Современные формы сотрудничества учебного учреждения с семьей
Процессы гуманизации и демократизации образования обусловили необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Семья – первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку. За воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты поддерживают и дополняют их воспитательную деятельность.
Принципы организации совместной работы образовательного учреждения с семьями:
открытость учреждения;
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, подходы к развитию личности в семье и коллективе УДО;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов образовательного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, дополняя и обеспечивая полную реализацию воспитательных функций.
Все формы сотрудничества с родителями подразделяются на: коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
Популярны нетрадиционные формы общения для установления неформальных контактов с родителями.
Информационно-аналитические: социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты.
Познавательные: семинары-практикумы, тренинги, собрания, консультации в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием педагогическая библиотека для родителей, исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Досуговые: совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские: информационные проспекты для родителей, альманахи, журналы и газеты, издаваемые УДО для родителей, дни (недели) открытых дверей, открытые уроки, стенгазет, мини-библиотеки.
Рассмотрим группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.
Познавательные формы взаимодействия с родителями доминируют. Для повышения психолого-педагогической культуры родителей, изменения взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развития рефлексии.
В этой группе лидируют традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание УДО.
План подготовки к собранию:
Анкетирование родителей по теме собрания.
Изготовление приглашений каждой семье
Изготовление памяток с советами на тему собрания с кратким содержанием, текст напечатан крупным шрифтом.
Подготовка конкурсов, выставок.
Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.
Собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями организовать собрания, такие как «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке со специалистами обсуждаются проблемы воспитания.
Педагогический совет с участием родителей.
Родительский совет (комитет) группы – это группа родителей, которая регулярно собирается для содействия педагогу в совершенствовании условий образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении мероприятий.
Родительская конференция
Тематические консультации
Педагогический консилиум.
Групповые собрания родителей.
Открытые занятия с детьми в УДО для родителей.
Старые формы совместной деятельности:
Дни открытых дверей.
Презентация образовательного учреждения. Это осовремененная форма рекламы УДО. Родители знакомятся с уставом, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах.
Клубы для родителей для установления между педагогами и родителями доверительных отношений. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей
Устный педагогический журнал. Продолжительностью не более 40 минут. Примерные темы: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и др.
Вечера вопросов и ответов для уточнения педагогические знания, пополнения знаниями, обсуждения проблемы развития детей.
«Родительский университет». В нём могут работать кафедры по потребностям родителей: «Кафедра эффективного семейного воспитания», «Кафедра семейных традиций».
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Участники конструируют модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры анализируют ситуацию, находят решение. Примерные темы игр: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги помогают оценить способы взаимодействия с ребенком, выбрать удачные формы обращения к нему и общения, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком.
Дни добрых дел. Дни добровольной помощи родителей учреждению. Попечительский совет - коллегиальный орган самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при УДО.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по вопросам воспитания. Цель — обмен мнениями; активное участие и педагога и родителей.
Посещение семьи для знакомства с ребенком и его родными в привычной обстановке.
Необходимо быть тактичным, не разговаривать о недостатках ребенка, не задавать много вопросов о воспитании. Необходимо составить памятку организации домашних визитов.
Индивидуальные консультации. Педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты для записи успехов детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Досуговые формы взаимодействия с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, доверительные отношения между родителями и детьми.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Такие вечера создают эмоциональный комфорт. Родители могут участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
Совместные походы и экскурсии для укрепления детско-родительских отношений.
Благотворительные акции имеют большое воспитательное значение, которые учатся принимать и делать подарки.
Наглядно-информационные формы взаимодействия для ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях учреждения, для правильной оценки деятельности педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность педагога.
К ним относятся:
Уголок для родителей с кратким ясным содержанием, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Выставки, вернисажи детских работ - демонстрация родителям важных разделов программы, успехов детей по программе (рисунки, игрушки, книги, альбомы и т.д.).
Информационные листы о дополнительных занятиях с детьми, объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность помощникам и т.д.
Памятки для родителей - инструкции по выполнению каких либо действий.
Анкетирование используется работниками УДО с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Письменные формы взаимодействия с родителями. Когда нехватка времени родителей мешают вам встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Это - брошюры, пособия, бюллетень, доска объявлений, ящик для предложений, отчеты.
Результаты эффективности работы с родителями:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;
размышление родителей о правильности использования методов воспитания;
повышение активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач, дискуссий.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, родители станут активными участниками встреч и помощниками педагога и администрации УДО, создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет гибкой, они станут участниками воспитательно-образовательного процесса детей, ощущая себя компетентными в воспитании.