Профориентационное занятие «Деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении»
Тема: «Деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении».
Цель: познакомить студентов с деятельностью педагога-психолога в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
– Формирование у студентов представлений об основных видах профессиональной деятельности педагога-психолога.
– Формирование у студентов знаний, умений, а также профессиональных компетенций, с помощью кейс-задания.
– Осознание будущего педагога-психолога позитивных моментов психолого-педагогической деятельности.
Форма проведения: занятие с использованием тренинговых упражнений.
Оборудование: листочки А4, ручки, цветные карандаши, презентация.
Ход НОД.
I. Организационный момент
Приветствие.
– Всем здравствуйте. Я рада Вас видеть на занятии. Цель нашего занятия – знакомство с деятельностью педагога-психолога в общеобразовательном учреждении.
Правила группы:
Стараться быть активным участником того, что происходит.
Стремиться слушать говорящего, стараться не перебивать.
По возможности быть искренним.
Помогать участникам группы познавать и изменять способ поведения.
Не критиковать друг друга.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
– В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (студенты образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера»
2. Основой этап
– Прежде чем начать говорить о деятельности педагога-психолога в школе, хотелось бы узнать, как Вы понимаете определение «педагог-психолог»? (листочек, ручка)
Практическое задание № 1.
Продолжите предложение «Педагог-психолог это ...» (записывает каждый на листочке)
Мини-лекция: «Кто такой «педагог-психолог» и зачем он нужен в школе?»
Педагог-психолог – человек с психологическим образованием, работающий в образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение.
Итак, какова же роль педагога-психолога в школе иными словами «Зачем нужен в школе психолог?». Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Так основными направлениями деятельности психолога являются:
1. Психолого–педагогическая диагностика (Цель – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов).
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы школы.
Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума.
А) Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение группы детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.
Б) Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа – в четвертом и пятом классах. Основная цель диагностики в четвертом классе – мониторинг процесса обучения и уровня обученности учащихся для организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций педагогам средней школы. Цель диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы.
В) Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.
2. Коррекционно–развивающая работа (Цель – создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам)
Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий. Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.
3. Психолого–педагогическое консультирование (Цель – оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений).
Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.).
С педагогами проводятся психолого-педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций.
4. Психологическая профилактика и просвещение (Цель – развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей).
Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т.п.
С учащимися мероприятия организуются на классных часах, с родителями – на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования.
5. Здоровьесберегающая деятельность (Цель – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса).
Формами реализации данного направления являются: посещение уроков; информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.
Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.
Психолог осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.
6. Методическая работа (Цель – накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, администрацией).
По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.
Однако, реальная деятельность сильно расходится с обязанностями, прописанными в документах о психологической службе в школе. А реальность такова, что психолог в школе пока еще нередко воспринимается как «инородное тело» с неясными функциями. Думают, что психолог в основном сидит в своем кабинете и спокойно принимает посетителей в приемные часы.
Практическое задание № 2. Кейс-задание. (Разделиться на 3 группы)
Подумайте и напишите, каким образом, можно решить данную проблему?
К психологу приходит учитель первого класса с жалобой на одного из своих учеников: «Ваня просто издевается надо мной. Он избалованный, не умеет вести себя в классе. Ответы выкрикивает с места, перебивает, постоянно роняет вещи со стола, болтает со всеми во время урока, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он делает вид, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: выгоняла из класса, делала замечания в присутствии родителей, оставляла во время перемены в классе стоять возле парты. Мама и бабушка, которые воспитывают Ваню, не в состоянии изменить что-либо. Ваня с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?».
Упражнение «Звуковая гимнастика».
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает
о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Пропиваем следующие звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на внутренние органы;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь психологам осознать позитивные моменты психол.-педагогической деятельности.
Материалы и оборудование: нарисованное дерево; листочки; ручки, скотч.
Инструкция: «Итак, не забываем представлять, что мы состоявшиеся педагоги-психологи. Вам нужно написать на листочках синего цвета минусы своей работы, а на листочках желтого цвета – плюсы работы».
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось – плюсов педагогической деятельности или минусов – и почему.
3. Заключительный этап
Упражнение «Хлопок».
Инструкция: « Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру. Игра называется «Хлопок». Я хлопаю первая, затем по цепочке каждый участник хлопает и так до последнего участника».
Рефлексия. – Каждый участник высказывает по цепочке общие впечатления о занятии, что понравилось, что запомнилось.
– Спасибо Вам! Занятие подошло к концу.