12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Владимировна Зажорова1393
Учитель начальных классов, педагогический стаж 18 лет.
Россия, Иркутская обл., п. Утай Тулунского района Иркутской области


Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели обучения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новой реальности поставленных перед ним задач педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Документ, определяющий профессиональные качества преподавателя – профессиональный стандарт педагога.

Согласно стандарту учитель обязан: владеть разнообразными методами и формами обучения; владеть компьютерной грамотностью; осваивать, разрабатывать, применять современные технологии; использовать специальные подходы к определённым категориям учащихся (дети с ОВЗ); уметь организовать внеклассную и внеурочную работу. Профессионально компетентный учитель постоянно работает над повышением своего мастерства, повышением своего теоретического и методического уровня.

Отличительное качество профессионализма учителя – настойчивое и целеустремлённое воспитание у детей умения и желания учиться, веры в свои силы и оптимизма. Следовательно, можно констатировать: компетентный учитель и сам должен быть оптимистом, должен верить в то, что любой, даже самый слабый ученик способен добиться многого. Важно так организовать учебный процесс, чтобы каждый обучающийся находился в ситуации успеха.

Общеизвестно, что главная цель труда учителя – воспитать настоящего человека, живущего в XXI веке, самостоятельного, легко адаптирующегося в изменчивых условиях современности, грамотного, отзывчивого и творческого. Необходимо отметить, что на современном этапе жизни школы важно не количество мероприятий или степень охвата ими обучающихся, а целенаправленная и непрерывная воспитательная работа: воспитание любви к своей Родине, в том числе малой, родному языку, своим родителям, семье.

Приходится учитывать, что главный труд школьника – учёба, потому учитель должен уделять значительное внимание формированию общеучебных умений и навыков обучающихся. Для уроков компетентного учителя характерны соблюдение принципов психологии и дидактики, отличное знание методики преподавания своего предмета, умение рационально планировать и распределять время урока, уместное внедрение новых приёмов, методов и форм обучения, создание атмосферы сотрудничества и сопереживания.

Много лет я работаю в начальной школе и уверена в том, что учитель начальных классов не только обучает грамоте, азам знаний, но и стоит у истоков формирования личности ребёнка, даёт направление всему процессу его дальнейшего развития.

Опыт практической работы и анализ литературы позволяют выделить следующие критерии профессиональной компетентности учителя начальной школы:

общепрофессиональный;

общекультурный;

коммуникативный;

личностный;

саморазвития и самообразования.

Именно такого учителя, соответствующего перечисленным требованиям, хотят встретить родители первоклассников в школе. Первый учитель, по их мнению, должен быть профессионалом своего дела, культурным и образованным человеком, должен уметь найти подход к каждому ребёнку, должен постоянно развиваться и учиться вместе с детьми, являться и примером для подражания и в личной жизни.

Как же выбрать «своего» учителя, того, кто нужен именно этому ребёнку? Необходимо учитывать психологические особенности учеников начальной школы: подвижному, любящему поспорить и имеющему обо всём собственное мнение первокласснику подойдёт уравновешенная, опытная учительница, умеющая успокоить и направить энергию в нужное русло. Хорошим вариантом будет и недавняя выпускница педагогического колледжа или ВУЗа – в силу того, что она ближе по возрасту, лучше разбирается в современных компьютерных технологиях, восприимчива ко всему новому. Ребёнку стеснительному, застенчивому противопоказан авторитарный педагог независимо от возраста и стажа работы.

Не менее важно, чтобы на каждом уроке по каждому предмету начальной школы уделялось внимание различным видам чтения, речевому развитию детей. Прежде всего это должно быть направлено на обогащение, активизацию словаря, развитие связной речи обучающихся. Очень значим и пример учителя, ведь учитель, который не любит читать, не может привить любовь к чтению своим ученикам.

В настоящее время, когда традиционное образование претерпевает значительные изменения, остаются актуальными повышение качества знаний, развитие индивидуальных способностей обучающихся. Общеизвестно, что результативность учебно-воспитательного процесса в начальном сегменте школы находится в прямой зависимости от профессиональной подготовки учителя. Приходится значительно чаще обращаться к проектной деятельности, творческим видам работ, подчиняя их развитию познавательных способностей детей. Используются такие модели обучения, как смешанное обучение, в частности «перевёрнутый класс», что является особенно актуальным во времена распространения коронавирусной инфекции. У обучающихся при использовании данных моделей есть возможность определять время, темп и место обучения. Учитель при этом может сочетать очное и дистанционное обучение. Модель «Перевёрнутый класс» позволяет учителю применять дифференцированный подход к ученикам, сокращает время при объяснении нового материала. При работе с обучающимися начальной школы успешно применяется модель «Ротация станций»: станция работы с учителем, станция онлайн-обучения, станция работы в группе. В зависимости от цели урока станций может быть две или четыре (в последнем случае применяется деление на подгруппы). При работе в зоне онлайн мною использовались платформы «ЯКЛАСС», «Учи.ру». Успешно применяются педагогами нашей школы «Открытая школа», «LearningApps».

Дети в настоящий момент нередко предпочитают гаджеты физической активности. Учитывая это, учитель должен постоянно применять в своей работе здоровье сберегающие технологии, не забывать и обо всем известных физкультурных минутках. В своей работе я применяю СУ-ДЖОК терапию, что позволяет улучшить развитие мелкой моторики рук первоклассников и учеников с ОВЗ. По словам немецкого философа И. Канта рука – вышедший наружу головной мозг. Массаж точек, которые расположены на пальцах, ладонях и стопах, оказывает благотворное воздействие на определённые внутренние органы. Так же применяю на уроках элементы технологии В. Ф. Базарного. Да, это требует определённых затрат времени, особенно на первых порах. Но все мы знаем, что нет ничего дороже здоровья.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности школьного учителя является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Без этого невозможно внедрение новых моделей обучения и технологий.

Таким образом, рост профессиональной компетентности каждого педагога - необходимое условие развития образовательного учреждения.

Подводя итог вышесказанного:

Вывод первый: Компетентный преподаватель знает и любит свою дисциплину, любит свою работу.

Вывод второй: Компетентный преподаватель владеет разнообразными методами обучения.

Вывод третий: Компетентный преподаватель умеет вызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний, управляет их вниманием.

Вывод четвертый: Компетентный преподаватель имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.

Вывод пятый: Компетентный преподаватель уважает обучающихся, умеет поставить себя на их место.

Вывод шестой: Компетентный преподаватель - человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора.

Вывод седьмой: Компетентный преподаватель имеет личную концепцию обучения и постоянно развивается.

Литература

1. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ямахов Б. Б. «Шаг школы в смешанное обучение» Буки Веди, 2016.

2. К. А. Бонет. «Профессиональная компетентность педагога», 2018

3. Материалы курса «Современные образовательные технологии; новые медиа в классе - // openedu.ru/course/misis/INFCOM /








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.