Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
«Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
Очень часто можно услышать от ребенка: «Я не хочу учиться! Надоела эта школа!». Эти слова знакомы как родителям, так и учителям. И как следствие, мы видим снижение успеваемости у учащихся. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности что-то изучать. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по-другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Но как это сделать? Задача непростая. Попробуем в этом разобраться.
У учителя существует много значимых действий и методов:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Это всё стандартные способы повышения мотивации. Но современных учеников не всегда легко стимулировать такими методами на уроке. Тогда на помощь могут прийти нестандартные виды работ:
работа с электронными учебниками;
работа с демонстрационными материалами;
компьютерные тесты;
использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
использование презентаций и видеофильмов.
Использование современных технологий на уроках, несомненно, помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку и, соответственно, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, ведь дети делают то, что им интересно. А то, что вызывает интерес, то способствует успешному обучению.
Но, я считаю, несмотря на великое множество способов повышения мотивации, ни что не способствует успешной мотивации учащихся, как благоприятный микроклимат на уроке. Ведь только улыбка учителя, его доброе отношение к ученикам, готовность их выслушать и помочь в трудной ситуации, умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи – вот она, успешная мотивация. Если даже у ребенка что-либо не получается, учителю нужно приободрить его и сказать, что рано или поздно все получится, если приложить к этому усилия. Такие слова имеют особую энергетику для любого ученика. Такой способ должен быть неотъемлемой частью образовательного процесса. И представить только, если бы каждый учитель относился так к своим ученикам! Я думаю, тогда бы все дети шли в школу с радостью, ощущая, что учитель – своего рода «друг», который поможет решить любую проблему, и с ним любая неудача не страшна.
Все данные способы повышения мотивации являются неотъемлемой частью каждого урока. Главная задача учителя – выбрать для себя самый эффективный и применять их на своих уроках.