Профориентационное занятие в ДМШ с мультимедиа
Профориентационное занятие в ДМШ с мультимедиа.
Лескович Наталья Валерьевна
Педагог дополнительного образования
БОУ ДО г.Омска «ДДТ ОАО»
БОУ г.Омска «Инженерно-технологический лицей № 25»
Традиционный урок в детской музыкальной школе чаще всего представляет собой индивидуальное занятие учащегося с педагогом, где проводится целенаправленная работа над становлением игрового или вокального аппарата, исполняются гаммы, упражнения, этюды, ведется работа над музыкальными произведениями для сольного исполнения, разбираются партии ансамблевых пьес и т.д.
Занятие с группой учащихся – это чаще всего уроки сольфеджио, истории музыкального искусства, классы ансамбля, оркестра, хора и др.
В течение всего курса обучения в школе учащийся погружается в мир профессии музыканта: исполняя музыку на концертах - он пробует себя в качестве начинающего исполнителя; сочиняя небольшие мелодии - «примеряет» профессию композитора; наблюдая за работой своих педагогов - представляет себя в роли наставника музыкальной школы.
На любом этапе обучения - на индивидуальном уроке или в группе - можно предложить учащимся погрузиться в мир профессии музыканта и провести для них профориентационное занятие с применением мультимедиа. Это поможет детям, особенно старших классов, задуматься о будущем профессиональном обучении.
Содержание занятия
Слайд 1. Заставка к теме занятия.
Слайд 2.
Профессия «музыкант» очень необычная, т.к. в содержании её лежит искусство, что предполагает творческое начало. От музыканта сложно что-либо требовать, полет их фантазии ничем не ограничивается, поэтому очень жестких критериев и рамок профессии «музыкант» не существует.
Обычный слушатель просто наслаждается музыкой, совершенно не зная, какой титанический труд был затрачен на ее подготовку к исполнению. Музыкант учится долгие годы, непрерывно развивает слух, чувство ритма, оттачивает технику игры, чтобы музыка звучала легко и непринужденно.
Слайд 3.
Музыка с древности сопровождала человека. Во все времена существовали шуты, скоморохи, музыканты, артисты других разных жанров, потому что юмор, музыка, яркие представления – это то, что дарит человеку и в праздничный день, и в будни ощущение удовольствия и радости.
Нельзя с уверенностью сказать, что в профессии музыканта человек всегда будет стабилен и его деятельность будет высоко оплачиваться, эта профессия непопулярна у молодых людей. Наверное, поэтому мужчина или женщина с музыкальным инструментом в чехле заставляет оборачиваться прохожих.
Слайд 4.
Основные навыки музыканта:
Исполнение произведений на музыкальных инструментах в различной технике игры;
Понимание идеи музыкального произведения и выражение при исполнении его образа и эмоциональной глубины;
Работа индивидуально при сольном исполнении, а также в оркестре и ансамбле и др.
Слайд 5.
К профессионально важным качествам музыканта относятся музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, способность к творчеству, выносливость, а также педагогические способности и др.
Слайд 6.
К медицинским противопоказаниям в данной профессии можно отнести болезни рук, сильный сколиоз позвоночника, плохой слух и др.
Слайд 7.
Какие преимущества имеет профессия музыкант? Это творческая деятельность, где есть полная свобода выбора. В данной профессии никогда не будет скуки и рутины. Находясь внутри музыкального процесса, исполнитель духовно наполняется, даря при этом удовольствие и вдохновение слушателю.
Слайд 8.
Несмотря на все преимущества в этой профессии есть свои недостатки. У каждого музыканта всегда много конкурентов. В любом возрасте у музыканта может наступить творческий кризис. Профессией музыканта сложно зарабатывать, деятельность зачастую очень нестабильна.
Слайд 9.
Один из самых длинных циклов обучения - у музыкантов:
5-7 лет обучение длится в музыкальной школе;
4-5 лет нужно провести в стенах музыкального колледжа;
5-6 лет длится программа в высших учебных заведения для музыкантов (это консерватория или академия (институт) искусств).
Слайд 10.
Продвижение карьеры музыканта может быть связано с его амбициями, с его целями в профессии. Намного престижнее быть сольным исполнителем или концертмейстером в оркестре, вырасти до уровня композитора или профессора музыки.
Слайд 11.
К смежным профессиям можно отнести дирижёра или хормейстера, а также концертмейстера или иллюстратора.
Слайд 12.
Человек, получивший профессию музыканта, может найти себя в преподавательской деятельности в музыкальных учебных заведениях, в концертных проектах шоу бизнеса, в муниципальных или региональных концертных коллективах, сделать собственный музыкальный проект для выступлений на праздничных мероприятиях и т.д.
Слайд 13.
Может профессия музыканта не имеет высокого, стабильного дохода, может она не обеспечит очень высокой пенсии в старости, но важно другое. Ежедневная деятельность в этой профессии гарантированно будет дарить положительные ощущения, потому что музыкант не только сам переживает все эмоции от творчества, а ещё и делится ими со всеми коллегами и слушателями, Жизнь с музыкальным искусством – это счастье!
Для подведения итогов занятия можно предложить учащимся мини викторину «Профессия музыкант».
Для оформления мини викторины желательно использовать онлайн сервисы, где легко размещаются вопросы с вариантами ответов.