Программа дополнительного и общеразвивающего образования «Белая ладья»

1
0
Материал опубликован 20 January 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА им. К.Х.ПАГИЕВА» АЛАГИРСКОГО РАЙОНА

РСО-АЛАНИЯ


Принята на заседании                                                                  Утверждаю:

Методического совета                                                                  Директор МБУ ДО ЦДТ

от «___»______20____г.                                                        ____________Каргинова А.А.

Протокол №_________ Приказ №___                                                   « » ______2022г.








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Белая ладья»





Направленность – физкультурно-спортивная

Срок реализации 2 года

Возраст детей 6-12 лет




Составитель: Габуев Олег Хазбиевич,

педагог дополнительного образования












г. Алагир 2022 г.



​​​​​​​

Оглавление

Iомплекс основных характеристик программ

1.Пояснительная записка

Перечень нормативных документов

Направленность программы

Актуальность и новизна

Педагогическая целесообразность

Отличительные особенности

Адресат программы

Форма организации образовательного процесса

Объем и срок реализации программы

Режим занятий

2.Цель и задачи программы

3. Содержание программы

Учебный план

Содержание учебного плана

4.Планируемые результаты

II.Комплекс организационно-педагогических условий

1.Календарный учебный график

2.Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Кадровое обеспечение программы

3.Оценочные материалы

4.Список литературы


Приложения

Приложение 1. Форма фиксации результатов




Iомплекс основных характеристик программы

1.Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

Закон от 27 декабря 2013 г. № 61- РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;

с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) и методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242).

Направленность программы – физкультурно-спортивная

Уровень программы – базовый.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности

Адресат программы: программа адресована детям 6 – 12 лет. Количество обучающихся в группах 10 – 20 человек.

Формы организации образовательного процесса: очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Объем и срок реализации программы: 160 часов (2 года).

1 года обучения: 80 учебных часов в год.

2 года обучения: 80 учебных часов в год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Виды и периодичность контроля: промежуточный (тест) и итоговый (тест).

Сведения о проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах (Приложение 1).



2. Цель и задачи программы


Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с историей шахмат;

- обучить правилам игры;

- формировать познавательную самостоятельность;

- научить серьезно готовится к соревнованиям

- развить желание познавать новое и закреплять полученные знания;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

- сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;

-формировать навыки запоминания; развить умение работать над шахматной литературой;

- водить в мир логической красоты и образного мышления;

-развить умение получать эстетическое наслаждение, восхищаться игрой в шахматы;

- развить желание познавать новое и закреплять полученные знания;


Воспитательные:

- бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

- прививать навыки самодисциплины;

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

- формировать организованность и дисциплину, чувство ответственности, товарищества и коллективизма.

- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим, уважение к педагогам и товарищам;



3. Содержание программы

Учебно-тематический план, 1-ый год обучения

(очная и дистанционная формы обучения)

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Первое знакомство с Шахматным королевством.

Краткий исторический обзор.

2

2

-


ПРАВИЛА ИГРЫ

26

8

18

2

Шахматная доска и шахматные фигуры.

2

2


3

Благородные пешки черно-белой доски.

2


2

4

Ладья – прямолинейная, бесхитростная

2


2

5

Слон.

2


2

6

Конь.

2


2

7

«Могучая фигура» Ферзь.

2


2

8

Король - самая важная, главная фигура.

2

1

1

9

Сравнительная характеристика и

относительная ценность фигур.

2

1

1

10.

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

2

1

1

11

Мат - цель игры.

2

1

1

12

Ничья.

2


2

13

Рокировка.

2

1

1

14

Шахматная нотация

2

1

1


ДЕБЮТ

8

3

5

15

Начало шахматной партии – дебют.

2

1

1

16

Правила и законы дебюта.

2

1

1

17

Ловушки в дебюте.

4

1

3


МИТТЕЛЬШПИЛЬ

16

2

14

18

Нападение и защита. Выигрыш материала.

4

2

2

19

Двойной удар

4


4

20

Связка

4


4

21

Открытое нападение.

4


4


ЭНДШПИЛЬ

12


12

22

Мат двумя ладьями.

2


2

23..

Мат ладьёй и ферзём

2


2

24.

Мат ладьёй и королём.

2


2

25

Мат ферзём и королём

2


2

26.

Правило квадрата.

2


2

27.

Король и пешка против короля.

2


2

28

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ.


8

-

8

29.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.


6

-

6

30.

Аттестация.


2

2


31.

Спортивно-массовые мероприятия,

соревнования, турниры.

Согласно календарному плану



Итого:

80

17

63


Содержание учебного плана

Первый год обучения

ТЕМА 1

Первое знакомство с шахматным королевством.

Теория. Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат.

Чатуранга. Шатрандж. Шахматы в Европе, Азии, России. Современный облик шахмат.

Турниры и матчи за шахматную корону. Шахматные разряды и звания. Инструктаж по

технике безопасности на занятиях в объединении «Шахматы - 1».

ТЕМА 2

Шахматная доска и шахматная нотация

Теория. Знакомство с основными понятиями: поля, вертикали,

горизонтали, диагонали. Латинские буквы. Обозначение полей. Центр и фланги.

Практика. Дидактические игры и задания: «Горизонталь», «Вертикаль»,

«Диагональ», «Кто быстрее», Игра «Почтальон».

ТЕМА 3

Шахматные фигуры

Теория. «Тронул – ходи!». Белая и чёрная армия. Названия и

расстановка фигур. Правило «Ферзь любит свой цвет».

Практика. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек»,

«Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».

ТЕМА 4

Благородные пешки.

Теория. «Маленькая, да удаленькая. Всю доску прошла – фигуру

нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).

Практика. Дидактические игры и задания: «В бой идут одни только пешки», «Игра на уничтожение», «Атака неприятельской фигуры».

ТЕМА 5

Ладья – прямолинейная, бесхитростная.

Теория. Ход ладьёй. Взятие ладьёй. Где сильнее: на краю, в центре,

в углу?

Практика. Дидактические игры и задания: «Один против пешек»,

«Лабиринт», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Кратчайший

путь». Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры».

ТЕМА 6

Слон.

Теория. Ход, Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу?

Практика. Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".

ТЕМА 7

Конь

Теория. «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг.

Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол.

Практика. Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля"

ТЕМА 8

Лёгкие и тяжёлые фигуры.

Теория. Лёгкие фигуры – конь и слон. Тяжёлые фигуры – ладья и ферзь. Ладья против коня. Ладья против слона.

Практика. Игра «Ладья против коня». «Ладья против слона»

ТЕМА 9

Ферзь

Теория. «Лучший нападающий». Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. Ферзь против ладьи, слона, коня.

Практика. Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение",

"Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля".

ТЕМА 10

Король

Теория. Ход короля. И король в поле воин (взятие).

Практика. Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин».

ТЕМА 11

Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур

Теория. Ценность фигур (в пешках). Сравнительная сила фигур (сильные и слабые стороны).

Практика. Дидактические игры и задания: «Кто сильнее», «Обе армии равны».

ТЕМА 12

Достижение материального перевеса

Теория. Способы достижения материального перевеса.

Практика. Дидактические игры и задания: «Выигрыш материала», «Защита».

ТЕМА 13

Шах. Защита от шаха

Теория. Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Практика. Дидактические игры и задания: "Шах или не шах". "Дай шах". "Пять шахов". "Защита от шаха". "Первый шах".

ТЕМА 14

Мат – цель игры

Теория. Что такое мат. Понятие о мате. Мат ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Практика. Дидактические игры и задания: «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король».

ТЕМА 15.1.

Линейный мат. Ладья

Теория. Техника матования одинокого короля двумя ладьями.

Практика. Упражнения на постановку мата двумя ладьями.

ТЕМА 15.2.

Мат ферзём и ладьёй

Теория. Техника матования одинокого короля ладьёй и ферзём.

Практика. Упражнения на постановку мата ладьёй и ферзём.

ТЕМА 15.3.

Мат ладьёй или королём

Теория. Техника матования одинокого короля ладьёй и королём.

Практика. Упражнения на постановку мата ладьёй и королём.

ТЕМА 15.4.

Мат ферзём и королём

Теория. Техника матования одинокого короля ферзём и королём.

Практика. Упражнения на постановку мата ферзём и королём.

ТЕМА 16

Ничья

Теория. Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Практика. Дидактическое задание: "Пат или не пат".

ТЕМА 17

Рокировка.

Теория. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактическое задание: "Рокировка".

ТЕМА 18

Правило квадрата

Теория. Правило квадрата – проскочит пешка в ферзи или нет?

Практика. Дидактическое задание: "Правило квадрата".

ТЕМА 19

Король и пешка против короля

Теория. Способы проведения пешки в ферзи при поддержке короля, если вам противостоит только король соперника.

Практика. Разыгрывание позиций «Король и пешка против короля».

ТЕМА 20

Начало шахматной партии - дебют

Теория. Три стадии шахматной партии – дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Особенности каждой стадии.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения

ТЕМА 21

Законы дебюта.

Теория. Три закона дебюта: наискорейшая мобилизация сил, борьба за центр, пешечная структура.

Практика. Разбор ошибок, сделанных в дебюте, на примере учебных

партий. Примеры разыгрывания дебюта.

ТЕМА 22

Ловушки в дебюте.

Теория. Знакомство с различными дебютными ловушками и способами защиты от них. Как не попасть в дебютную ловушку.

Практика. Разыгрывание дебютных вариантов, в которых есть ловушки.

ТЕМА 23

Решение шахматных задач

Практика. Решение шахматных задач на мат в 1 и 2 хода.

ТЕМА 24

Практическая работа. Игра в шахматы с партнёром или тренером.

ТЕМА 25

СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СОРЕВНОВАНИЯ, ТУРНИРЫ.

Практическая работа. Участие в соревнованиях и турнирах по шахматам.




Учебно-тематический план, 2-ой год обучения

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Чемпионы мира по шахматам.

2

2

-



ЭНДШПИЛЬ.

8

1

7

2

Повторение ранее изученных способов матования одинокого короля

2

1

1

3.

Мат двумя слонами.

2


2

4.

Мат слоном и конём.

2


2

5.

Мат двумя конями.

2


2







МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Основные тактические приёмы

22


22

7

Вскрытый шах. Двойной шах.

2


2

8.

Завлечение. Отвлечение

2


2

9.

Уничтожение защиты.

2


2

10

Освобождение поля (линии).

2


2

11.

Перекрытие. Блокировка.

2


2

12

Рентген. Перегрузка

2


2

13.

Промежуточный ход.

2


2

14.

Капкан (ловля фигуры).

2


2

15.

Захват пункта.

2


2

16

Разрушение пешечного прикрытия.

2


2

17.

Далеко продвинутая пешка.

2


2


Шахматные комбинации

22


22

18.

Определение. Тема, средства, мотив комбинации.

2


2

19.

Комбинации на мат по первой (последней) горизонтали

2


2

20.

Комбинации на мат по второй (седьмой) горизонтали.

2


2

21.

Комбинации на уничтожение защиты.

2


2

22.

Комбинации на «завлечение»,

на «отвлечение».

2


-

23.

Комбинации на ничью.

2


2

24.

Комбинации на тему «спёртого мата».

2


2

25.

Комбинации на разрушение пешечного прикрытия короля.

2


2

26.

Комбинации на извлечение короля.

2


2

27.

Комбинации на проведение пешки в ферзи.

2


2

28.

Комбинации с использованием неудачного расположения фигур.

2


2


Основы стратегии.

16


16

29.

Что такое стратегия.

2


2

30.

Борьба за центр – важнейший принцип шахматной стратегии.

2


2

31.

План игры в позициях с открытым центром

2


2

32.

План игры в позициях с фиксированным центром

2


2

33.

Пешечные слабости.

2


2

34.

Атака по открытой линии.

2


2

35

Атака по полуоткрытой линии.

2


2

36.

Ограничение подвижности сил противника.

2


2


Атака на короля

10

4

6

37

Как не надо и как надо атаковать короля.

2

2

-

38.

Атака на слабый пункт f2 (f7).

2

2

-

39.

Атака на не рокировавшего короля.

Атака при односторонних рокировках.

2


2

40.

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ

2


2

41.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. Аттестация.

2


2


Спортивно-массовые мероприятия, соревнования, турниры.

Согласно календарному плану


Итого:

80

5

75


Содержание учебного плана

Второй год обучения

ТЕМА 1

Введение. Из истории шахмат. Этика шахматной борьбы.

Теория. Постановка целей и задач на новый учебный год.

Беседа «Первые международные шахматные турниры». Беседа «Этика шахматной борьбы». Инструктаж по технике безопасности на занятиях шахматами.


ТЕМА 2

Шахматная нотация

Теория. Как записать шахматную партию на бумаге.

Практика. Тренировка в записи партий на бумаге. Разыгрывание партий, записанных на бумаге.

ТЕМА 3.1.

Повторение ранее изученных способов матования

Теория. Повторение уже изученных способов матования одинокого короля.

Практика. Выполнение упражнений на закрепление этих способов матования одинокого короля.

ТЕМА 3.2.

Мат двумя слонами и королём

Теория. Техника матования одинокого короля двумя слонами и королём.

Практика. Упражнения на постановку мата двумя слонами и королём.

ТЕМА 3.3.

Мат слоном, конём и королём

Теория. Техника матования одинокого короля слоном, конём и королём.

Практика. Упражнения на постановку мата слоном, конём и королём.

ТЕМА 3.4.

Мат двумя конями и королём

Теория. Мат двумя конями и королём: когда это возможно, а когда– нет.

Практика. Упражнения на постановку мата двумя конями и королём.

ТЕМА 4

Понятие о тактике и комбинации

Теория. Что такое тактика. Что такое комбинация. Разбор примеров простейших комбинаций.

ТЕМА 5.1.

Двойной удар (вилка)

Теория. Изучение тактического приёма «двойной удар».

Практика. Выполнение упражнений на тему «двойной удар».

ТЕМА 5.2.

Связка

Теория. Изучение тактического приёма «связка».

Практика. Выполнение упражнений на тему «связка».

ТЕМА 5.3.

Вскрытое нападение

Теория. Изучение тактического приёма «вскрытое нападение».

Практика. Выполнение упражнений на тему «вскрытое нападение».

ТЕМА 5.4.

Вскрытый шах

Теория. Изучение тактического приёма «вскрытый шах».

Практика. Выполнение упражнений на тему «вскрытый шах».

ТЕМА 5.5.

Двойной шах

Теория. Изучение тактического приёма «двойной шах».

Практика. Выполнение упражнений на тему «двойной шах».

ТЕМА 5.6.

Использование слабости последней горизонтали.

Теория. Как использовать слабость последней горизонтали.

Практика. Выполнение упражнений на тему «использование слабости последней горизонтали».

ТЕМА 5.7.

Разрушение пешечного прикрытия

Теория. Использование жертв фигур для разрушения пешечного прикрытия короля.

Практика. Выполнение упражнений на тему «разрушение пешечного прикрытия».

ТЕМА 5.8.

Превращение пешки.

Теория. Использование жертв фигур с целью проведения пешки в ферзи.

Практика. Выполнение упражнений на тему «превращение пешки».

ТЕМА 5.9.

Ограничение подвижности.

Теория. Изучение тактического приёма «ограничение подвижности»

Практика. Выполнение упражнений на тему «ограничение подвижности».

ТЕМА 5.10.

Форсирующие ходы

Теория. Что такое форсирующие ходы и как их использовать для достижения материального перевеса.

Практика. Выполнение упражнений на тему «форсирующие ходы».

ТЕМА 6.1.

Определение. Тема, Средства. Мотив. Комбинации

Теория. Определение комбинации. Тема, средства и мотив комбинации. Примеры.

ТЕМА 6.2.

Комбинации на мат по первой (последней) горизонтали

Теория. Изучение комбинаций на тему мата по первой (последней) горизонтали.

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.3.

Комбинации на мат по второй (седьмой) горизонтали

Теория. Изучение комбинаций на тему мата по второй (седьмой)горизонтали.

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.4.

Комбинации на уничтожение защиты

Теория. Изучение комбинаций на тему «уничтожение защиты»

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.5.

Комбинации на «завлечение»

Теория. Изучение комбинаций на тему «завлечение»

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.6.

Комбинации на «отвлечение»

Теория. Изучение комбинаций на тему «отвлечение»

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.7.

Комбинация - «мельница»

Теория. Изучение комбинаций на тему «мельница»

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.8.

Комбинации на ничью

Теория. Изучение комбинаций на тему «достижение ничьей»

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.9.

Комбинации с использованием вертикалей

Теория. Изучение комбинаций с использованием вертикалей.

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.10.

Комбинации с использованием диагоналей

Теория. Изучение комбинаций с использованием горизонталей.

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.11.

Комбинации на тему «спёртого» мата

Теория. Изучение комбинаций на тему «спёртого мата»

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.12.

Разрушение пешечного прикрытия короля

Теория. Изучение комбинаций на разрушение пешечного прикрытия короля.

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.13.

Извлечение короля

Теория. Изучение комбинаций на тему «извлечение короля»

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 6.14.

Проведение пешки в ферзи

Теория. Изучение комбинаций на тему «проведение пешки в ферзи»

Практика. Решение комбинаций на эту тему

ТЕМА 6.15.

Использование неудачного расположения фигур

Теория. Изучение комбинаций, в которых используется неудачное расположение неприятельских фигур.

Практика. Решение комбинаций на эту тему.

ТЕМА 7.1.

Что такое стратегия

Теория. Определение стратегии. Игра по плану. Примеры.

ТЕМА 7.2.

Борьба за центр

Теория. Способы борьбы за центр. Разбор примеров, в которых преобладание в центре одной из сторон приводило к победе в партии.

Практика. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.3.

Позиции с открытым центром

Теория. Изучение планов игры в позициях с открытым центром.

Практика. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.4.

Позиции с фиксированным центром

Теория. Изучение планов игры в позициях с фиксированным центром.

Практика. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.5.

Позиции с закрытым центром

Теория. Изучение планов игры в позициях с закрытым центром.

Практика. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.6.

Позиции с подвижным центром

Теория. Изучение планов игры в позициях с подвижным центром.

Практика. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.7.

Пешечные слабости

Теория. Дефекты пешечной цепи: сдвоенные, изолированные, отсталые пешки. Как использовать пешечные слабости.

Практика. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.8.

Использование сильных и слабых полей

Теория. Определение сильных и слабых полей. Форпост. Дыры. Как использовать сильные и слабые поля.

Практика. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.9.

Атака по открытой линии

Теория. Борьба за открытую линию при помощи тяжёлых фигур.

Поля вторжения. Цели атаки по открытой линии.

Практика. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.10.

АТАКА ПО ПОЛУОТКРЫТОЙ ЛИНИИ

Теоретические сведения. Занятие полуоткрытой линии, построение тяжёлых фигур, а затем подрыв пешки или фигуры противника.

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.11.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ СИЛ ПРОТИВНИКА

Теоретические сведения. Изучение различных способов ограничения подвижности фигур противника. Понятие плохой фигуры. Выключение из игры фигур противника.

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 7.12.

ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

Теоретические сведения. Какие позиционные факторы нужно учитывать при оценке позиции. Цифровая оценка позиции. Составление плана игры, исходя из оценки позиции.

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

РАЗДЕЛ: АТАКА НА КОРОЛЯ

ТЕМА 8.1.

КАК НЕ НАДО И КАК НАДО АТАКОВАТЬ КОРОЛЯ

Теоретические сведения. Примеры неудачных атак на короля. Причины неудач. Как нужно подготавливать атаку на короля.

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 8.2.

АТАКА НА СЛАБЫЙ ПУНКТ f2 (f7)

Теоретические сведения. Изучение различных способов атаки на слабый пункт f2(f7)

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 8.3.

АТАКА НА НЕ РОКИРОВАВШЕГОСЯ КОРОЛЯ

Теоретические сведения. Изучение различных способов атаки на не

рокировавшегося короля.

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 8.4.

НЕ РОКИРУЙТЕ ПОД АТАКУ

Теоретические сведения. Когда и в какую сторону нужно рокировать, чтобы не попасть под атаку.

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 8.5.

АТАКА ПРИ ОДНОСТОРОННИХ РОКИРОВКАХ

Теоретические сведения. Изучение различных способов атаки на короля при

односторонних рокировках.

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 8.6.

АТАКА ПРИ РАЗНОСТОРОННИХ РОКИРОВКАХ

Теоретические сведения. Изучение различных способов атаки на короля при

разносторонних рокировках.

Практическая работа. Выполнение упражнений на заданную тему.

ТЕМА 9

РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ

Практическая работа. Решение шахматных задач на мат в несколько ходов.

ТЕМА 10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Практическая работа. Игра в шахматы с партнёром или тренером.

ТЕМА 11

СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СОРЕВНОВАНИЯ, ТУРНИРЫ.

Практическая работа. Участие в соревнованиях и турнирах по шахматам.


4. Планируемые результаты

Программа предполагает достижение обучающимися следующих результатов в шахматной игре:

приобретение и развитие навыков сотрудничества в объединении, повышение уровня ценностных отношений друг к другу, формирование коммуникативной компетентности в процессе практической, продуктивной, игровой деятельности;

возросший уровень внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

возросший уровень самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, суждений, независимости и нестандартности мышления

К концу первого учебного года дети должны знать

историю шахмат;

правила игры;

К концу первого года обучения ребёнок должен уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат.


К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

имена нескольких выдающихся шахматистов

шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу второго года обучения ребёнок должен уметь:

разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;

ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода

IIомплекс организационно педагогических условий


1. Календарный учебный график




Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).


Года обучения

1 год обучения

2 год обучения


Начало учебного года

04.09.2022 года

Окончание учебного года

30.06.2023 года

Количество учебных недель

40 недель

Количество часов в год

80

80


Продолжительность занятия (академический час)

40

40


Периодичность занятий

1 раз по 2 ак.ч.

1 раз по 2 ак.ч.


Объем и срок освоения программы

160 часов, 2 года

Режим занятий

В соответствии с расписанием

Каникулы зимние

31.12.2022 г. – 10.01.2023 г.

Каникулы летние

01.07.2023 г. – 31.08.2023 г.




2. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение программы

На занятиях используются:

магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

шахматные часы – 6 штук;

раздаточные материалы для тренинга;

вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.



Методическое обеспечение программы

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; обучающиеся готовят доклады по истории шахмат. На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.


Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный один из основных, ведущих методов образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний школьников младшего возраста – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления детей. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится - продуктивный.  Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.


Кадровое обеспечение

Уровень образования педагога: среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность), отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональном стандарте.


3. Оценочные материалы

промежуточной аттестации 1 года обучения 1 полугодие

Теоретическое задание №1

1. В какой стране появились шахматы? _________________

2. Как называются белые и чёрные клеточки на шахматной доске?_________________

3. Какие три вида линий есть на шахматной доске?

_______________________________________________________________________

4. По каким линиям ходит ладья?_____________________________________________

5. По какой линии ходит слон?_______________________________________________

6. Как ходит конь?__________________________________________________________

7. Что такое шах?__________________________________________________________

8. Что такое мат?___________________________________________________________

9. Что такое пат?___________________________________________________________

10. Когда можно делать рокировку?

_______________________________________________________________________

11. Когда нельзя делать рокировку?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

12. Когда партия заканчивается в ничью?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

13. Как называется мат двумя ладьями?_________________________

14. Как называется противостояние королей?___________________________

15. При помощи какого правила можно узнать, догонит ли король проходную пешку?

_______________________________________________________________________



Оценочные материалы

промежуточной аттестации 1 года обучения 2 полугодие

Теоретическое задание №2

1. Что такое двойной удар?____________________________________________________

2. Какая фигура называется связанной?__________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Что такое шахматная нотация?________________________________________________

4. Какими буквами обозначены вертикали на шахматной доске?

____________________________________________________________________________

5. На какой вертикали стоит король в начале партии?_______________________________

6. Окончание «Король и пешка против короля» выиграно? (при правильной игре обеих

сторон)_____________________________________________________________________

7. Что такое дебют?__________________________________________________________

8. Назовите три закона дебюта._________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Какие ошибки в дебюте совершают начинающие шахматисты?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

10. Какими фигурами ставится «детский» мат и во сколько ходов?

____________________________________________________________________________















4. Список Литературы

Список литературы для педагога.

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской федерации».

3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 « Об утверждении и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

4. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

5. Гик Е.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.

6. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

7. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.

8. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.

9. Мульдияров В.И. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов на Дону.:»Феникс», 2009.

10. Нимцович А.И., Моя система. - М.: Физкультуpа и споpт , 1984 г.

11. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.

12. Пожарский В.А., Шахматный учебник – Рязань: 1996.

13. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:

Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. Обнинск,1998.

14. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск,1999.

15. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск,2002.

16. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. Обнинск, 2004.

17. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. Обнинск, 2005.

18. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997-2000.

19. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др. М., 1991.

20. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. М.,1986.



Список литературы для детей


1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. – М., 2000.

2. Авербах Ю.Л. Что нужно знать об эндшпиле. – М., ФиС, 1979.

3. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.

4. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

5. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.

6. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

7. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

8. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: , 1994 .

9. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.

10. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986

11. Конотоп В.А., Конотоп С.В., Тесты по тактике для начинающих шахматистов. –

Краснодар: Кубанькино, 2005.

12. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.

13. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.

14. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М., 2001.

15. Суэтин И. Как играть дебют. М., 1981.

16. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. М., 1981.


Материалы для дистанционной формы обучения

Ссылки на интернет - источники.


Учебно-тематический план по программе дистанционного обучения.

1 год обучения




Разделы программы

Ссылка на интернет-ресурс

1

Введение. Изучение правил игры

https://www.youtube.com/watch?v=a8u2EX-T-14

2

Шахматная тактика, связка

https://www.youtube.com/watch?v=WtBLVuCXgBg

3

Шахматная тактика, завлечение

https://www.youtube.com/watch?v=bc4ySmvsDl0

4

Шахматная тактика, отвлечение

https://www.youtube.com/watch?v=WbHCX3FITY0-

5

Шахматная тактика, открытый и двойной шах

https://www.youtube.com/watch?v=Q9ici6t8eaQ

6

Основы эндшпиля, мат ферзём

https://www.youtube.com/watch?v=GTeL3npZ6JU

7

Мат ладьёй,

мат конём и слоном

https://www.youtube.com/watch?v=8HddLF5RIGw-

8

Мат королём и ладьёй

https://www.youtube.com/watch?v=_dHc7N88bsA

9

Как играть в миттельшпиле

https://www.youtube.com/watch?v=Z6CB6-FxnoA





Учебно-тематический план по программе дистанционного обучения.

2 год обучения

Введение. Чемпионы мира по шахматам.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чемпионы_мира_по_шахматам



ЭНДШПИЛЬ.



Мат двумя слонами.

https://chessmatenok.ru/mat-dvumya-slonami-v-shahmatah/


Мат слоном и конём.

https://habr.com/ru/post/443224/


Мат двумя конями.

https://chess-boom.online/mat-dvumya-konyami/


МИТТЕЛЬШПИЛЬ.

Основные тактические приёмы


https://chessmatenok.ru/mittelshpil-v-shahmatah/


Шахматные комбинации

https://chessmatenok.ru/shahmatnye-lovushki/


Основы стратегии.

https://chess-boom.online/taktika-i-strategiya-shahmat/


Атака на короля

https://www.chess.com/ru/lessons/ataka-na-korolia


Как не надо и как надо атаковать короля.

https://zen.yandex.ru/media/chessotprostogokslozhnomu/sokrushitelnaia-ataka-kak-vesti-ataku-na-korolia-na-primere-partii-bologanadli-6050bc860a7d51654a41fdfb


РЕШЕНИЕ ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ

https://chessrussian.ru/shahmatnye-zadachi/dlya-nachinayushchikh/



Приложение 1

Форма фиксации результатов

Протокол результатов аттестации обучающихся творческого объединения

20____/20____учебный год

Название творческого объединения____________________________________

ФИО педагога _____________________________________________________

Общеобразовательная программа и срок ее реализации___________________ __________________________________________________________________

группы_______

Год обучения_________

Кол-во обучающихся в группе ____________

Дата проведения аттестации__________________________________________

Форма проведения __________________________________________________

Форма оценки результатов уровень (высокий, средний, низкий)


Результаты итоговой аттестации

Фамилия имя ребенка

Форма аттестации

(текущая, промежуточная, итоговая)

Результат аттестации


















Всего аттестовано _________ обучающихся.

Из них по результатам аттестации:

высокий уровень______чел.

средний уровень ______чел.

низкий уровень_____чел.

Результаты аттестации __________________


Дата: «___» ________________ 20__ г.


Подпись руководителя _____________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.