Общероссийский классификатор занятий.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Перечень профессиональных стандартов
№ п/п |
Наименование профессионального стандарта |
Специалисты в области образования |
|
1. |
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)1 |
2. |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
3. |
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
4. |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
5. |
Специалист в области воспитания |
6. |
Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность) |
7. |
Руководитель научной организации (управление научными исследованиями) |
8. |
Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) |
Итого |
8 |
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса |
01.002 |
|||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
|||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
||||||||
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
||||||||
Группа занятий: |
||||||||
2445 |
Психологи |
331 |
Преподавательский персонал начального образования |
|||||
332 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения |
334 |
Преподавательский персонал по обучению управлению средствами передвижения |
|||||
333 |
Преподавательский персонал специального обучения |
- |
- |
|||||
(код ОКЗ1) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
|||||
Отнесение к видам экономической деятельности: |
||||||||
80.1 |
Дошкольное и начальное общее образование водителей |
|||||||
80.2 |
Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование |
|||||||
80.3 |
Высшее профессиональное образование |
|||||||
80.4 |
Образование для взрослых и прочие виды образования |
|||||||
(код ОКВЭД2) |
(наименование вида экономической деятельности) |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2014 г. №___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
30 |
Регистрационный номер |
Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
1. Код 2. Наименование 3. Уровень квалификации 4. Наименование 5. Код 6. Уровень (подуровень) квалификации
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
А |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ |
7 |
Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ |
A/01.7 |
7 |
|
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений |
A/02.7 |
7 |
||||
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса |
A/03.7 |
7 |
||||
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися |
A/04.7 |
7 |
||||
Психологическая диагностика обучающихся |
A/05.7 |
7 |
||||
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса |
A/06.7 |
7 |
||||
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях) |
A/07.7 |
7 |
||||
В |
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
В/01.7 |
7 |
||
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
В/02.7 |
7 |
||||
Психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В/03.7 |
|||||
Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В/04.7 |
|||||
Психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В/05.7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
|
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||
Возможные наименования должностей |
Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации |
|||||||||||||||||||
Требования к профессиональному образованию и обучению |
Высшее образование по профильным направлениям |
|||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
- |
|||||||||||||||||||
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
|||||||||||||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||||||||||||
ОКЗ |
2445 |
Психологи |
||||||||||||||||||
331 |
Преподавательский персонал начального образования |
|||||||||||||||||||
332 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения |
|||||||||||||||||||
333 |
Преподавательский персонал специального обучения |
|||||||||||||||||||
334 |
Преподавательский персонал по обучению управлению средствами передвижения |
|||||||||||||||||||
ЕКС3 |
- |
Педагог-психолог, психолог |
||||||||||||||||||
ОКСО4 |
0303 |
Психология |
3.1.1. Трудовая функция
Наиме-нование |
Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ |
Код |
A/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||
Трудовые действия |
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей |
||||||||||
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы |
|||||||||||
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников |
|||||||||||
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей |
|||||||||||
Разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами |
|||||||||||
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|||||||||||
Необходимые умения |
Использовать качественные и количественные методы психологического обследования |
||||||||||
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований |
|||||||||||
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся |
|||||||||||
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ |
|||||||||||
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) |
|||||||||||
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся |
|||||||||||
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий |
|||||||||||
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями |
|||||||||||
Необходимые знания |
Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии |
||||||||||
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех ступенях общего образования |
|||||||||||
Теория и методы организации психологического исследования |
|||||||||||
Методы статистического анализа данных психологического исследования |
|||||||||||
Методы верификации результатов исследования |
|||||||||||
Методы интерпретации и представления результатов исследования |
|||||||||||
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики |
|||||||||||
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ |
|||||||||||
Профессиональная этика |
|||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
|||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|||||||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений |
Код |
A/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологическая экспертиза программ развития образовательного учреждения с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных учреждений при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (и иных законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательного учреждения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения с учетом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательном учреждении, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды (ее безопасности и комфортности) и образовательных технологий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
История и теория проектирования образовательных систем |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного пространства |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге качества результатов и содержания образовательного процесса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.3. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса |
Код |
A/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных учреждений по взаимоотношениям в трудовом коллективе и другим профессиональным проблемам |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся и их общения в образовательных учреждениях и в семье |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать совместно с педагогами, преподавателями траектории обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Современные теории и методы консультирования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этические нормы организации и проведения консультативной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической и медико-социальной помощи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.4. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися |
Код |
A/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал Х |
Заимствовано из оригинала |
Код |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация и совместное осуществление педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Контролировать ход психического развития обучающихся на различных ступенях образования различных типов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Современные теории, направления и практика коррекционно-развивающей работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные техники и приемы развивающей работы и психологической помощи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закономерности развития различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (дефектологами, логопедами и др.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.5. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Психологическая диагностика обучающихся |
Код |
A/05.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных учреждений и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планировать и проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации обучающихся к новым образовательным условиям |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психологической помощи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов у обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования соответствующего уровня |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы математической обработки результатов психологической диагностики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психология личности и социальная психология малых групп |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса |
Код |
A/06.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||
Трудовые действия |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста |
||||||||||||||||
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности |
|||||||||||||||||
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных учреждений и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в ходе консультирования, педагогических советов) |
|||||||||||||||||
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||||||||||||||||
Просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||||||||||||||||
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников, и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи |
|||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|||||||||||||||||
Необходимые умения |
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||
Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||||||||||||||||
Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения участников образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры |
|||||||||||||||||
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций |
|||||||||||||||||
Необходимые знания |
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||||||||||||||||
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых людей с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
|||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
||||||||||||||||
3.1.7. Трудовая функция |
|||||||||||||||||
Наиме-нование |
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях) |
Код |
A/07.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||
Трудовые действия |
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся |
||||||||||||||||
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер |
|||||||||||||||||
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения |
|||||||||||||||||
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости и оценка результатов применения сберегающих здоровье образовательных технологий |
|||||||||||||||||
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольное образовательное учреждение, начало обучения, переход на новую образовательную ступень, в новое образовательное учреждение и др.) |
|||||||||||||||||
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении |
|||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
|||||||||||||||||
Необходимые умения |
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, особенно социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации |
||||||||||||||||
Разрабатывать психологич рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологич условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе |
|||||||||||||||||
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды |
|||||||||||||||||
Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде |
|||||||||||||||||
Необходимые знания |
Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций. Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи |
||||||||||||||||
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психол климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образоват среды |
|||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития |
|||||||||||||||||
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения и методы предупреждения и снятия психологич перегрузки педагогич коллектива |
|||||||||||||||||
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе |
|||||||||||||||||
Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии) |
|||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
|||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
|||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
|||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наимено-вание |
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Код |
B |
Уровень квали-фикации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможные наименования должностей |
Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к профессиональному образованию и обучению |
Высшее образование по профильным направлениям |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОКЗ |
2445 |
Психологи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
331 |
Преподавательский персонал начального образования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
332 |
Персонал дошкольного воспитания и обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
333 |
Преподавательский персонал специального обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
334 |
Преподавательский персонал по обучению управлению средствами передвижения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЕКС |
- |
Педагог-психолог, психолог |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОКСО |
0303 |
Психология |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.1 Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиме-нование |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Код |
В/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста детей с ограниченными возможностями здоровья |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка в ходе консультирования, педагогических советов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных учреждений с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информировать участников образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здо-ровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобраз программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых людей с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.2. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиме-нование |
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образоват организациях и организациях, осуществляющих образоват деятельность, по поддержке лиц с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Код |
В/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионал стандарта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности обучающихся с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психопрофилактическая работа с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования, в том числе обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в сложной жизненной ситуации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создавать и поддерживать в образовательном учреждении и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении и организации, осуществляющей образовательную деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и др. по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эффективно взаимодействовать с педагогами образовательной организации и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы коррекции социально-психологического климата, регулирования конфликтов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.3. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиме-нование |
Психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразоват программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Код |
В/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер професс стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование преподавателей и других работников образовательного учреждения и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным проблемам |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консультировать администрацию образовательных учреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения и воспитания, развития обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить мониторинг психического развития обучающихся на различных ступенях образования в различных образовательных учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Современные технологии и методы консультирования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы математической обработки результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы сбора первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.4. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразов. программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ОВЗ |
Код |
В/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер професс стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателя-ми, дефектологами, логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование совместно с иными педагогич. работниками для обучающихся с ОВЗ, а также для обучающих-ся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образоват. среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательном учреждении, организации, осуществляющей образовательную деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных типов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходи-мые умения |
Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных ступенях образования в образовательных учреждениях |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять стандартные методы диагностики психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образов потребностей обучающихся с ОВЗ, а также находящихся в трудной жизненной ситуации) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходи-мые знания |
Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория психодиагностики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и приемы индивидуальной психокоррекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекц работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностич и коррекционно-развивающие задачи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональ деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.5. Трудовая функция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиме-нование |
Психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ОВЗ |
Код |
В/05.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер професс стандарта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулярные скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и совместно с учителем разрабатывать способы их коррекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы математической обработки результатов психологической диагностики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Ответственная организация-разработчик |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», город Москва |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ректор Рубцов Виталий Владимирович |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Наименования организаций-разработчиков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГБОУ «Самарский региональный социопсихологический центр», город Самара |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», город Москва |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОУ «Уральский государственный педагогический университет», город Екатеринбург |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет», Республика Башкортостан, город Уфа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», город Москва |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», город Ростов-на-Дону |
1 Общероссийский классификатор занятий
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
3 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
4 Общероссийский классификатор специальностей по образованию
И.В.Романенко, педагог-психолог МБОУ СОШ №40