12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
педагоги-психологи Хабаровска52 Материал размещён в группе «Педагоги-психологи Хабаровска» |
Общероссийский классификатор занятий.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Перечень профессиональных стандартов
№ п/п | Наименование профессионального стандарта |
Специалисты в области образования | |
1. | Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)1 |
2. | Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
3. | Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
4. | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
5. | Специалист в области воспитания |
6. | Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность) |
7. | Руководитель научной организации (управление научными исследованиями) |
8. | Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) |
Итого | 8 |
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса | 01.002 | |||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | |||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||||||
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | ||||||||
Группа занятий: | ||||||||
2445 | Психологи | 331 | Преподавательский персонал начального образования | |||||
332 | Персонал дошкольного воспитания и обучения | 334 | Преподавательский персонал по обучению управлению средствами передвижения | |||||
333 | Преподавательский персонал специального обучения | - | - | |||||
(код ОКЗ1) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | |||||
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||||||
80.1 | Дошкольное и начальное общее образование водителей | |||||||
80.2 | Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование | |||||||
80.3 | Высшее профессиональное образование | |||||||
80.4 | Образование для взрослых и прочие виды образования | |||||||
(код ОКВЭД2) | (наименование вида экономической деятельности) |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2014 г. №___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
30 |
Регистрационный номер |
Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
1. Код 2. Наименование 3. Уровень квалификации 4. Наименование 5. Код 6. Уровень (подуровень) квалификации
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А | Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | 7 | Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | A/01.7 | 7 | |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений | A/02.7 | 7 | ||||
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | A/03.7 | 7 | ||||
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися | A/04.7 | 7 | ||||
Психологическая диагностика обучающихся | A/05.7 | 7 | ||||
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | A/06.7 | 7 | ||||
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях) | A/07.7 | 7 | ||||
В | Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | В/01.7 | 7 | ||
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | В/02.7 | 7 | ||||
Психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья | В/03.7 | |||||
Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | В/04.7 | |||||
Психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | В/05.7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
| Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||||||||
Возможные наименования должностей | Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации | |||||||||||||||||||
Требования к профессиональному образованию и обучению | Высшее образование по профильным направлениям | |||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы | - | |||||||||||||||||||
Особые условия допуска к работе | | |||||||||||||||||||
Дополнительные характеристики | ||||||||||||||||||||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | ||||||||||||||||||
ОКЗ | 2445 | Психологи | ||||||||||||||||||
331 | Преподавательский персонал начального образования | |||||||||||||||||||
332 | Персонал дошкольного воспитания и обучения | |||||||||||||||||||
333 | Преподавательский персонал специального обучения | |||||||||||||||||||
334 | Преподавательский персонал по обучению управлению средствами передвижения | |||||||||||||||||||
ЕКС3 | - | Педагог-психолог, психолог | ||||||||||||||||||
ОКСО4 | 0303 | Психология |
3.1.1. Трудовая функция
Наиме-нование | Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | Код | A/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | ||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||
Трудовые действия | Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей | ||||||||||
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы | |||||||||||
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников | |||||||||||
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей | |||||||||||
Разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами | |||||||||||
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |||||||||||
Необходимые умения | Использовать качественные и количественные методы психологического обследования | ||||||||||
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований | |||||||||||
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся | |||||||||||
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ | |||||||||||
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) | |||||||||||
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся | |||||||||||
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий | |||||||||||
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями | |||||||||||
Необходимые знания | Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии | ||||||||||
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех ступенях общего образования | |||||||||||
Теория и методы организации психологического исследования | |||||||||||
Методы статистического анализа данных психологического исследования | |||||||||||
Методы верификации результатов исследования | |||||||||||
Методы интерпретации и представления результатов исследования | |||||||||||
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики | |||||||||||
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ | |||||||||||
Профессиональная этика | |||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | |||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |||||||||||
Другие характеристики | - |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений | Код | A/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологическая экспертиза программ развития образовательного учреждения с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных учреждений при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (и иных законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательного учреждения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения с учетом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательном учреждении, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды (ее безопасности и комфортности) и образовательных технологий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | История и теория проектирования образовательных систем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного пространства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге качества результатов и содержания образовательного процесса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.3. Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | Код | A/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных учреждений по взаимоотношениям в трудовом коллективе и другим профессиональным проблемам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся и их общения в образовательных учреждениях и в семье | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать совместно с педагогами, преподавателями траектории обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Современные теории и методы консультирования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этические нормы организации и проведения консультативной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической и медико-социальной помощи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.4. Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися | Код | A/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | Код | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация и совместное осуществление педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Контролировать ход психического развития обучающихся на различных ступенях образования различных типов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Современные теории, направления и практика коррекционно-развивающей работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные техники и приемы развивающей работы и психологической помощи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закономерности развития различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (дефектологами, логопедами и др.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.5. Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Психологическая диагностика обучающихся | Код | A/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных учреждений и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планировать и проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации обучающихся к новым образовательным условиям | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психологической помощи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов у обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования соответствующего уровня | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы математической обработки результатов психологической диагностики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психология личности и социальная психология малых групп | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | Код | A/06.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | ||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||
Трудовые действия | Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста | ||||||||||||||||
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности | |||||||||||||||||
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных учреждений и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в ходе консультирования, педагогических советов) | |||||||||||||||||
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |||||||||||||||||
Просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |||||||||||||||||
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников, и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи | |||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |||||||||||||||||
Необходимые умения | Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||
Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |||||||||||||||||
Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения участников образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры | |||||||||||||||||
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций | |||||||||||||||||
Необходимые знания | Задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |||||||||||||||||
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых людей с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | |||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |||||||||||||||||
Другие характеристики | - | ||||||||||||||||
3.1.7. Трудовая функция | |||||||||||||||||
Наиме-нование | Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях) | Код | A/07.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | ||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||
Трудовые действия | Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся | ||||||||||||||||
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер | |||||||||||||||||
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения | |||||||||||||||||
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости и оценка результатов применения сберегающих здоровье образовательных технологий | |||||||||||||||||
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольное образовательное учреждение, начало обучения, переход на новую образовательную ступень, в новое образовательное учреждение и др.) | |||||||||||||||||
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении | |||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |||||||||||||||||
Необходимые умения | Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, особенно социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации | ||||||||||||||||
Разрабатывать психологич рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологич условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе | |||||||||||||||||
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды | |||||||||||||||||
Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде | |||||||||||||||||
Необходимые знания | Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций. Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи | ||||||||||||||||
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психол климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образоват среды | |||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития | |||||||||||||||||
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения и методы предупреждения и снятия психологич перегрузки педагогич коллектива | |||||||||||||||||
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе | |||||||||||||||||
Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии) | |||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | |||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |||||||||||||||||
Другие характеристики | - |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наимено-вание | Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | B | Уровень квали-фикации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможные наименования должностей | Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к профессиональному образованию и обучению | Высшее образование по профильным направлениям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОКЗ | 2445 | Психологи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
331 | Преподавательский персонал начального образования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
332 | Персонал дошкольного воспитания и обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
333 | Преподавательский персонал специального обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
334 | Преподавательский персонал по обучению управлению средствами передвижения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЕКС | - | Педагог-психолог, психолог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОКСО | 0303 | Психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.1 Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиме-нование | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | В/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста детей с ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка в ходе консультирования, педагогических советов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информировать участников образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здо-ровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобраз программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых людей с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.2. Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиме-нование | Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образоват организациях и организациях, осуществляющих образоват деятельность, по поддержке лиц с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | В/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер профессионал стандарта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности обучающихся с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психопрофилактическая работа с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования, в том числе обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в сложной жизненной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создавать и поддерживать в образовательном учреждении и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении и организации, осуществляющей образовательную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и др. по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эффективно взаимодействовать с педагогами образовательной организации и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы коррекции социально-психологического климата, регулирования конфликтов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.3. Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиме-нование | Психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразоват программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Код | В/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер професс стандарта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование преподавателей и других работников образовательного учреждения и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным проблемам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультировать администрацию образовательных учреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения и воспитания, развития обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить мониторинг психического развития обучающихся на различных ступенях образования в различных образовательных учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Современные технологии и методы консультирования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы математической обработки результатов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы сбора первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.4. Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразов. программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ОВЗ | Код | В/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер професс стандарта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателя-ми, дефектологами, логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование совместно с иными педагогич. работниками для обучающихся с ОВЗ, а также для обучающих-ся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образоват. среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательном учреждении, организации, осуществляющей образовательную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных типов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходи-мые умения | Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных ступенях образования в образовательных учреждениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять стандартные методы диагностики психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образов потребностей обучающихся с ОВЗ, а также находящихся в трудной жизненной ситуации) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходи-мые знания | Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория психодиагностики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и приемы индивидуальной психокоррекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекц работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностич и коррекционно-развивающие задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональ деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.5. Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиме-нование | Психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ОВЗ | Код | В/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | Код оригинала | Регистрационный номер професс стандарта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулярные скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и совместно с учителем разрабатывать способы их коррекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы математической обработки результатов психологической диагностики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Ответственная организация-разработчик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», город Москва | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ректор Рубцов Виталий Владимирович | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Наименования организаций-разработчиков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГБОУ «Самарский региональный социопсихологический центр», город Самара | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», город Москва | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОУ «Уральский государственный педагогический университет», город Екатеринбург | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет», Республика Башкортостан, город Уфа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», город Москва | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», город Ростов-на-Дону |
1 Общероссийский классификатор занятий
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
3 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
4 Общероссийский классификатор специальностей по образованию
И.В.Романенко, педагог-психолог МБОУ СОШ №40