Программа для детей и подростков с ограниченными возможностями для разновозростеой группы дневного пребывания в летний период
ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района
Программа социальной реабилитации
для детей и подростков с ограниченными возможностями в летний период группы дневного пребывания
«Я – творец».
Творческая деятельность.
Разработчик программы:
Шагалкина
Надежда Александровна
педагог дополнительного
образования
Конаково, 2023
Программа социальной реабилитации
для детей и подростков с ограниченными возможностями в летний период группы дневного пребывания «Я – творец».
В программе «Я - творец» представлены материалы по занятиям с детьми с ОВ разновозрастной группы творческой деятельности, основанные на опыте работы в социальном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями с раннего возраста до 18 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по творческой деятельности, для разновозрастных детей, рассчитанное на один месяц летнего пребывания детей. В программе дано примерное тематическое планирование. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей, развития мотивации, активности и социализации.
Данная программа адресована педагогическим работникам занимающихся с детьми с ОВ в летний период, руководителям кружков дополнительного образования для детей с ОВ, а так же родителям, интересующихся вопросами творческого воспитания и развития детей с ОВ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Целевой раздел. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
1.5. Обоснование выбора содержания программы
1.6. Планируемые результаты освоения детьми программы
1.7. Формы подведения итогов
Содержательный раздел
Проектирование образовательной работы по программе
Методы и технологии реализации программы
Структура и основные принципы занятий.
III . Тематический план
Литература
Приложение
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества.
В.А. Сухомлинский.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Актуальность базируется:
на анализе социальных проблем;
на современных требованиях системы образования;
на потенциале образовательного учреждения;
на социальном заказе муниципального образования.
Актуальность программы « Я - творец.» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные творческие способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, в играх, лепке, опытно-экспериментальной деятельности. Развить эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному и как следствие более успешной социализации. Творческая деятельность, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно –, например, рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же работу можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок пробует вариантов творческой деятельности, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного воспитательного процесса и социализации.
Главное, развивая у детей творческие способности самим верить, что творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Различные техники, приёмы, мероприятия помогают увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Я - творец».
Цель программы: Социальная реабилитация детей в летний период;
развитие творческих способностей детей с раннего возраста до 18 лет посещающих группу дневного пребывания в летний период.
Задачи:
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Расширить возможности социальной адаптации посредством художественной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной и другими видами деятельности.
Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Улучшение психического развития детей как одной из составляющих здоровья через раскрытие творческого потенциала ребенка.
Взаимодействие с родителями для повышения эффективности поставленных задач.
В ходе реализации программы «Я - творец» дети познакомятся с:
- рисование гуашью и акварелью;
- нетрадиционные техники рисования;
- поделки;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- игры на развития межполушарных связей, логики, мышления.
- игры по пожарной безопасности;
- рисование пластилином (пластилинография)
- создание коллективной работы (ватман)
- создание пейзажа (рисование с натуры)
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды для детей с ОВЗ являются:
от простого к сложному;
индивидуального подхода;
развития творческой инициативы;
динамики,
применение метапредметного подхода;
принцип уважения и гуманности.
Программа разработана с учетом:
- Федерального закона от 29.12.2012 3 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016 №ВК-641/09.
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Дети с раннего возраста до 18 лет, посещающие группу дневного пребывания в летний период. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена с расчетом на разновозрастную группу, на детей имеющие различные ограничения здоровья.
Периодичность занятий – два раза в неделю в первой половине дня. Длительность занятий 20-30 минут. (При необходимости для определенного ребенка время занятия сокращается).
Форма организации детей на занятии: групповая, малые группы.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
1.5. Обоснование выбора содержания программы
Социально-реабилитационная программ программа развитию «Я -творец» для детей с раннего возраста до 18 лет имеет творческую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в подборе разнообразных видов деятельности имеющих развлекательный характер, направленных на достижение поставленных целей и выполнения поставленных задач.
Главное на занятиях программы «Я- творец» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, реализовать свои идеи, попробовать возможности.
Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом разновозрастной группы для детей с ОВ. Тематика заданий связанна исключительно с летней тематикой.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
самостоятельно попробовать себя в творческой деятельности, опытно-экспериментальной деятельности;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявлять интерес к творческой деятельности друг друга;
привлечение родителей 100 процентов для достижения целей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Проектирование образовательной работы по программе.
Содержание системы работы и задачи творческого развития представлены летней тематикой. Конкретизация задач детям осуществляется в зависимости от возраста, показателей развития детей и их способностей. Программа предусматривает 9 занятий (два раза в неделю). Программа предусматривает усложнение или облегчение задания, уменьшения времени самого занятия для конкретного ребенка. Также возможно проведения занятия в малых группах.
Методы и технологии реализации программы.
Занятия по программе включают в себя все разнообразие методов организации занятий. Это и словесные методы обучения, и наглядные, и практические, эксперименты с материалами и техниками (поисковые методы). Деятельность детей на занятиях по программе строится на сочетании объяснительно – иллюстративных методов обучения и репродуктивных методов обучения. На занятиях ребята воспринимают и усваивают знания о видах, особенностях и техниках изобразительного искусства, и средствах их художественной выразительности на основе показа богатого зрительного ряда – репродукций, фотографий, образцов работ. Широко применяется при освоении некоторых тем частично – поисковый метод, когда дети совместно с педагогом выбирают технику исполнения или придумывают новые технические приемы, предлагают варианты композиционного или тематического. Также предусматривается выполнение задания «рука в руке».
Структура и основные принципы занятий.
• Подготовка рабочего места к изобразительной деятельности.
• Игровая беседа, подразумевающая устное изложение начальной теоретической части занятия по различным понятиям и терминам, связанным с изобразительной деятельностью и искусством (Словесные методы). Демонстрация наглядных пособий по теме, образцов детских работ (Наглядные методы)
• Объяснение последовательности технического исполнения творческой работы. (Наглядные, практические методы)
• Выполнение творческой работы ребенком одновременно с педагогом или самостоятельно
• Обзор готовых работ
III . Тематический план.
№ п/п | Тема | Вид занятия | Материал | Задача | Примечание |
1. | «Осьминожка» | Мастер-класс поделка на открытие группы. | Заготовка тела осьминога, клубки ниток, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, декор. | Выбрать клуб желаемого цвета; нарезать отрезки ниток в соответствии с числом отверстий на заготовке; просунуть и завязать в них эти отрезки, нарисовать глаза, рот, нос; украсить декором с помощью клея-карандаша. Организовать выставку работ. | Взаимодействие с музыкальным работником и другими педагогами. |
2. | «Пожарная безопасность детям.» | Игры, раскраски. | Игра – большой пазл «Пожарная машина», Книжка – игрушка «Пожарная собака», Игра на липучках «Что опасно? Что безопасно?», Раскраски по пожарной безопасности в летний период и дома, цветные карандаши. | Собрать коллективно большой пазл; собрать игровое поле на липучках (для каждого свое поле); раскрасить раскраску цветными карандашами, подписать номера служб экстренного реагирования. Организовать выставку работ. | Раздаточный материал для родителей профилактике пожаров и детского травматизма. |
3. | «День полосок и пятнышек». | Тематический день. Коллективная работа раскраска «Жираф». | Образ жирафа в формате разрезанного ватмана и склеенного в длину. Фломастеры. | Коллективно раскрасить. украсить декоративными узорами заготовленного жирафа. Для родителей: Подготовить. для детей наряд на день посвященной тематике дня. Организовать выставку работ. | Взаимодействие с воспитателями группы и родителями. |
4. | Необычная зарядка. | Задания на развитие межполушарных связей, логики, мышления. | Заламинированные игры: Нарисуй двумя руками. Найди по образцу и соотнеси. Проведи дорожку по заданию. Фломастеры. Средство для обработки игр, губки. | Выполнить задания по играм. | |
5. | «День смешных носков». | Тематический день. Раскрашивание и украшение заготовки «Носок». | Шаблон носок, фломастеры, карандаши, декор, цветная бумага, фигурные дыроколы, клей-карандаш. | Для родителей: Подготовить для детей наряд на день посвященной тематике дня. Организовать выставку работ. | Взаимодействие с воспитателями и родителями. |
6. | «Фрукты». | Рисование пластилином фруктов. | Картон (четвертая часть листа формата А4), нарисованные на нем форма фруктов (например, вишня), пластилин, доски и ножи для пластилина. | Растереть пластилин по картону по заготовленному шаблону. Организовать выставку работ. | |
7. | «Лаборатория». | Опытно-экспериментальная деятельность. | Проведение на улице опытов и экспериментов: «Цветная вода» (бутылки с водой, накрашенный изнутри крышки); «Распускающиеся цветы» (игровое поле, заготовки цветов из бумаги, распылитель с водой); «Вулкан» (бутылка, сода, уксус, таз или подходящая емкость); «плавающие пузыри» (мыльные пузыри, таз или походящая емкость с водой). | Провести опыты и эксперименты, постараться объяснить происходящее, сделать выводы. | Взаимодействие с воспитателями. Организация места проведения и соблюдение техники безопасности и инструкций выполнения. |
8. | «Пейзаж». | Рисование с натуры. | Белые листы А4, восковые карандаши или пастель, простой карандаш, стерка, планшет, складной стул (на каждого ребенка). | Выполнить пейзаж с натуры. Организовать выставку работ. | Работа выполняется в подходящем месте на улице. |
9. | «Я – бабочка». | Раскраска. Выполнение коллективной раскраски в форме одной большой бабочки. Подготовка к закрытию лагеря. | Подготовленный шаблон крыльев бабочки и ободка с рожками на голову из бумаги. Фломастеры, маркеры. | Ребенок выполняет окрас заготовки крыльев бабочки на своем определенном участке. Собрать и склеить крылья бабочки, разместить в фотозоне. | Использование получившейся работы для фотосъемки на закрытие летней группы. |
IV. Организационный раздел.
4.1. Условия реализации Программы
Отдельное помещение, помещение группы с рабочими столами и стульями .Складные стульчики на каждого ребенка. Место для фотозоны. Место для выставки работ. Раковина.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
Ватман (2 штуки).
Белая бумага А4 (на каждого ребенка)..
Фломастеры, маркеры (на каждого ребенка).
Карандаши цветные и простые (на каждого ребенка).
Клей-карандаш.
Пастель или восковые карандаши (на каждого ребенка).
Ножницы (на каждого ребенка).
Клубки ниток.
Пластиковые бутылки (5-6 штук).
Таз или емкость (объемом 2-3 литра).
Планшет (на каждого ребенка).
Пластилин (на каждого ребенка).
Декор.
Фигурный дырокол.
Сода.
Уксус.
Мыльные пузыри.
Салфетки.
Фартуки.
Список литературы:
https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
https://multiurok.ru/blog/tsitata-v-a-sukhomlinskogho.html
Ссылки используемые картинки:
Представлены свои материалы и фото из своего опыта.
Приложение 1. (Задания для межполушарного развития).
Приложение 2. (Пластилинография).
Приложение 3. (Пазл «Пожарная машина»)