Программа деятельности летнего лагеря дневного пребывания для детей и подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6» города Смоленска
УТВЕРЖЕНО
Директор школы
________Л.Л. Шестакова
приказ от 03.04.2023 № 31-ОД
ПРОГРАММА
деятельности летнего лагеря дневного пребывания
для детей и подростков
МБОУ «СШ № 6» г. Смоленска
«Вместе - дружная семья»
Составитель
Т.М. Терешкова
Смоленск, 2023
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания. |
Руководитель программы | Терешкова Татьяна Михайловна, начальник летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания. |
Наименование организации, реализующей программу | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №6» города Смоленска (МБОУ «СШ №6») |
Адрес учреждения, реализующего программу | Юридический и фактический адрес: 214000 РФ, город Смоленск, улица М. Жукова, 17 |
Целевая группа и механизм ее формирования | Дети в возрасте от 6 лет и 6 месяцев до 17 лет включительно, обучающиеся в образовательной организации. Формирование состава детей осуществляется на основании заявлений родителей из числа обучающихся в МБОУ «СШ №6» Предполагается проведение рекламной кампании. |
Цель программы | Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально-насыщенного летнего отдыха, и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Срок реализации программы | с 01.06.2020 по 30.06.2020 – 1 смена (21 день) |
Уровень реализации программы | Начальное общее образование. |
Уровень усвоения программы | Общекультурный. |
Краткое содержание программы | Данная программа является комплексной, т.е включает в себя разноплановую деятельность, объединяющую различные направления отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания. Программа летнего детского оздоровительного лагеря направлена на реализацию малозатратных форм занятости детей, доступна для всех социальных слоев населения, предлагает удобный режим работы, создает благоприятную воспитательную среду для детей и личностный рост каждого ребенка через участие в выбранном виде деятельности. За короткий промежуток времени дети знакомятся с предложенными темами, принимают активное участие в мероприятиях как познавательных, так и развлекательных, а также направленных на формирование навыков безопасного поведения и укрепления здоровья. Во время посещения лагеря дети развивают навыки общения в разновозрастном коллективе. |
Нормативно-правовое обеспечение | Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей; Устав МБОУ «СШ №6»; Положение о летнем лагере дневного пребывания детей; Приказ управления образования Постановление Администрации города Смоленска от 02.03.2023 №458-адм «Об утверждении Административного регламента Администрации города Смоленска по представлению муниципальной услуги "Организация отдыха детей в каникулярное время"» Правила по технике безопасности и пожарной безопасности. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ; Должностные инструкции работников. Планы работы. |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Общая численность - 30 человек.
Одной из особенностей современной эпохи, затрагивающей самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие в обществе. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию культуры ребенка.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Программа нацелена на формирование бережного отношения друг к другу, к родным, к окружающим, к природе и обществу, и нравственно обоснованного поведения в социуме.
Актуальность. В современном мире проблемы взаимоотношений в окружающей среде приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что проблемы в основном имеют отношение к городам. Но это не так. Повсеместно люди испытывают дефицит общения, так как в современном обществе получила широкое распространение борьба за внимание путем привлечения человека к пользованию современными электронными ресурсами в сети Интернет. Это ведет к разобщению между людьми и стиранию традиций и норм общения. Поэтому сохранение и совершенствования личностных возможностей, приобщение к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать сохранение живого общения как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества в этом направлении.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для успешной организации межличностного взаимодействия детей друг с другом как основополагающего средства формирования личности каждого ребенка; а так же создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность летнего лагеря.
Задачи программы:
Создать целостный подход к эстетическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека друг к другу, к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
Развивать творческие способности воспитанников. Включать детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Юные экологи» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:
Духовно-нравственное направление
Экологическое направление.
Художественно – эстетическое направление.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Патриотическое направление.
Духовно-нравственное направление
Реализуется согласно Указу Президента России, который был подписан 29 мая 2017, в нем говорится, что в 2018 году начинается Десятилетие детства.
Работа ведется по трём блокам «Все дети верят в чудеса», «Мои соседи», «А у нас во дворе». Каждый блок включает в себя по три мероприятия, согласно плану городских мероприятий, а также в рамках года педагога и наставника в России.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
воспитывать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
раскрывать сущность происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
приобщать детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения;
Основные формы работы: экологический десант, операция «Зелёная тропинка», «Экологическое ассорти», «Зеленый патруль», участие в экологических акциях.
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
пробуждать в детях чувство прекрасного;
формировать навыки культурного поведения и общения;
прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания работа в лагере организована в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение кинотеатров, музеев; конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом».
Основным назначением художественно-эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-эстетической деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
Конкурсные программы («Мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы
Творческие игры («Самый, самый…»)
Праздники («Вот оно какое наше лето – 2022»)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формировать уважительное отношение к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формировать национальную, религиозную терпимость, развивать дружеские отношения;
возрождать нравственные, духовные ценности семьи, организовывать поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
Парад сказок.
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
« Это ты, моя Россия!»
Спортивные соревнования «Быстрее…Выше…Сильнее…»
Беседа «Символика Российской Федерации»
Игра «По следам гагаринцев»
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- коммуникативные игры на знакомство: «Снежный ком», «Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива, «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при переходе улицы, при катании на велосипеде и др., при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила безопасности при терактах»
«По предупреждению кишечных заболеваний»
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
«Если ты один дома»
«Безопасность в доме»
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
«Правила поведения и безопасности человека на воде»
«Меры доврачебной помощи»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
Беседы:
«Как ухаживать за зубами?»
«Путешествие в страну Витаминию»
«Как беречь глаза?»
Агитбригада «Уроки безопасности при пожаре»;
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», « Останови огонь», «Чудесные мелки»;
- Коллективно-творческие дела: «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»
Кружки
- Кружок «Азбука добра»
- Кружок « Умелые руки»
- Кружок «Не болей-ка»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Для реализации программы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей используются различные методические приёмы. В основу работы положена методика С.Н. Литвиновой «Организация досуга детей и подростков». Также используются следующие традиционные методы работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы по малым группам (от 3 до 7 человек);
коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
в парах – организация работы по парам
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы работы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания
Индивидуальные и коллективные формы работы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, викторины, праздники); методики коллективно-творческого воспитания через метод организации самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
По продолжительности программа является краткосрочной.
Сроки реализации программы: 01 июня по 30 июня 2023 года.
Единовременно летний оздоровительный лагерь дневного пребывания могут посещать не более 30 детей.
Схема взаимодействия воспитанников ЛОУ с социумом в реализации программы
Областная библиотека им. А.Т.Твардовского.
Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И.С. Соколова-Микитова»
Информационный центр на базе СмолГУ.
Театр Драмы им. А.С. Грибоедова
Кукольный театр.
Музеи. Картинная галерея.
КВЦ им. Тенишевых.
Кинотеатр «Современник»
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации программы делится на четыре этапа.
I этап. Подготовительный: март – май.
Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей начинается подготовка к летнему сезону. Основные направления деятельности этого этапа являются:
проведение совещаний по подготовке учреждения к летнему сезону;
издание приказа по учреждению о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей;
подготовка методического материала для работников летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей;
подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей;
Составление необходимой документации для деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей;
II этап. Организационный: май.
Основными направлениями деятельности этого этапа является:
рекламная кампания летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей (в СМИ, среди учащихся и родителей учреждения);
регистрация заявлений от родителей, в том числе через ПГС;
проведение организационного собрания для родителей.
III этап. Практический: июнь.
На данном этапе:
1. реализация основной идеи;
2. вовлечение детей в различные виды деятельности;
3. работа творческих мастерских, кружков.
IV этап. Аналитический:
На этом этапе осуществляется:
1. подведение итогов работы летнего оздоровительного лагеря;
2. выработка перспектив деятельности;
3. анализ предложений, внесенных родителями, детьми и педагогами, по итогам работы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
укрепление здоровья детей;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в экстремальных ситуациях;
создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка; привитие навыков самообслуживания;
развитие чувства патриотизма;
воспитание уважение к родной природе.
Результат оценивается по следующим направлениям:
Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседа, анкетирование, шкала настроения)
Усвоение норм и правил экологической грамотности, трансформация значительной их части в привычки ребят.
Наличие потребности в приобретении экологически - краеведческих знаний, ориентация на их практическое применение.
Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно – игровую деятельность.
Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение).
Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.
Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.
Награждение за активное участие в мероприятиях.
Критерии эффективности реализации программы
Количество детей, посещающих летний оздоровительный лагерь дневного пребывания детей.
Активность и участие детей в коллективно-творческих делах.
Уровень и характер взаимоотношений в детской среде.
Устойчивый интерес ребят к игровой и творческой деятельности.
Удовлетворенность детей своим творчеством и результатами в играх.
Заинтересованность родителей в посещении детьми летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей.