12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Лазарева17
Россия, Мурманская обл., Апатиты
4

«Профилактика конфликтов и коррекция агрессивных проявлений учащихся в системе работы по формированию эмоциональной стабильности и волевой саморегуляции»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕМА:

«Профилактика конфликтов и коррекция агрессивных проявлений учащихся в системе работы по формированию эмоциональной стабильности и волевой саморегуляции»

   Отсутствие конфликтов в образовательном процессе – практически невыполнимое условие. Конфликтное, зачастую агрессивное поведение учащихся - это способ реагирования на внешнюю угрозу, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб другим или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

    Проблема возникает тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования, неизбежно порождая череду конфликтов.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

     Работая в школе, я наблюдаю существенное увеличение с каждым годом учащихся, склонных к проявлению таких характеристик личности как ведомость, пассивность, либо наоборот – чрезмерная конфликтность и авторитарность. Не думаю, что нашему государству необходим поток безынициативных, никак не проявляющих себя людей, также, как и граждан, не умеющих в социально приемлемой форме преподносить себя обществу. Актуальность данной темы очевидна, ведь от преобладания ведомости и конформности в поведении проглядывается четкая цепочка дальнейших нежелательных форм поведения наших подопечных, а неумение сдерживать свои негативные импульсы является причиной частых конфликтов, приводящих к ухудшению отношений. Проводя занятия с обучающимися разных возрастов, включающие упражнения на отработку агрессивных форм поведения, я не преследую цели – избавиться от нее, а лишь помогаю детям перевести ее в более социально удобную форму. Я обучаю их способности анализировать любые свои действия и их последствия. А для этого, как известно, необходимо проработать свои чувства. Вообще, чувственная проработка ситуации, на мой взгляд, - самый эффективный способ коррекции.

ЦЕЛЬ:

- Оптимизировать общение ребенка со сверстниками в значимой для него деятельности;

- Снять проявления невербальной и вербальной агрессии, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло;

- Обучить детей эффективным способам бесконфликтного общения, навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

ЗАДАЧИ:

- Сформировать способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию;

- снизить эмоциональное напряжение;

- сформировать у детей адекватную самооценку;

- развить умение находить положительные стороны в неблагоприятных ситуациях;

- развить и обогатить навыки адекватного, конструктивного поведения;

- обучить ауторелаксации;

- научить передавать другому человеку свое отношение к определенному предмету или действию без оценки с помощью «Я-высказывания».

      Начиная с апреля 2015 года, большую часть своих занятий по адаптации к средней школе я отвожу «урокам бесконфликтного общения». По опыту взаимодействия с пятиклассниками мы наблюдаем (и это известный в психологии факт) снижение успеваемости к окончанию 2-й четверти, повышение уровня школьной тревожности, и, к сожалению, увеличение числа конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса. Взаимосвязь успеваемости с психологической установкой не вызывает сомнения. Конфликты между учениками изрядно портят картину успешности пятиклассника.

Учащиеся 5Б класса (на данный момент), с которыми я провожу занятия по бесконфликтному общению - дети с поведенческими и эмоциональными нарушениями, не имеющими постоянного выраженного характера. Многие из них наблюдаются у невропатолога, в медицинской карте диагностируется синдром дефицита внимания с гиперактивностью, что подтвердилось при начальном обследовании и построении профилей ММД (методика Тулуз-Пьерона).

Занятия в данном классе проводятся еженедельно. Продолжительность каждого занятия составляет в среднем от 30 до 45минут (время урока). Формы проведения занятий различны: это и социально-психологический тренинг, и традиционная форма урока.

Необходимо уточнить, что преследуя вышеуказанные цели, одним из обязательных направлений в контексте данной темы является проведение диагностической, просветительской и коррекционной работы с родителями и педагогами, занимающимися с учениками. К ней относятся: анкетирование, проведение родительских собраний, круглых столов, мини-лекций, родительского всеобуча, индивидуальные консультирования.

      Ключевые направления, в рамках которых строится коррекционная работа по профилактике конфликтов, снижению агрессивности и приобретению адекватных форм поведения:

1. Коррекционная, просветительская и консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов конфликтного (агрессивного) поведения у детей.

2. Обучение ребенка основам конфликтологии: конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

4. Снижение уровня личностной тревожности.

5. Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей.

6. Развитие позитивной самооценки.

7. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

      В целях проведения диагностики эмоциональных состояний ребенка, некоторых личностных характеристик, позволяющих отследить степень выраженности агрессивных проявлений, использую следующие методики и тесты:

Методики диагностирования:

1.Социометрия.

2. Психологическая атмосфера в коллективе (методика Л.Г.Жедуновой)

3. Наши отношения (по Л.М.Фридман)

4. Диагностика личностных особенностей «Несуществующее животное»

5. Стратегия поведения в конфликтной ситуации К.Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной)

6. Диагностика конфликтности школьника (Опросник Басса- Дарки)

7. Цветовой тест Люшера

8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга (предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности).

9. Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек» (позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности).

 10. Тест «Сказка» - разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.

11. Тест - опросник детско-родительских отношений (Авторы теста Я. А. Варга, В. В. Столин).

     Содержание занятий носит комплексный характер: упражнения к занятиям я подбираю из различных программ, направленных на формирование эмоциональной стабильности, коммуникативных навыков, развитие эмоционально-волевой саморегуляции (программы предназначены как для начальной школы, т.к. работа в данном направлении проводится с 4-го класса, так и для работы с учащимися среднего звена):

- «Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков» (автор-составитель Е.Д.Шваб);

- «Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой» (Автор Н.П.Слободяник);

- Программа коррекции семейной дезадаптации депривационного генеза и профилактики агрессивности (Авторы: Пережогин Л.О., Девятова О.Е.);

- Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!» (Е.Г.Коблик).

      Также использую шаблоны заинтересовавших меня занятий, опубликованных в журнале «Школьный психолог» или выложенных на психологических сайтах, например: занятие по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников «Мир эмоций», а также упражнения известных авторов, направленных на отработку определенной задачи (авторы: Н.Л.Кряжева, К.Фопель, Е.В.Карпова, Е.К.Лютова, Е.ВКоротаева, И.В.Шевцова, Г.Л.Бардиер, Г.Б.Монина).

      Приступая к коррекционной работе в 4-м классе, мы с классным руководителем исходили из предположения, что обучение детей младшего школьного возраста приемам конструктивного выражения агрессии будет способствовать снятию эмоционального напряжения в данном классе и снижению уровня неконтролируемых, агрессивных импульсов у отдельных детей.

      Диагностическое обследование по проективным методикам, которое было проведено в начале следующего учебного года (2015-2016) показало снижение уровня невербальной агрессии (дети выбирают более конструктивные способы выхода из конфликтов). Однако, уровень вербальной агрессии остался достаточно высок. В связи с этим, особое внимание на занятиях я уделяю проработке конкретных ситуаций и научению построению фраз, снижающих вероятность разгорания конфликта. Для этого использовала различные обучающие методы.

  Одним из таких методов является «беседа с собой», который учит де­тей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.

  Педагоги ознакомлены с  алгоритмом такого разговора и могут предложить его всему классу при «обу­чении» поведенческому анализу или использо­вать в индивидуальной коррекции. Бо­лее того, этот метод предложено взять на «вооруже­ние» и родителям. Он (классический метод в психологии)  предполагает следующие шаги:

- Ребенок определяет суть самой пробле­мы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».

- Затем обдумывает несколько альтерна­тивных вариантов реагирования. Педагог зада­ет вопросы типа «Тебе нравится то, что ты сде­лал в этой ситуации?», «А как можно было по­ступить в этой ситуации?»

- Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет, если...?»)

- Затем принимается решение – что надо (можно) делать и как надо поступить.

      Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных си­туациях на языке, понятном ребенку. Он дол­жен его заучить и ... порепетировать.

      К счастью, мы имеем возможность применять в работе огромное множество методов, приемов, упражнений, направленных на профилактику конфликтного поведения. Однако, только грамотное родительское сопровождение поможет снизить частоту конфликтных проявлений в поведении ребенка. С этой целью я провожу встречи с родителями в форме тренингов, вечеров «вопросов и ответов», лекций на особо «острые» психологические темы. Такие мероприятия проводятся с частотой 3 раза в два месяца и имеют большой интерес.

      Устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей име­ют истоки в сфере взаимоотношений со значи­мыми взрослыми, а таковыми являются родите­ли и учителя. Стиль поведения взрослых здесь является решающим. Два фактора, а имен­но: снисходительность, т.е. степень готовности взрослого прощать поступки, и строгость нака­зания агрессивного поведения ребенка — опреде­ляют поведенческие реакции детей.

      Только детальная проработка результатов наблюдений, диагностики (на родительских собраниях, тренингах и в процессе индивидуального консультирования) позволяет родителям проанализировать свои недоработки или, наоборот, убедиться в правильности выбранной позиции.

      Как было сказано выше, уровень агрессивности учителя также влияет на эмоциональное состояние класса. И это одна из причин агрессивного поведения детей. Учитель как бы индуцирует агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подо­зрительностью по отношению к детям. Учитель подает пример агрессивного поведения детям, привыкающим к тому, что агрессия есть нор­мальный путь преодоления фрустрации. Однако, педагоги нашей школы имеют достаточный запас знаний о правилах позитивного педагогического взаимодействия с детьми разных «категорий сложности», проявляют неподдельный интерес к отрабатыванию навыков общения в конфликтных ситуациях. Но, самое главное, результаты такой работы видны, хоть и не в грандиозных масштабах. Ведь психологическая сторона обучения – очень тонкая материя, которую не всегда увидишь, а просчитать ее можно, пожалуй, только с помощью сухой диагностики, к которой я не испытываю особой симпатии.

      Именно понимание важности при­чин и способов своевременного реагирования на неадекватные агрессивные проявления детей, определило значимость этой темы для педагогов и родителей. Включение занятий, направленных на обучение детей бесконфликтным, адекватным способам поведения, в систему работы школьного психолога, считаю особенно продуктивным, не требующим использования специальных программ, прорабатывающих исключительно тему профилактики конфликтов. Такие занятия можно включать в любое направление, имеющее отношение к воспитательному процессу в школе.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.