Профориентационное занятие «Престижная профессия – это..?!»

9
1
Материал опубликован 20 August 2019 в группе

Название: Профориентационное занятие для старшеклассников «Престижная профессия – это..?!»

Авторы:

1. Конюхова Клавдия Олеговна,

- педагог-психолог высшей категории,

- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования № 1» города Смоленска,

- Смоленская область, город Смоленск

2. Филимонов Александр Валентинович,

- педагог-психолог первой категории,

- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования № 1» города Смоленска,

- Смоленская область, город Смоленск

Тезис к публикации: Занятие профориентационной направленности разработано для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений с целью помочь школьникам в вопросах профессионального самоопределения. Через разбор понятия престижности профессии поднимаются вопросы мотивов выбора профессии, что подталкивает школьников к анализу собственных приоритетов и мотивов при выборе профессионального пути. Может проводиться как учебное занятие в программе профориентационной направленности и как классный час.

 

Профориентационное занятие «Престижная профессия – это..?!»

Пояснительная записка

Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. Для обучающихся 10-11 классов вопрос профессионального выбора является особенно актуальным.

Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессионального будущего – важная социально-педагогическая задача школы. Современная система образования должна способствовать расширению возможности выбора каждым школьником своего жизненного пути.

Адекватное профессиональное самоопределение – это важное условие достижения успеха в жизни и профессиональной деятельности. Поэтому актуальной становится организация эффективной педагогической работы, направленной на расширение профориентационных знаний обучающихся, формирование их профессионального и профильного самоопределения, на помощь в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.

Каждый школьник при выборе профессии руководствуется определенным мотивом, и не всегда выпускник осознает, что побуждает его сделать именно такой профессиональный выбор. Данное занятие раскрывает некоторые мотивы выбора профессии, концентрируясь на очень распространенном среди современных обучающихся – мотиве престижности.

Цель: повышение осознанности и ответственности выпускников при выборе профессии через формирование у них понятия престижности профессии.

Задачи:

- сформировать у обучающихся представление о мотивах выбора профессии и раскрыть понятие престижности профессии с точки зрения разных наук;

- показать важность понимания, чем человек руководствуется при выборе своего профессионального пути;

- побудить обучающихся к анализу собственных приоритетов и мотивов при выборе профессии;

- способствовать профессиональному самоопределению обучающихся и обоснованному анализу собственных профессиональных намерений и планов;

- развить коммуникативные навыки и укрепить взаимоотношения в коллективе на основе умения договариваться, конструктивно обсуждать мнение, слушать и понимать друг друга.

Контингент обучающихся: 10-11 класс.

Количество участников: 10-25 человек.

Время мероприятия: 45 минут.

Оборудование, оформление и дидактическое обеспечение:

- оформление кабинета: плакаты с профориентационной тематикой, пословицы, цитаты известных деятелей, столы для команд;

- средства ИКТ: компьютер/ноутбук, проектор, экран, презентация «Престижная профессия – это?!..» (Приложение 1);

- для каждой команды: профессиограмма (у каждой команды своя) – 3-4 экземпляра, 3-4 шариковые ручки, 3 листа А4 для черновых записей.

Методические рекомендации. Представленный сценарий применялся как учебное занятие в программе профориентационной направленности и как классный час. В занятии активно используется статистические данные и результаты социологических опросов, что делает материал актуальным для обучающихся и максимально приближает их к реальной жизненной ситуации. При подготовке важно, чтобы эта информация была свежей и отражала особенности того региона, в котором проводится занятие. Для профессиограмм лучше выбирать профессии из разных областей, наиболее соответствующие задачам конкретного занятия, контингенту обучающихся, особенностям образовательного учреждения и региона.

Ход занятия

Вначале занятия спросить у старшеклассников, на что они ориентируются при выборе профессии? Какой должна быть их будущая профессия? Исходя, из каких соображений делается их выбор в пользу той или иной профессии и т. п.

Слова педагога. Ежегодно в нашей стране проводятся десятки социологических исследований, результаты которых очевидны. Большинство из них сводится к констатации следующих положений: во-первых, учащиеся имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда; во-вторых, влияние взрослых и школы на выбор профессии мало; в-третьих, выбор профессии большинством выпускников определяется соображениями престижа, а не требованиями рынка труда.

В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности.

ТВ, интернет как формы профпропаганды, моделирующие привлекательный, но далекий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, не важно, хорошо или плохо. Так развивается тщеславие – качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства, бизнеса. Оно не имеет ничего общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности.

Кроме мотива привлечения внимания к своей персоне есть еще один мощный мотив – стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Если стремление к власти – не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.

Наиболее понятный и очевидный мотив – деньги. Известный немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» (одержимая жадностью, безнравственная форма накопления материальных благ) и одним из деструктивных, а тип человека, работающего исключительно из материальных соображений – рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо как можно дороже продать.

Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времен как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов – патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями.

Среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» – самый коварный. Деление на «престижные» и «непрестижные» профессии – скорее, следование стереотипам, чем проявление адекватного оценивания своих способностей, интеллектуальных возможностей и объективных обстоятельств. Престиж профессии – это степень ее уважения в обществе. По тому, какие профессии «престижны», можно ставить диагноз обществу.

По социологическим данным почти 30% выпускников выбирают профессию по соображениям престижности, ориентируясь на ее внешнюю оболочку – авторитет, влияние, связи, власть над другими, роскошь и т.д., а не на ее содержание, интерес и свои возможности.

На проблеме выбора профессии по соображениям ее престижности, я хочу сегодня с вами подробно остановиться. Тема нашего занятия «Престижная профессия – это..?!» [слайд 1].

В конце названия темы я поставил три знака препинания. Первый – это многоточие. Сначала я хочу, чтобы вы сами завершили эту на полпути прерванную мысль, мне интересно узнать что, по-вашему, мнению означает понятие «престижная профессия»? Какие профессии для вас самые престижные? Какие профессии вы считаете непрестижными? Выслушать ответы, узнать мнение старшеклассников. Ответы школьников скорее будут относиться к так называемому «бытовому» пониманию проблемы, о чем и сказать обучающимся.

Чтобы хорошо разбираться в данном вопросе, нужно взглянуть на проблему выбора профессии по соображениям ее престижности с разных сторон. Я предлагаю это сделать с позиции некоторых общественно-гуманитарных наук. Итак, отвечаем на вопрос «Престижная профессия – это?» Но прежде чем перейти к этому, вам необходимо сейчас поделиться на три команды для выполнения последующих заданий.

Для начала обратимся к этимологии и значению слова престиж в русском языке [слайд 2].

Содержание слайда. Престиж – от фр. prestige – обаяние, очарование, от лат. praestigium – иллюзия, обман чувств). Престиж – влияние, уважение, которым пользуется кто или что-либо (толк. слов. С. И. Ожегова).

Затем каждая команда получает по одной профессиограмме (Приложение 2) и изучает ее в течение 5-7 минут.

Слова педагога. Теперь приступим к рассмотрению понятия «престижная (ые) профессия (ии)» с позиции такой науки как социология [слайд 3].

Содержание слайда. Престиж профессий в социологии представляет собой социальную значимость, авторитет, уважение, влияние, которыми наделяются в обществе различные виды деятельности (профессии). Он определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий. Последняя выстраивается в результате оценки имеющихся различий в степени сложности и важности разных видов трудовой деятельности, необходимого для их осуществления уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и других факторов.

Если определение не требует пояснений, то предлагается выполнить первое задание.

Задание 1. Опираясь на данную позицию, вам необходимо будет через пять минут привести 5-6 наиболее весомых аргументов, которые должны убедить другие команды в том, что профессия, которую вы представляете, является очень престижной с точки зрения социологии. После представления командами всех трех профессий сами обучающиеся должны сделать вывод, какая профессия является самой престижной, т. е. чьи аргументы оказались более убедительными.

После этого обучающимся приводится статистическая информация, отражающая иерархию профессий, существующую в сознании современного российского общества.

Слова педагога. 24 октября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, какие профессии представляются россиянам самыми престижными и доходными [слайд 4] (прокомментировать содержание).

Слова педагога. Также я думаю, вам интересно будет узнать, кем российские родители видят своих детей в будущем.

Исследовательский холдинг «Ромир» в рамках очередного всероссийского опроса – май 2019 – задал своим респондентам вопрос на тему желанной профессии для своих детей [слайд 5] (прокомментировать содержание).

Слова педагога. Далее рассмотрим престижность профессии с точки зрения экономической теории [слайд 6].

Содержание слайда. Понятие престижа профессии с экономической точки зрения может быть охарактеризовано функциональной значимостью (пользой) профессии для страны, общества. Таким образом, степень престижности профессии определяет важность ее на рынке труда. Престиж профессий может также характеризоваться способностью производства определенных необходимых услуг и товаров.

Если определение не требует пояснений, то предлагается выполнить второе задание.

Задание 2. Выполняется по аналогии с заданием 1.

Слова педагога. Сейчас я хочу, чтобы вы получили представление о том, кто на сегодняшний день востребован в российской экономике, в ком работодатели действительно испытывают потребность.

Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) труда провел опрос среди работодателей и составил список профессий, которые более всего востребованы на рынке труда в России в 2019 году. Опрос проводился среди 26,9 тысячи организаций. При этом востребованными, по мнению предприятий являются 33 тысячи профессий. Аналитики выделили чуть более 1 тысячи самых необходимых специалистов и составили рейтинг самых востребованных профессий [слайд 7] (прокомментировать содержание).

Слова педагога. Давайте посмотрим, как обстоят дела на рынке труда Смоленского региона.

По данным департамента государственной службы занятости Смоленской области, в регионе ведется набор специалистов в следующих отраслях: слайд 8 (прокомментировать содержание).

А теперь узнаем, в каких специалистах больше всего нуждаются работодатели города Смоленска [слайды 9-12] (прокомментировать содержание).

Слова педагога. Понятие «престижная профессия» осталось рассмотреть с точки зрения психологии [слайд 13].

Содержание слайда. В психологии «престиж» выступает как мера признания обществом заслуг индивида. В одних общественных условиях показателями престижа выступают признаки материального благополучия, роскоши, высокого ранга или общественного положения. В других условиях могут возникать и формироваться иные основания для обретения престижа, относящиеся скорее к нравственно-духовной сфере (образованность, интеллектуальный уровень, трудолюбие, справедливость, самоотдача, ответственность).

Под престижем профессии в психологии принято понимать удовлетворение потребности в самоуважении, самореализации, самоактуализации - непрерывной реализации потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своего призвания, судьбы, которая мотивирует человека на определенную деятельность.

Если определение не требует пояснений, то предлагается выполнить третье задание.

Задание 3. Выполняется по аналогии с заданиями 1 и 2.

Слова педагога. Порталом Superjob весной 2019 г. проводился опрос 7000 представителей 22 профессиональных групп из всех регионов страны. Представителей разных профессий спросили: «Если бы вы могли выбирать профессию снова, вы бы опять выбрали вашу специальность?» В результате анализа ответов были получены следующие данные: слайд 14 (прокомментировать содержание).

Подводя итог нашей встречи, напомню вам русскую пословицу о том, что не место красит человека, а человек место. И я хочу, чтобы вы запомнили: когда люди скажут вам «Спасибо» за теплые, уютные дома, за то, что в них есть постоянно свет, газ, вода; за правильное обучение и воспитание их детей; за безопасность на улицах; за вежливое обслуживание в магазинах; за спасенные жизни и сохранное здоровье; за новые и эффективные лекарства; за спокойствие и уверенность в завтрашнем дне и т. д., тогда к вам непременно придет чувство профессиональной гордости – чувство, связанное с переживанием своих профессиональных успехов, и тогда вы в праве с гордостью заявить: «Престижная профессия – это моя профессия! Моя профессия самая престижная!» Знак восклицательный «!» [слайд 15]

 

Список используемой литературы и источников

Бабосов Е. М. Социология: Энциклопедический словарь/ Бабосов Е. М. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009 – 480 с.

  1. Венцова М. Минтруд назвал 10 самых востребованных в России профессий // Комсомольская правда [сайт]. URL: https://www.kp.ru/online/news/3490074/. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Купажист по табакам [Электронный ресурс] // Все об образовании и работе в России. URL: https://atlaswork.ru/pr-kupazhist-po-tabakam/. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Липсиц И. В. Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.

    Небольсин Ю. А.Феномен престижа профессии в психологии и акмеологии (к постановке проблемы): // Акмеология. 2014. №3. URL: http://developmentonline.ru/data/documents/3-2014-Akmeologiya.pdf. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Обзор статистики рынка труда в Смоленской области [Электронный ресурс] // Труд. URL: https://www.trud.com/smolenskaya-oblast/salary/67486.html. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Общая характеристика специальности «фельдшер» [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж №1». URL: http://1medcollege.ru/index.php?id=63&Itemid=207&option=com_content&view=article. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 28 е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012 – 1376 с.

    Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? [ Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Резапкина Г.В. Что такое «престиж профессии» и надо ли его «поднимать»? // Мой ориентир [сайт]. URL: http://xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/prestizh-professii/. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Родители выбирают для своих детей медицину и юриспруденцию. [Электронный ресурс] // Исследовательский холдинг Ромир. URL: https://romir.ru/studies/roditeli-schitayut-professiyu-vracha-naibolee-podhodyashchey-dlya-svoih-detey. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Ситуация на рынке труда города Смоленска на 1 июня 2019 года [Электронный ресурс] // Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Смоленска. URL: http://czn-smolensk.admin-smolensk.ru/sityac_na_rynke/. (Дата обращения: 14.06.2019).

    ТОП-3 самых счастливых профессий 2019 года [Электронный ресурс] // Яндекс Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5bdbca131d2f9400abd8166d/top3-samyh-schastlivyh-professii-2019-goda-5c63c5c573490c00ae7ef4fa. (Дата обращения: 14.06.2019).

    Футболист [Электронный ресурс] // Профгид. URL: https://www.profguide.io/professions/futbolist.html. (Дата обращения: 14.06.2019).


    Приложение 1
    PPT / 654 Кб

    Приложение 2
    DOCX / 20.15 Кб


  2.  
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за разработку! С вашего разрешения-в копилочку!!!

2 August 2020