Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»
Аннотация: в статье представлены понятия - размышления каким должен быть учитель? Каким должен быть современный учитель? Рассматриваются понятия профессионально- педагогическая компетентность. Важность и основные пути развитие профессиональной компетентности педагога для развития образовательного учреждения.
Ключевые слова: компетентности педагога, саморазвитие, ФГОС, психолого-педагогические знания.
Педагог, учитель - это не только знакомые всем нам слова, это понятия, наполненные глубокой смысловой нагрузкой для каждого из нас. Все мы родом из детства и каждый из нас прошел свою школу, в которой центральным звеном был учитель. Но увы, не каждому учителю удается стать тем, кого полюбят дети, стать тем, кого будут слушать с предельным вниманием, сидя за школьной партой и вспоминать с уважением и благодарностью, сидя за рабочим столом.
Каким должен быть идеальный учитель? За тысячелетия существования педагогической деятельности на этот вопрос пытались ответить философы, писатели, общественные деятели и сами учителя. Выдающийся русский публицист XIX века В.К. Белинский считал, что эффективная педагогическая деятельность невозможна без любви к детям, без гуманистических идеалов: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность». Л.Н. Толстой, который в своей жизни успешно совмещал труд писателя и философа с общественной и педагогической деятельностью, кратко сформулировал идеал учителя: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». По убеждению Л.Н. Толстого, «не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором росли его родители. Современная педагогическая ситуация характеризуется инновациями и предъявляет к современному учителю свои требования. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществлять переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно коммуникативных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения. Решение поставленных задач напрямую зависит от профессиональной компетенции педагогических кадров. Без грамотных, знающих свое дело, креативных педагогов учреждения образования не смогут меняться в позитивную сторону и достигать качественно новых результатов в образовании и воспитании детей.
Профессионально-педагогическая компетентность – это готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, владение специалистом необходимыми для успешной педагогической деятельности знаниями и опытом (Т. М. Ковалёва, В. А. Сластенин, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской и др.).
Профессиональная педагогическая компетентность - способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.
Профессионально-педагогическая компетентность учёными чаще всего рассматривается как единство теоретической и практической готовности к педагогической деятельности. Для описания профессиональной компетентности педагога используются понятия «психолого-педагогические знания» и «педагогические умения».
Психолого-педагогические знания включают в себя знания методологических основ и категорий педагогики, сущности, целей и технологий образования, закономерностей возрастного развития.
Педагогические умения – совокупность последовательных действий, основанных на психолого-педагогических знаниях и направленных на решение задач обучения и воспитания (часть этих действий может быть доведена до автоматизма, т. е. являться навыками).
Без грамотных, знающих свое дело, креативных педагогов учреждения образования не смогут меняться в позитивную сторону и достигать качественно новых результатов в образовании и воспитании детей.
В ногу со временем педагог должен не только соответствовать профстандартам, но и иметь желание и возможности к своему непрерывному развитию и совершенствованию. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности. Восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия преподавателя и мастера производственного обучения.
Школа как гарант в получении качественного образования подрастающего поколения предъявляет свои требования и определяет пути развития профессиональной компетентности педагога.
Основные пути развития профессиональной компетентности:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.
Показатели эффективности являются:
Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.
Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.
Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Овладение современными методами обучения и воспитания.
Положительная динамика качества образования.
Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.
Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.
Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.
Инвестиции в развитие образования, модернизация его материально-технической базы, обновление содержания образования не будут давать ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров не отвечает этим изменениям. Фактический уровень профессионального развития педагога, его квалификации, компетентности и опыта, степень профессиональной готовности педагогического коллектива могут не соответствовать уровню сложности созидательной задачи, поставленной социумом.
Жизнь – это вечное движение вперёд! И Учитель XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями, ну и, конечно, Человек с большой буквы!
Источники информации
Никитина О.В. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательной деятельностиhttp://io.nios.ru/articles2/87/2/professionalnaya-kompetentnost-uchitelya-glavnyy-resurs-kachestva-obrazovatelnoy
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
(онлайн версия). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-30825.htm
Мустафина Е.В. Профессиональная компетентность современного педагога. http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797