Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения
Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения
Н.Л. Ушакова
ЧОУ «Ноябрьская Православная Гимназия», Ноябрьск, ЯНАО
Аннотация. В статье рассматривается образовательное учреждение как система, в которой изменения в одной составляющей, неизбежно вызовут изменения во всей структуре. Результаты обучения и воспитания складываются из общих усилий всего коллектива сотрудников организации, поэтому рост профессиональных компетенций одного участника усиливает всю команду. Этот процесс не односторонний. Чем выше профессиональный уровень педагогического коллектива, тем выше его требования к системе менеджмента организации.
Ключевые слова. Профессиональные компетенции, формальное и неформальное образование, учебный процесс, менеджмент в образовании.
The growth of professional competence of a teacher as an important requirement for the development of an educational institution
N.L. Ushakova
CHOU "Noyabrskaya Orthodox Gymnasium", Noyabrsk, YANAO
Abstract. The article considers an educational institution as a system in which changes in one component will inevitably cause changes in the entire structure. The results of training and education consist of the common efforts of the entire team of employees of the organization, therefore, the growth of professional competencies of one participant strengthens the entire team. This process is not one-sided. The higher is the professional level of the teaching staff, the higher are its requirements for the organization's management system.
Key words. Professional competencies, formal and non-formal education, educational process, management in education.
Образование – важный фактор развития государства и общества. В современных условиях быстрого развития цифровых, информационных и производственных технологий меняется требования к человеку, как к субъекту производства. Скорость и качество происходящих изменений требует от него постоянных совершенствований своих профессиональных навыков. Это создает потребность обучаться всю жизнь.
Непрерывное образование взрослых осуществляется посредством «формального образования», через освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, «неформального образования», в форме тренингов, стажировок, обмена опытом, и «самообразования», индивидуальной познавательной деятельности.
Школа – образовательное учреждение, неотъемлемая часть «формального образования». Ее система обучения сложена из фундаментальных научных знаний, этнокультурных и общемировых традиций, педагогической парадигмы, организационно-управленческой структуры и, непосредственно, научно-педагогического коллектива. Качество учебного процесса – это результат взаимодействия всех элементов системы.
Рассматривая педагога, как субъекта образовательного процесса, мы не должны забывать, что это прежде всего личность. Не абстрактное идеальное существо, а живой человек, имеющий свои сильные и слабые стороны, интересы, взгляды и условия жизни. Являясь частью учебного сообщества, он, с одной стороны, подвергается его влиянию, но с другой, сам способен влиять на него. Изменение одной составляющей системы влечет за собой изменения во всех остальных. Каждый педагог трудится индивидуально, а результаты воспитания и обучения складываются из усилий всего коллектива учителей и сотрудников школы, администрации, самих учащихся и их родителей.
Образовательная организация, не зависимо от того, является она общеобразовательной школой или центром дополнительного образования, частной или государственной, существует в конкурентной среде рынка образовательных услуг. Как бы хорошо не были оборудованы классы, выполнен дизайн интерьера и развита инфраструктура района, они не заменят квалифицированных преподавателей. Авторитет и рейтинг учебного заведения во многом определяется кадровым потенциалом. Само учреждение заинтересовано в развитии профессиональных компетенций своих педагогов и в создании комфортных условий для их эффективной работы.
Доктор Джон Равен, английский психолог, почетный профессор Эдинбургского университета, писал в своих работах, что компоненты компетентности будут развиваться только в процессе выполнения интересной для человека деятельности, эффективная деятельность зависит от целого ряда независимых и взаимодополняемых компетенций, которые охватывают широкий спектр ситуаций в процессе движения к цели. В свою очередь, организация, учитывая все факторы, должна стремиться «высвободить энергию подчиненных, дав им почувствовать их собственную силу», уметь создавать в коллективе климат, для которого характерны делегирование ответственности, участие персонала в управлении, преданность делу и энтузиазм.
Доктор педагогических наук Чошанов М.А. считает, что компетентность включает как содержательный (знания), так и процессуальный (умения) компоненты, она предполагает выбор оптимального решения, аргументацию выбора, отсеивание ложных путей, обладание критичностью мышления. Знания компетентного человека оперативны и мобильны, они постоянно обновляются.
Педагог не может научить тому, чему не научился сам. Новые образовательные стандарты, изменения в информационной среде, потребностях общества и в самом понимании образования, как процесса получения знаний, требуют от учителя постоянного профессионального роста, осознанной позиции и личной мотивации для самостоятельной деятельности, конструирования собственной траектории обучения, его интенсивности и формата. Развивая себя, каждый педагог вносит свой уникальный вклад в общий учебный процесс организации и его результат – успехи в итоговой аттестации учащихся.
Следует отметить, что этот процесс не односторонний. Администрация учреждения тоже оказывает влияние на педагогический коллектив и учебный процесс. Именно руководство учреждения формирует систему поощрения и поддержки творческой инициативы преподавателей, создает условия для формального и неформального обучения, нивелирует или усиливает трудности при адаптации новых сотрудников и молодых специалистов. Подходы руководителя к формированию команды и способы управления ею влияют на психологический климат во всем учреждении. Не осознавая или обесценивая достижения каждого члена сообщества или всей группы в целом, управленческое звено рискует «потерять» потенциально выгодных для учреждения специалистов. Это не позволит ему достичь положительной динамики развития.
Образовательная организация – это система, в которой все ее части состоят из более мелких составляющих, но при этом они взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Совершенствуя свои профессиональные навыки, расширяя компетенции, педагог влияет на учебный процесс и общий результат работы всего коллектива учреждения, повышается общий уровень заинтересованности в своем труде и удовлетворенность от проделанной работы. Молодые специалисты получают знания и поддержку опытных коллег, мотивацию расти профессионально и занять свое место в «продвинутом» коллективе. Однако, такое сообщество требует к себе определенного подхода в управлении со стороны администрации и совершенствования их управленческих навыков. Таким образом, рост профессиональных компетенций педагогов создает условия улучшения качества учебного процесса и становится ключевым фактором формирования ценностей учебного сообщества, создает предпосылки непрерывного развития самого образовательного учреждения, совершенствования его системы управления и компетенций руководителей среднего и высшего звена, определяет его позицию на рынке образовательных услуг.
Список использованных источников и литературы:
1. Менеджмент в современном образовании: сборник статей; Урал. гос. пед. ун-т; под ред. В.А. Дегтерева, Т.В. Майдановой. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2017.
2. Обоснование Российской концепции непрерывного образования взрослых: монография / А.Г. Теслинов, В.В. Безликин, В.П. Петров, С.А. Щенников; Руц.: А.А. Вербицкий, Д.А. Новиков. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2014. – 130 с.
3. Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 233 с.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен // Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
5.Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // журнал Педагогика – 1997.