Информационная карта программы «Программа деятельности юнармейского отряда»
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНАРМЕЙСКОГО ОТРЯДА «БРИГАНТИНА» МОУ СОШ № 8 Г. о. Подольск
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Педагогический коллектив
МОУ СОШ №8
1.
ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности
Гусева Анна Ивановна,
учитель русского языка МОУ СОШ № 8
2.
Цель программы:
Создание условий для формирования гражданско - патриотических качеств личности учащихся, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.
3.
Задачи:
Развивать чувство уважения к старшему поколению.
Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, волонтерскую работу.
Повысить уровень знаний, умений и навыков по начальной военной подготовке.
Пропагандировать здоровый образ жизни, укреплять физическую закалку и выносливость.
Содействовать развитию активной гражданской позиции подростков.
4.
Планируемые результаты:
-Выработка устойчивого интереса к здоровому образу жизни,
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве класса;
-формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения;
-развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.
5.
Место реализации программы
МОУ СОШ № 8
6.
Количество участников программы
8 «в» класс – 10 человек
6 «а» класс – 5 человек
3 «в» класс – 13 человек
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»;
Положение о юнармейском отряде;
Устав школы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы. Это предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, развитие у школьников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества.
Юнармейский отряд- это коллектив детей, действующий на принципах самоуправления, который в течение года работает непрерывно, реализует социально значимые дела, участвует в соревнованиях, операциях, акциях.
Военно-патриотическая программа помогает выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим, умственным, нравственным и художественно-эстетическим развитием. Изучая героическое прошлое Родины, юнармейцы черпают в нем силы для новых свершений, равняются на подвиги отцов и дедов. Психологическая подготовка помогает справиться с эмоциональными и другими трудностями перед соревнованиями, конкурсами и т.д.
Погружая ребенка в атмосферу юнармейского отряда, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, проявить самостоятельность, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений и навыков, компетенций.
Концептуальные аспекты деятельности
Цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи:
Развивать чувство уважения к старшему поколению.
Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, волонтерскую работу.
Повысить уровень знаний, умений и навыков по начальной военной подготовке.
Пропагандировать здоровый образ жизни, укреплять физическую закалку и выносливость.
Содействовать развитию активной гражданской позиции подростков.
Основные принципы деятельности Отряда
− Принцип добровольности;
- принцип взаимодействия;
− принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей (внимание, развитость тех или иных способностей, сформированность навыков общения, конфликтность и т.п.), опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка;
− принцип преемственности;
− принцип самостоятельности;
− принцип ответственности;
− принцип равноправия и сотрудничества;
− принцип гласности;
− принцип коллективности,
− принцип ответственности за собственное развитие.
Педагогическое обеспечение
соответствие направлений и форм работы целям и задачам движения, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей воспитанников;
обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с подростками.
Методическое обеспечение
Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»
Наличие необходимой документации, программы деятельности
Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы
Должностные инструкции руководителя отряда
Использование групповых и индивидуальных форм работы
Беседы, игры, конкурсы, праздники, спортивные соревнования
Интерактивные методы (тренинги, учебные, деловые и ролевые игры)
Коллективные творческие дела
Творческие мастерские
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Портфолио
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными направлениями деятельности отряда являются:
Историко-краеведческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. Формировать у школьников экологическую культуру, ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром, выработка безопасной для здоровья, активной и конструктивной жизненной позиции. Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы.
Гражданско-патриотическое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц. Формирование у подрастающего поколения высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.
Формировать активную жизненную позицию, лидерские качества, организаторские умения и навыки, опыт лидерства в небольших социальных группах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения и навыки, навыки самоорганизации, проектирования собственной деятельности, формировать у детей ценности свободы, другие ценности демократического общества, организационной и политической культуры, уважения к закону, осознание единства прав и обязанностей гражданина России.
Воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Оборонно-спортивное - приобщение подростков к занятиям спортом и физической культурой через формирование мотивационной целостной картины жизни. Движение-жизнь. Обучение альтернативным способам организации досуга, основанным на мотивации сохранения и поддержания здоровья, формирования основ здорового образа жизни, как части духовной культуры. Развитие массового спорта, пропаганды спорта, как основы воспитания здорового и социально активного подрастающего поколения, обязательная спортивная составляющая во всех проводимых мероприятиях. Стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовки их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование у школьников гуманистического мировоззрения, морально-этических знаний и убеждений, этической культуры, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности. Осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для реализации данной программы предусмотрены следующие мероприятия.
Проведение памятных дней:
День Победы.
День Героев Отечества
День вывода войск из Афганистана.
День защитников Отечества.
Участие в акциях:
-«Георгиевская ленточка»
-«Поздравь ветерана»
-«Бессмертный полк».
-«Герои живут рядом»
-«Вахта Памяти»
-Волонтерская экспедиция «Дорогами Победы»
-Экологическая акция «Чистый лес»
Участие в спортивно-массовых мероприятиях
- Смотр строя и песни
- Развивающие старты «Время ГТО»
- День здоровья
-Военно-спортивная игра «Зарница»
-Военно-спортивная игра «Девушки в погонах»
-Соревнования по допризывной подготовке
-Соревнования по стрельбе «Ворошиловский стрелок»
-Кубок ВВПОД «Юнармия» Г. о. Подольск по лазертагу
-Школа ВВПОД «Юнармия» Г.о. Подольск «Патриоты Подолья»
-Военно-спортивная игра «Юнармейская искорка»
-Военно-спортивная игра «Защитник отечества»
-Военно-спортивная игра «Готов служить России»
-Слет ВВПОД «Юнармия» Г. о. Подольск «Патриоты Подолья»
Патриотические мероприятия:
-Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла
-Концерт, посвященный Дню Победы
-Волонтерская деятельность
-Уроки памяти, уроки мужества.
Изучение родного края:
-Экскурсии в школьный музей, краеведческий музе
-Экскурсионные маршруты по родному краю
-Проект подготовки празднования 75 годовщины освобождения блокадного Ленинграда
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный: апрель 2018 г.
информирование родителей о создании отряда Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»;
диагностика интересов и потребностей учащихся;
создание творческой группы по разработке программы;
разработка программы;
разработка документации
положение о юнармейском отряде,
должностные инструкции руководителя
издание приказа по школе о создании отряда;
размещение информации на сайте школы.
II этап. Основной Сентябрь 2018г. – Май 2023 года
Подготовка к деятельности по программе
Реализация основных положений программы.
III этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов каждого года деятельности отряда;
выработка перспектив деятельности;
психолого – социально – педагогический анализ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;
Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.
Улучшение отношений в среде подростков, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек.
Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия.
Развитие интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры.
Снижение социальной напряжённости в подростковой среде.
Привлечение молодёжи к общественно значимой деятельности.
Повышение гражданской ответственности и патриотизма.
Формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях, реализация идеи творческого труда на благо людей
У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;
увеличилась эффективность воспитательной работы в классе.
Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их
Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.