Профориентационный урок для старшей школы
Конспект занятия для 10 и 12 класса Специальной общеобразовательной школы-интерната № 23
Тема: «Формула профессии»
Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Задачи:
Расширение знаний о профессии и профессиональной деятельности человека;
Знакомство с работами Е. А. Климова, в частности с формулой профессии;
Закрепление теоретического материала с помощью составления формулы профессии;
Развитие навыка публичного выступления и представления выполненной работы.
ИКТ: презентация в программе PowerPoint (с увеличенным шрифтом и предъявляемым материалом)
Ход занятия:
1. Представление и знакомство (3 минуты)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с вами с формулой профессии и поиграем.
2. Введение в тему урока (3 минуты)
В обществе имеются десятки тысяч профессий и трудовых занятий, которые не поддаются какому-либо краткому и общедоступному описанию. Это мир необозрим, и мы его почти не знаем. Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.
Как вы могли догадаться, сегодняшнее занятие будет связано с профессиями. Какое бы определение вы дали слову "профессия"? (ответы ребят: специальность, которую люди получают в учебных заведениях; специальность, по которой люди работают и получают зарплату)
Так вот, профессия-это деятельность, направленная на пользу обществу, требующая профессионального обучения и выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Итак, тема нашего занятия: формула профессии. Что же это такое? (ответы детей: математические элементы профессии; то, из чего состоит профессия). Характеристику любой профессии можно представить в виде формулы, составленной из обозначений предмета труда, целей, средств и условий труда, к которым она принадлежит.
3. Изложение основного материала по теме (7 минут)
Итак, ребята я предлагаю нам узнать, что же означает формула профессии и из чего она состоит. Начать стоит с того, чтобы узнать побольше о том, кто создал эту формулу.
Климов Евгений Александрович – это доктор психологических наук и профессор.
Он изучал взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, особенностей человека как субъекта труда; проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации и много другое
Е.А. Климовым показано, что эффективность профессиональной деятельности человека выше, если он рассматривается как субъект, создающий индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности.
Теперь поговорим о том, что из себя представляет формула профессии и из каких компонентов состоит.
Итак, в традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:
типы профессий выделяются по предмету труда:
природа - П;
техника - Т;
человек - Ч;
знаковые системы - З;
художественный образ - Х;
классы профессий - по целям труда:
гностические - Г;
преобразовательные - П;
изыскательные - И;
отделы профессий - по средствам труда:
ручные - Р;
механические - М;
автоматические - А;
функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;
группы профессий - по условиям труда:
бытовой микроклимат - Б;
открытый воздух - О;
необычные - Н;
моральная ответственность - М;
экстремальные условия – Э.
Например, с помощью "Формулы профессий" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х), цели труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).
Вот что из себя представляет данная формула, возможно у вас появились какие-то вопросы по той информации, которую мы вам рассказали (если будут то еще раз рассказать и уточнить непонятный момент, если нет, то переходим к закреплению)
4. Закрепление материала урока (20 минут)
Если вопросов больше нет, то давайте попробуем закодировать профессии, которые интересны вам.
Каждый должен выбрать профессию, которой хотел бы заниматься в будущем. Если выбрали профессию, то пробуем её закодировать. К вам подойдут ребята, которые помогут вам в составлении формулы. Можете задавать им вопросы.
На слайде вы видите характеристики профессий и их буквенное обозначение. К примеру, если я загадаю профессию «психолог», то у меня получится ЧПФБМ. Теперь пробуйте вы зашифровать свою профессию.
5. Рефлексия (7 минут)
Ребята, наш урок почти завершается, но остаётся не менее важный момент сегодняшнего дня – это рефлексия. На слайде вы можете увидеть корзину, в которую мы сейчас с вами положим всё самое интересное, что было на уроке. Назовите, пожалуйста, что вам запомнилось, что вам понравилось и что полезного вы сегодня узнали. Кто может начать? (ответы учеников: все понравилось, ничего не понравилось, было интересно, узнал много полезного, ничего не узнал)