Общеразвивающая программа объединения дополнительного образования «Хочу всё знать» (1–4 класс)

4
1
Материал опубликован 23 March 2019 в группе

Общеразвивающая программа объединения

дополнительного образования

«Хочу всё знать»

1-4 классы

3 часа в неделю


 

Педагог дополнительного образования:

Тербова Евгения Викторовна


 

2016-2020 уч. гг

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка......................................................................................3

2. Общая характеристика курса............................................................................5

3. Ценностные ориентиры содержания курса .......................................................6

4. Ожидаемые результаты изучения курса ............................................................7

5. Личностные и метапредметные результаты изучения курса…….…….…….7

6. Планируемые результаты изучения курса по классам………………….…...10

6.1. 1 класс…………………………………………………………………………10

6.2. 2 класс…………………………………………………………………………11

6.3. 3 класс…………………………………………………………………………11

6.4. 4 класс…………………………………………………………………………11

7. Содержание курса по классам...............................................................................12

7.1. 1 класс…………………………………………………………………………12

7.2. 2 класс…………………………………………………………………………14

7.3. 3 класс…………………………………………………………………………14

7.4. 4 класс…………………………………………………………………………14

8. Тематическое планирование по классам.......................................................14

8.1. 1 класс…………………………………………………………………………14

8.2. 2 класс…………………………………………………………………………17

8.3. 3 класс…………………………………………………………………………18

8.4. 4 класс…………………………………………………………………………20

9. Материально - техническое обеспечение......................................................21

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643).

Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Современное начальное образование ставит главной своей целью развитие личности ребенка. В Концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: "Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...". Успешное развитие обучающегося начальных классов общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебной деятельности.

Развитие личности, её творческой индивидуальности и исследовательских способностей становится главной задачей системы образования. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого и исследовательского потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности.

Всё более актуализируется проблема устранения противоречий между возрастающими потребностями личности и сложившимися условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования, а также необходимостью использования педагогических технологий развития творческого потенциала младших школьников.

Исходя из этого, чётко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребёнка.

Программа предназначена для работы с детьми 6,5-11 лет (1-4 классы).

Это междисциплинарная программа. По содержанию она – дополнительная, по структуре – ступенчатая, по базовой технологии – личностно – развивающая.

Программа отражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приёмов интеллектуальной деятельности в процессе обучения: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Она предусматривает оптимальное чередование развивающих методов: проблемных и исследовательских; активные формы обучения: деловые игры, диспуты, соревнования, клубные формы.

Новизна настоящей программы создаёт условия для развития познавательных потребностей учащихся, исследовательских способностей и психических качеств. Сегодня перед нашим обществом остро стоят вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас, как никогда ценятся деловые качества личности. Стране нужны деятельные, коммуникабельные, умеющие входить в контакт с разными людьми граждане.  

Занятия проводятся для учащихся начальных классов по 3 часа в неделю в каждом классе, всего по 117 часов в 1-4 классах. Общее количество часов -  468 ч. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5- 11 лет. Срок реализации 4 года.

 Цели программы:

Развитие обще интеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития;

Формирование у детей устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению;

Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики.

Задачи программы:

Формировать   умения и навыки выполнения нестандартных логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки;

Развивать межпредметные связи, активно использовать знания, полученные при изучении одного предмета в другом;

Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;

Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению;

Раскрывать творческие способности детей;

Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Реализация целей и задач определяется формулой:

ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ + РАЗВЛЕЧЕНИЕ = ИНТЕЛЛЕКТ

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа.

Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации занятий: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Формы представления результатов: выставка, презентация, выступление, портфолио достижений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, представленные в игровой деятельности. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. На каждом занятии ребёнок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Содержание включает в себя несколько разделов: тренировка психических процессов, развитие логического мышления, задачи геометрического характера, нестандартные задания алгебраического характера, игры, нестандартные задания логического характера, тренинг исследовательских способностей, исследовательская работа.

В каждый год обучения необходимо акцентировать внимание на речевой культуре говорящего и умении других ребят слушать своего товарища.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первом классе, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

Формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

Увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

Повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Личностные и метапредметные результаты изучения курса

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

оценивать свои действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей..

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ПО КЛАССАМ

Учащиеся научатся:

  Находить и называть закономерность, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;

  Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);

   Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

  Называть положительные и отрицательные качества характера;

  Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;

  Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности;

  Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями;

  Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий;

  Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад;

  Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

  Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;

  Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

К концу обучения в 1 классе

Учащиеся должны научиться:

слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

вести рассказ от начала до конца;

ставить вопросы;

классифицировать;

объяснять и защищать свои идеи.

Учащиеся должны уметь:

выделять учебные задачи;

организовывать свою деятельность во времени;

распределять своё внимание, необходимое для успешного выполнения любой деятельности;

решать нестандартные задачи.

К концу обучения во 2 классе

Учащиеся должны научиться:

работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

пересказывать подробно и выборочно;

выдвигать гипотезы, сравнивать;

делать выводы на основе простых обобщений.

Учащиеся должны уметь:

совершенствовать способности в совместной деятельности;

использовать предложенные задания для развития своего интеллекта;

уметь работать в малых группах;

применять приемы саморегуляции, самоконтроля, самооценки.

К концу обучения в 3 классе

Учащиеся должны научиться:

структурировать материал;

выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;

делать выводы из фактов, совокупности фактов;

выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

Учащиеся должны уметь:

испытывать себя в разных сферах совместной деятельности;

включаться в поисковую деятельность;

уметь анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

К концу обучения в 4 классе

Учащиеся должны научиться:

творчески применять знания в новых условиях;

готовить тексты собственных докладов;

отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

высказывать содержательно свою мысль, идею;

решать самостоятельно творческие задания.

Учащиеся должны уметь:

использовать предложенные средства для развития своего интеллекта;

выполнять проекты по заданной теме.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО КЛАССАМ

В начале каждого занятия 10-15 минут отводится на повторение изученного в классе.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, осуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым годом задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.

1 класс

п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

I

Введение

2

II

Первый раз в первый класс

10

III

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

IV

Развитие познавательных процессов

13

V

Формирование основных мыслительных операций

18

VI

По страницам творчества.

10

VII

Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ

33

VIII

Интеллектуальные «витаминки»

30

Итого

117

Структура занятия «Интеллектуальные «витаминки»

ЭПИГРАФ

В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:

1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.

2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.

3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.

4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.

5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.


 


 


 

2 класс

п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

I

Введение

2

II

Окружающий мир

23

III

Математика

14

IV

Русский язык

20

V

Литературное чтение

9

VI

Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ

49

Итого

117

3 класс

п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

I

Введение

2

II

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

III

Развитие познавательных процессов

9

IV

Формирование основных мыслительных операций

13

V

Клуб художественного чтения.

31

VI

Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ

61

Итого

117

4 класс

п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

I

Введение

2

II

Русский язык

25

III

Математика

25

IV

Литературное чтение

25

V

Окружающий мир

22

VI

Работа на образовательной платформе УЧИ.РУ

18

Итого

117

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ

1 класс (117 ч)

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (2 ч)

1

Формирование учебной группы

1

2

Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Первый раз в первый класс (10 ч)

3

Знакомство. Введение знака «Поднятая рука». Формы устного ответа.

1

4

Умение договариваться. Умение выражать свои эмоции. Игры.

1

5

Знакомство и взаимодействие в группах.

1

6

Приветствия. Приветствие учителя. Школьные правили вежливости.

1

7

Взаимодействие в группах. Введение знака «Хор».

1

8

Лента школьного времени. Экскурсия по школе.

1

9

Введение знаков внимания: «Звонок», «+» и «–».

1

10

Введение знака «Мы готовы». Противоречие «люблю – не люблю».

1

11

Спор и ссора (умение вести дискуссию).

1

12

Учимся спорить. Инсценирование коротких диалогов.

1

 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (1 ч)

 

13

Графический диктант. Игры.

1

Развитие познавательных процессов (13 ч)

14

Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

15

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

16

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

18

Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

20

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.

1

21

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

22

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Тренировка внимания.

1

23

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

24

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

 

25

Развитие логического мышления. Совершенствование логических операций.

1

26

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.

1

Формирование основных мыслительных операций (18 ч)

27

"Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов.

1

28

"Что скрывает сорока?" Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа.

1

29

"Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов.

1

30

"Карусель загадок". Обучение разгадыванию и составлению загадок.

1

31

"Путешествие в сказку". Решение логических задач о сказочных героях.

1

32

Секреты анаграммы.

1

33

Крылатые слова.

1

34

Пословица недаром молвится.

1

35

Антонимы.

1

36

Веселая арифметика. Решение задач-шуток.

1

37

Синонимы.

1

38

Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек.

1

39

"Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов.

1

40

Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач)

1

41

Игра "Что? Где? Когда?"

1

42

Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток.

1

43

Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

1

44

Игра "Самый умный".

1

По страницам творчества (10 ч)

45

Моделирование сказки "Три поросенка".

1

46

Играем в "ромашку".

1

47-48

Содержание русской народной сказки "Волк и семеро козлят". Варианты окончания сказки.

2

49

Инсценирование ситуации с помощь жестов и мимики.

1

50

Геометрические фигуры, их особенности.

1

51

Содержание русской народной сказки "Маша и Медведь".

1

52

Изображение несуществующего животного. Конкурс рисунков.

1

53

Что такое "имя - перевертыш", "сказка - винегрет"?

1

54

Занимательные игры.

1

Работа на платформе УЧИ.РУ (33 ч)

55-60

Числа и счёт.

6

61-70

Сложение и вычитание до 10.

10

71-75

Геометрия.

5

76-87

Учимся решать олимпиадные задачи.

12

Интеллектуальные «витаминки» (30 ч)

88

Витамин A

1

89

Витамин B

1

90

Витамин C

1

91

Витамин D

1

92

Витамин E

1

93

Витамин F

1

94

Витамин G

1

95

Витамин H

1

96

Витамин I

1

97

Супервитамин 1

1

98

Витамин J

1

99

Витамин K1

1

100

Витамин L

1

101

Витамин M

1

102

Витамин K

1

103

Витамин N

1

104

Витамин P

1

105

Витамин Q

1

106

Витамин R

1

107

Супервитамин 2

1

108

Витамин S

1

109

Витамин T

1

110

Витамин U

1

111

Витамин V

1

112

Витамин W

1

113

Витамин X

1

114

Витамин Y

1

115

Витамин Z

1

116

Витамин K2

1

117

Супервитамин 3

1

2 класс (117 ч)

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (2 ч)

1

Формирование учебной группы

1

2

Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Окружающий мир (23 ч)

3-5

Природа.

3

6-20

Увлекательная география.

15

21-25

Земля – наш общий дом.

5

Математика (14 ч)

26-28

Математика – царица наук.

3

29-33

«Занимательная математика».

5

34-39

«Интересные задачи»

6

Русский язык (20 ч)

40-42

Письма и письмена.

3

43-49

В царстве фонем.

7

50-54

В мире морфем.

5

55-59

Память и грамотность.

5

Литературное чтение (9 ч)

60-62

«Я знаю силу слова…»

3

63-64

В мире Поэзии.

2

65-66

Поэзия и живопись.

2

67-68

Музыка в поэзии.

2

Работа на платформе УЧИ.РУ (49 ч)

69-72

Круглые числа до 100.

4

73-79

Числа и счёт до 100.

7

80-87

Сложение вычитание до 20. Разные способы.

8

88-92

Сложение и вычитание до 100 без перехода через десяток.

5

93-96

Сложение и вычитание с переходом через десяток. Подготовка.

4

97-103

Сложение и вычитание до 100 с переходом через десяток.

7

104-106

Сложение и вычитание столбиком. Введение.

3

107-109

Умножение. Введение.

3

110-113

Уравнения. Введение.

4

114-117

Решаем олимпиадные задачи прошлых лет.

4

3 класс (117 ч)

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (2 ч)

1

Формирование учебной группы

1

2

Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (1 ч)

3

Графический диктант. Игры.

1

Развитие познавательных процессов (9 ч)

4

Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки.

1

5

Мозговая гимнастика. Числа и слова. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

6

Тренировка зрительной памяти. "Найди число в слове". Развитие мышления.

1

7

Развитие аналитических способностей. "Цифровые слоговицы". Совершенствование мыслительных операций.

1

8

Развитие логического мышления. Игра "Шапка для размышлений".

1

9

Развитие логического мышления. "Шарады". Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

10

Тренировка зрительной памяти. "Общее окончание". Логические задачи на развитие умения рассуждать.

1

11

Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.

1

12

Совершенствование мыслительных операций. "Продолжи ряд", "Найди закономерность".

1

Формирование основных мыслительных операций (13 ч)

13

Тренировка внимания". Угадывание полученных чисел".

1

14

Тренировка слуховой памяти. "Лишнее слово".

1

15

Совершенствование воображения. Развитие

наглядно-образного мышления". Магические квадраты".

1

16

Развитие быстроты реакции. "По порядку становись!"

1

17

Развитие концентрации внимания. "Рисуем с помощью фигур".

1

18

Тренировка слуховой памяти. Игра "На одну букву".

1

19

Тренировка зрительной памяти. "Какие это буквы".

1

20

Развитие логического мышления. Собери по частям.

1

21

Совершенствование воображения.

1

22

Развитие быстроты реакции. "Найди слова"

1

23

Развитие концентрации внимания.

1

24

Тренировка внимания. "Сколько зверей и птиц".

1

25

Тренировка слуховой и зрительной памяти.

1

Клуб художественного чтения (31 ч)

26-27

Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и её недостатки.

2

28-30

Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи.

3

31-33

Речь монологическая и диалогическая. Деление текста на логические части.

3

34-35

Рассказывание, как один из видов декламации.

2

36-37

Логика речи.

2

38-39

Публичное выступление.

2

40-42

Значение орфоэпии для культуры речи. Интонация в тексте.

3

43-44

Индивидуальное исполнительское мастерство.

2

45-46

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность.

2

47-48

В мире Поэзии.

2

49-50

Поэзия и живопись.

2

51-52

Музыка в поэзии.

2

53-56

И.А.Крылов – мастер басни. Интонирование басни. Характерные особенности при рассказывании басни.

4

Работа на платформе УЧИ.РУ (61 ч)

57-68

Числа и счёт до 1000.

12

69-71

Сравнение чисел до 1000.

3

72-77

Разные способы вычислений до 100.

6

78-84

Сложение столбиком двузначных и трёхзначных.

7

85-91

Вычитание столбиком двузначных и трёхзначных.

7

92-96

Сложение столбиком многозначных чисел.

5

97-102

Вычитание столбиком многозначных чисел.

6

103-106

Умножение в столбик на однозначное.

4

107-113

Деление в столбик на однозначное.

7

114-117

Решаем олимпиадные задачи прошлых лет.

4

4 класс (117 ч)

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Введение (2 ч)

1

Формирование учебной группы

1

2

Инструктаж по ОТ и ТБ во время занятий.

1

Русский язык (25 ч)

3-5

Клуб любителей русского языка.

3

6-7

Выполнение заданий по языкознанию.

2

8-10

Куда летят крылатые слова.

3

11-13

Пернатые друзья.

3

14-15

Олимпийские игры современности.

2

16-17

Да здравствует абракадабра.

2

18-20

Поговорим, друзья, о кроссворде.

3

21-22

Чудо-словари.

2

23-25

Клуб любителей головоломок.

3

26-27

Устойчивые выражения и их образы.

2

Математика (25 ч)

28-30

Клуб любителей головоломок.

3

31-33

Решение математических заданий на развитие логического мышления.

3

34-35

Решение задач по математике для 4 класса интеллектуального характера.

2

36-38

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

3

39-41

Олимпийские игры современности.

3

42-44

Задачи геометрического характера.

3

45-46

О времени и о часах.

2

47-49

«Мозговой» штурм.

3

50-52

Букет увлекательных задач

3

Литературное чтение (25 ч)

53

Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку.

1

54-57

Путешествие в мир Пушкинских сказок.

4

58-61

Путешествуем в зиму.

4

62-65

Поговорим, друзья, о кроссворде.

4

66-69

Олимпийские игры современности.

4

70-72

Сочиняем истории.

3

73-74

Праздник Ивана Купалы.

2

75-77

Клуб любителей головоломок.

3

Окружающий мир (22 ч)

78-80

Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия.

3

81-82

Мы и государство

2

83-84

Поговорим об экологии

2

85-87

Вода в нашей жизни

3

88-89

Матушка-землица

2

90-91

Учимся наблюдать. Экскурсия.

2

92-93

Олимпийские игры современности

2

94-97

Интеллектуальный клуб мыслитель

4

98-99

Ожившие предметы

2

Работа на платформе УЧИ.РУ (18 ч)

100-103

Сложение и вычитание столбиком.

4

104-108

Умножение и деление столбиком на однозначное число.

5

109-113

Умножение и деление столбиком на двузначное число.

5

114-117

Умножение на трёхзначное число.

4

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

-  список используемой литературы: 

Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни/ Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова - М.: Московский центр качества образования, 2010.

В.Волина «Русский язык» Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

В.Волина 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-пресс, 1996.

В. Волина «Праздник числа» Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.

Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. – М.: Учитель, 2014.

Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.

Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: РОСТ, 2011.

Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: РОСТ, 2011.

Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. – М.: РОСТ, 2013.

Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 4 класс. –М.: РОСТ, 2013.

Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312».

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2011. – III серия.

Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/составитель Е.Н. Петрова. - 2-е изд. - Самара: Учебная литература,2012.

Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Учебная литература, 2011.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2011

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара: Учебная литература, 2010.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2011.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010г

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.

В.Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе». – М.: Просвещение, 1975.

Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе». Пособие для учителей. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978. 

365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

- печатные пособия:

Наборы сюжетных картинок в соответствии с те­матикой, определённой в рабочей программе курса (в том числе в цифро­вой форме).

Словари различного назначения.

Репродукции картин и художественные фотографии, отражающие красоту природы.

- технические средства:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.

- экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи и видеозаписи материалов, необходимых для занятий.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

- интернет – ресурсы:

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

Образовательная платформа УЧИ.Ру https://uchi.ru/
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большая интересная работа

23 March 2019