях 1.Ты учишь буквы складывать, считать, Цветы растить и бабочек ловить, На всё смотреть и всё запоминать, И Родину любить (Воспитатель) 2.Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? (Доктор) 3.У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый. (Парикмахер.) 4.В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам! (Библиотекарь.) 5.Мы заходим в магазин. | - отгадывают загадки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Изучение материала (13 мин) Цель: создать условия для решения учебной задачи и нахождения путей ее решения -объяснение темы; -просмотр презентации. | -Хорошо. Вы умеете отгадывать загадки. - К какому типу профессий относятся эти профессии? Это все профессии типа «Человек – человек» Главное содержание труда в профессиях этого типа сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому большое значение для этих профессий имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, чуткость к состоянию других, умение улаживать ссоры, а также общительность, эмоциональная устойчивость, отзывчивость, организаторские способности, внимательность, доброжелательность, тактичность. Всё вышеперечисленное – требования профессий этого типа к человеку. В области профессий типа «Человек-человек» обычно выделяется несколько подтипов: С воспитанием и обучением: воспитатель, спортивный тренер, учитель С медицинским обслуживанием: врач, фельдшер, медсестра, няня. С бытовым обслуживанием: продавец, парикмахер, официант, вахтер. С информационным обслуживанием: библиотекарь, экскурсовод Работать с людьми достаточно сложно Профессии, связанные со взаимодействием с людьми, обычно требовательны к индивидуальной подготовке специалиста в той или иной сфере. Профессии, связанные с работой с людьми, требуют особого подхода. Для работы с большим количеством людей понадобится огромная выдержка, физическая неутомимость, так как во время работы поглощается огромное количество энергии, иногда гораздо больше, чем при работе с техникой. - Сегодня мы с вами окунемся в мир профессий «человек-человек», разберем несколько профессий и выявим, какими же качествами должен обладать тот или иной представитель этой профессии. Профессии, о которых сегодня будет идти речь, вам хорошо знакомы. Вы встречаетесь с представителями этих профессий, когда делаете покупки и проявляете заботу о ваших волосах. - Как называются эти профессии? Эти профессии называются продавец и парикмахер. Сначала поговорим о профессии продавца. Вопрос. Какими способностями должен обладать продавец или парикмахер? Подумайте. Можете посовещаться. Индивидуальная работа. (разукрашивает рисунок «продавец») - Какими же профессионально важными качествами должен обладать продавец или парикмахер? - Я предлагаю вам выполнить несколько заданий. После каждого выполненного упражнения, вы делаете вывод и прикрепляете на доску табличку с качеством профессионала, которое вы увидите в нем. 1. Упражнение Найди и посчитай все овощи, которые продаются в овощном магазине» (слайд) (Выявляется, кто оказался самым внимательным.) Молодцы! - Почему продавец должен быть внимательным? (Так как продавец имеет дело с товаром и деньгами, ему необходимо внимательно следить за количеством того и другого. Например, количество проданного товара должно соответствовать полученной сумме денег за него). На доску прикрепляют табличку «Внимательность» - Так как продавец имеет дело с количеством товара или денег, то какая способность для него является очень важной? (Математическая способность: он должен уметь хорошо считать). Попробуйте с помощью следующих заданий проверить свои вычислительные способности. 2. Упражнение «Считай без ошибок» ( слайд) а) Допишите ряды чисел: 1, 3, 5, … 3, 13, 23, … 908, 807, 706, … - Каждый продавец должен хорошо знать товар, который он продаёт. Он должен помнить все его характеристики. Какая в данном случае способность для него важна? Прикрепляют табличку «Хорошая память» - Работая в книжном магазине, вы обязаны знать все названия книг, которые там продаются. 3. Упражнение «Угадай книгу». а) в названии книги присутствует цвет. Приведите примеры. («Красная …. Шапочка», «Серая ……шейка», «Золотой ……ключик», «Алые ……паруса» б) В названии книги присутствует цифра («Три …..поросёнка», «Три….. толстяка», «Четыре танкиста и собака»). - Общаясь с покупателями, продавец должен уметь выслушать их, чтобы получить ясное представление о том, что они хотят приобрести. Порой покупатель не может выразить свое желание должным образом. В этом случае продавцу приходится применять логическое мышление, догадливость,чтобы догадаться, что требуется клиенту. Прикрепляют табличку «Догадливость» 4. Упражнение «Забывчивый покупатель» - Представьте, что к вам в магазин зашёл рассеянный покупатель, который, желая купить массу продуктов, забыл, как они все называются. Поэтому он дает их описание, а вы должны быстро, не задумываясь, ответить, что он хочет приобрести. а) зелёный, продолговатый, сочный; ( огурец) б) сладкое, сливочное, холодное; (масло) в) белое, коровье;(молоко) г) круглое, душистое, антоновское; (яблоко) д) оранжевый, сочный, круглый;(апельсин) ж) атлантическая, жирная, малосоленая; (сельдь) з) ароматная, свежая, с маком (булочка) - Хорошо, вы справились с заданием. Прикрепляют на доску табличку «Внимательность к людям» «Терпеливость». Представьте, что вы парикмахер. Может произойти следующая ситуация. 5. Упражнение «Ролевое проигрывание» Женщина приходит в парикмахерскую. Сделала стрижку, которая ей очень не нравится, но пришлось заплатить немаленькую сумму денег. Парикмахер заметил недовольство клиента. Как поведет себя парикмахер, чтобы разрядить обстановку? -Посовещайтесь друг с другом. Индивидуальная работа с обучающимся. Выбирает из предложенных профессию «Парикмахер» и разукрашивает ее. Вопрос классу: -Так, скажите мне как парикмахер уладит конфликт? Прикрепляют табличку «Умение улаживать конфликты» - Как вы думаете, какой способностью надо владеть, чтобы подстричь волосы ровно и аккуратно? Давайте проверим ваш глазомер. Упражнение «Восприятие и глазомер» Предъявляется рисунок. Необходимо найти дорожку и дорисовать нужную фигуру в правом столбике. Обучающиеся работают индивидуально. Кто первый, поднимет руку. - Каждому парикмахеру нужно иметь хорошо развитое воображение, фантазию. 6. Мы в салоне «Мир стрижки» Работа в группах Работа с манекеном. Выполнить задание по группам. Одна группа должна разработать и нарисовать стрижку для мальчиков и девочек; другая – для юношей и девушек, третья – для мужчин и женщин среднего возраста. Затем из рисунков детей создается выставка «Мир стрижки». Прикрепляется на доску табличка «Хорошее воображение» | -отвечают на вопрос; -прослушивают информацию учителя -обучающиеся обсуждают вопрос -выполняют упражнение -выполняют задание по группам -выполняют задание - выполняют задание Разыгрывают роль парикмахера и клиента. -идет обсуждение -отвечают на вопрос -выполняют упражнение работа в группах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка (3-5 мин). Цель: снятие напряжения - организация выполнения упражнений | Проведение динамичной музыкальной физминутки. (песенка про профессии) | -выполняют упражнения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление (7-10 мин). Цель: закрепление полученных знаний | - С каким типом профессий мы познакомились? - Какими профессионально важными качествами должен обладать человек, владеющий этим типом? Внимательность Хорошая память Догадливость Внимание к людям Терпеливость Умение улаживать конфликты Хорошее воображение Фантазия - У меня в руках осталась одна табличка с надписью «Доброжелательность». Скажите, а это можно считать профессионально важным качеством профессии типа «человек-человек»? | -отвечают на вопросы; - читают по очереди прикрепленные качества на доске, комментируя каждое -отвечают на вопрос Прикрепляют «Доброжелательность» на доску | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия (2-3 мин). Цель: соотнесение цели урока и его результатов | Закончите предложение. Я сегодня на занятии узнал, что… Я сегодня на занятии понял, что профессия типа «человек-человек» требует… Занятие окончено. Спасибо за работу! | -выбирают предложение и заканчивают его устно |