Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения

2
0
Материал опубликован 7 January 2022 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»

Аннотация: в статье представлены понятия - размышления каким должен быть учитель? Каким должен быть современный учитель? Рассматриваются понятия профессионально- педагогическая компетентность. Важность и основные пути развитие профессиональной компетентности педагога для развития образовательного учреждения.

Ключевые слова: компетентности педагога, саморазвитие, ФГОС, психолого-педагогические знания.

Педагог, учитель - это не только знакомые всем нам слова, это понятия, наполненные глубокой смысловой нагрузкой для каждого из нас. Все мы родом из детства и каждый из нас прошел свою школу, в которой центральным звеном был учитель. Но увы, не каждому учителю удается стать тем, кого полюбят дети, стать тем, кого будут слушать с предельным вниманием, сидя за школьной партой и вспоминать с уважением и благодарностью, сидя за рабочим столом.

Каким должен быть идеальный учитель? За тысячелетия существования педагогической деятельности на этот вопрос пытались ответить философы, писатели, общественные деятели и сами учителя. Выдающийся русский публицист XIX века В.К. Белинский считал, что эффективная педагогическая деятельность невозможна без любви к детям, без гуманистических идеалов: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность».  Л.Н. Толстой, который в своей жизни успешно совмещал труд писателя и философа с общественной и педагогической деятельностью, кратко сформулировал идеал учителя: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». По убеждению Л.Н. Толстого, «не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором росли его родители. Современная педагогическая ситуация характеризуется инновациями и предъявляет к современному учителю свои требования. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществлять переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно коммуникативных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения. Решение поставленных задач напрямую зависит от профессиональной компетенции педагогических кадров. Без грамотных, знающих свое дело, креативных педагогов учреждения образования не смогут меняться в позитивную сторону и достигать качественно новых результатов в образовании и воспитании детей.

Профессионально-педагогическая компетентность – это готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, владение специалистом необходимыми для успешной педагогической деятельности знаниями и опытом (Т. М. Ковалёва, В. А. Сластенин, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской и др.).

Профессиональная педагогическая компетентность - способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.

Профессионально-педагогическая компетентность учёными чаще всего рассматривается как единство теоретической и практической готовности к педагогической деятельности. Для описания профессиональной компетентности педагога используются понятия «психолого-педагогические знания» и «педагогические умения».

Психолого-педагогические знания включают в себя знания методологических основ и категорий педагогики, сущности, целей и технологий образования, закономерностей возрастного развития.

Педагогические умения – совокупность последовательных действий, основанных на психолого-педагогических знаниях и направленных на решение задач обучения и воспитания (часть этих действий может быть доведена до автоматизма, т. е. являться навыками).

 Без грамотных, знающих свое дело, креативных педагогов учреждения образования не смогут меняться в позитивную сторону и достигать качественно новых результатов в образовании и воспитании детей.

В ногу со временем педагог должен не только соответствовать профстандартам, но и иметь желание и возможности к своему непрерывному развитию и совершенствованию. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности. Восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия преподавателя и мастера производственного обучения.

Школа как гарант в получении качественного образования подрастающего поколения предъявляет свои требования и определяет пути развития профессиональной компетентности педагога.

Основные пути развития профессиональной компетентности:

Система повышения квалификации.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

Самообразование педагогов.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.

Показатели эффективности являются:

Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.

Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.

Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Овладение современными методами обучения и воспитания.

Положительная динамика качества образования.

Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.

Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.

Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.

Инвестиции в развитие образования, модернизация его материально-технической базы, обновление содержания образования не будут давать ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров не отвечает этим изменениям. Фактический уровень профессионального развития педагога, его квалификации, компетентности и опыта, степень профессиональной готовности педагогического коллектива могут не соответствовать уровню сложности созидательной задачи, поставленной социумом.

Жизнь – это вечное движение вперёд! И Учитель XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями, ну и, конечно, Человек с большой буквы!



Источники информации

Никитина О.В. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательной деятельностиhttp://io.nios.ru/articles2/87/2/professionalnaya-kompetentnost-uchitelya-glavnyy-resurs-kachestva-obrazovatelnoy

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 
(онлайн версия). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-30825.htm

Мустафина Е.В.  Профессиональная компетентность современного педагога. http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации