Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Азбука юного пешехода» (1–4 класс)
Управление образования Администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
СОГЛАСОВАНО
Протокол педагогического совета
№ 1 от 06.09.2018
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора «ДЮЦ»
№ 34 от 06.09.2018 года
____________________Е.П.Чукавина
Программа по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
«Азбука юного пешехода»
для обучающихся 6-8 лет
Срок реализации: 4 часа
Автор - составитель:
Мордяшова Антонина Юрьевна
Педагог - организатор.
г. Верхняя Салда
2018 год
СОДЕРЖАНИЕРаздел №1 «Комплекс основных характеристик программы». 3
1.2. Цели и задачи программы. 6
1.5. Планируемые результаты. 8
Раздел № 2 «Комплек организационно-педагогических условий» 10
2.1. Календарный учебный график 10
2.2. Условия реализации программы 11
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами:
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 №1726- р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2).
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. № 05-2680.
Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.(№09-3242)
Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 № 41-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ, от 23.07.2010 № 169-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ)
Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября2006 года № 1042 “О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения”
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.№100 “О федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах” (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 № 528, от 02.06.2008 № 423, от 15.07.2008 № 538, от 14.02.2009 № 132)
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. № 930 “Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения”.
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235.
Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2018-2019 учебный год.
Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ»
Учебный план «ДЮЦ» на 2018-2019 учебный год
Согласно ст. № 12,13,20,32 Закона РФ «Об образовании», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей и забота о нем – одна из главных задач школы.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность : Одно из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, района является обеспечение безопасности дорожного движения. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности и жить которым придется в еще более сложных условиях.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
В повседневной жизни у детей формируются необходимые знания, умения и навыки, обеспечивающие правильное поведение детей на улицах города, общественном транспорте и т.д., культура поведения, выдержка и дисциплина.
Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из – за несоблюдение детьми требований детьми сигналов светофора. Травматизм на дорогах -это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно- воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Педагогическая целесообразность программы заключается в использовании форм и методов, соответствующих возрасту и уровню развития учеников, а именно: рассказ-беседа, проведение ролевых игр, имитирующих жизненных ситуаций, встречи с представителями местного ОГИБДД, а так же другие с использованием современных ТСО. Занятия учат ребят основам ПДД, умению правильно вести себя в качестве пешехода на дорогах и на улицах, в общественном транспорте.
Практическая значимость изучаемого предмета В повседневной жизни у детей формируются необходимые знания, умения и навыки, обеспечивающие правильное поведение детей на улицах города, общественном транспорте и т.д., культура поведения, выдержка и дисциплина
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 6-8 лет .
Объём и срок освоения программы
Объем и срок освоения программы– 4 часа. На занятие отводится 45 мин.
Форма обучения – очная.
Формы проведения учебных занятий очень разнообразны: урок-игра, практические занятия, урок-соревнование, викторины и т. Д Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
1.2. Цели и задачи программы.Цель программы: создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи программы:
• научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;
• организовать деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков;
• закрепить знаний ПДД учащимися школы;
• привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
1.3. Содержание программы1.Город безопасных дорог
Теоретическая часть. Историческая справка о появлении правил дорожного движения. Как появились дороги. Безопасная дорога домой и в школу. Наш город и его транспорт.
Практическая часть. Схема маршрута «Дом-Школа»
2. Мы – пешеходы
Теоретическая часть. Кто такие пешеходы и пассажиры. Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы. Виды транспорта.
Практическая часть. Игра «Я пешеход»
3. Регулируемые перекрестки. Светофор.
Теоретическая часть. Переходим улицу. Сигналы светофора. Регулировщик. Разрешается-запрещается. Появление светофора.
Практическая часть. Викторина.
4. Поездка в общественном транспорте.
Теоретическая часть. Правила поведения в общественном транспорте. Правильный обход транспорта.
Практическая часть. Игра «Будь осторожен»
1.4. Учебный план
№ п/п |
Название разделов и тем программ |
Кол- |
- во часов |
Формы аттестации (контроля) |
|
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Город безопасных дорог |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2. |
Мы – пешеходы |
1 |
0,5 |
0,5 |
Игра «Я пешеход» |
3. |
Регулируемые перекрестки. Светофор. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Викторина |
4. |
Поездка в общественном транспорте. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Игра «Будь осторожен» |
Работа по программе «Азбука Юного Пешехода» предполагает следующие результаты:
• Знание и осознанное соблюдение учащимся правил дорожного движения
• Понимание личной безопасности и безопасности окружающих
• Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
• Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
• Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты программы:
Личностные результаты:
• Приобретение учащимся социальных знаний;
• Умение осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;
• умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать, управлять собой и изменять себя;
• усвоение и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, умение оказывать первую помощь и самопомощь;
Метапредметные результаты:
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, разрешать конфликты, находя решение на основе согласования позиций и учета интересов;
• умение оценивать свои возможности и согласовывать действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
• владение приемами действий и способами применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Предметные результаты:
• сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции человека и средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних угроз;
• знание наиболее распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• знание факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.);
• знание основных мер защиты и правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам и используя различные информационные источники;
• умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим и самопомощи при неотложных состояниях.
Ведущими методами организации обучения детей осторожному поведению на дорогах являются:
• Объяснительно-иллюстративные методы.
• Практические методы.
Формами обучения являются:
• Обучающее занятие;
• Интерактивная игра;
• Ролевая игра;
• Комплекс малых игр;
• Конкурс;
• Коллективные творческие и практические занятия и т.д.
К концу занятий дети имеют определенные знания по дорожной безопасности, обладают навыками правильных действий в случае чрезвычайных ситуациях на дороге, могут анализировать причины аварий.
Раздел № 2 «Комплек организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
1 «Г»
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
сентябрь |
26 |
8.45 – 9.30 |
Беседа |
1 |
Город безопасных дорог |
ОУ№2 |
|
2. |
октябрь |
4 |
8.45 – 9.30 |
Беседа игра |
1 |
Мы – пешеходы |
ОУ№2 |
Игра «Я пешеход» |
3. |
октябрь |
10 |
8.45 – 9.30 |
Беседа Викто рина |
1 |
Регулируемые перекрестки. Светофор |
ОУ№2 |
Викторина. |
4. |
октябрь |
18 |
8.45 – 9.30 |
Беседа игра |
1 |
Поездка в общественном транспорте. |
ОУ№2 |
Игра «Будь осторожен» |
1 «А»
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
сентябрь |
26 |
10.40 – 11.20 |
Беседа |
1 |
Город безопасных дорог |
ОУ№2 |
|
2. |
октябрь |
4 |
9.45 – 10.30 |
Беседа игра |
1 |
Мы – пешеходы |
ОУ№2 |
Игра «Я пешеход» |
3. |
октябрь1 |
10 |
9.45 – 10.30 |
Беседа Викто рина |
1 |
Регулируемые перекрестки. Светофор |
ОУ№2 |
Викторина. |
4. |
октябрь |
18 |
9.45 – 10.30 |
Беседа игра |
1 |
Поездка в общественном транспорте. |
ОУ№2 |
Игра «Будь осторожен» |
1 «Д»
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
сентябрь |
27 |
8.45 – 9.30 |
Беседа |
1 |
Город безопасных дорог |
ОУ№2 |
|
2. |
октябрь |
4 |
10.40 – 11.20 |
Беседа игра |
1 |
Мы – пешеходы |
ОУ№2 |
Игра «Я пешеход» |
3. |
октябрь |
10 |
10.40 – 11.20 |
Беседа Викто рина |
1 |
Регулируемые перекрестки. Светофор |
ОУ№2 |
Викторина. |
4. |
октябрь |
18 |
10.40 – 11.20 |
Беседа игра |
1 |
Поездка в общественном транспорте. |
ОУ№2 |
Игра «Будь осторожен» |
Материально-техническое обеспечение
Оптимальные условия в помещении, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель : парта для учащегося (13 шт.), стул для учащегося (26 шт.),план эвакуации(1 шт.), огнетушитель (1 шт.), доска, листы А4, карандаши, ручки, компьютер, плакаты, сюжетные картинки, дорожные знаки.
Информационное обеспечение
Установка интернета (1 кабинет), устройство локальной сети (1 кабинет), мультимедийное оборудование: экран, проектор (1 комплект).
Кадровое обеспечение
Педагог-организатор: Мордяшова Антонина Юрьевна.
2.3. Формы аттестацииДля закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
2.4. Оценочные материалыМониторинг обучающихся направленный на выявление системы знаний навыков безопасного поведения на дороге для детей младшего школьного возраста.
Если дети набрали 14-16 очков, то они хорошо знают правила дорожного движения, стараются их соблюдать, смогут научить своих товарищей.
Если 13-11 очка, то они должны быть осмотрительны в выборе действий в дорожной ситуации.
Если менее 10 очков, то вам необходимо серьезно заняться с детьми изучением правил дорожной безопасности.
1. По какой части дороги должен ходить пешеход?
- По проезжей части.
- По тротуару.
2. Какое транспортное средство можно отнести к общественному?
- Легковой автомобиль.
- Грузовой автомобиль.
- Автобус.
4. Как называется место пересечения дорог?
- Тротуар.
- Перекресток.
- Проезжая часть.
6. Где можно играть в различные игры?
- На проезжей части.
- На тротуаре.
- Только на специально оборудованной площадке.
7. В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переходить дорогу?
- Направо.
- Налево.
- Прямо.
8. Где нужно ожидать автобус, трамвай, если нет посадочной площадки?
- На проезжей части или тротуаре.
- На проезжей части или обочине.
- На тротуаре или обочине.
9. Что обозначает зеленый мигающий сигнал светофора?
- Запрещает дальнейшее движение через перекресток.
- Разрешает движение, но предупреждает, что вскоре будет включен красный свет.
10. Можно ли ехать на велосипеде, у которого не работает тормоз?
- Можно.
-Нельзя
- Можно, но с маленькой скоростью.
11. Что означает мигание желтого сигнала светофора?
- Можно переходить дорогу, убедившись в безопасности.
- Переходить дорогу запрещено.
- Светофор неисправен.
12. Как называют людей, идущих по дороге?
- Пешеходы.
- Водители.
- Пассажиры.
13. Можно ли переходить через проезжую часть, если на основном светофоре включен красный сигнал, а на пешеходном — зеленый?
-Да.
-Нет.
14. Какой стороны тротуара нужно придерживаться при движении?
- Правой.
- Левой.
- Середины.
15. В каком месте можно переходить улицу?
- В любом месте.
- Там, где есть пешеходный переход.
16. Какой знак должен подать велосипедист, поворачивая налево?
- Вытянутая вверх левая рука.
- Вытянутая в сторону левая рука
- Поднятая вверх правая рука.
2.5. Методические материалыФормы организации учебного занятия
Викторины, игры, беседы, просмотр видеофильмов, сюжетно-ролевые игры по ДДТТ.
Педагогические технологии
Технологии группового обучения, коллективного взаимообучения, развивающего обучения, проблемного обучения, игровой деятельности.
Кадровое обеспечение
Педагог – организатор: Мордяшова Антонина Юрьевна.
Список литературы
1.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
2.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
3.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
4.Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
5.«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
6.«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.