Профессии в мире кино: сценарист
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
(МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО СЮТ)
ТЕМА
«Профессии в мире кино: сценарист»
Автор: Коноплева Милия Сергеевна
педагог дополнительного образования
2024 г.
Цель: информирование учащихся о профессии сценариста, формирование осознанного выбора профессии.
Задачи:
способствовать созданию доверительной и непринужденной обстановки среди участников;
раскрыть особенности деятельности сценариста на этапе подготовки сценария к фильму;
способствовать развитию творческой активности учащихся.
Формы, методы, приемы: беседа, психомышечная гимнастика, активизирующие упражнения, приемы технологии развития критического мышления.
Целевая группа: учащиеся 15-17 лет.
Необходимое оборудование: ноутбук, мультимедийный экран, канцелярские принадлежности: клей, ножницы, ватман, фломастеры, карандаши, скотч.
Рекомендации для проведения:
В начале мероприятия перед основным этапом обязательно проводится приветствие для активизации участников и эффективного погружения в работу.
Упражнение «Письмо себе» способствует активизации интереса у участников к мероприятию.
Работа в процессе занятия ведется в подгруппах. В конце занятия педагог дает обратную связь на разработанные фильмы, но после комментариев самих учащихся в адрес другой подгруппы.
Сценарий мероприятия
«Профессии в мире кино: сценарист»
Введение
Педагог: Здравствуйте! Рада вас видеть! Сегодня у нас занятие, название которого «Профессия-сценарист». Многие из вас любят смотреть кино, многие из вас обсуждают героев, сюжеты с друзьями, со знакомыми, многие из вас участвуют в спорах по поводу того, что же автор фильма хотел нам показать, какую идею он пытался до нас донести с помощью фильма. И скажите, пожалуйста, хотелось ли вам хоть раз что-то изменить в просматриваемом вами фильме, может быть характер героя, его поступки, или же сам сюжет, финал? Ответы участников.
Сегодня мы попробуем с вами оказаться по ту сторону экрана и самим решать, каким будет герой, о чем будет его история, и чем она завершиться.
II. Подготовительный этап
Упражнение «Письмо себе
Педагог: Прежде, чем начать занятие, я предлагаю вам подумать и написать письмо себе: чего вы ждете от занятия, зачем оно вам нужно, чтобы вы хотели узнать? Я раздам вам конверты с листом бумаги, вы его запечатаете и подпишите, в конце занятия сверите свои ожидания с полученным результатом. Попробуйте уложиться в 2 минуты.
Упражнение «Приветствие»
Педагог: Как культурные и вежливые люди, прежде чем начать работать, поприветствуем друг друга с помощью рукопожатий. Поскольку наше занятие напрямую связано с системой масс-медиа, то и приветствовать мы будем других, опираясь на тему занятия.
Существует несколько жанров в кино: драма, комедия, мелодрама, детектив и др. Сейчас вам нужно поприветствовать друг друга, как будто вы играете в «драме» - грустные, печальные, очень нехотя здороваетесь с помощью вялого рукопожатия. Я включу соответствующую этому состоянию музыку.
Участники двигаются по залу под мелодию и приветствуют друг друга, как в «драме».
Педагог: Теперь представьте, что вы играете в «детективе» - кругом много загадок и опасностей, и вы на редкость подозрительны.
Участники двигаются по залу под соответствующую мелодию и приветствуют друг друга, как в «детективе».
Педагог: Теперь представьте, что вы играете в «комедии» - вам весело, у вас прекрасное, радостное настроение. Вам хочется поделиться этим настроением с другими.
Участники двигаются по залу под соответствующую музыку и приветствуют друг друга, как в «комедии».
Обсуждение: Понравилось упражнение? Что чувствуете сейчас?
Основной этап
Педагог: Условно работу сценариста можно разделить на три части: подготовка сценария, непосредственно написание сценария и его редактирование. Во многом работа сценариста заключается в подготовке сценария, а не в его непосредственном написании. Подготовка включает в себя разработку героев, темы фильма, идеи, сюжета, финала и др. Этим мы с вами сегодня и займемся.
Упражнение «Тема и идея»
Педагог: Как вы думаете, с чего в основном начинается сценарий. Ответы участников. Да, с придумывания героев, возможно, но чаще всего с идеи или с темы. В чем их отличие? Тема в кино – это вопрос, который задает автор, идея - это его ответ на заданный вопрос. Например, вопрос (тема) «сможет ли герой среди непонимания со стороны близких найти себя?» получает ответ (идею) «иногда, чтобы найти себя, необходимо уйти в свободное плавание».
Сейчас объединитесь, пожалуйста, в две группы. Рассчитайтесь на «драма», «комедия». Участники объединяются в две подгруппы.
Педагог: В подгруппах придумайте тему и идею вашего сценария. Жанр вы определяете сами, ведь в зависимости от жанра тема и идея будут раскрываться по-разному. На все вам дается 6 минут.
Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли сложности в процессе, почему, как удалось их разрешить? Удалось ли вам договориться в группе? Что чувствуете сейчас?
Упражнение «Жизненная ситуация»
Педагог: Вы все в своей жизни сталкивались со сценарием, только вы
видели его не на бумаге, а на экране. Изначально практически весь визуальный контент прописывается «на бумаге»: реклама, клипы, телепередачи и т.д. В основе всего лежит какая-то история. Можете привести пример какой-то ситуации из своей жизни, которая могла бы лечь в основу истории? Ответы участников.
Педагог: Отлично! Сейчас в подгруппах придумайте, пожалуйста, жизненную ситуацию, которую можно было бы уложить в 5-10 минут экранного времени. На это упражнение вам дается 10 минут.
Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли трудности, почему? Удалось ли вам высказаться в подгруппе? Что чувствуете сейчас?
Упражнение «Герой»
Педагог: Мы продолжаем. В начале вы сказали, что сценарий начинается с героя и так тоже бывает. Сейчас в подгруппах напишите список из пяти качеств, которые вас восхищают в людях. Дальше подумайте, как может действовать герой, у которого эти качества не развиты (пока). Выберите одно качество и тщательно обдумайте, какой именно вызов (важное событие) бросит ему жизнь, чтобы он научился быть… каким? На это вам дается 5 минут. Участники выполняют упражнение, затем сообщают, что у них получилось.
Педагог: Теперь придумайте героя, какого он пола, возраста, как его зовут, чем он занимается в данный момент, чего он хочет достичь в рамках вашей истории. На это вам дается 10 минут.
Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли трудности, почему? Что чувствуете сейчас?
Упражнение «Пройти сквозь бури»
Педагог: сейчас мы с вами немного отдохнем, встаньте все, пожалуйста, в ряд (можно парами или тройками) и начните идти в одну сторону, слушая то, что я буду говорить.
Текст:
Вы идете босиком по полю, наступая на торчащие стебли растений. Вам очень не нравится идти босиком. Теперь вы идете в обуви, но по непроходимому лесу. Ветки деревьев так и норовят вас задержать, но вы героически пробираетесь между ними. Вдруг, вы прислушиваетесь и слышите протяжный вой волка. Вы настороженно, оглядываясь продолжаете идти. Вы слышите шевеление позади себя и бежите вперед. Вы понимаете, что вам не убежать и решаете спрятаться под ближайшим кустом. Вы идете дальше и видите чудесное озеро. Вы заходите в него. Вода очень холодная, но вы все равно плывете на другой берег. Переплыв озеро, вы встречаетесь лицом к лицу с бурей. Но вам надо идти вперед. Она вас гнет и изгибает, но вы идете вперед. И вот, впереди, вы увидели прекрасный дом вашей мечты. Вы быстро и радостно идете к нему. Спотыкаетесь, но идете дальше. Подходите к дому, взбегаете вверх по ступенькам на крыльцо, открываете дверь и видите СЧАСТЬЕ.
Обсуждение: Смогли ли вы отвлечься и расслабиться? Что вам понравилось и что не понравилось в игре? Что вы увидели, открыв дверь дома?
Упражнение «Конфликт»
Педагог: Как вы думаете, без чего не может существовать ни одна история,
без чего она будет просто бессмысленна, неинтересна и скучна? Ответы участников.
Педагог: История не может существовать без конфликта. Какие конфликты вы можете привести в пример, с какими вы сами сталкивались в своей жизни? Ответы участников (конфликты учителей и учеников, родителей и детей, соседей на одной площадке, в транспорте среди пассажиров).
Педагог: Сейчас попробуйте придумать конфликт вашего героя или героини с кем-либо. Это будет сердцем вашей истории. Помните, что конфликт – это столкновение интересов, целей. Вашему герою необходимо достичь какой-то цели, но на пути у него кто-то стоит. Этот кто-то тоже имеет свою цель. Как ваш герой будет выходить из этого конфликта, достигнет ли он своей цели или нет – от этого будет зависеть финал вашей истории.
На выполнение упражнения дается 15 минут.
Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Что было легким, что сложным?
Заключительный этап
Упражнение «Мизансцена»
Педагог: Ребята, вы придумали основные элементы, необходимые для создания истории. Сейчас вам нужно их структурировать, т.е. записать последовательно сцены, происходящие в вашем фильме. Например, сцена № 1 «по оживленному тротуару идут прохожие», сцена № 2 «героиня N приветствует соседа на площадке возле дома» и т.д. Описываете локацию, действия героев в сцене. Диалоги на этом этапе подробно не расписываются, можно просто обозначить, о чем разговор. На это вам дается 10 минут.
Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Удалось вам с ним справиться, как вы считаете?
Упражнение «Презентация фильма»
Педагог: Ваш история готова, теперь вам нужно ее представить. Для этого
Вам понадобится ватман, фломастеры, ручки, вырезки из журналов. Вы можете рисовать, писать, клеить и, конечно же, рассказывать.
В презентацию входит:
1) обложка фильма
2) тема, идея, жанр
3) главный герой
4) его конфликт
5) непосредственно история в виде сцен
На подготовку презентации 15 минут.
Участники представляют свои фильмы и дают обратную связь другой команде. Педагог комментирует фильмы обеих подгрупп: что получилось очень хорошо, что можно добавить или убрать, что можно отредактировать.
Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Возникали ли трудности, почему? Что чувствуете сейчас?
Упражнение «Письмо себе»
Педагог: Ребята, наше занятие подошло к завершению, сейчас вы
откроете свои конверты, и сравните ваши реальные ожидания от записанных ранее. Если есть желающие, можете прочитать письма и рассказать, чем они отличаются от того, что на самом деле вы сейчас чувствуете. Желающие участники читают письма.
Педагог: Надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас интересным и полезным. Желаю успехов! Всем спасибо, до новых встреч!
Список источников:
Линда Сегер Как хороший сценарий сделать великим. Практическое руководство голливудского эксперта. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 320 с.
Кристофер Воглер, Дэвид Маккенна. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 314 с.
https://uprazhnenie-igra.ru/uprazhnenie-projti-skvoz-buri/ Упражнение
«Пройти сквозь бури».