Рабочая программа по физике для 7 класса по УМК А.В. Пёрышкина

1
0
Материал опубликован 27 April 2017

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор МБОУ СОШ№7 Зам. директора по УВР на заседании МС

г. Туймазы _______________________ протокол №1

__________ А.В. Михеев «__»______ 2016г. «___»_________ 2016г.

«__»_____2016г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Рабочая программа

по физике

(УМК А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника)

для 7- го класса

на 2016-2017 учебный год

составлена на основе примерной общеобразовательной программы и

авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. Физика 7-9 кл.

(Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / В.А. Коровин, В.А. Орлов. М.: Дрофа, 2010 г.)

Фаттаховой Екатерины Николаевны, учителя физики

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Физика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с внесёнными изменениями и дополнениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), приказами Минобрнауки России о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1644 от 29.12.2014, №1577 от 31.12.2015, примерной образовательной программы основного общего образования, разработанной на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 ‑ 11 кл.». Авторы: В.А. Коровин, В.А. Орлов. (М.: Дрофа, 2010 г. ‑ 334 с), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; ООП ООО и учебного плана МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы на 2016 – 2017 учебный год.

Предмет «Физика» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы соответствуют целям и задачам изучения физики.

Цели:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

-развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

-овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

-усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

-формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по физике

Личностные:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

уметь применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

уметь докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Содержание программы (70 ч)

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение объема твердого тела.

Измерение плотности твердого тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести плоской пластины.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

Измерение давления твердого тела на опору.

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

Выяснение условия равновесия рычага.

Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Резервное время (4 ч)

Описание места учебного предмета в учебном плане

Всего часов-68

Количество часов в неделю-2, количество контрольных работ-3, количество лабораторных работ-14. По программе на изучение курса "Физика" отводится 70 часов, а по учебному плану МБОУ СОШ №7г. Туймазы- 68 часов, в связи с этим, сокращается резервное время на 2 часа. Также по программе на раздел «Введение» дается 4 часа изучения, в данной рабочей программе взято 3 часа, с целью проведения 1 часа в разделе «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Раздел

Кол-во часов по программе

Кол-во часов в рабочей программе

Введение

4

3

Первоначальные сведения о строении вещества

5

5

Взаимодействие тел

21

21

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

24

Работа и мощность. Энергия

13

13

Повторение (Резерв)

4

2

Итого:

70

68

Оценка достижения планируемых результатов

итоговой и текущей аттестации

Количество контрольных работ – 3

Количество лабораторных работ (распределение работ прилагается)- 14

                1. Основными методами проверки знаний и умений, обучающихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущие контрольные работы.

Контрольные работы

Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Работа и мощность. Энергия

Лабораторные работы

«Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности»

«Измерение размеров малых тел»

«Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

«Измерение массы тела на рычажных весах»

«Измерение объема тела»

«Определение плотности твердого тела»

«Изучение зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

«Определение центра тяжести плоской пластины»

«Измерение давления твердого тела на опору»

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

«Выяснение условий плавания тела в жидкости»

«Выяснение условия равновесия рычага»

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Планируемая дата проведения

Фактическая

дата проведения

Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечания

                               

Раздел 1. Введение (4 ч)

1

                           

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин

 

2

                           

Первичный инструктаж по ТБ. Физические величины. Их измерения. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений

 

3

                           

Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»

 

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

4

                           

Строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

 

5

                           

Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах.

 

6

                           

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

 

7

                           

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

 

8

                           

Повторительно-обобщающее занятие по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».

 

Раздел 3. Взаимодействие тел (21)

9

                           

Механическое движение. Траектория. Равномерное и неравномерное движение. Относительность механического движения

 

10

                           

Скорость. Единицы скорости. Скорость – векторная величина. Путь – скалярная величина

 

11

                           

Расчет пути и времени движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

 

12

                           

Лабораторная работа №3. «Излучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

 

13

                           

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел.

 

14

                           

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на веса

 

15

                           

Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

 

16

                           

Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела»

 

17

                           

Плотность вещества. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела»

 

18

                           

Расчет массы и объема тела по плотности его вещества

 

19

                           

Решение задач на тему «Механическое движение», «Масса тела», «Плотность вещества» Расчет пути от Туймазов до Уфы.

 

20

                           

Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

 

21

                           

Анализ контрольной работы. Сила.

 

22

                           

Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

 

23

                           

Сила упругости. Закон Гука.

 

24

                           

Вес тела. Динамометр. Центр тяжести

 

25

                           

Лабораторная работа №7. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

 

26

                           

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

 

27

                           

Сила трения. Трение скольжения покоя. Трение в природе и технике

 

28

                           

Лабораторная работа №8. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

 

29

                           

Виды сил. Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

 

Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (24)

30

                           

Давление. Единицы давления.

 

31

                           

Способы уменьшения и увеличения давления.

 

32

                           

Лабораторная работа №10. «Измерение давления твердого тела на опору»

 

33

                           

Давление газа. Закон Паскаля

 

34

                           

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

 

35

                           

Решение задач на тему: «Давление твердых тел, жидкостей»

 

36

                           

Сообщающиеся сосуды

 

37

                           

Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление Башкортостана. Почему существует воздушная оболочка Земли?

 

38

                           

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

 

39

                           

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

 

40

                           

Манометры

 

41

                           

Поршневой жидкостный насос

 

42

                           

Гидравлический пресс

 

43

                           

Решение задач на тему: «Гидравлический пресс»

 

44

                           

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

 

45

                           

Архимедова сила. Закон Архимеда

 

46

                           

Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

 

47

                           

Плавание тел. Условие плавание тел. Условия равновесия твердых тел

 

48

                           

Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

 

49

                           

Плавание судов

 

50

                           

Воздухоплавание

 

51

                           

Решение задач на архимедову силу

 

52

                           

Решение задач на тему: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

 

53

                           

Контрольная работа №2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

 

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия (13)

54

                           

Анализ контрольной работы. Работа

 

55

                           

Мощность.

 

56

                           

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

 

57

                           

Момент силы

 

58

                           

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага»

 

59

                           

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики

 

60

                           

Решение задач на применение закона равновесия рычага

 

61

                           

Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

 

62

                           

Решение задач на определение коэффициента полезного действия механизма

 

63

                           

Энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия.

 

64

                           

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и воды

 

65

                           

Решение задач на тему: «Работа. И мощность. Энергия»

 

66

                           

Контрольная работа №3 «Работа и мощность. Энергия»

 

Повторение (2)

67

                           

Анализ контрольной работы. Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел.

 

68

                           

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия. Решение задач

 

Учебно – методический комплект:

Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: Дрофа, 2014 г.

Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 7 Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2011 г.

Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: Просвещение, 2010 г.

Контрольно – измерительные материалы

Годова И.В. Физика. 7 класс. Контрольные работы в новом формате. – М.: «Интеллект – Центр», 2013 г.

Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс. – М.: «Экзамен», 2013.

Зорин Н.И. Контрольно – измерительные материалы. Физика: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012 г.

Дополнительная литература

Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября».

Физика в школе: ежемесячный научно – методический журнал издательства «Первое сентября».

Интернет-ресурсы:

Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Физика 7 класс

Контрольно-измерительные материалы

по физике

Контрольные работы взяты из книги: Годова И.В. Физика. 7 класс. Контрольные работы в новом формате. – М.: «интеллект – Центр», 2013.

урока

Тема

Страница в книге

20

Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

8-19

53

Контрольная работа №2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

36-52

66

Контрольная работа №3 «Работа и мощность. Энергия»

62-72

Лабораторные работы взяты из учебника Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: Дрофа, 2014 г.

урока

Лабораторные работы

Страница в учебнике

3

Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности»

приложение

4

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

204

12

Лабораторная работа №3«Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

приложение

15

Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

205

16

Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела»

207

17

Лабораторная работа №6«Определение плотности твердого тела»

208

25

Лабораторная работа №7 «Изучение зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

приложение

28

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

приложение

29

Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

приложение

32

Лабораторная работа №10«Измерение давления твердого тела на опору»

приложение

46

Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

211

48

Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

212

58

Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага»

214

61

Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

215

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.