Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения

4
0
Материал опубликован 5 January 2022

«Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»




Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.

(французский философ XIII в. Боэций Дакийский)




Не для кого не секрет, что от высокого уровня профессионализма специалистов, зависит качество развития того или иного образовательного учреждения. Как мы знаем, образовательные учреждения делятся на различные виды, типы и формы.

Напомню, что в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

Дошкольная образовательная организация (основные цели - осуществление образовательной деятельности, присмотр и уход за детьми);

Общеобразовательная организация (основная цель деятельности реализация образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);

Профессиональная образовательная организация (основная цель реализация образовательных программ среднего профессионального образования и (или) программам профессионального обучения (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ);

Образовательная организация высшего образования (основная цель деятельности, реализация образовательных программ высшего образования и осуществление научной деятельности).

Безусловно список образовательных учреждений намного шире, в него входят: коррекционно- образовательные учреждения, специальные учреждения (колонии), учреждения дополнительного образования, детские дома, интернаты ит.д.

Если рассматривать типологию образовательных учреждений в зависимости от правового статуса, то после вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения отличаются друг от друга теми возможностями, которые получила их администрация для осуществления своей деятельности. Например: казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ложится и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий. Наиболее точное определение казенного и бюджетного учреждений дает закон № 83-ФЗ. Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)).

Именно от вида, типа и формы образовательных учреждений зависит специфика работы в том или ином учреждении. Ну а специфика работы порождает потребность в постоянном совершенствовании и росте профессиональных компетенций педагога или иного специалиста образовательного учреждения.

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». 

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

Развитие профессиональной компетентности ‑ это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

 ​​​​​​​интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсия, эмпатия;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках,  коллегах; 

рефлексивная компетентность ‑ способность к рефлексии, стрессоустойчивость.



Надо ли упоминать о том, насколько тесна взаимосвязь между педагогом и образовательным учреждением,  насколько важно качество развития профессиональных компетенций педагога для всех остальных участников процесса? Вне всяких сомнений, от высокого профессионализма педагога, зависти эффективность деятельности всей образовательной организации. И чем больше профессионалов своего дела есть в "командном" составе учреждения, тем быстрее возрастают качественные и количественные показатели образовательной деятельности, повышается престиж самой организации.

"Лакмусовой бумажкой" для выявления уровня развития профессиональных компетенций выступает такой процесс как аттестация педагогических работников. На мой взгляд, это действо достаточно неоднозначно. С одной стороны, она действительно выявляет пробелы, пустоты в профессиональной структуре специалиста, она помогает получить дополнительные практические и теоретические компетенции. С другой стороны это необоснованный, "запоздалый экзамен", который может испортить нервную систему педагога, вызвать стресс и профессиональное выгорание. Зачастую аттестация становиться пустой тратой времени и сил специалиста, злонамеренной насмешкой над его личностью. Разве не сдал он свои главные экзамены еще в момент получения диплома государственного образца?? В век современных технологий, при торгово- рыночной системе, за объемный труд, который требуется от педагога, ему платят "копейки", в то время как за тот же труд специалист частного сектора получает плату, в разы выше той, что установлена государством…

Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, можно обозначить основные пути развития его профессиональной компетентности:

Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).

Инновационная деятельность педагога.

Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер- класса, форумах, фестивалях и т.п.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Аттестация педагогов.

Повышение квалификации.

Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Самообразование педагогов.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Более всего из этого списка мне бы хотелось рассмотреть пункт: "повышение квалификации". В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), педагоги обязаны повышать свой профессиональный уровень, обеспечивать высокое качество образования детям, применять  современные методы  и формы  воспитания  и  обучения.  Обязанность повышать квалификацию установлена в подпункте 7 пункта 1 статьи 48 Закона № 273-ФЗ.  Таким образом, педагоги  периодически  повышают  свою  квалификацию  на специальных курсах, однако реализация данной цели вызывает ряд трудностей связанных с материальными, физическими и временными ресурсами, а точнее с их скудностью или отсутствием. Дело в том, что для прохождения курсов повышения квалификации педагогу необходимо выкроить из своего времени часы на этот процесс, силы и материальные средства.

Руководство, безусловно, заинтересованно в том чтобы педагог проходил подобные курсы, и конечно отпустит специалиста, но предпочитает курсы которые проходят вне основного рабочего времени. Специалист заинтересован в прохождении курсов, но всегда есть пресловутое "НО". Обобщать не буду, однако средний уровень заработной платы педагога конкретно в нашем регионе, на сегодняшний день составляет около 20000 рублей. Прохождение курсов повышения квалификации имеет разные цены, зависит от очной или дистанционной формы, от статуса учреждения и специалиста предоставляющего данную услугу. Однако если брать среднюю цену это около 10000-15000 за курс. Может ли позволить себе такую роскошь как "знание", обычный педагог приравниваемый к обывателю?

И так, как же регулируются курсы повышения квалификации законом? По закону «Об образовании» педагоги должны повышать квалификацию не реже  1  раза  через  каждые  3 года и проходить периодическую аттестацию. Необходимость обучения определяет работодатель — по статье 196 ТК РФ. Он же подбирает курсы профпереподготовки или повышения квалификации. Педагоги также могут предложить курсы сами, но только директор школы принимает решение, отправлять персонал учиться или нет.

Профпереподготовка и повышение квалификации учителей может происходить:

с отрывом от работы;

без отрыва от работы;

с частичным отрывом от работы.

Если педагог учится с отрывом от преподавательской деятельности, ему предоставляются гарантии — по статье 187 ТК РФ. К этим гарантиям относится:

сохранение места работы и заработной платы;

компенсация расходов на командировку — если обучение проводится в другом городе.

Оплачивать курсы для педагогов должно образовательное учреждение. Деньги для этого поступают из регионального бюджета. Региональный бюджет регулярно выделяет деньги на эти нужды, поэтому раз в три года поступить на курсы за счет школы может каждый педагог. Если учителя просят оплатить собственное обучение — это нарушение закона. Работодатель должен оплатить курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации в аккредитованных организациях с лицензией на ведение образовательной деятельности.

Обучение учителей за счет работодателя происходит не всегда. Например, педагог может выбрать курс самостоятельно и пройти его за свой счет — законом это не запрещено. Однако обучение никто не оплатит.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что рост профессиональных компетенций педагога зависит не только от самого педагога, но и от заинтересованности самой организации в повышении уровня профессионализма своих сотрудников. И второй вывод, которой я могу сделать исходя из своей профессиональной деятельности: самое главное в педагогической практике это повышение правовых компетенций и юридической грамотности.


Источники:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/4e51c3c75451286825f3aa6093b700fff57dd9fc/

https://helpiks.org/9-18070.html

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/10/21/puti-povysheniya-professionalnoy-kompetentsii

https://fgosonline.ru/conf/napravleniya-i-osnovnye-puti-razvitiya-professionalnoj-kompetentnosti-pedagoga/

https://school.menobr.ru/article/27-povishenie-pedagogicheskoi-kvalifikatsii

https://kedu.ru/press-center/articles/kto-dolzhen-platit-za-professionalnoe-obuchenie-uchiteley/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации