Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения
«Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»
Основной задачей современной школы является организация развивающей среды, способствующей становлению личности ученика. Педагог учит ставить цель и находить пути достижения, способствует формированию контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для успешной реализации поставленных задач учитель должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры.
Профессионально компетентный педагог достигает стабильно высоких результатов, на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность.
Важнейшей составляющей профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Пути развития профессиональной компетенции учителя:
аттестация педагога;
методическая работа;
самообразование;
обобщение и распространение педагогического опыта;
участие в конкурсах профессионального мастерства;
инновационная деятельность.
Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Процедуру аттестации педагог проходит один раз в пять лет.
Аттестация педагога – стимулирование непрерывного уровня профессиональной компетентности учителя, использование современных педагогических технологий, выявление потенциальных возможностей.
Составной частью повышения профессиональных компетенций учителя является методическая работа. Методическая работа – система непрерывного образования педагогических работников. В таких формах методической работы как семинары и практикумы, научно-практические конференции, наставничество находит отражение единая методическая тема, над которой работает образовательная организация. Работа методических объединений направлена на изучение вопросов теории преподаваемого предмета, овладение научной методологией; ознакомление с новыми программами и учебными пособиями; изучение дидактики воспитания, внеклассная работа с обучающимися по предмету.
Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания, а также использовать их в практической деятельности. Самообразование - это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы, использование разных образовательных ресурсов и способов изучения материала. Начать работу по самообразованию следует с диагностики профессиональных компетентностей учителя. Результаты диагностики позволят определить педагогические дефициты и выстроить индивидуальный образовательный маршрут. В индивидуальный образовательный маршрут могут быть включены следующие аспекты: изучение теоретического материала по педагогике и психологии, специальной литературы по предмету; работа в рамках общероссийских проектов; изучение и овладение современными подходами, методами и технологиями, умение отслеживать результат их применения; работа по развитию ИКТ-компетентности; обретение навыков составления статей для публикации в сборниках, на сайтах педагогических сообществ, навыков составления дайджестов по различным темам; психолого-педагогическая диагностика, ведение мониторингов; организация научно-исследовательской деятельности учащихся; работа по освоению дидактических основ построения и анализа урока в рамках требований ФГОС; повышение общей культуры.
Передовой педагогический опыт – это практика, которая дает наилучший педагогический результат. Передовой опыт основывается на успешном применении научных и практических методов. Передовой педагогический опыт может быть обобщен через открытые уроки, педагогические советы, научно-практические конференции, семинары, консультации, творческие отчеты. Наиболее продуктивные методы обобщения педагогического опыта – методические рекомендации, открытые уроки и внеклассные мероприятия. Обобщать педагогический опыт необходимо в системе: накапливать материалы (конспекты, дидактические пособия, работы обучающихся и др.), составлять список литературы по проблеме. Главный критерий передового опыта – результат.
Конкурсы профессионального мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Участие в конкурсах профессионального мастерства создает благоприятные условия для профессионального развития педагогов, распространения передового педагогического опыта, способствует профессиональному самоопределению.
Конкурсы позволяют изучить опыт коллег, реализовать творческий потенциал, развить коммуникативные способности. Они направлены на формирование таких профессиональных компетенций как общекультурная, общепедагогическая, коммуникативная.
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики либо несоответствием традиционных норм новым ожиданиям. Инновация оправданна, когда инновационный опыт осуществления этой деятельности становится доступным другим людям, происходят фиксация инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции [2].
Инновационная деятельность представляет целостную систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:
научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания;
проектная деятельность, направленная на разработку особого,
инструментально-технологического знания;
образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие
субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания.
Инновации в педагогике направлены на улучшение развития, воспитания, обучения объектов образования. Педагогу необходимо следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность.
В развитии инноваций можно выделить следующие направления:
создание и внедрение новых учебных курсов, изменение содержания образования;
разработка учебников, учебно-методических пособий, программ;
внедрение инновационных технологий, методик; создание экспериментальных площадок, классов;
внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий.
Таким образом, современный учитель может выбрать разные формы повышения профессиональных компетенций. Важнейшим направлением роста профессионального мастерства является самообразование. Немаловажную роль играют инновационная деятельность, изучение опыта коллег, трансляция собственного опыта, участие в конкурсах профессионального мастерства, работа в методических объединениях, аттестация.
Литература
Бабанский, Ю.К. Передовой опыт и педагогическая наука. Советская
педагогика, №11, 1977.
Еремова, О. В. Инновационная деятельность педагога / О. В. Еремова. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=60749.
Нурмагомедов, Д.M. Подготовка будущих учителей начальных классов к
инновационной деятельности [Текст] / Д.М. Нурмагомедов, Ш.Д. Камилова //
Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1.
Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. – М. :
Академия, 2010. – 256 с.
Чумакова, М.И., Смирнова, З.В. Развитие профессиональной компетенции
педагогов. Учитель, 2014. – 135 с.