Программа дополнительного образования «Хочу всё знать» (для детей 10–11 лет)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Алгасовская средняя общеобразовательная школа
Моршанский район Тамбовская область
Рекомендована методическим объединением МБОУ Алгасовской СОШ Протокол № ______ от « ____ » ___________ 2016 г. |
Утверждаю Директор МБОУ Алгасовской СОШ _____________ И. И. Степанникова Приказ № ______ от ________ 2016 г. |
Программа дополнительного
образования детей
«Хочу всё знать»
образовательная программа для детей в возрасте 10-11;
срок обучения 1 год
Составитель:
Татьяна Викторовна Щербакова,
учитель начальных классов
Алгасово
2016 г.
Содержание
Информационная карта программы…………………………………………3
Пояснительная записка ………………………………………………………4
Актуальность программы…………………………………………………….4
Цель и задачи программы ……………………………………………………4 Прогнозируемые результаты ……………………….......................................5
Ценностные ориентиры содержания программы …………………………..6
Условия для реализации программы…………………………………………7
Учебно-тематический план ………………..………………………………. 9
Содержание программы ……………….……………………………………10
Методическое обеспечение программы ……………………………………10
Список используемой литературы………………………………………….11
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алгасовская средняя общеобразовательная школа |
2. Полное название программы |
«Хочу всё знать» |
3. Составитель |
Щербакова Татьяна Викторовна – учитель начальных классов |
4. Сведения о программе: |
|
4.1. Область применения |
дополнительное образование |
4.2. Направленность |
теоретическая |
4.3. Тип программы |
модифицированная |
4.4. Вид программы |
образовательная |
4.5. Возраст обучающихся по программе |
9-10 лет |
4.6. Форма обучения |
групповая |
4.7. Продолжительность обучения |
1 год |
Пояснительная записка
Актуальность программы
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « Хочу всё знать» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Актуальность - курс внеурочной деятельности «Хочу всё знать» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. И представлен в программе следующими содержательными линиями: Искусство хороших манер
Правила этикета
Путешествие в страну Добра и Красоты
Путешествие в мир Музыки
Жил-был художник
В мире поэзии
Рабочая программа «Хочу всё знать» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Цель:
содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи: -сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде.
- сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать.
- развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- воспитать духовно–нравственные качества личности.
Прогнозируемые результаты
Результаты изучения курса «Хочу всё знать»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Хочу всё знать» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Хочу всё знать»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой,
потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
• сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; •
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно- эстетической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
• знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета.
• знание видов художественной деятельности • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
• применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний
Ценностные ориентиры содержания предмета.
• Приоритетная цель эстетического воспитания в школе —духовно- нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира
. • Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
• В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
• Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
• Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
• Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
• Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
• Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни
Условия для реализации программы
Программа занятий составлена таким образом, что позволяет включиться в процесс обучения любому ребенку на любом этапе.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Программа предусматривает не только индивидуальные задания, но и групповые, а так же коллективные формы работы. В кружок принимаются все желающие не зависимо от способностей
Программа кружка рассчитана на детей в возрасте 9-10 лет Программа рассчитана на 1 год.(36 часов),1 час в неделю. Оптимальная численность учебной группы –до 15 человек.
Формы и методы проведения занятий:
1. Словесные методы обучения: беседы на занятиях с ребятами.
2. Наглядные методы обучения: показ видео фильмов, иллюстраций, наблюдение за работой педагога.
3. Практические методы обучения: самостоятельная работа ребят, тренировка и отработка упражнений, творческая работа в коллективе.
Учебно- тематический план
№ п/п |
Содержание темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Возникновение этикета |
1 |
|
2 |
Культура поведения. |
1 |
|
3 |
Афиняне и расцвет греческой культуры. |
1 |
|
4 |
Рыцарь в средневековой Франции |
1 |
|
5 |
Джентльмен в Англии |
1 |
|
6 |
Внешний вид ученика школы. |
1 |
|
7 |
Правила поведения в школе. |
1 |
|
8 |
Правила поведения за столом. |
1 |
|
9 |
Правила поведения у врача. |
1 |
|
10 |
Правила поведения в транспорте. |
1 |
|
11 |
Правила поведения в семье |
1 |
|
12 |
Правила поведения в музее, театре и на концерте |
2 |
|
13 |
Путешествие с волшебными словами. Заботливость. Ложь. |
1 |
|
14 |
Тайна «золотого» правила. |
1 |
|
15 |
Приключения королевы Чистоты и ее друзей. |
1 |
|
16 |
Дружба. |
1 |
|
17 |
Верность |
1 |
|
18 |
Рыцари и Дамы. |
1 |
|
19 |
Доброта. |
1 |
|
20 |
Ложь |
1 |
|
21 |
Аккуратность |
1 |
|
22 |
Звуки в музыке и звукоряд. |
1 |
|
23 |
В гостях у музыкальных инструментов. |
1 |
|
24 |
Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. |
1 |
|
25 |
Весенняя сказка в музыке. |
1 |
|
26 |
Родина на полотне (конкурс рисунков). |
2 |
|
27 |
Природа в живописи. |
2 |
|
28 |
Как прекрасен этот мир – посмотри! |
1 |
|
29 |
Раз – загадка, два… |
1 |
|
30 |
Поэзия колыбельной песни. |
1 |
|
31 |
В книжном царстве - государстве |
2 |
ИТОГО 35ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. « История хороших манер» (4 часа). Возникновение этикета и культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен в Англии. Раздел
2. «Правила этикета» (9 часов). Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов). Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Доброта. Ложь. Аккуратность.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа). Звуки в музыке и звукоряд. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (5 часов). Родина на полотне (конкурс рисунков). Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа). Раз – загадка, два…Поэзия колыбельной песни. В книжном царстве- государстве.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. CD, DVD диски; музыкальный центр, DVD – проигрыватель.
Учебно-методическая литература.
• Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
• Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
• Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, - 203 с.
• Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.
• Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
• Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
• Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010. • Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто- логос, 1998. – 88с
. • Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
• Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
• Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
• Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-на- Дону,Феникс, 2009г. Статьи:
• Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996. - №5
• Белокурова Г. В царстве вежливых наук // – 2003. - №2 - с. 71-78
• Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. – 2000 - №12. – с. 6 -21
12