Статья «Профессиональное выгорание преподавателей хореографии. Причины. Пути решения»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИИ.
ПРИЧИНЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ.
Жукова НН преподаватель хореографии
«Школы искусств» в составе МБОУ «Гимназия № 94» города Казани.
Впервые термин «профессиональное выгорание» был введен американским психиатром X. Фреденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с окружающими людьми.
«Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Возникновению профессионального выгорания способствует внутреннее накапливание отрицательных эмоций, при отсутствии возможности избавления от них. Это состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности.
Данный синдром включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в подавленном настроении, депрессии, равнодушии, эмоциональном перенасыщении, хронической усталости, снижении креативности.
Деперсонализация в данном случае это деформация отношений с другими людьми. Может быть, как повышение зависимости от других, так и, наоборот, негативное и циничное отношение к учащимся, родителям и коллегам.
Редукции личных достижений проявляется в виде недооценки или даже негативной оценки себя, своих профессиональных достижений, служебных достоинств и перспектив, может приводить к ограничению своих возможностей и обязанностей по отношению к другим людям.
Синдром выгорания в определенной степени является защитным механизмом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
На более поздних стадиях происходит утрата интереса к работе, равнодушие к ученикам, безразличие к домашним.
Синдром негативно сказывается не только на профессиональной деятельности, но и в целом влияет на качество жизни человека.
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования и дополнительного образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены постоянно повышать уровень профессиональной компетентности, в свободное от работы время, что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Особенностью работы педагога является то, что приходится взаимодействовать и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций преподавателя окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Стресс от выгорания усугубляется также такими факторами, как недостаток признания окружающими, неудовлетворительная материальная компенсация эмоциональных затрат или, другими словами, нехватка подкрепляющих стимулов. В итоге педагог приобретает энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности, чтобы выжить.
Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя.
Низкий уровень оплаты труда вынуждает многих учителей брать на себя двойную учебную нагрузку в школе, а зачастую и дополнительную работу. Ко всему этому педагоги часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.
Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов в образовании подавляющее большинство - женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь — с детьми. Эмоциональное опустошение педагога не может не сказаться и на его деятельности в школе, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.
Спецификой преподавателя хореографии является необходимость не только проводить учебные часы в зале, а еще и в свое личное время придумывать постановки, разрабатывать костюмы, выбирать ткани, аксесуары, искать специалиста по пошиву, а иногда и самому изготавливать концертные костюмы. Так же приходится убеждать родителей в необходимости участия в конкурсах, эмоционально настраивать учащихся перед концертными выступлениями. А во время учебных занятий в полную силу показывать танцевальный материал ученикам. Все это требует физических, психических и эмоциональных сил.
Преподаватель хореографии в процессе своего профессионального становления проходит несколько кризисных состояний:
Кризис первых пяти лет:
Несбыточность надежд. Большая нагрузка при маленькой зарплате.
Стремление к совершенству. Дети не всегда могут реализовать задумки молодого хореографа. Приходится заниматься развитием элементарных координационных навыков и развитием физических данных учащихся.
Неумение ориентироваться в новом коллективе. Приходится доказывать администрации, коллегам и родителям свою профессиональную компетентность.
Исследования показывают, что молодые педагоги уходят из школы в первые пять лет трудовой деятельности, разочаровавшись в ней.
Кризис 5-7 лет:
Первые успехи.
Признание коллектива.
Повышенная требовательность к себе. Желание ставить сложные яркие постановки, выигрывать конкурсы, совершенствовать свои профессиональные навыки, посещать мастер-классы, осваивать новые направления хореографии, разрабатывать авторские программы. Все это требует больших физических и эмоциональных вложений. Если достаточно не отдыхать и не восстанавливаться, может наступить моральное и физическое истощение и, как следствие, выгорание.
Кризис 12-15 лет:
Педагогическая самооценка занижена.
Им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом, танцевальные номера недостаточно оригинальны.
Недомогания.
С возрастом физическая активность человека уменьшается. Нагрузки, которые с легкостью выдерживались организмом в более молодые годы, становятся сложно выполнимы в более старшем возрасте.
Стараются сохранить повышенную нагрузку, чтобы не потерять в зарплате. Часто это 36 часов в неделю. В зрелом возрасте активно двигаться по 6 часов подряд 6 дней в неделю довольно сложно. Организм не успевает восстановиться за один выходной день. Поэтому накапливается физическая и эмоциональная усталость, что ведет к понижению профессиональных качеств.
Правила, бумаги, инновации вызывают раздражение, протест,агрессию.
В это время у педагога уже появляются собственные методические разработки и инновации. Однако желание ввести что-либо новое в процесс обучения, освоить новые техники и приемы преподавания натыкаются на невозможность достичь поставленной цели за отведенные часы работы, или не вызывают должной положительной реакции у администрации, или натыкаются на бюрократические препоны всевозможных министерств и ведомств. Это влечет за собой несоответствие ожиданий и реальности, разочарование. Понимание того, что попытки внедрить какие-то новшества в образовательный процесс бессмысленны. Вследствие чего возникает чувство собственной ненужности, бесполезности, некомпетентности.
Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания. Перейдем к рассмотрению методов профилактики и выходы из этого состояния. Эксперты предлагают сделать следующее:
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
Определить хобби и находить на него время. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Хобби поможет справится рутиной – еще одной причиной профессионального выгорания.
3. Регулярно встречаться с друзьями и родственниками— это ваша «группа поддержки».
4. Заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, ходить в бассейн, в баню, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, выполнять дыхательные практики, заниматься йогой, много ходить пешком.
5. Практиковать позитивное мышление. Любить и принимать себя. Не научившись принимать себя, мы не сможем принимать и любить других, быть к ним терпеливыми. «Самый главный долг перед Богом для всех один — научиться любить Бога своего, проще говоря, себя». Это самая первая заповедь, которую мы постоянно нарушаем, ругая себя, предъявляя к себе высокие требования.
6. Придерживаться активной жизненной позиции. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Собери друзей. Напеки пирогов. Устрой сюрприз близким людям.
7. Делегировать обязанности.
Например,1 раз в неделю приглашать специалиста для проведения мастер-классов для учеников. Ввести за правило, что каждый ученик придумывает разминку и по очереди ее проводит 1 раз в неделю.
Корень нашего эмоционального и творческого выгорания лежит гораздо глубже, чем просто усталость, как мы зачастую думаем. Если соблюдать эти правила, то можно избежать эмоционального и творческого выгорания. Волшебной таблетки нет. Только работа над собой приведет к успеху.
Здоровья всем нам и душевного равновесия!