Профессиональная компетентность социального педагога на примере ведения вокальной студии «Вдохновение»
Профессиональная компетентность социального педагога на примере ведения вокальной студии «Вдохновение».
Профессиональная компетентность социального педагога это способность решать профессиональные задачи в условиях в своей деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя совокупность знаний и умений, которые определяют результативность и эффективность деятельности. Для педагога важна и комбинация личностных и профессиональных качеств. А какими компетенциями обязан обладать педагог, работающий с людьми с инвалидностью?
Я, Головачева Елена Игоревна, работаю в ОГБУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор», социальным педагогом. Одним из направлений моей деятельности является вокальная студия «Вдохновение»
В Центр реабилитации приезжают люди с инвалидностью от 16 лет для прохождения курса социальной реабилитации сроком 10 месяцев. Каждый человек индивидуален, а люди с инвалидностью имеют свои особенности и к каждому необходимо найти подход.
Как правило к нам в центр реабилитации приезжают люди, которые воспитывались в разных условиях (интернат, семья, не полная семья, город, село и т.д.). При построении работы важно учитывать и эти особенности. Чаще всего это замкнутые и неуверенные в себе люди, которые боятся идти на контакт и выходить из зоны комфорта. Для преодоления этих барьеров мною была разработана и внедрена в работу программа «Социокультурная реабилитация людей с инвалидностью посредством вокальной студии «Вдохновение»».
Вокальное искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир. Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказание. Знакомя людей с эмоционально-образным содержанием музыкальных произведений, мы побуждаем их к сопереживанию, сочувствию, состраданию, радости, восторгу и, наконец, они получают положительный заряд энергии.
Важно найти подход к реабилитанту, расположить к себе и собственным примером заинтересовать его. Проявление педагогом эмпатии, понимания, любви к подопечным и к своему делу помогает раскрывать и развивать таланты людей с инвалидностью.
В процессе изучение вокала, люди с инвалидностью осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения людей с инвалидностью, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению это путь через игру и фантазирование. Люди, имеющие инвалидность, могут быть так же способны и талантливы, как и здоровые люди.
Занятия по данной программе направлены на развитие творческих вокальных способностей, коммуникабельности, помогают самосовершенствоваться и саморазвиваться, раскрывают внутренний потенциал, помогают чувствовать себя более уверенными, что позволяет им более успешно адаптироваться в обществе. Занятия помогают людям с инвалидностью преодолевать чувства страха, неполноценности, неуверенности через включение в творческую деятельность.
В процессе освоения программы, люди учатся выходить на сцену, выступать перед зрителями, осваивают азбуку сценической культуры. На первом этапе номера строятся коллективные или в паре со мной. В процессе репетиций они общаются с окружающими в непринужденной творческой обстановке, а после выступления получают свою «минуту славы» и тепло благодарности от зрителей. Все это дает ощущение внутренний свободы и способствует установлению эмоциональной связи между участниками объединения и педагогами.
Важно после мероприятий провести рефлексию. Человек с инвалидностью делится своими эмоциями и чувствами от выступления, а я как наставник даю объективную оценку. Важно чтобы оценка была действительно объективной и если были недочеты все они должны быть преподнесены в мягкой форме, для работы над ними в процессе следующих подготовок.
Я убеждена, что педагог своим теплом души и профессионализмом может рассмотреть даже в самом зажатом человеке «искру» и развить ее до «огня» согревающего не только самого человека с инвалидностью, но и окружающих. раскрыть
После освоения программы люди с инвалидностью умеют преподносить себя в обществе смело открывают перед собой «новые двери» и не бояться изменить жизнь.