12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рынзина Анна Геннадьевна66
Педагог-психолог в ОГАПОУ "БТПиСУ", аспирант в НИУ "БелГУ"
Россия, Белгородская обл., Белгород
0

ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ)

ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ)


Рынзина Анна Геннадьевна, Григорьева Лидия Анатольевна, Тишкина Людмила Сергеевна

ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», г. Белгород


Аннотация: В статье обобщен опыт диагностики проблемного использования социальных сетей обучающимися с интеллектуальными нарушениями, а также планирования и проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы.


Современное общество характеризуется бурным развитием процессов информатизации и компьтеризации. Информационная среда образует новый слой повседневной реальности современного человека. Данные процессы охватывает все сферы жизнедеятельности – учебную, профессиональную, досуговую, сферу межличностного взаимодействия и др. Информационные технологии становятся доступны широким слоям населения, осваиваются людьми разных профессий и разного возраста, в том числе и лицами с ОВЗ и инвалидами.

В последние годы возросло число публикаций, связанных с поиском факторов, ведущих к проблеме проблемного использования Интернет и социальных сетей,а также способах ее профилактики. Тем не менее, исследований, касающихся изучения причин и способов профилактики данной проблемы у лиц с ограниченными возможностями здоровья, на настоящий момент не так много. Приведем некоторые из них.

И.П. Волкова с соавторами [1] изучили особенности поведения старших школьников с ОВЗ в сети интернет, определили качества личности, служащие предпосылками формирования интернет-зависимости у данной категории учащихся. Ученые утверждают, что виртуальная коммуникация для подростков с ОВЗ выступает своего рода адаптационно-компенсаторным ресурсом, помогающим преодолевать коммуникативные сложности, но в то же время недостаточная саморегуляция поведения затрудняет самоконтроль в периоды пребывания в сети, что увеличивает риски негативного влияния взаимодействий с интернетом на физическое и психическое состояние.

А.В. Патеюк и С.Т. Кохан [3], изучив зависимость студентов с ОВЗ от социальных сетей, сделали следующие выводы: 1) в социальных сетях проще общаться, так как экран срывает настроение, эмоции, недостатки; 2) большая часть студентов ограниченными возможностями здоровья большую часть времени проводят в социальных сетях, общаясь между собой, родственниками или узнавая новости; 3) студенты в сетях находят новых друзей, что позволяет общаться с людьми с других регионов; 4) при отсутствии гаджета рядом и нарушения работы какой либо сети испытывают дискомфорт и предпочитают всегда быть на связи.

В целях изучения уровня вовлеченности студентов с ОВЗ в чрезмерное использование социальных сетей и дальнейшего планирования профилактической и коррекционной работы нами была проведена диагностика с применением методики «Опросник проблемного использования социальных сетей» (авторы – Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М.) [4]. В исследовании приняли участие студенты 2 курса ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг» в количестве 19 человек.

По результатам проведенной диагностики нами были получены данные, представленные на рисунке 1.

Как мы можем видеть из рисунка, 58% опрошенных показали наличие проблем в пользовании социальными сетями. Мы связываем это с тем, что студентам с ОВЗ завязывать новые знакомства, заводить друзей в реальной жизни сложнее, чем в сети.

t1643053409aa.gif


Рис. 1. Распределение обучающихся с интеллектуальными нарушениями по уровню вовлеченности в пользование социальными сетями (%)

Распределение баллов по шкалам методике представлено в таблице 1, из которой видно, что студенты наиболее склонны использовать социальные сети с целью регуляции своего эмоционального состояния. Обучающиеся склонны заходить в социальные сети в моменты когда им одиноко, плохо, они чувствуют себя расстроенными.

Таблица 1.

Распределение обучающихся с нормативным развитием и с интеллектуальными нарушениями по видам проблемного использования социальных сетей (%)

Предпочтение онлайн-общения

Регуляция эмоций

Когнитивная поглощенность

Компульсивное использование

Негативные последствия

32

58

47

42

42

В связи с выявленными особенностями проблемного использования социальных сетей, нами был запланирован ряд профилактических мероприятий, направленных на:

Развитие социальной компетентности обучающихся;

Развитие эмоционального интеллекта студентов;

Повышение ценности живого общения и дружбы.

В качестве таких мероприятий были разработаны:

Тематические кураторские часы «Скажи мне, кто твой друг», «Самый дружный класс», «Цвета настроения», «Вместе мы сильны»;

В рамках занятий по дисциплине «Этика и культура общения» запланирован ряд интегрированных уроков на темы «Дружба – это…», «Конфликт: способы разрешения», «Вербальные и невербальные компоненты общения», «Секреты межличностного общения»;

Беседы с элементами тренинга «Управляй эмоциями», «Техники снятия тревоги и напряжения», «Мои жизненные ценности», «Как побороть страх»;

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие социальной компетентности и эмоционального интеллекта обучающихся;

Индивидуальная консультационная работа с обучающимися, испытывающими трудности в общении.

В данной статье хотим поделиться разработкой интегрированного урока, проведенного в рамках дисциплины «Этика и культура общения» на тему: «Дружба – это…», разработанного на основе тренинга «Учись дружить» Е.В. Игнат [2].

Цели занятия:

А) обучающие:

Усвоение знаний о понятии «дружба», отличительных качествах настоящего друга, различиях между другом и приятелем, правилах, которые необходимо соблюдать в дружбе.

Б) воспитывающие:

Развитие межличностных отношений внутри коллектива группы;

Развитие нравственной культуры учеников

Повышение психологической культуры обучающихся;

Воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине.

В) развивающие:

Развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Развитие социальной компетентности студентов.

Предполагаемый результат:

Анализ обучающимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения;

Осознание студентами важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

Занятия со студентами проходили в форме беседы, групповой дискуссии, сказкотерапии, выполнения индивидуальных и групповых заданий.

Ниже представлен конспект занятия.

Вводный этап

Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о великом и ценном, о древнем и современном, о самом прекрасном и всем нам доступном чувстве – чувстве дружбы. Н.В. Гоголь говорил: «Дружба – это родство по душе, а не по крови», находя в этом счастье, нравственное богатство и душевное равновесие. Многие считают, что у них есть друзья. Но истинная дружба все-таки редкостна. В большинстве люди, по разным причинам, не умеют длительно сохранять добрые узы дружбы и наслаждаться общением друг с другом, в том числе и мы взрослые. Чаще мы довольствуемся такими отношениями, которые ошибочно принимаем за дружбу. К сожалению, сегодня мало об этом говорят в семьях, школе, учебных заведениях. Все это, конечно, способствует отдалению людей друг от друга, недоверию, стремлению к одиночеству. Одиноким может быть и человек в коллективе, и ученик в школе, и ребенок в семье. Поэтому, неслучайно мы выбрали сегодня эту тему для разговора. Ребята, задумайтесь над тем, о чем будет идти здесь речь. Попробуйте все осмыслить, и я очень надеюсь, что сегодняшнее занятие не пройдет для вас даром.

Основной этап

Вопрос: Что такое дружба? (предполагаемые ответы детей) «Дружба» – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. «Дружба» – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно. «Дружба» – индивидуальна, избирательна и основана на взаимной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями. Вопрос: Чем приятели отличаются от друзей? (ответы детей)

Послушайте сказку и ответьте на вопрос: кто из сказочных персонажей был настоящим другом? «Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Нов один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок раньше никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и пока она отдыхала, цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и поэтому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала. Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал подругу. Но однажды , когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыв свои лепестки, воскликнул: - Бабочка лети скорее ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать. Бабочка радостно подлетела к Цветку с новостями и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она била крыльями, искала щелку, но все было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек».

Итак, ребята, вы прослушали сказку. Как вы считаете, кого из сказочных персонажей можно назвать настоящим другом, а не приятелем?

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать? (предполагаемые ответы детей) Вы правильно перечислили качества, присущие дружбе. Из всех качеств давайте выберем шесть наиболее важных. Для этого нам необходимо разгадать кроссворд.

«Без чего не может существовать дружба?»


Б












Е












С












К












О












Р









З



Ы




Д





А



С




О





Б



Т




В



П


О



И

С

К

Р

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь


Е




Р



Д


А







И



Д









Е



Е












Р









У

В

А

Ж

Е

Н

И

Е








К












А






1. Друзья открывают друг другу свои секреты, потому что в их дружбе есть такое чувство, как…

2. Друзья друг другу рассказывают всё, ничего не скрывая, потому что в их дружбе есть чувство….

3.Друзья должны… друг друга.

4.Если у одного человека случилось несчастье, как друг в этой ситуации может помочь?

5. что делает отношения между друзьями благородными и чистыми?

6. Если твой друг заболел, что должен делать ты?

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе? (ответы детей)

- Что может помешать дружбе? (ответы детей)


Мы с вами живем в обществе, в котором существует много различных правил, но мы познакомимся с одним из них – кодексом дружбы.

ЗНАКОМСТВО С КОДЕКСОМ ДРУЖБЫ (ПРАВИЛАМИ ДРУЖБЫ).

1. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.

2. Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.

3. Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.

4. Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.

5.Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами. Ребята, вы прослушали правила дружбы. Я надеюсь, что вы будете их выполнять.

Так что же важно для дружбы?

Упражнение «Что Важно для дружбы?»

Цели: закрепление полученных знаний о дружбе, формирование новых отношений с окружающими людьми

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

Перед вами находятся следующие высказывания. Выберите, что важно для дружбы и обоснуйте свой выбор.

1. Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.

2. Защищать друг друга от обидчиков.

3. Придумывать вместе интересные игры.

4. Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.

5. Угощать друг друга сладостями.

6. Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.

7. Уметь уступать друг другу.

8. Часто ходить друг к другу в гости.

9. Говорить друг другу всегда только приятные слова.

10. Уметь делиться новостями.

11. Помогать друг другу.

12. Уметь слушать друг друга и понимать.

13. Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.

14. Не ссориться друг с другом по пустякам.

15. Искренне радоваться успехам друг друга.

3. Заключительный этап. Рефлексия

Мы подошли к завершению сегодняшнего разговора о дружбе. Как вы думаете, нужна ли в наше время дружба? Продолжите фразу «Быть другом, значит…» (высказывания детей)

- Что такое дружба? – Спросила я у птицы.

- Это когда коршун Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: - Что такое дружба?

- Это когда зайцу Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: - Дружба – что такое?

- Это что-то огромное, Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, Все вместе играют.

Это когда мальчишки Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

Экспресс - диагностика эмоционального состояния участников беседы. Какое у вас настроение? Изменилось ли оно за то время, пока мы с вами вместе? Мы с вами подарили друг другу, на мой взгляд, приятные минуты общения. Я благодарю вас за эти минуты общения. Пришло время прощаться.


Список литературы:

Волкова И.П., Королева Н.Н., Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Машкова А. В. Проблемное использование Интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. – 2019. – № 9. – С. 98-121.

Игнат Е.В. Методическая разработка тренинга «Учись дружить» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/266724-psihologicheskij-trening-uchis-druzhit (дата обращения 20.11.2021).

Патеюк А.В., Кохан С.Т. Зависимость студентов с ограниченными возможностями здоровья от социальных сетей // Экология. Здоровье. Спорт: сборник науч. статей VII Международной науч.-практ. конф. – 2019. – С. 139-143.

Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. – № 3. – С. 33-55.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.