Современные формы сотрудничества учебного учреждения с семьей

2
0
Материал опубликован 3 May 2021 в группе

Процессы гуманизации и демократизации образования обусловили необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

Семья – первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку. За воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты поддерживают и дополняют их воспитательную деятельность.

Принципы организации совместной работы образовательного учреждения с семьями:

открытость учреждения;

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

создание активной развивающей среды, подходы к развитию личности в семье и коллективе УДО;

диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов образовательного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, дополняя и обеспечивая полную реализацию воспитательных функций.

Все формы сотрудничества с родителями подразделяются на: коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.

Популярны нетрадиционные формы общения для установления неформальных контактов с родителями.

Информационно-аналитические: социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты.

Познавательные: семинары-практикумы, тренинги, собрания, консультации в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием педагогическая библиотека для родителей, исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые: совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские: информационные проспекты для родителей, альманахи, журналы и газеты, издаваемые УДО для родителей, дни (недели) открытых дверей, открытые уроки, стенгазет, мини-библиотеки.

Рассмотрим группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.

Познавательные формы взаимодействия с родителями доминируют. Для повышения психолого-педагогической культуры родителей, изменения взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развития рефлексии.

В этой группе лидируют традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание УДО. 

План подготовки к собранию:

Анкетирование родителей по теме собрания.

Изготовление приглашений каждой семье

Изготовление памяток с советами на тему собрания с кратким содержанием, текст напечатан крупным шрифтом.

Подготовка конкурсов, выставок.

Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

Собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями организовать собрания, такие как «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке со специалистами обсуждаются проблемы воспитания.

Педагогический совет с участием родителей.

Родительский совет (комитет) группы – это группа родителей, которая регулярно собирается для содействия педагогу в совершенствовании условий образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении мероприятий.

Родительская конференция

Тематические консультации 

Педагогический консилиум. 

Групповые собрания родителей.

Открытые занятия с детьми в УДО для родителей.

Старые формы совместной деятельности:

Дни открытых дверей.

Презентация образовательного учреждения. Это осовремененная форма рекламы УДО. Родители знакомятся с уставом, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах.

Клубы для родителей для установления между педагогами и родителями доверительных отношений. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей

Устный педагогический журнал. Продолжительностью не более 40 минут. Примерные темы: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и др.

Вечера вопросов и ответов для уточнения педагогические знания, пополнения знаниями, обсуждения проблемы развития детей.

«Родительский университет». В нём могут работать кафедры по потребностям родителей: «Кафедра эффективного семейного воспитания», «Кафедра семейных традиций».

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Участники конструируют модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры анализируют ситуацию, находят решение. Примерные темы игр: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?» 

Тренинги помогают оценить способы взаимодействия с ребенком, выбрать удачные формы обращения к нему и общения, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком.

Дни добрых дел. Дни добровольной помощи родителей учреждению. Попечительский совет - коллегиальный орган самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при УДО. 

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по вопросам воспитания. Цель — обмен мнениями; активное участие и педагога и родителей.

Посещение семьи для знакомства с ребенком и его родными в привычной обстановке.

Необходимо быть тактичным, не разговаривать о недостатках ребенка, не задавать много вопросов о воспитании. Необходимо составить памятку организации домашних визитов.

Индивидуальные консультации.  Педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты для записи успехов детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, доверительные отношения между родителями и детьми.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).  Такие вечера создают эмоциональный комфорт. Родители могут участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

Совместные походы и экскурсии для укрепления детско-родительских отношений.

Благотворительные акции  имеют большое воспитательное значение, которые учатся принимать и делать подарки.

Наглядно-информационные формы взаимодействия для ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях учреждения, для правильной оценки деятельности педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность педагога.

К ним относятся:

Уголок для родителей с кратким ясным содержанием, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

Выставки, вернисажи детских работ - демонстрация родителям важных разделов программы, успехов детей по программе (рисунки, игрушки, книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы о дополнительных занятиях с детьми, объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность помощникам и т.д.

Памятки для родителей - инструкции по выполнению каких либо действий. 

Анкетирование используется работниками УДО с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Письменные формы взаимодействия с родителями. Когда нехватка времени родителей мешают вам встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Это - брошюры,  пособия, бюллетень, доска объявлений, ящик для предложений, отчеты. 

Результаты эффективности работы с родителями:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;

размышление родителей о правильности использования методов воспитания;

повышение активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач, дискуссий.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, родители станут активными участниками встреч и помощниками педагога и администрации УДО, создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет гибкой, они станут участниками воспитательно-образовательного процесса детей, ощущая себя компетентными в воспитании.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации