Программа дополнительного образования «Хочу всё знать» (для детей 10–11 лет)

2
0
Материал опубликован 25 January 2017 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанский район Тамбовская область

Рекомендована

методическим объединением

МБОУ Алгасовской СОШ

Протокол № ______

от « ____ » ___________ 2016 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

Алгасовской СОШ

_____________ И. И. Степанникова

Приказ № ______ от ________ 2016 г.

Программа дополнительного

образования детей

«Хочу всё знать»

образовательная программа для детей в возрасте 10-11;

срок обучения 1 год

Составитель:

Татьяна Викторовна Щербакова,

учитель начальных классов

Алгасово

2016 г.

Содержание

Информационная карта программы…………………………………………3

Пояснительная записка ………………………………………………………4

Актуальность программы…………………………………………………….4

Цель и задачи программы ……………………………………………………4 Прогнозируемые результаты ……………………….......................................5

Ценностные ориентиры содержания программы …………………………..6

Условия для реализации программы…………………………………………7

Учебно-тематический план ………………..………………………………. 9

Содержание программы ……………….……………………………………10

Методическое обеспечение программы ……………………………………10

Список используемой литературы………………………………………….11

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алгасовская средняя общеобразовательная школа

2. Полное название программы

«Хочу всё знать»

3. Составитель

Щербакова Татьяна Викторовна – учитель начальных классов

4. Сведения о программе:

4.1. Область применения

дополнительное образование

4.2. Направленность

теоретическая

4.3. Тип программы

модифицированная

4.4. Вид программы

образовательная

4.5. Возраст обучающихся по программе

9-10 лет

4.6. Форма обучения

групповая

4.7. Продолжительность обучения

1 год

Пояснительная записка

Актуальность программы

Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « Хочу всё знать» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Актуальность - курс внеурочной деятельности «Хочу всё знать» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. И представлен в программе следующими содержательными линиями: Искусство хороших манер

Правила этикета

Путешествие в страну Добра и Красоты

Путешествие в мир Музыки

Жил-был художник

В мире поэзии

Рабочая программа «Хочу всё знать» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Цель:

содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи: -сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде.

- сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать.

- развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- воспитать духовно–нравственные качества личности.

Прогнозируемые результаты

Результаты изучения курса «Хочу всё знать»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Хочу всё знать» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Хочу всё знать»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой,

потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; •

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно- эстетической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:

знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета.

знание видов художественной деятельности • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Приоритетная цель эстетического воспитания в школе —духовно- нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира

. • Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни

Условия для реализации программы

Программа занятий составлена таким образом, что позволяет включиться в процесс обучения любому ребенку на любом этапе.

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

Программа предусматривает не только индивидуальные задания, но и групповые, а так же коллективные формы работы. В кружок принимаются все желающие не зависимо от способностей

Программа кружка рассчитана на детей в возрасте 9-10 лет Программа рассчитана на 1 год.(36 часов),1 час в неделю. Оптимальная численность учебной группы –до 15 человек.

Формы и методы проведения занятий:

1. Словесные методы обучения: беседы на занятиях с ребятами.

2. Наглядные методы обучения: показ видео фильмов, иллюстраций, наблюдение за работой педагога.

3. Практические методы обучения: самостоятельная работа ребят, тренировка и отработка упражнений, творческая работа в коллективе.

Учебно- тематический план

п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

1

Возникновение этикета

1

 

2

Культура поведения.

1

 

3

Афиняне и расцвет греческой культуры.

1

 

4

Рыцарь в средневековой Франции

1

 

5

Джентльмен в Англии

1

 

6

Внешний вид ученика школы.

1

 

7

Правила поведения в школе.

1

 

8

Правила поведения за столом.

1

 

9

Правила поведения у врача.

1

 

10

Правила поведения в транспорте.

1

 

11

Правила поведения в семье

1

 

12

Правила поведения в музее, театре и на концерте

2

 

13

Путешествие с волшебными словами. Заботливость. Ложь.

1

 

14

Тайна «золотого» правила.

1

 

15

Приключения королевы Чистоты и ее друзей.

1

 

16

Дружба.

1

 

17

Верность

1

 

18

Рыцари и Дамы.

1

 

19

Доброта.

1

 

20

Ложь

1

 

21

Аккуратность

1

 

22

Звуки в музыке и звукоряд.

1

 

23

В гостях у музыкальных инструментов.

1

 

24

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

1

 

25

Весенняя сказка в музыке.

1

 

26

Родина на полотне (конкурс рисунков).

2

 

27

Природа в живописи.

2

 

28

Как прекрасен этот мир – посмотри!

1

 

29

Раз – загадка, два…

1

 

30

Поэзия колыбельной песни.

1

 

31

В книжном царстве - государстве

2

 

ИТОГО 35ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. « История хороших манер» (4 часа). Возникновение этикета и культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен в Англии. Раздел

2. «Правила этикета» (9 часов). Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов). Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Доброта. Ложь. Аккуратность.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа). Звуки в музыке и звукоряд. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был художник» (5 часов). Родина на полотне (конкурс рисунков). Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа). Раз – загадка, два…Поэзия колыбельной песни. В книжном царстве- государстве.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. CD, DVD диски; музыкальный центр, DVD – проигрыватель.

Учебно-методическая литература.

Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.

Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, - 203 с.

Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.

Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.

Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010. • Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто- логос, 1998. – 88с

. • Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.

Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.

Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.

Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-на- Дону,Феникс, 2009г. Статьи:

Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996. - №5

Белокурова Г. В царстве вежливых наук // – 2003. - №2 - с. 71-78

Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. – 2000 - №12. – с. 6 -21

12

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.