Программа деятельности педагога-психолога
Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма
и экскурсий (юных туристов)»
«РАССМОТРЕНА» | «УТВЕРЖДЕНА» |
на Методическом совете | Директор МБУ ДО ЦДЮТур |
МБУ ДО ЦДЮТур | ______________ В.И. Колесник |
Протокол № __ от __.__.2021 г. | Приказ № _____ от __________ |
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Составитель:
педагог-психолог
Боярских Н.Н.
г. Ростов-на-Дону
2021 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Сведения об авторе: | ФИО: Боярских Н.Н. |
Место работы: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» | |
Адрес ОУ: 344019, Ростов-на-Дону, ул. Каяни, 14 | |
Телефон служебный: 8(863) 251-42-10 | |
Должность: педагог-психолог | |
Нормативно-правовая база: | • Конвенция ООН о правах ребенка • Конституция РФ • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации; • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России. • Положение о психологической службе МБУ ДО ЦДЮТур • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998г. №124 Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.) • Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ) • Федеральный закон № 427-ФЗ от 28.12.2010 «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» • Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ • Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» • Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» • Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением • Приказ Министерства образования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785) • Приказ Министерства образования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785) • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2010 N 16999) • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1987 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644) • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования • Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную» • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования • Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную» |
Год разработки, корректировки | 2021 г. |
Структура программы | Титульный лист Паспорт программы Пояснительная записка План работы на учебный год Основные направления деятельности Методики групповых психокоррекционных занятий, используемых психологической службой Основные документы педагога-психолога Условия реализации программы Список литературы |
Направление | Психолого-педагогическая диагностика, здоровьесберегающая деятельность, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование, социально-психологическое обеспечение управленческих процессов, психологическая профилактика и просвещение |
Этапы реализации | В течение учебного года согласно графику работы |
Актуальность | Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей, становление их самосознания и самоопределения. Именно поэтому деятельность педагога-психолога в системе дополнительного образования актуальна и отличается многофункциональностью. Психолог может подсказать педагогу, как лучше найти подход к ребенку, помочь создать среду, условия развития, наиболее адекватные личности каждого ребенка. |
Цель | Психологическое сопровождение образовательного процесса, который направлен на создание условий для раскрытия творческого потенциала и личностного развития всех субъектов образовательного пространства МБУ ДО ЦДЮТур |
Задачи: | - поддержание благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективе; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всех субъектов образовательного пространства; - психологическое обеспечение образовательных программ; - сопровождение процесса адаптации воспитанников к условиям МБУ ДО ЦДЮТур; - выявление проблем, препятствующих личностному росту и развитию детей и педагогов; - выработка и реализация системы мероприятий для решения выявленных проблем. |
Ожидаемые результаты: | - Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех субъектов образовательного процесса; - Воспитание детей с адекватной самооценкой, духовно-нравственных, здоровых физически и психологически; - Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса; - Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды. |
Формы подведения итогов реализации | Аналитическая деятельность, отчет о деятельности за учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей, становление их самосознания и самоопределения. Именно поэтому деятельность педагога-психолога в системе дополнительного образования актуальна и отличается многофункциональностью. Психолог может подсказать педагогу, как лучше найти подход к ребенку, помочь создать среду, условия развития, наиболее адекватные личности каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность программы. Важная роль в современном образовательном обществе отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Цель: психологическое сопровождение образовательного процесса, который направлен на создание условий для раскрытия творческого потенциала и личностного развития всех субъектов образовательного пространства МБУ ДО ЦДЮТур.
Задачи:
- поддержание благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективе;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всех субъектов образовательного пространства;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- сопровождение процесса адаптации воспитанников к условиям МБУ ДО ЦДЮТур;
- выявление проблем, препятствующих личностному росту и развитию детей и педагогов;
- выработка и реализация системы мероприятий для решения выявленных проблем.
Субъекты образовательного пространства: дети, родители, педагоги.
Объем программы. Программа рассчитана на учебный год.
Формы организации: очные, дистанционные.
Ожидаемый результат:
По завершению программы:
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех субъектов образовательного процесса;
- воспитание детей с адекватной самооценкой, духовно-нравственных, здоровых физически и психологически;
- своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса;
- создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Этические принципы деятельности психолога:
1. Принцип конфиденциальности: информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2. Принцип компетентности: психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности и несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
3. Принцип ответственности: психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. Психолог несет ответственность за соблюдение данных этических принципов независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Принцип благополучия клиента: в своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям. В профессиональной деятельности психолога приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
ПЛАН РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• психологическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
• психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
• психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
• психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемая на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
• консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.
МЕТОДИКИ ГРУППОВЫХ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ
Тема | Цель | Упражнения |
Игровая терапия | Использование игры, оказывает сильное влияние на развитие личности. В психокоррекции взрослых и детей игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, объединяет; снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими и реальностью, действительностью; повышает самооценку, способствует уверенному поведению; позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимает опасность социально значимых последствий, адаптирует; способствует повышению настроения и позитивного восприятия мира. | Игры и упражнения. Разогревающие игры и психотехники. Игры, ориентированные на получение обратной связи. Игры социально-перцептивной направленности. Коммуникативные игры. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем. |
Медитативные техники | Релаксация. | Медитация-визуализация. Судно, на котором я плыву. Мудрец из храма. Горная вершина. |
Куклотерапия Объект социальной проекции – кукла. Профилактика дезадаптивного поведения. | Куклотерапия используется для: - разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, (интерперсональный — конфликт между разными ролями разных людей, интраперсональный — конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других); - улучшения социальной адаптации; - для коррекционной работы со страхами, заиканием, нарушениями поведения; - работы с людьми, имеющими эмоциональную травму, полученную в любой период жизни; - для отреагирования значимых эмоциональных состояний. | Куклы – марионетки. Пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные или ниточные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы из ваты. |
Психодрама (символдрама) или ассоциотивный метод (ориентированный на эмоционально-образное восприятие и рациональное переживание с последующим решением психологических проблем и трудностей) | Кататимное переживание образов, как образная медитация, активное воображение – используется в психодраме. В нем есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и «инсайта», для духовного и эстетического. | Психодраматические действия способствуют достижению личностной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Обеспечивают личностный рост, конструктивное социальное участие и целостность. Развивает прогностические способности и умение строить планы на будущее. Работа с кататимными предметами, игрушками. Ролевые игры. |
Сеанс снятия психического напряжения | Снятие эмоционального напряжения, речевых зажимов, компенсация кинестетических ощущений методом телесно – ориентированной терапии, обучение передачи положительных чувств, формирование коммуникативной компетентности, положительного самоощущения, эмоциональной стабильности; повышение самооценки. | Упражнения: «Испечем пирог», «Выпустим джина из кувшина», «Релаксация», «Ласковая цепочка», «Секрет» «Смех», «Скульптуры», «Дотронься до…», «Комплименты», «Тень», «Окажи внимание другому», «Зеркало», «Разыгрывание ситуаций», «Слушай хлопки» |
Снижение тревожности | Игры и упражнения на снижение повышенной тревожности | Упражнения: «Походка», «Слушаем себя», «Что мне нравится», «Вот я какая», «Что ты умеешь», «Закончи фразу», «Что ушло, то прошло», «Часы», «Дружба начинается с улыбки», «Сбрось усталость», «Гора с плеч», «Какой я?» |
Конфликтология или правила ссоры | Сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения. Обучение конструктивному разрешению конфликтов. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях. Обучение принятию ответственности за свои чувства и поведение. | Темы групповых занятий: «Изучение конфликтов, рассмотрение форм поведения в конфликтных ситуациях, регулирование конфликтов»; «Ситуация сотрудничества, одна из наиболее успешных, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон» Тест «Тактика поведения в конфликте» |
Понятие агрессии | Тренировка навыков общения. Уроки взаимодействия. Понятие спора. Агрессия - это нападение, мотивированное деструктивным поведением, которое противоречит всем нормам сосуществования людей и вызывает психологический дискомфорт. С позиции психиатрии агрессию у человека причисляют к способу психологической защиты от психотравмирующей и неблагоприятной ситуации. Агрессия может быть и способом психологической разрядки, а также самоутверждения. Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру: - выпейте стакан воды; - сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно; - отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем; - мысленно посчитайте от 10 до 1; - расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы; - ущипните себя несколько раз. Варианты выражения агрессии: справиться с ней с помощью физических упражнений или ходить до усталости; выразить свои чувства с помощью красок; порвать что-нибудь ненужное (газеты, бумагу); использовать «Я-сообщения». | Темы групповых занятий: Упражнение «Я злюсь, когда…» Цель: снижение эмоционального напряжения. Упражнение «Почему я злюсь». Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций. Упражнение «Письма гнева» Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций, осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения. Упражнение «Чудо-ладошка» Цель: способствовать оптимизации внутригрупповых связей, активизировать самосознание, формировать позитивное самоощущение и способность к позитивной оценке других людей. Упражнение «Ситуации» Цель: проигрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессивного поведения. Упражнение «Выставка» Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки (гнева и агрессивности, негативных эмоций). |
Арт-терапевтическая работа | Исцеляющий эффект в арт – терапии достигается художественным творчеством. Благодаря творчеству ребенок и клиент отвлекается от «патологической интроспекции» (внутренний анализ или самокопание), что создает положительный настрой. Психолог выступает, как посредник в «диалоге» подростка и клиента с изобразительной продукцией. | Главная цель АРТ – терапии — это выявления позитивных аспектов жизни. То есть, воплотив свои страхи, беды, радости в образы на бумаге, в глине, в музыке, в танце, и найдя верное слово - дав название, мы получим ключ к неиспользованным ресурсам нашей души или души ребенка, и мы станем сильнее, способнее, мудрее, мы увидим новые возможности в его жизни. |
Библиотерапия | Методика библиотерапии представляет собой сводное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции. Это специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Притчи. Метод аффирмаций. | Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства ребенка и клиента для восстановления его душевного равновесия. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность. А также на психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. |
Метафорические высказывания знаменитых людей | Цель помочь подростку или клиенту стать проницательнее и понятливее, т.к. метафоры являются сочетанием основных элементов мудрости, восходящих к самым истокам истории человечества. Необходимо, чтобы клиент узнал, что ключ к пониманию настоящего и предвидение будущего лежит в изучении прошлого и люди на протяжении тысячелетий записывали приобретенную ими мудрость в виде высказываний. | Добрые мысли и добрые слова, воплощаемые в жизнь – вот основной способ влияния людей друг на друга. Каждый человек представляет собой для кого – нибудь другого образец поведения. Букер Т. Вашингтон заметил: «Человек может вознести другого человека к небесам и утопить его в трясине», используя только слово. Используя метафоры в психотерапии и психокоррекции подросток, может испить из источника мудрости, это высказывание и предпринять путешествие в глубины своей собственной души, чтобы суметь понять добро, счастье и любовь. |
Музыкотерапия | Цель прослушивания – изменение настроения ребенка, отвлечение его от тяжелых переживаний путем переживания эстетического удовольствия, а также задачам тренировки некоторых психических функций: памяти, внимания, воображения, уменьшение тревоги и достижение катарсиса. | Музыкотерапия направлена на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверие. Способствует снижению нервно – психического напряжения. Также следует отметить, что этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия. |
Проективный рисунок | Рисунок является творческим актом. Позволяющим ребенку или клиенту ощутить и понять самого себя, выражать свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиента окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Это одно из направлений выполнения программы совершенствования организма. | Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно – образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга и абстрактно – логическое, за которое ответственно левое полушарие. Этот процесс напрямую связан с важными функциями: зрение, двигательная координация, речь, мышление, он способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Дает выход чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. |
Сказкотерапия | Придумывание рассказов, сказок или сочинение историй. Естественный процесс, при котором происходят образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность, а также работа с агрессивными чувствами и с различного рода психосоматическими заболеваниями. Способствует выходу негативных эмоций и чувств через сказочный, придуманный мир, через проживание образов или персонажей. | Сказкотерапия позволяет ребенку или клиенту в группе актуализировать и осознавать свои проблемы и проблемы участников группы или увидеть свои в других. Иногда происходит встреча с самим собой. Увидеть пути решения, столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребенка или клиента форме, понять мир чувств и переживаний. Ребенок или клиент посредством ненавязчивых сказочных образов пытается найти выход из сложных ситуаций, ищет пути решения возникших конфликтов, появляется позитивная вера в себя и окружающую действительность. |
Метафорические ассоциативные карты | Карты создают атмосферу безопасности и доверия. Направляют подростка или клиента к самопознанию, открытию собственной креативности и улучшению коммуникации с окружающими. Они помогают разобраться в психологических причинах, происходящих с ними событий и найти решение для сложившихся и порой сложных ситуаций. | Метод позволяет наладить коммуникацию между участниками групповых занятий, создает атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служит руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый участник получает доступ к своему творческому началу и личностному потенциалу. |
Эмоции | Знакомство с эмоциями и чувствами (ассоциативные картинки). | Упражнения: «Хочукалки» «Тыкалки» «Гол» Примеры ситуаций Работа с качествами и картинками. |
Самосознание | Формирование и развитие у ребенка или клиента самосознание личности. Под самосознанием понимается психологическая структура, которая выражается в имени человека и его физической сущности, притязании на социальное признание, психологическом времени личности (ее прошлом, настоящем, будущем), социальном пространстве личности (ее правах и обязанностях). Наиболее значимыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание, осознание прав и обязанностей и работа с психологическим временем личности (ассоциативные картинки). Теория семейных систем. (автор Мюррей Боуэн) | Упражнения, направленные на гармонизацию осознания имени: «Паравозик» «Поем имя» «Ласковое имя» «Рисуем имя» «Маленькое имя» «Цветок имя» «Имя шепчут волны» Упражнения, направленные на гармонизацию притязания на признание: «Подарок» «Снежная королева» «Конкурс хвастунов» «Елочка» «Я умею» «Угадайка» «Поздравляю» «Куклы» «Котенок» Упражнения, направленные на гармонизацию осознания прав и обязанностей: «Да и нет» «Фантазеры» «Комната смеха» «Школа для кенгуру» «Я имею право» Групповая терапия. |
Стрессоустойчи вость | Определение стрессоустойчивости. Группы стрессоустойчивости: Стрессоустойчивые люди; Стрессонеустойчивые люди; Стрессотренируемые люди; Стрессотормозные люди. Использование ресурса. | Тема группового занятия: Стрессоустойчивость, как набор или сочетание определенных личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих Тест «Ваш стиль преодоления» Групповая терапия. |
Свободное ролевое поведение | Преобладание и применение в повседневной жизни адекватного ролевого развития и приемлемого поведения, что обеспечивает психическое здоровье и психогигиену. Под адекватным ролевым развитием понимается умение принимать роли, адекватные новым ситуациям, и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. научение и обладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью. | Проведение телесно – ориентированных упражнений: «Пингвины» «Социальный атом» «Обезьянки» «Приветствие» «Игра ролей»
|
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;
- отчет о работе за учебный год;
- индивидуальные психодиагностические материалы (в отношении учащихся);
- отчеты и аналитические материалы о реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;
- журнал учета консультаций обучающихся, родителей, педагогов;
- перечень психологических методик, используемых в работе.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Письменный стол.
- Оргтехника.
- Шкафы для методической литературы.
- Шкафы и открытые полки для пособий и игр.
- Материалы для проведения консультаций, семинаров, практикумов.
- Памятки для родителей; библиотека специальной литературы и практических пособий.
- Игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы.
- Рабочие столы для проведения занятий.
- Развивающие игры (головоломки, мозаики, настольно-печатные игры).
- Раздаточные и демонстративные материалы.
- Диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т.д.).
- Маски с различным эмоциональным выражением;
- Различные виды кукол;
- Разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши.
- Пуфики и подушки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / авт.-сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с.
2. Зажигина М.А. Чего не надо делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2006. – 240 с. – (Родительская библиотека).
3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил.
4. Психологическая компетентность педагога: тренинговые занятия для повышения успешности педагогического общения: Учебно-методическое пособие / авт.-сост. И.С. Арон. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2012. – 132 с.
5. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 127 с.
6. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями / авт.-сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143 с.
7. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 164 с.
8. Диагностика Эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с.
9. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2011. – 123с.
10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с., ил.
11. Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
12. Программа «Комплексная диагностика уровня развития детей раннего возраста». – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005. – 60 с.
13. Как подготовить ребенка к детскому саду? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.
14. Роль педагога-психолога в организации воспитательного пространства современной школы: Сборник методических материалов / сост. Е.В. Кодочигова / под ред. М.Я. Никитенко. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. – 80 с.
15. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
16. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с., ил.
17. Диагностический комплекс психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста / под научн. Ред. Н.А. Толстовой. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. – 108 с.
18. Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается: Пособие для воспитателей дет. Сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с., ил.
19. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
20. Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции 25-27 декабря 2013 года: в 2 ч. / под общ. ред. проф. Л.М. Попова, проф. Н.М Швецова. – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2014. – Ч. 1. – 448 с.
21. Ильина С.К. Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
22. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет: занятия, мероприятия, творческая деятельность / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 215 с.
23. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000. – 256 с., ил – (Серия: «Развивающее обучение. Практическое приложение»).
24. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.
25. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Екатеринбург: УФактория, 2003. – 240 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).
26. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с., ил.
27. Захарова Ю.А. Тетрадь для штриховки (5-6 лет). – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 24 с.
28. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. – СПб.: Речь, 2007. – 120 с., ил.