12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грекова Лариса Анатольевна7821
Главный библиотекарь Отдела обслуживания Центральной библиотеки
Россия, Тюменская обл., Ишим
8

Статья «Перспективы совершенствования учебного процесса физического воспитания в образовательном учреждении»

Перспективы совершенствования учебного процесса физического воспитания в образовательном учреждении

В современных условиях, когда практически нет здоровых детей, когда неуклонно растет количество школьников с отклонениями в физическом развитии (дефицит и избыток массы тела, нарушение полового созревания, снижение функциональных резервов), залогом правильной организации физического воспитания является тесный контакт медиков и педагогов в вопросах допуска детей к учебным и внеучебным занятиям физкультурой и спортом, оценки самого урока физкультуры, анализа эффективности физического воспитания. Среди актуальных путей совершенствования учебного процесса физического воспитания школьников МОУ СОШ №1 г. Ишима мы выделяем следующие:

1. Обеспечение оптимального двигательного режима детей в условиях образовательного учреждения. Доказано, что два урока физкультуры компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Профилактика гипокинезии и утомления у школьников в первую очередь должна затрагивать сам учебно-познавательный процесс: проведение урока в режиме периодически меняющихся динамичных поз, в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов, использование настольных конторок, меняющихся позиций рабочих мест учащихся, радиально-лучевой компоновки столов, офтальмотренажера и пр. С учетом повышенной умственной нагрузки современных школьников система физического воспитания должна предусматривать увеличение физической нагрузки и введение организованных форм двигательной активности с периодичностью не менее четырех раз в неделю. Только при этом условии наблюдаются оптимальный прирост физических качеств и положительные сдвиги в адаптированности организма детей. Поэтому в школьный компонент учебных планов дополнительно к двум занятиям по физической культуре необходимо включать предметы двигательно-активного характера, исходя из возможностей каждого образовательного учреждения (подвижные игры, хореография, ритмика, современные и бальные танцы и др.).

Танцевальный коллектив МОУ СОШ №1 г. Ишима вот уже более десятка лет объединяет школьников, увлеченных хореографией. Считаем опыт школы №1 по обеспечению оптимального двигательного режима детей по средствам хореографии и ритмики положительным, но не в полной мере достаточным, т.к танцевальный кружок посещает небольшой процент учащихся.

2. Распределение детей на медицинские группы занятий физкультурой.

Учителя физкультуры часто критикуют врачей за большой процент отнесения школьников к подготовительной группе, мотивируя это тем, что большинство детей активны на уроке, хотят участвовать в соревнованиях, даже посещают спортивные секции. Однако, мотивация к спорту и функциональная готовность к выполнению нагрузки – это не одно и то же. Если педагог грамотно оценит физическую подготовленность своих учеников, то в основной группе у него не намного больше будет детей, чем по заключению медиков. Только дети в этих группах (основная и подготовительная) могут быть разные, т.к. одни ориентируются больше на диагноз, а вторые – на результаты своего тестирования или наблюдения.

В основу современной методики распределения школьников на медицинские группы должна быть положена их функциональная готовность к занятиям физической культурой: уровень физического развития (в том числе полового созревания), показатели физической подготовленности, результаты функциональных (нагрузочных) проб сердечно-сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы о переносимости физической нагрузки. Факт наличия или отсутствия отклонений в состоянии здоровья не является определяющим, как до сих пор считают некоторые врачи. Доказано, что школьники с различными соматическими заболеваниями часто имеют сходные показатели функциональной способности ССС при обычных стандартных нагрузках (20 приседаний за 30 сек.). В то же время, дети с одинаковыми функциональными и патологическими отклонениями нередко имеют различную индивидуальную реакцию при функциональной пробе ССС.

Организм детей с хроническими заболеваниями нуждается в двигательной активности не меньше, а чаще всего больше, чем организм здоровых детей, причем ему требуется качественно иная двигательная активность. При наличии хронического заболевания у ребенка медикам важно знать и учитывать степень нарушения функции пораженного органа и функциональное состояние всего организма, что позволит определить уровень физической нагрузки.

Педагоги, в свою очередь, должны грамотно оценивать физическую подготовленность таких детей, переносимость физической нагрузки на уроках (признаки утомления, контроль пульса и артериального давления, анализ физиологической кривой урока и средней частоты пульса, поведение ребенка в восстановительном периоде и на последующих уроках). В затруднительных случаях необходимы динамические наблюдения непосредственно на уроке физкультуры и обмен мнениями врача и педагога. Дополнительное обследование в детской поликлинике (ЭКГ, ЭКГ с физической нагрузкой, велоэргометрия) и во врачебно-физкультурном диспансере (степ-тест) помогут определить функциональные возможности организма ребенка.

Распределение учащихся на медицинские группы занятий физкультурой должен проводить медицинский работник школы совместно с учителем физкультуры в конце учебного года. В начале нового учебного года вносятся лишь необходимые коррективы и дополнения в уже имеющееся распределение.

Показатели здоровья и физической подготовленности современных школьников таковы, что к основной группе занятий физкультурой могут быть отнесены не более 50% из них. В таком случае встает вопрос о необходимости проведения занятий по подгруппам (отдельно с детьми основной и подготовительной группами), т.к. учителю очень сложно контролировать самочувствие детей у половины класса во время урока.

Как известно, в подготовительной группе занятия проводятся по учебным программам физического воспитания, но при условии более постепенного освоения двигательных навыков и умений, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений; интенсивный бег заменяется ходьбой и легким бегом, повторяемость упражнений уменьшается, ограничено выполнение силовых упражнений. Сдача тестов индивидуальной физической подготовленности осуществляется с разрешения врача школы. В качестве тестов возможны только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны детям. Участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного врачебного осмотра и проведения функциональной пробы (например, Мартинэ-Кушелевского – 20 приседаний за 30 сек.). Спортивные секции и соревнования детям подготовительной группы не разрешены: они могут не справиться с нагрузкой или выполнить ее ценой собственного здоровья. Но таким детям обязательно показаны дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки (ОФП), в режиме дня предусматриваются элементы спорта, ставится конечная цель - перевод в основную группу занятий физкультурой.

3. Медико-педагогический контроль уроков физической культуры.

Медико-педагогический контроль уроков физкультуры должен включать, в себя в первую очередь, определение средней частоты пульса (ЧП) и физиологическую кривую урока - наиболее информативный показатель величины нагрузки и приспособляемости детей к тем или иным упражнениям. Продолжительность структурных частей, общая и моторная плотность урока определяются во многом состоянием здоровья и физической подготовленностью детей класса.

Учителя физкультуры, как правило, дают неоправданно высокую нагрузку всем ученикам во вводной части (продолжительный и «нелегкий» бег, отсутствуют корригирующие упражнения), в результате прирост ЧП у многих детей в начале урока может достигать 100%. Это мешает детям в дальнейшем активно участвовать в основной части урока, во время вернуться к исходным показателям ЧП, в спокойном состоянии пойти на другой урок. Говорить о здоровьесберегающем и тренирующем эффекте самого урока физкультуры в таком случае не приходится.

4. Оценка эффективности системы физического воспитания в образовательном учреждении. На наш взгляд, оценка эффективности системы физического воспитания школьников должна проводиться по следующим критериям:

• темпы прироста физических качеств учащихся за год;

• количество детей с нарушениями физического развития (дефицит и избыток массы тела) в динамике;

• количество детей с низкими значениями физической подготовленности;

• показатели общей заболеваемости школьников в динамике;

• показатели распределения учащихся на медицинские группы занятий физкультурой в динамике;

• сравнительная характеристика пропусков уроков физкультуры;

• вовлечение детей во внешкольные формы занятий двигательной активностью (в %);

• овладение знаниями по гигиене физических упражнений и самоконтролю.

Обеспечение оптимального двигательного режима школьников, распределение детей на медицинские группы занятий физкультурой, проведение медико-педагогического контроля уроков физической культуры и оценки эффективности системы физического воспитания в образовательных учреждениях являются наиболее актуальными и способствуют, на наш взгляд, совершенствованию учебного процесса физического воспитания в школе.

Литература

1.Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования [Текст] / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 2006. – 197 с.

2.Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст] / И.С. Барчуков. – М.: Академия, 2006. – 214 с.

3.Бобкова, Е.Н. Проблемы и перспективы совершенствования учебного процесса физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст] / Е.Н. Бобкова // Здоровье и технологии его сохранения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции Минздравсоцразвития РФ Минспорта и молодежной политики РФ. – Смоленск: СГМА, 2009. – С.165-171.

4.Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей школы [Текст] / Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 2008. – 336 с.

5.Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5 - 9 классов [Текст] / Под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2012. – 190 с.

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.