Профилактика и коррекция аддиктивного поведения детей дошкольного возраста

4
0
Материал опубликован 31 August 2021

А.И. Бурдуковская,

МБДОУ №156, г. Иркутск


ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. Тема занятия:Профилактика агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) по средствам игры с привлечением родителей для совместной деятельности

2. Актуальность занятия:повышение численности детей проявляющих агрессию в дошкольных учреждениях, а именно в группах раннего возраста детского сада (2-3 года).

3. Новизна занятия: игровая деятельность как интерактивная форма работы с родителями

4. Целевая аудитория (рекомендуемый возраст): родители детей дошкольного возраста, дети дошкольного возраста 2,6- 3 лет.

5. Продолжительность занятия по времени: 20-25 минут

6. Формы проведения занятия:

1. Теоретическая часть

2. Интерактивная форма (игровые упражнения)

3. Продуктивная деятельность

7. Методы работы:

1. Объяснительно - иллюстративный

2. Информационный

3.Практический - игровой

4. Сотворчество

8. Глоссарий занятия:агрессивность, проявлять (проявления)

9. Место проведения: групповое помещение

10. Материалы (оборудование): иллюстрации эмоциональных состояний, листы А4 на каждую пару (ребенок с родителем), клей – карандаш, «Эмоджи» вырезанные на цветной бумаге эмоциональные состояния, ватман, мелодия – звуки природы, магнитофон, информационные листовки – рекомендации.

11. Цель занятия: целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность воспитанников по средствам игры с включением продуктивной деятельности, а также работу с родителями включающую в себя информационно - консультационную деятельность для профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста ( 2-3 лет).

12. Задачи занятия:

-снижение эмоционального напряжения, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игр;

-развитие умения распознавать эмоциональные состояния;

-содействовать инициативе родителей совместно с детьми использовать продуктивную деятельность как профилактику агрессивного поведения;

- помочь участникам лучше узнать друг друга, способствовать развитию умений работать в группе, развивать коммуникативные умения.

13. Ход занятия:

1-ый этап (мотивационный):

Воспитатель приглашает участников занятия занять свои места (родители вместе с детьми усаживаются на стулья).

Воспитатель обращает внимание присутствующих на подготовленный заранее наглядный материал (иллюстрации эмоциональных состояний), проговаривая эмоции, выраженные на иллюстрациях.

2- ой этап (ориентировочный):

Далее воспитатель дает информационный материал (родители совместно с детьми слушают).

С.Л. Рубинштейн говорил, что игра для ребенка - это школа жизни и практика развития.

Актуальность заявленной темы обусловлена повышением численности детей проявляющих агрессию в дошкольных учреждениях, а именно в группах раннего возраста детского сада (2-3 лет). Проблема существует и нельзя оставить ее без внимания ведь как говорят, что лучше начать что- то делать раньше, чем позже.

Говоря об агрессивности в раннем дошкольном возрасте в данной работе имеется ввидувозраст с 2 до 3 лет, в частности пойдет речь больше не о детской агрессивности, а о её профилактике через родителей (совместная деятельность), так как в данном возрасте дети еще слишком зависят от родителей и копируют их поведение.

Не стоит упускать из вида тот факт, что ребенок проводит в детском саду большую часть дня, поэтому главную роль в работе, как с родителями, так и с детьми по профилактике агрессивного поведения выделяю игру, как ведущую деятельность дошкольника и как эффективное средство преодоления либо профилактики агрессивного поведения.

Говоря о агрессивности, агрессивном поведении не стоит обходить вниманием само определение агрессивности которое представляется в литературе многообразными способами, однако не раскрывает сущности этого явления в полной мере. Но можно выделить, что агрессивность-это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Агрессивность характеризуется наличием деструктивных отношений, особенно если речь идёт о взаимодействиях в обществе.

Для раннего детства агрессивность считается вполне приемлемым явлением — кто не видел, как дети пинают, толкают друг друга, кричат, пытаясь вырвать игрушку. Здесь важно понять причину: ребёнок может просто хотеть спать или бояться нового коллектива, таким образом, привлекая к себе внимание. Для нормального развития личности человека необходимо наличие небольшой степени агрессивности. Если её нет, то наступает состояние так называемой «дремоты», пассивности, зависимости от чужого мнения и т. д. Сам по себе феномен агрессивности не является критическим, так как, с одной стороны, «существенная связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы»

Тем не менее работа по преодолению, предупреждению агрессивности должна производиться и она должна протекать в тесном сотрудничестве с родителями ребенка и носить систематический, целенаправленный характер. Работа с родителями проводится параллельно с работой с детьми и включает в себя беседы о причинах возникновения эмоционального неблагополучия (агрессивности) у детей, консультации о путях преодоления подобного поведения, информирование о стилях взаимоотношения с ребенком, общие рекомендации, игровая деятельность. В связи с этим, были подобраны рекомендации которые несут информационно - консультационный характер для родителей и подобран комплекс игр (см. приложение) как для детей так и для родителей, которые являются профилактикой агрессивных проявлений у детей либопозволяющих значительно снизитьагрессивные проявления в поведении детей.

Особое место в вышеизложенном занимает понятие «проявлять» (проявления) - которое говорит о задаче педагога не выявлять и устранять причины агрессии, а обучать ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. И, здесь на помощь педагогу (либо родителю выступающему в его роли) приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и преодоление различных трудностей, в частности агрессивности.

3- ий этап (исполнительский):

Воспитатель: Предлагаю узнать и освоить только маленькую толику игр, которые смогут выступить в качестве профилактического средства в борьбе с агрессивными состояниями.

Игра 1 Этюд «Король боровик не в духе»

Описание этюда: Воспитатель читает стихотворение, а присутствующие действуют согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

(В. Приходъко.).

Игра 2 «Строители» (Учим детей общению)

Каждому ребёнку совместно с родителем предлагается построить себе дом и рассказать о нём другим. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т.д. Каждому строителю задаются вопросы:

- Удобно ли будет жить в этом доме?

- Где разместите приехавших к тебе гостей?

- Кто будет жить в этом доме кроме вас?

Можно спросить участвующих подходит ли домик его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью других.

Игра 3«Рубка дров» (подвижная игра)

Содержание. Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают? Покажите, как нужно держать топор (предлагаем одному из родителей показать). В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» (родители в паре с ребенком выполняют игровое задание).

Воспитатель: предлагаю вам составить мини – коллаж по изменению эмоционального состояния до занятия и после проделанных игровых упражнений (родители совместно с детьми составляют мини коллажи из предложенных «эмоджи» оформляя переходы состояний стрелочками).

Воспитатель включает фоном музыку расслабляющую.

14. Активизация Аудитории: поощрение самостоятельности, помощь с принятием выбора «Эмоджи».

Мини – физминутка «Обезьянка»

Обезьянка Фима, я (показывают на себя)

Вот как прыгаю друзья (прыжки по кругу на двух ногах, друг за другом).

По деревьям (руки верху соединены над головой, идут по кругу)

По земле (идут по кругу в приседе)

Ничего не страшно мне (касаются своей груди руками – показывая на себя).

15. Рефлексия (анализ занятия):

А теперь оформим ваши работы в один большой коллаж (совместное оформление). Предлагаю вашему вниманию листовки с рекомендациями по работе с агрессивными детьми (раздача рекомендаций).

16. Подведение итогов: Давайте поставим наш коллаж на выставку.

Теперь уважаемые родители вы понимаете значение и направление в работе по профилактике агрессивного поведения, знаете несколько игр способствующих снятию эмоционального напряжения, развитие навыков общения.

Всем спасибо за проделанную работу.

Список использованной литературы:

1. Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка /под ред. Л.М. Шипициной. М., Владос, 2003, 312с.

2. Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивности детей дошкольного возраста/ сост. А.Н. Лихачева. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Интернет ресурсы:

http://school16ber.ru/index.php/dlya-roditeleyj/sovety-psikhologa/304-2012-05-07-04-58-59.html

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/11/09/kartoteka-igr-dlya-profilaktiki-i-korrektsii

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации