Анализ «Профессионально-квалификационный персонал учебного учреждения - залог развития учебного учреждения»

1
0
Материал опубликован 13 May 2018
Профессионально-квалификационный персонал учебного учреждения - залог развития учебного учреждения

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Характеристика персонала учебного заведения по профессионально-квалификационным признакам

2.1. Сущность профессионально-квалификационной характеристики персонала

2.2. Требования к квалификации

2.3. Должностные обязанности учителя

3. Вывод

4. Список использованных источников

Введение

Сохранение и развитие учебных заведений во многом определяется конкурентоспособностью их персонала. От качества преподавательского состава, его продуктивной и инновационной научно-педагогической деятельности в конечном итоге зависит конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Конкурентоспособность персонала учебного заведения отражает не только подготовленность преподавателей к выполнению своих функций в данное время, но и совокупность их возможностей в долгосрочной перспективе с учетом развития их научно-педагогической квалификации, уровня мотивации, возраста, практического опыта деятельности. Вместе с тем современные тенденции в развитии персонала учебных заведений характеризуются рядом негативных моментов: происходит постепенное увеличение среднего возраста преподавателей учебного заведения; сокращается приток молодежи, связанный прежде всего с низкой оплатой труда, что ведет к невозможности восполнения потерь в преподавательских коллективах; снижается материально-техническое обеспечение научно-педагогической деятельности. В этих условиях проблема обеспечения конкурентоспособности персонала и повышения качества образовательных услуг является одной из актуальных задач управления учебным заведением.

2. Характеристика персонала учебного заведения по профессионально-квалификационным признакам.

2.1. Сущность профессионально-квалификационной характеристики персонала

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика персонала. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. 
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда [8]. 
Качественные характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Всю совокупность качественных характеристик персонала можно условно разделить на: 
- способности (уровень образования, объем полученных знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере профессиональной деятельности, с определенным видом продукта или услуг, профессиональные навыки сотрудничества и взаимопомощи, опыт работы в условиях комплексных программ и т.п.); 
мотивации (сфера профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, стремление к власти, готовность к дополнительной ответственности и дополнительным нагрузкам и т.п.); 
- свойства (способность воспринимать определенный уровень физ., психических или интеллектуальных нагрузок, способность концентрации внимания, памяти и др. личностные свойства, необходимые для выполнения какой-либо работы). 
Профессиональные характеристики 
Проведенные исследования позволяют выделить четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности: 
а) Профессиональные знания: 
общие профессиональные знания; знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности; знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации. 
б) Деловые качества: 
дисциплинированность, ответственность; честность, добросовестность; компетентность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность. 
в) Индивидуально психологические качества: 
мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивостьвнимание (объем, устойчивость, распределение, переключение); память(долговременная, оперативная); мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению); гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблениюалкоголем (наркотиками). 
г) Психофизиологические качества: 
выносливость, работоспособность; острота зрения, глазомер; острота слуха, дифференциация звука; дифференциация запаха; простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность). 
Приведенный список профессионально важных качеств является ориентировочным. При проведении исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или, при необходимости, специально формируется новый перечень качеств. 
Нравственные характеристики 
Вторая группа нравственная характеристика - совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этикаОбщество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей. 
Личностные характеристики 
Третья группа показателей оценки – личностные качества: Дисциплинированность, наличие навыков, коммуникативные особенности, организаторские способности, самообладание, самоуправление, уверенность в себе, адекватная самооценка, добросовестность, оперативность, творческая активность. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности [8]. 

Профессионально-квалификационная структура служащих фирмы находит отражение в штатном расписании – документе, ежегодно утверждаемом ее руководителем и представляющем собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. 

 

2.2. Требования к квалификации.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

 

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

 

2.3. Должностные обязанности учителя

 

Организовывает:

  • обучение и воспитание учеников с учетом специфики учебного предмета и возраста школьников.
  • стимулирование социализации учеников, формирование у них общей культуры обеспечения сознательного выбора ими профессии и формирование готовности к функционированию в рыночных условиях.
  • обеспечение соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном заведении.
  • проведение уроков и других учебных занятий в закрепленных за ним классах согласно распределению учебного нагрузки, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину.
  • реализацию принятых в школе образовательных программ согласно учебному плану, собственному поурочному плану и расписанию занятий; использует при этом разные приемы, методы и средства обучения.
  • инструктаж учеников из правил безопасности работы во время учебных занятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажей.
  • изучение учениками правил охраны работы.
  • условия для соблюдения законных прав и свобод учеников.
  • индивидуальную, внеклассную работу с учениками из предмета, который излагает.

Обеспечивает

  • уровень подготовки учеников, который отвечает требованиям государственного образовательного стандарта.
  • выполнение правил и соблюдается норм охраны работы, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровье учеников во время учебного процесса.
  • оперативное сообщение руководителей школы о каждом несчастном случае, принимает меры относительно предоставления первой доврачебной помощи.
  • улучшение условий осуществления учебного процесса, а также доказывает к сведению заведующего кабинетом, администрацией о всех недостатках в обеспечении учебного процесса, которые снижают трудоспособность учеников.
  • допуск на занятие представителей администрации школы с целью контролирования и оценивание своей деятельности.
  • замену на уроках временно отсутствующих учителей согласно по распоряжению заместителя директора школы из учебно-воспитательной работы.
  • соблюдение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, других локальных правовых актов школы.
  • подготовку к проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
  • соблюдение этических норм поведения, которые отвечают общественному статуса учителя .
  • своевременное составление установленной отчетной документации;
  • своевременное представление директору школы отчета о своей работе.
  • сохранение оборудования, інвертаря, материалов, учебных пособий, и т.п., воспитания у учеников бережливое отношение к имуществу учебного- воспитательного заведения.

Осуществляет

  • изучения индивидуальные особенности школьников, содействие развития их способностей, талантов.
  • контроль за соблюдением правил (инструкции) из охраны работы.
  • ведение в установленном порядке классную документацию, осуществляет текущий контроль за посещением и успешностью учеников за принятой в школе системой, выставляет оценки в классный журнал и дневник ученика, своевременно подает администрации школы отчетные данные.
  • дежурство по школе соответственно графику дежурств на перерывах между занятиями, а также за 20 мин. к началу и на протяжении 20 мин. после окончания занятий.
  • постоянная связь с родителями учеников (лицами, которые их заменяют).
  • периодическое медицинское обследование.
  • работу в режиме выполнения установленного ему учебного нагрузки согласно расписанию учебных занятий, в период каникул, которые не совпадают с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работы в пределах времени, которое не превышает учебного нагрузки к началу каникул. График работы учителя во время каникул утверждается приказом директора школы.
  • защиты учеников от любых форм физического и психологического насилия, предотвращение вредных привычек учеников, пропагандирование здорового образа жизни.
  • выполнение решения педсоветы, совещаний, школьных комиссий, приказов и распоряжений администрации.
  • персональную ответственность при жизни и здоровье детей во время проведения уроков, других мер в школе (категорически запрещается выставлять учеников из класса во время уроков).

Принимает участие:

  • в установленном порядке в итоговой аттестации учеников.
  • в деятельности методического объединения и других формах методической работы, которые приняты в школе.
  • в работе педагогического совета школы и совещаниях, которые проводятся администрацией школы.
  • в заседаниях ради школы, родительского комитета школы, попечительского совета заведения.
  • в организации, планировании учебно-воспитательной работы, режиме учебной деятельности детей и учеников в зависимости от вековых особенностей и состояния здоровья, направленных на обеспечение соответствующих условий для них развития;
  • в разработке учебных планов, программ, пособий, методических рекомендаций, вносит предложению относительно усовершенствования воспитательного процесса;
  • в обязательных плановых общешкольных мерах.

Имеет право на:

  • участие в управлении школой в порядке, предусмотренном Уставом школы.
  • защита профессиональной чести и достоинства.
  • ознакомление с жалобами и другими документами, которые содержат оценку его деятельности, предоставления соответствующих объяснений.
  • защита своих интересов самостоятельно или через посредника, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики.
  • конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  • свободный выбор и использования методик обучения и воспитание, учебных пособий и материалов, учебников, методик оценивания знаний учеников.
  • повышение своей квалификации.
  • прохождение аттестации на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.
  • предоставление ученикам во время занятий и перерывов обязательных для выполнения распоряжений, которые касаются организации занятий и соблюдения дисциплины, привлечение учеников к дисциплинарной ответственности в случаях, предусмотренных Уставом, и Правилами внутреннего распорядка школы.
  • рассмотрение вопроса и принятие решения только в пределах своей компетенции.

Разрабатывает:

  • годовой ( по семестрово) календарный план работы, утвержденный директором и поурочные планы работы.
  • самостоятельное планирование деятельности, которая определена его должностными обязанностями.

Согласовывает:

 

  • свою работу с директором школы, заместителем директора школы из учебно-воспитательной работы.

 

3. Вывод

Акцент в квалификационных требованиях работников общего образования сделан на наличие ряда важных для работы в образовательных учреждениях компетентностей:

Профессиональная компетентность - знания и умения в области базовой и психологической науки, методики преподавания предмета (владение современными методическими приемами, умение понять методическую идею и оценить её, знание новой литературы в области предмета и методики его преподавания, умение анализировать проблемно полученную из профессиональной литературы информацию; знание об информационном обществе и его вызовах образованию, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствование именно на их основе педагогической деятельности, наличие у педагога осознанных критериев оценки своих результатов, умение применять их на практике, учет психолого-физиологических особенностей обучающихся).

Информационная компетентность - знания, умения и навыки нахождения информации, структурирования её, адаптации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; знания, умения и навыки формулировки учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами; навыки работы с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;  использование автоматизированных мест учителя в образовательном процессе; готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность - эмо­циональная устойчивость, экстраверсия; способность конструировать прямую и об­ратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; деликатность, ориентация коммуникативного компонента педагогического стиля на результат: тенденция к “контролирующему” стилю коммуникации, наличие способности у педагога слушать и «слышать» проблемы учащегося, ориентироваться в изменениях, которые возникают в ходе его обучения, позволяющие лучше понять, сориентироваться и проникнуть в психологическую сущность затруднений школьника; умение публично презентовать результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации; участие в сетевых педагогических сообществах.

Правовая компетентность связана с использованием в своей профессиональной деятельности основных правовых документов (Конституции РФ, Закона «Об образовании» РФ, Декларации прав ребенка ООН, Устава и локальных нормативно-правовых актов образовательного учреждения. Способность педагога ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, использовать полученные сведения в ситуации выбора, осуществлять оценочно-ценностную рефлексию и самостоятельную познавательную деятельность, опираясь на существующую законодательную базу.

4. Список использованных источников

Дудников, В. В. Менеджмент сферы образования. Т. 1 / В. В. Дудников. — М., 1995.

Егоршин, А. П. Управление персоналом: Учеб. для вузов / А. П. Егоршин. —Н. Новгород: НИМБ, 2001.

Карташов, П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект / П. И. Карташов. — М., 1984.

Курс экономики: Учебник /Под ред. В.А. Райзбега.-М.:Инфра-М,1997.-785с.

Практикум по экономике и организации (предприятия) /Под ред. П.В. Тальминой, Е.В. Чернецовой.-М.:Финансы,2003.-464с.

Шаповал Р.Н., Аврамчук Р.Н., Ткаченко О.В. Экономика предприятия.-К.,2003.-288с.

Экономика предприятия: Уч. пос. /Под ред. Горфинкеля, В.А. Швандра.-М.:ЮНТИ,2003.-718с.

http://www.ruleright.ru/ruls-78-1.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации