Интегрированный урок информатики и психологии как средство профилактики проблемного поведения в социальных сетях студентов спо
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СТУДЕНТОВ СПО
Рынзина А.Г., Григорьева Л.А., Кириенко М.С., Тишкина Л.С.
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», spsbtpisu@gmail.com
В настоящее время с каждым годом растет количество пользователей интернет и социальных сетей. По данным сайта www.web-canape.ru к началу 2021 года уровень проникновения интернета в России составляет 85%. Среднестатистический пользователь проводит в интернете 7 часов 52 минут каждый день, при этом на общение в социальных сетях у россиян уходит по 2 часа 28 минут. На начало 2021 года в России насчитывается 99 миллионов (68% от населения страны) пользователей социальных сетей. Самой популярной социальной площадкой у россиян является YouTube – 85% интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет пользуются этой сетью. ВКонтакте популярен у 78% [1].
Несмотря на множество позитивных проявлений всемирной информатизации и глобализации, существуют и определенные риски, а именно – интернет-аддикция или проблемное использование интернета. В России о возможности деструктивного влияния интернета, в первую очередь на подростков, заговорили в 2000-е годы. Первое масштабное исследование в области психиатрии проводилось врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Лоскутовой В.А. [цит. по 2]. Интернет-зависимость в большинстве стран не признается психическим расстройством, однако, в 2019 году стал вопрос о включении зависимости от видеоигр и зависимости от азартных онлайн-игр в списки заболеваний по официальным медицинским критериям (МКБ-11). При этом интернет-зависимость считается заболеванием в Австралии, Индии, Италии, Китае и Японии [6].
В настоящее время все больше авторов используют термин «проблемное поведение в интернете» вместо «интернет-аддикция». Все более разработанной становится проблема негативных воздействий интернета на человека, его личность, здоровье, социализацию и успешность жизнедеятельности. Термин «проблемное использование интернета» включает в себя разные вариации неконструктивного, несущего в себе те или иные формы негативизации поведения субъекта, его психики и различных сторон его жизнедеятельности. Данное понятие позволяет охватить широкий диапазон проблем, связанных с отрицательными сторонами использования интернета [8].
В материалах VII Всероссийской научно-практической Internet-конференции «Теория и практика осуществления профилактической работы, направленной на предупреждение зависимого поведения несовершеннолетних, в образовательных организациях» (24-25 декабря 2020 года) в статье И.В. Ларькиной [4] была приведена притча о профилактике: «Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к бepeгy, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь... Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги... «Разве тебе безразлична судьба детей?» – спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». Автор отметила, что такой подход можно применить и к работе по профилактике зависимостей обучающихся: можно работать в рамках предупреждения зависимости, а можно – в рамках коррекции. И мы, команда преподавателей, социально-психологическая служба, администрация ОГАПОУ «БТПиСУ», делаем акцент на первичную профилактику зависимого поведения.
В рамках настоящей статьи мы хотели бы обобщить опыт профилактики нехимических зависимостей студентов техникума, а именно – проблемного поведения в социальных сетях.
По мнению Т.В. Бобровой [цит. по 3] эффективность профилактики интернет-зависимости у молодежи обеспечевивают следующие педагогические условия: формирование ценностного отношения к условиям реальной действительности как результата и следствия социального опыта личности; использование потенциалов влияния молодежных общественных объединений; интеграция усилий социальных институтов по разработке и реализации профилактических программ для молодежи; подготовка кадров в молодежной среде для реализации профилактических программ; развитие волонтерского движения на базе молодежных общественных объединений. Основными направлениями профилактики интернет-зависимости являются информирование студентов о механизмах воздействия сети интернет на личность, причинах, клинических проявлениях, методах диагностики и последствиях интернет-зависимости; выработка у них стратегий высокофункционального поведения; развитие устойчивости к отрицательным социальным влияниям; формирование внутриличностных мотивов и системы ценностей, соответствующих здоровому образу жизни; расширение круга альтернативной зависимому поведению деятельности; развитие личностных ресурсов и навыков достижения поставленных целей в реальной жизни.
На основе программы профилактики интернет-зависимости С.О. Ларионовой и А.С. Дегтерева [3] нами была составлена программа профилактики зависимого поведения студентов ОГАПОУ «БТПиСУ», которая включает 3 основных компонента:
1. Образовательный компонент. Формируются знания о механизмах воздействия сети интернет на человека, о причинах, проявлениях, методах диагностики и последствиях интернет-зависимости. Цель: формирование у студентов понимания и осознания того, что происходит с человеком, имеющим интернет-зависимость.
2. Психологический компонент. Изменение психологических характеристик личности интернет-зависимых студентов, создание благоприятного доверительного климата в коллективе и их психологическую и социальную адаптацию. Цель: психолого-педагогическая поддержка студента; помощь в преодолении чувства тревоги, депрессии; формирование уверенности в себе, адекватной самооценки, стрессоустойчивости, нацеленности на успех в достижении поставленных задач.
3. Социальный компонент. Оказание помощи в социальной и психологической адаптации студентов; формирование умения противостоять негативному влиянию; развитие навыков принятия рациональных решений, межличностного общения; актуализацию мотивов здорового образа жизни. Цель: формирование механизмов защиты и противостояния вовлечению в зависимое поведение.
Программа предполагает проведение тренингов, семинаров, лекториев, дискуссий, психологического просвещения, конкурсов на создание социальной рекламы, индивидуальных психолого-педагогических консультаций. Данные мероприятия направлены на формирование коммуникативных навыков, повышение уровня самооценки, саморефлексии, развитие творческих способностей студентов.
В целях контроля результатов профилактической работы дважды в год нами проводится мониторинг проблемного использования интернет и социальных сетей. Так, в ноябре 2021 года нами была проведена диагностика посредством анкетирования и методики «Опросник проблемного использования социальных сетей» (авторы – Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М.) [5]. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 курса ОГАПОУ «БТПиСУ» в количестве 114 человек.
По результатам проведенной диагностики нами были получены данные, представленные в таблице 1. Как мы можем видеть из рисунка, 76% опрошенных не имеют проблем в пользовании социальными сетями. А средний и высокий уровень проблемного использования выявлен у 13% студентов.
Таблица 1.
Распределение обучающихся по уровню вовлеченности в проблемное использование социальных сетей (%)
Обучающиеся без проблем с использованием социальных сетей | Обучающиеся с проблемным использованием социальных сетей | ||
Низкий уровень (повышенные баллы по 1 шкале) | Средний уровень (повышенные баллы по 2 шкалам) | Высокий уровень (повышенные баллы по 3 и более шкалам) | |
76 | 11 | 10 | 3 |
Распределение баллов по шкалам методики представлено в таблице 2, из которой видно, что студенты наиболее склонны использовать социальные сети с целью регуляции своего эмоционального состояния: обучающиеся заходят в социальные сети в моменты когда им одиноко, плохо, они чувствуют себя расстроенными.
Таблица 2.
Распределение обучающихся по видам проблемного использования социальных сетей (%)
Предпочтение онлайн-общения | Регуляция эмоций | Когнитивная поглощенность | Компульсивное использование | Негативные последствия |
6 | 20 | 8 | 11 | 2 |
Перед проведением тестирования студентам был задан вопрос: «Считаете ли Вы себя зависимым от социальных сетей?» На данный вопрос отрицательно ответили 41% опрошенных; ответ: «Возможно, немного» выбрали 43% студентов; «Скорее, да» – 9%; «Абсолютно да» – 7%. Что примечательно, некоторые из тех, кто ответил на вопрос положительно, по результатам проведения опросника не вошли в группу студентов с проблемным использованием социальных сетей. Подробнее результаты можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2.
Соотнесение результатов анкетирования и диагностики вовлеченности студентов в проблемное использование социальных сетей (%)
Результаты опроса Результаты анкети- рование | Не выявлено проблемное использование социальных сетей | Проблемное использование социальных сетей | Итого | |||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||||
Нет проблем в пользовании социальными сетями | 38 | 2 | 1 | 1 | 41 | |
Низкий уровень | 31 | 5 | 4 | 3 | 43 | |
Средний уровень | 5 | 3 | 1 | 0 | 9 | |
Высокий уровень | 3 | 2 | 0 | 3 | 7 | |
Итого | 76 | 11 | 6 | 7 | |
Из таблицы 2 мы видим, что 31% опрошенных студентов признает факт наличия зависимости в небольшой степени, тогда как по результатам опросника фактов проблемного использования социальных сетей не выявлено. 13% студентов считают себя зависимыми в достаточной мере, тогда как по результатам диагностики показали либо отсутствие, либо низкий уровень проблемного использования. То есть 44% студентов завышают мнение о своей «несвободе» от интернета и социальных сетей.
С другой стороны, 4% студентов, указавших в анкете, что не имеют зависимости, по результатам диагностики показали низкий или средний уровень проблемного использования социальных сетей. 7% студентов, признающих факт наличия зависимости в небольшой степени, по результатам диагностики имеют средний уровень проблемного пользования социальными сетями. Таким образом, 11% опрошенных второкурсников преуменьшают роль интернета и социальных сетей в своей жизни.
Из результатов мониторинга мы сделали следующие выводы:
1. Программа профилактики, реализуемая в образовательном учреждении, показывает высокие результаты: 87% обучающихся не имеют проблем в пользовании социальными сетями или показали низкий уровень проблемного пользования;
2. Однако мы также наблюдаем недостаточность реализации образовательного компонента программы, направленного на формирование знаний о механизмах воздействия сети интернет на человека, о причинах, проявлениях, методах диагностики и последствиях интернет-зависимости: 15% респондентов по результатам анкетирования относят свою зависимость на уровень выше или ниже выявленного при опросе.
В связи с данными положениями нами была проведена коррекция программы профилактики, а именно включение в нее интегрированных занятий по информатике и психологии «Интернет в нашей жизни» для студентов разных курсов. Целями занятия явились:
А) Обучающие:
Усвоение знаний о причинах и симптомах интернет-зависимости, а также способах ее профилактики;
Определение положительных и отрицательных сторон интеренета, их разграничение.
Б) Воспитывающие:
Профилактика проблемного использования интернета и социальных сетей;
Повышение психологической культуры обучающихся;
Воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине.
В) Развивающие:
Развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Развитие умения выступать перед аудиторией, защищать свою позицию, аргументировать и приводить контраргументы;
Развитие социальной компетентности студентов.
Организационной формой занятия явились: беседа, мини-лекция, групповая дискуссия, дебаты. Предназначение технологии «дебаты» состоит в том, что она является механизмом приобщения студентов к нормам и ценностям гражданского сообщества, а также адаптации их к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы.
План занятия представлен в таблице 3.
Таблица 3.
План интегрированного урока по информатике и психологии «Интернет в нашей жизни»
№ п/п | Этап | Время | Цель |
1. | Вводный | 5 мин. | Ознакомление с темой занятия, ее актуальностью, целями урока |
2. | Основной | 1 ч. 15 мин. | Достижение запланированных целей занятия |
2.1. | Актуализация проблемы занятия | 15 мин. | Ознакомление студентов с понятием «проблемное пользование интернет и социальными сетями», результатами проведенной диагностики |
2.2. | Мини-лекция: «Причины и симптомы проблемного использования интернет и социальных сетей», дискуссия | 15 мин. | Усвоение знаний о причинах и симптомах интернет-зависимости |
2.3. | Дебаты: «Интернет: за и против» | 45 мин. | Определение положительных и отрицательных сторон использования интернет |
3. | Заключительный этап | 10 мин. | Подведение итогов занятия, выработка рекомендаций по поведению в сети интернет и социальных сетях, способствующему предупреждению проявления интернет-аддикции, получение обратной связи от студентов |
Подробнее опишем этап дебатов. Дебаты – игровая технология, предполагающая определенный уровень состязательности. Важно, что побеждает тот, кто смог выстроить наиболее логичную линию доказательств, так как в дебатах не может быть безоговорочной правоты одной из сторон. Это на первый взгляд противоречит дидактическим принципам, но роднит дебаты с жизнью и социальной практикой: у каждой проблемы есть две стороны, по крайней мере, у каждого решения есть сторонники и противники.
Достижение целей, решаемых в логике и средствами технологии дебатов, основано на соблюдении трех основных принципов.
1. Дебаты не могут быть направлены против личности, можно формулировать аргументы против идей и суждений оппонентов, но не критиковать самих оппонентов.
2. Основа дебатов – честность. Иногда быть честным сложно: приходится признавать отсутствие аргументов или ошибочность логических построений.
3. Дебаты предназначены для обучения и развития студентов, их социализации, а не для состязания между студентами или между преподавателем и студентами. Это технология обучения, облеченная в состязательную форму.
Действующие лица дебатов – две команды. Команда, отстаивающая тезис в рамках тематической игры, – команда утверждения. Команда, опровергающая тезис, – команда отрицания. Судьи оценивают игру, заполняют специальный судейский протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, комментируют свое мнение. Судейство – очень сложный процесс. Судья должен отказаться от персональной позиции и оценивать игру по аргументам, доказательствам и суждениям, но не на основе личной симпатии. Судья выполняет обязанности: поддерживает справедливость и сохраняет позитивную атмосферу игры. Также в игре принимает участие таймкипер – особый участник, который следит за соблюдением регламента.
Основными элементами дебатов являются: тема, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы, решение судей.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что аргументы команды лучше, чем аргументы оппонентов.
Основные аргументы, приводимые студентами в пользу своей стороны:
1. Аргументы «за» интернет:
Свободный доступ к информации со всего мира;
Доступность образования (возможность прохождения онлайн-курсов, прослушивание лекций ведущих ученых мира, доступ к литературе и научным статьям, которых нет в «реальной» библиотеке);
Возможность заработка в интернет, работая удаленно из любой точки мира;
Получение онлайн-услуг и совершение онлайн-покупок, что упрощает жизнь и экономит время;
Общение с людьми из разных стран (возможность узнавать другую культуру, язык, традиции).
2. Аргументы «против»:
Негативное влияние на здоровье (зрение, осанка, двигательная активность);
Излишняя «привязанность» к гаджетам («Живем и спим с телефоном/планшетом в руках»);
Замещение живого общения виртуальным;
Различные виды угроз в сети интернет (вирусы, мошенничество и т.д.);
Большое количество недостоверной информации (сложность разобраться, какой информации можно доверять и использовать).
После прохождения дебатов, судьями были подведены итоги игры. В разных группах побеждали разные команды, так как побеждала та команда, представившая большее количество аргументов и контраргументов. Однако на заключительном этапе занятия при подведении итогов и рефлексии участников, многие студенты высказали точку зрения (вывод, сделанный в результате занятия): «Интернет полезен, но при умеренном и грамотном его использовании».
Действительно, интернет стал частью нашей жизни, задействовав многие ее сферы (обучение, профессиональная деятельность, общение, досуг, удовлетворение потребностей). В таком контексте интернет – одно из высших благ современного общества. Но важно помнить и применять правила его использования (рекомендации взяты из статьи «интернет зависимость у студентов» Т.Н. Чумаковой и О.А. Рыбчановского [7]):
Составить распорядок дня и придерживаться его, контролируя реализацию намеченных целей. При ответственном подходе к делу у вас просто не будет времени на бездумный интернет-сёрфинг.
Не стоит начинать и заканчивать день, сидя в телефоне или за компьютером. Стоит как минимум час после пробуждения и еще один, перед сном, посвящать себе или домашней работе.
Можно составить список изменений, к которым вы сможете прийти, сократив время пребывания в сети. Можно учить языки, путешествовать, посещать галереи и театры, проводить время с друзьями и близкими людьми.
При использовании гаджетов не забывать про активность. Раз в 15 минут рекомендуем устраивать отдых для глаз, прикрывая и расслабляя их. Раз в 45 минут следует подвигаться всем телом, особенное внимание уделяя позвоночнику и ногам.
Таким образом, проблемное использование интернета включает в себя разные вариации неконструктивного, несущего в себе те или иные формы негативизации поведения субъекта, его психики и различных сторон его жизнедеятельности. Для предупреждения данного проявления зависимого поведения коллективом ОГАПОУ «БТПиСУ» разработана и проводится программа профилактики проблемного использования интернет и социальных сетей. Для отслеживания результативности проводимой работы была проведена диагностика с применением методики «Опросник проблемного использования социальных сетей» (Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М.), в котором приняли участие обучающиеся 2 курсов в количестве 114 человек. По результатам диагностики 76% респондентов не имеют проблем в пользовании социальными сетями, еще у 11% вовлеченность в проблемное пользование выявлена на низком уровне. В то же время был получен результат, свидетельствующий о том, что студентам достаточно трудно адекватно соотнести себя с тем или иным уровнем вовлечения. В связи с этим в программу профилактики были включены интегрированные занятия для студентов по информатике и психологии «Интернет в нашей жизни», которые позволят усилить образовательный компонент профилактической программы.
Список литературы:
https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/
Белова, Н.В. Интернет-зависимость среди студентов и работающего населения / Н.В. Белова, И.А. Атрошенко, И.Н. Кузьмина, Е.А. Северова // Смоленский медицинский альманах. – 2021. – №1. – С. 41-44.
Ларионова, С.О. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики / С.О. Ларионова, А.С. Дегтерев // Педагогическое образование в России. – 2013. – №2. – С. 232-239.
Ларькина, И.В. Предупреждение возникновения зависимого поведения у несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Сборник по материалам VII Всероссийской научно-практической Internet – конференции «Теория и практика осуществления профилактической работы, направленной на предупреждение зависимого поведения несовершеннолетних, в образовательных организациях» (24-25 декабря 2020 года, г. Тамбов). – 2020. – Режим доступа: https://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2020/12/1220-V.pdf (дата обращения 03.12.2021).
Сирота, Н.А. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей / Н.А. Сирота, Д.В. Московченко, В.М. Ялтонский // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. – № 3. – С. 33-55.
Цой, Н.А. Социальные факторы феномена интернет-зависимости: автореф. дисс. канд. соц. н.: 22.00.04. – Владивосток. – 2012. – 20 с.
Чумакова, Т.Н. Интернет зависимость у студентов / Т.Н. Чумакова, О.А. Рыбчановский // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования (г.-к. Анапа, 24 января 2020 г.). – 2020. – С. 28-31.
Яшева, А.М. Индивидуально-психологические предпосылки проблемного использования интернета в период ранней взрослости / А.М. Яшева // Сборник по материалам конференции Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты (10 мая 2021 года, Пенза). – 2021. – С. 239-244.
Спицына Любовь Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна