Доклад-сообщение на тему «Профориентация и социализация обучающихся средствами музыкального искусства» (5–10 класс)

0
0
Материал опубликован 27 January 2023

Доклад- сообщение на тему :

«Профориентация и социализация обучающихся средствами музыкального искусства»

Составила:

Учитель музыки Король Н.А

Музыкальное образование предопределяет необходимость раннего включения обучающихся в профессиональную деятельность. Изначальная установка на определенную музыкальную специальность позволяет ребенку сориентироваться в различных сферах музыкального искусства и дает возможность самостоятельно выбрать будущую профессию. В то же время, как показывает практика музыкального обучения и воспитания, зачастую выбор и освоение музыкальной специальности происходит неосознанно, без учета мотивационной сферы и интересов ребенка, являющихся побудительно-энергетическим центром его дальнейшего профессионального развития.

Музыкальные инструменты помогают развивать мелкую моторику, разрабатывать мышцы рук и запястий, а это сегодня особенно актуально всем тем, кто проводит много времени за компьютером и успевает заработать себе болевой синдром из-за относительно статичного положения рук за клавиатурой. Музыкальные занятия — это своеобразная тренировка памяти. После регулярной игры на музыкальном инструменте дети быстрее учат стихи, легче справляются с уроками.

Занятия музыкой помогают в математике. Нотную грамоту не случайно сравнивают с арифметическими задачками:

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства детей, формирует их моральный облик. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Данная деятельность говорит об интеграции с другими учебными дисциплинами и что именно развиваетcя .

Хочу рассказать – какие полученные навыки в ансамбле «Домисолька» пригодятся и в других профессиях

НАПРИМЕР: МЕЛКАЯ МОТОРИКА – профессия художников, медиков, дизайнеров. Мозг развивается, через мелкую моторику, так что этот навык нужен для любой профессии.

Хорошая память, конечно же, требуется актёрам для заучивания своих ролей. Также хорошая память необходима преподавателям, политикам - чтобы запоминать текст речи. Художникам нужна хорошая память - зрительная. Переводчикам, медикам, поварам, бухгалтерам, водителям, диспетчерам, детективам, писателям тоже нужно данное качество. Вообще, хорошая память не помешает в любой профессии.

Развитие эмоциональности на первом месте это артисты – артисты академического хора, артисты балета, артисты драматического театра. Артисты оркестра, артисты кино…

Джазовый вокалист, хоровой вокалист, певец, вокалист.

Журналисты – военные журналисты, тележурналист и.т.д

А самая эмоциональная профессия это учитель.

И главное ! МОЙ ПРЕДМЕТ развивает слух и тренирует разные функции мозга, а значит, продлевает молодость и снижает вероятность наступления Альцгеймера в зрелые годы.


В последнее время актуальной является проблема ,нет специалистов по музыкальному искусству.

Обратите внимание на тот факт : что в г. Вихоревка из шести школ города, только в двух школах есть учитель музыки и педагог дополнительного образования по вокалу.

Так же в детских садах , в музыкальной школе, в Доме творчестве в Братском центре культуры, не полная комплектация кадров, музыкальных руководителей кружков и объединений.


Работая более 15 лет в сфере музыкального образования детей, могу сказать, что профессия учитель музыки, музыкальный руководитель, педагог по вокалу не на первом месте при выборе профессии у выпускников школ.

«Целью данного выступления является- показать заинтересованность ребят при выборе профессии связанной с искусством.

Проблема частично рассматривалась. КОГДА? .В школе –интернате в январе 2023г. С выпускными классами был проведён опрос, по выбору профессии ,связанной с искусством.

Такие результаты получили - Никто из ребят в этом году не планирует поступать в учебные заведения, связанные с искусством.


Структура учебно-воспитательного процесса в вокальном – инструментальном ансамбле «Домисолька» представляет собой синтез общих и специальных музыкальных дисциплин, практической и концертной музыкальной деятельности. При этом вокально-хоровая и инструментальная подготовка является основополагающей, вокруг которой строится весь процесс музыкального обучения и воспитания, а вокальное пение и инструментальная деятельность является интегрирующей музыкальной дисциплиной.

Обучение в вокальном –инструментальном ансамбле «Домисолька» предоставляет возможность целенаправленной ориентации обучающихся на музыкальные специальности например: музыкальный руководитель, руководитель вокального асамбля, учитель музыки, преподаватель хореограф, хорместер, ведущий различных праздников и мероприятий. Ребята на занятиях могут сами проводить разминки ,различные упражнения на дыхание, на разогревание голосового аппарата. Учатся работать с клавишными инструментами ,умеют играть по полутонам разные распевки. Создают компьюторо-музыкальные партитуры. Ребята, которые хотят, связать своё будущее с хореографией ставят танцевальные элементы. С первых занятий , я учу ребят двигаться под музыку ,подбирать танцевальные движения под песенный репертуар. Учимся синхронно выполнять движения, делать различные перестроения. Каждое произведения обсуждается с ребятами, ребята ищут и предлагают изучить ,ту или иную песню. На занятие это обсуждается , пробуем исполнять произведения, если песня подходит по всем критериям-например диапазон возрастные особенности, сам текст произведения, то песня утверждается и доводится до концертного варианта. Выпускники ансамбля «Домисолька» умеют проводить разные мероприятия , быть ведущими, умеют играть разные роли, умеют проводить игровые задания, могут просто за круглым столом поздравить друг друга с именинами или другими важными датами в коллективе. Всё это создает условия для их раннего самоопределения и творческой самореализации в различных видах музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.

Учебно-воспитательный процесс в вокально- инструментальном ансамбле , позволяет не только сформировать осознанное отношение и готовность обучающихся к выбору музыкальной профессии, но и расширить их социокультурный кругозор, воспитать нравственно-ценностные ориентации, развить профессиональное мышление и обогатить общемузыкальную эрудицию обучающихся

Вывод: Все занятия и творческие замыслы, идеи, умения, навыки – залог успешности развития ребёнка в его жизнедеятельности и направленность на профориентацию. Каждый нашёл для себя увлечение. Среди обучающихся есть дети, которые в дальнейшем выбрали музыкальную профессию, так же профессию хореограф .

Итак, В 2014 году выпускница ансамбля «Домисолька» школы-интерната №25 «ОАО РЖД» Козырева Анна , поступила в Иркутское театральное училище, актёр музыкального театра, педагог. Сейчас работает в Иркутском музыкальном театре им.Н.М. Загурского солисткой-вокалисткой. В 2020 году Никитина Валерия поступила в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области. «Иркутский региональный колледж педагогического образования».

Шевчук Ирина поступила в «Иркутский государственный университет путей сообщения» продолжает заниматься в студии вокала, при институте.

Зайцева Валерия поступила в Красноярский Государственный Медицинский Университет, учится и сейчас играет в университетском музыкальном КВН .

В любой профессии мои выпускники, будут отвечать главной задаче, сегодняшнего дня - формирование личности. Концентрация духовно-нравственного развития. Что очень значимо.

Поэтому мой труд не проходит даром! Очень важен и нужен!



 «На этом мое выступление завершено. Спасибо за внимание!»






Список литературы:

1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А. Лука, И. Хорола. С.-Пб.: Лань, 1995. 160 с.

2. Апостолов О.П., Лучков В.В., Цой A.B. Профориентация как организационная система//Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1986, №2. С. 6-18 с.

3. Арчажникрва Л.Г. Профессия — учитель музыки: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.

4. Ю.Архипов В.М. Социально-педагогические основы системы профессиональной ориентации школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 21 с.

5. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990. 367 с.

6. Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы // Музыкальное воспитание в СССР, В.1. М.: Советский композитор, 1978. С 235-301.

7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

9. Борисова Е.М., Логинова Г.В. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 78 с.

10. Боровский А.Б., Потапенко Т.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. Кн. 1. Основы профессиональной ориентации: Учеб.-метод. пособие. Киев: МЗУУП, 1993. 164 с.

11. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. С-Пб, 1995. 16 с.

12. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности. Автореф дис.канд. пед. наук. Тюмень, 1998. 23с.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации