Профориентационная работа в учреждениях дополнительного образования.
Профориентационная работа в учреждениях дополнительного образования.
Министерство просвещения подготовило для образовательных учреждений рекомендации по организации уроков профориентации. Предполагается, что в 6-7 классах школьники смогут определиться, какие предметы понадобятся им в жизни. На следующей ступени — в 8-9 классах выберут дисциплины для своего профильного образования, а в старшей школе, то есть в 10-11 классах станут готовиться по ним к ЕГЭ.
Письмо Министерства просвещения России от 01.06.2023 N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" утверждает "Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования и Инструкцию по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта.
Однако, говоря о профориентации подростков стоит учитывать и потенциал учреждений дополнительного образования. В отличие от обязательной профориентационной работы в школах, в учреждения дополнительного образования дети приходят по собственному желанию, выбирая те направления, которые вызывают у них искренний интерес.
Профориентация в рамках учреждения дополнительного образования включает в себя следующие направления:
Информационно-просветительское.
Цель — создать у обучающихся максимально чёткий и конкретный образ основных типов профессий.
Диагностическое.
Для этого используются различные сборники тестов и анкет, направленные на выявление интересов обучающихся.
Консультационное.
Обучающемуся предоставляют материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии, и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.
Обучающее.
Реализуется образовательная программа, ведётся непосредственная образовательная деятельность со школьниками в определённом творческом объединении.
Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования проводится в три этапа:
Подготовительный (7–10 лет). Формирует у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности, первоначальный интерес к какой-либо профессии. На этом этапе происходит знакомство с профессиями.
Формирующий (11–13 лет). Формирует профессиональную направленность в соответствии с профилем творческого объединения, расширяет знания о видах, классах профессий, совершенствует практические умения и навыки. На этом этапе осуществляются профессиональные пробы.
Заключительный (14–17 лет). Формирует умение соотнести профессиональные предпочтения со своими возможностями. Происходит информирование об учебных заведениях, предлагающих обучение по выбранному профилю.
Некоторые формы и методы профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования:
индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;
семейное консультирование по вопросам самоопределения детей;
организация встреч с представителями разных профессий и руководителями профессиональных организаций;
недели труда и профессиональной ориентации;
тематические экскурсии на производственные предприятия;
ярмарки вакансий учебных и рабочих мест;
мастер-классы по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения.
Теперь попробуем заглянуть в специфику профориентационной работы на конкретном примере. Студия юных писателей и корреспондентов «Парус» МБУ ДО Дворца детского творчества г. Пятигорска была основана в 2015 году членом союза журналистов РФ, педагогом дополнительного образования - Гулиевой Ларисой Александровной. Студия является успешным и ярким примером помощи подросткам в выборе будущей профессии. В дополнительном образовании, как и в профессиональном, педагоги, имеющие практический опыт в преподаваемой области, всегда пользуются большим интересом со стороны детей и подростков, так как помимо теоретических знаний, могут поделиться личным профессиональным опытом в профессии.
Профориентационная работа в студии «Парус» направлена на помощь обучающимся в выборе будущей профессии.
Перечислим некоторые формы и методы работы в студии:
Теоретические занятия. Школьники знакомятся с профессиями журналиста, писателя, корреспондента, профилями, видами деятельности в сфере журналистики и теоретическими основами написания текстов, работой с текстами.
Практическая деятельность. Изначально проходит в форме сюжетно-ролевой игры, затем обучающиеся пишут статьи про внутренние мероприятия Дворца детского творчества, которые разбираются с педагогом и совместно редактируются. В процессе написания статей юнкоры берут интервью у участников и организаторов мероприятий, учатся работать с техникой и необходимыми программами на ПК. Промежуточным итогом становится выпуск очередного номера газеты студии «Парус».
Исследовательская деятельность. Ребята собирают материал, изучают специальную литературу, делают информационные доклады и сообщения.
Групповая работа. Учащиеся работают над текстами с комплексным заданием: набирают, вычитывают, осуществляют редакторскую и корректорскую правку, ищут информацию в интернете.
Индивидуальная работа. Ребята делают фоторепортажи, рисуют, пишут эссе, стихи.
Также в рамках профориентационной работы в кружке журналистики используются профориентационные игры, в которых имитируются ситуации из реальной жизни и профессиональная среда. В процессе решения учебных ситуаций дети овладевают навыками общения, распознавания эмоций, осваивают основные профессиональные понятия и создают авторский медиапроект.
Благодаря грамотной работе педагога, юнкоры студии из года в год становятся лауреатами всевозможных конкурсов, фестивалей, принимают участие в местных и региональных медийных событиях, встречах с писателями, чтениях и т.п. В 2022 году между МБУ ДО ДДТ г. Пятигорска и Централизованной Библиотечной Системой МБУК города Пятигорска был заключен договор о сетевом взаимодействии в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Парус», согласно которому обучающиеся студии имеют возможность использовать ресурсы центральной городской библиотеки в образовательных целях, а специалисты библиотеки проводят для обучающихся ежегодные мастер-классы, лекции и семинары.. Благодаря грамотной работе педагога и умению работать за рамками аудиторных занятий, студийцы имеют возможность на практике увидеть перспективы своей будущей профессии, например, в 2024 году студию «Парус» во главе с Гулиевой Л.А. пригласили посетить отрывшийся в г. Пятигорске региональный информационный центр «ТАСС Кавказ», где ребята не только смогли соприкоснуться с миром журналистики, но взять интервью у директора пресс-центра. Ярким событием в жизни студии является участие в работе пресс-центра ежегодного всероссийского кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ». Это событие предоставляет возможность юнкорам студии работать вместе с профессионалами, и главное, учиться у них своей будущей профессии. Отдельно стоит отметить, что наиболее интересные статьи обучающихся проходят редактуру и публикуются в местных газетах.
На примере работы студии «Парус» МБУ ДО Дворца детского творчества» г. Пятигорска можно сделать вывод, что учреждения дополнительного образования обладают огромным потенциалом профориентационной работы для детей и подростков. Важно грамотно и последовательно использовать этот потенциал в системе образования Российской Федерации, таким образом, чтобы в ближайшем будущем обеспеченность грамотными специалистами позволила продолжить устойчивый рост в наиболее важных отраслях жизни общества нашей страны.