12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ляйсан312
Россия, Башкирская респ.

Муниципальное автономное

дополнительного образования

Центр детского творчества «Радуга»

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан





СОГЛАСОВАНО

на заседании Научно-методического совета МАОУ ДОД ЦДТ «Радуга»

муниципального района Бирский район РБ

Протокол № ____ от «___»_______20___г.

Председатель НМС______Г.М. Убайдуллаева


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДОД

ЦДТ «Радуга»

___________ В.И. Абрамова

Приказ № _____ от «___»____20__ г.






Программа

дополнительного образования детей


«Чудеса бумагопластики»












Автор-исполнитель программы:

педагог дополнительного образования

Акатьева Ляйсан Рамилевна




Бирск – 2019



Пояснительная записка

«Чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Бумага – самый доступный и удобный материал для детского творчества.

Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

 На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики, овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание.

Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, памяти, формируется культура труда.

Актуальность данной программы в том, что в современном мире техники и гаджетов все больше детей проводят свое свободное время перед монитором компьютера или экраном телефона. Занятия в объединении создают условия для целесообразного и привлекательного досуга, развития творческих способностей, получения знаний и умений, необходимых в жизни, через художественно-творческую деятельность, общение, игру, умение работать в коллективе и с коллективом.

Данная программа построена на следующих принципах:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, родине;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

создание условий для самореализации личности;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Детское творчество — это не просто развлечение, а возможность сделать первые шаги в любимом деле. Программа объединения «Чудеса бумагопластики» имеет художественную направленность и обучает детей таким видам творчества как моделирование из бумаги, модульное оригами, оригами и объемная аппликация.


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС).

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена дополнительная общеобразовательная программа «Чудеса бумагопластики»:

Конституция РФ;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.2.ст.12, п.2.4.1.; гл.3. ст.28, п. 6. Гл.4.ст.41.;гл.10.ст.75.п.1.2.3.4.;

Закон Республики Башкортостан от 01. 07.2013г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. n 09-3242;

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”;

СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г. № 41;


Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. n 06-1844;

Письмо МО и науки РФ, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 № 06-1844;

Устав МАУ ДО ЦДТ «Радуга» муниципального района Бирский район Республики Башкортостан;

Учебный план МАУ ДО ЦДТ «Радуга» муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет объединять самые разные виды и техники бумагопластики.

Цель программы – обучение детей основам бумагопластики.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающие:

- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- обучать работе с разными видами бумаги;

Развивающие:

- развивать художественный и эстетический вкус;

- развивать аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, фантазию, побуждать к творчеству и самостоятельности;

Воспитательные:

- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;

- прививать культуру труда.


Социальная значимость программы заключается в том, что при создании подарков и сувениров для своих друзей и близких, ребенок думает о них, учитывает их вкусы, интересы, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется благоприятная дружеская и семейная атмосфера, воспитывается заботливое отношение к близким людям.

В ходе усвоения программы формируются современные ценностные ориентиры, такие как духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование общей культуры обучающихся, социализация и самоопределение, здоровый и безопасный образ жизни и др.

Форма занятий – в основном практикум по изготовлению различных изделий. В теоретической части ребята знакомятся с правилами пользования инструментами, со схемами и образцами будущих работ. Сочетание теории с практикой при проведении занятий позволяет успешно усвоить обучающимися изучаемый материал. На занятиях объединения ребенок выступает главной действующей фигурой. Педагог становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование процесса обучения. Он организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями, умениями, навыками. Главное – развить способности ребенка, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить, принимать решения, создавать новое.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников, реализация собственных творческих потребностей);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, обучающийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).







Организация учебной деятельности

Программа «Чудеса бумагопластики» включает в себя разделы: объемная аппликация, оригами, модульное оригами, моделирование из бумаги.

Программа ориентирована на разновозрастные возможности детей 6-15 лет и рассчитана на 1 год обучения. Форма проведения занятий по программе – очная.

Занятия в рамках программы проводятся в форме бесед, практических, творческих работ, проектов, коллективных работ и т.п. В программе предусмотрена воспитательная работа – это проведение тематических праздников, воспитательных мероприятий, изготовление подарков. Это дает детям возможность проявить свою фантазию, показать умения, проявить любовь к ближним. Учитывая особенности социума, включена работа с родителями, школой.

В учебную группу входит 12-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу и включают теоретическую и практическую части.

Обучающиеся учатся пользоваться ножницами, спицей для биговки, клеем, получают навыки работы с бумагой, изучают цветоведение, основы композиции, знакомятся с историей происхождения бумаги и правилами дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.

В конце каждого блока занятий проводятся воспитательные, праздничные мероприятия и мини-выставки, обучающиеся принимают участие в конкурсах работ.

Методическое обеспечение

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

Виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять,

Учитывать основные черты коллективной деятельности:

Поддерживать разделение труда, кооперацию, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, выполнение педагогом, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по схемам, инструкциям и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Материально-техническое обеспечение программы

Техническое и материальное оснащение объединения «Чудеса бумагопластики»:

просторное и светлое помещение не менее, чем на 15 посадочных мест, оснащенное в соответствии с санитарно-техническими нормами, техникой безопасности;

оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов;

использование разнообразного материала, позволяющее применить различные техники выполнения работ.

Условия реализации программы:

Наличие материально-технического обеспечения;

Систематичность посещения объединения

Регулярные отчетные выставки работ обучающихся

Участие обучающихся в конкурсах различного уровня

Оборудование и инструменты: гофрированная бумага, цветная и белая офисная бумага, картон белый и цветной, клей, шпажки деревянные, оберточная бумага, картон, краски, кисточки, линейка, ножницы, фломастеры.

Оборудование и материалы для наглядного демонстрирования работы: набор образцов по основным темам программы, шаблоны, выкройки-развёртки, схемы, видеопрезентации, видеоуроки, электронно-образовательные ресурсы (буклеты, методические рекомендации, инструкции для самостоятельной работы детей), тематическая литература.

Организация рабочего места.

Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно обучающиеся привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучает детей к чистоте и аккуратности.

Планируемые результаты:

Обучающиеся 1 года обучения должны знать и уметь:

Знать историю происхождения бумаги, основные термины и принципы моделирования из бумаги

Уметь пользоваться ножницами, клеем, спицами для бигования, разными видами бумаги

Выполнять изделия по образцу и словесной инструкции

Создавать свои художественно-творческие композиции и изделия

Уметь выполнять различные модели в технике оригами

Уметь выполнять объемные аппликации,

Уметь выполнять модули из бумаги и собирать их в единую композицию

Уметь изготавливать цветы из офисной и гофрированной бумаги

Обучающиеся 2 года обучения должны знать и уметь:

Знать правила сборки объемных фигур в технике паперкрафт, модульного оригами.

Выполнять изделия по схемам и словесной инструкции

Создавать свои творческие изделия

Уметь выполнять цветы из гофрированной и цветной бумаги

Умение собирать объемную фигуру в технике паперкрафт

Уметь собирать изделие в технике модульного оригами



Способы определения результативности

1. Проведение зачетных занятий по основным блокам программы

2. Проведение мини-выставок в завершении образовательных блоков и итоговой выставки детских работ

3. Участие в конкурсах



Учебный план І года обучения

п/п

Название темы

Всего часов

В том числе

Формы проведения

теория

практика

1

Подготовительное занятие

1

1

-

Беседа. Инструктаж

2

Вводное занятие

1

1

-

Беседа.

3

Материаловедение. Инструменты

1


0,5

0,5

Беседа. Ознакомление. Демонстрация

3

Блок 1. Объемная аппликация

1

1

-

Беседа

4

Создание объемной аппликации

6

-

6

Беседа. Практическая работа.

5

Мини-выставка. Мероприятие.

1

-

1

Выставка. Праздничное мероприятие.

6

Блок 2. Оригами

1

1

-

Беседа

7

Создание различных изделий в технике оригами

6

-

6

Беседа. Практическая работа.

8

Мини-выставка. Мероприятие

1

-

1

Выставка. Воспитательное мероприятие

9

Блок 3. Модульное оригами. Основы

1

1

-

Беседа

10

Изготовление модулей

4

-

4

Практическая работа

11

Сборка модели

2

-

2

Выбор творческого задания, творческая работа

12

Мини-выставка. Мероприятие

1

-

1

Выставка. Праздник-викторина

13

Блок 4. Моделирование из бумаги. Основы

1

1

-

Беседа

14

Цветоведение. Основы композиции

1

0,5

0,5

Беседа. Демонстрация. Практическая работа.

15

Цветы из бумаги

5

-

5

Творческая работа

16

Мини-выставка. Мероприятие

1

-

1

Выставка. Праздник-викторина

17

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Праздничное мероприятие. Беседа. Блиц-опрос. Выставка


Итого:

36

7,5

28,5






















Приложение

Календарный учебный график

Тема

Содержание занятия

Дата

Кол-во часов

Примечание

1

Подготовительное занятие

Набор детей. Выход в школы. Составление расписания. План и задачи объединения на год.


1

Комплектование групп. Правила внутреннего распорядка в кабинете.

2

Вводное занятие

Правила ТБ и ПДД. Правила поведения на занятиях.


1

Знания ТБ и ПДД. Организация рабочего места.

3

Материаловедение

Т.: Знакомство с работами, выполненными в различных техниках. Инструменты и приспособления.


1

Знания о различных видах пряжи, спиц, бумаги, шаров.

4

Блок 1. Объемная аппликация

Т.: Основные понятия и приемы работы. Основы композиции


1

Знание основных понятий, принципов и приемов объемной аппликации. Основы композиции.

5-10

Создание объемной аппликации

Пр.: Создание объемной аппликации


6

«Дерево в разные времена года»

«Домашние животные»

11

Мини-выставка. Конкурсная программа.

Мини-выставка «Наши аппликации»

Конкурсная программа «Наши руки не для скуки»


1

Демонстрация полученных знаний и навыков объемной аппликации

12

Блок 2. Оригами

Т.: Основные понятия и термины


1

Знание основных терминов и понятий (базовые формы, совмещение, способы приготовления квадратов, виды складок)

13-18

Создание фигур в технике оригами

Пр.: Изготовление фигур в технике оригами


6

Умение выполнять простые фигуры (котик, щенок, кольцо, рыбка, зонкик, кораблик, автомобиль, птичка, самолет)

19

Мини-выставка. Воспитательное мероприятие.

Пр.: Мини-выставка «Бумажная сказка». Воспитательное мероприятие «Здоровье не купишь – его разум дарит»


1

Демонстрация полученных знаний и умений об оригами

20

Блок 3. Модульное оригами. Основы модульного оригами

Т.: История модульного оригами. Основные понятия и принципы сборки объемной фигуры


1

Получение знаний об основах модульного оригами (модуль, уголки, кармашки)

21-24

Изготовление модулей

Пр.:Нарезка бумаги и изготовление модулей для будущего изделия.


4

Умение выполнять модули для будущей фигуры

25-26

Сборка модели

Пр.: Сборка готовой модели из модулей


2

Умение собирать в единое изделие изготовленные модули

27

Мини-выставка. Воспитательное мероприятие.

Пр.: Мини-выставка «Бумажное волшебство». Воспитательное мероприятие на тему «Этикет»


1

Демонстрация знаний и умений о модульном оригами.

28

Блок 4. Моделирование из бумаги. Основы

Т.: Понятие моделирование из бумаги. Виды бумаги. Основные термины


1

Приобретение знаний об основах бумажного моделирования (бигование, скручивание, сворачивание, растягивание)

29

Цветоведение. Основы композиции

Т.: Цветоведение. Спектральный круг. Цветовая гамма

Пр.: Рисование спектрального круга. Создание эскизов композиции будущего букета


1

Знание понятий спектральный круг, цветовая гамма. Умение правильно сочетать цвета в единой композиции.

30-31

Цветы из гофрированной бумаги

Пр.: изготовление тюльпанов, крокусов, мелкоцветов


2

Умение изготавливать тюльпаны, крокусы и мелкоцветы из бумаги

32-34

Цветы из офисной бумаги

Пр.: Изготовление настенных цветов из офисной бумаги


3

Умение изготавливать цветы из офисной бумаги

35

Мини-выставка. Праздник-викторина

Пр.: Мини-выставка «Цветочное царство». Праздник-викторина «Путешествие в мир цветов»


1

Демонстрация умений выполнять цветы и составлять их в букет и знаний о бумажном моделировании

36

Итоговое занятие.

Пр.: Праздничное мероприятие «Умелые руки не знают скуки!». Беседа. Блиц-опрос. Выставка


1

Демонстрация знаний и умений, полученных за год обучения














Список литературы


Конституция РФ;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.2.ст.12, п.2.4.1.; гл.3. ст.28, п. 6. Гл.4.ст.41.;гл.10.ст.75.п.1.2.3.4.;

Закон Республики Башкортостан от 01. 07.2013г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. n 09-3242;

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”;

СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г. № 41;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. n 06-1844;

Письмо МО и науки РФ, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 № 06-1844;

Устав МАУ ДО ЦДТ «Радуга» муниципального района Бирский район Республики Башкортостан;

Учебный план МАУ ДО ЦДТ «Радуга» муниципального района Бирский район Республики Башкортостан










Литература для педагога:

1.А.Зайцева, О.Епифанова, Н.Долина. Модульное оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия.— М.:Эксмо, 2017.

2. О. Валюх, А. Валюх. Модульное оригами Веселые объемные фигурки.—М.: Клуб Семейного Досуга, 2013.

3. Г. Давыдова. Бумагопластика: Цветочные мотивы.—М.:Скрипторий, 2013.

4. Д. Аллен. Объемные поделки из бумаги.—М.: Ниола-пресс, 2009.

5. О.Н. Маркелова «Технология организации кружковой работы в школе».—Волгоград.: Учитель, 2010.

6. Н. Н. Чернова. Волшебная бумага: практ. Пособие.—М.: Айрис-пресс, 2011.

7. А.Я. Мулыгин Рукоделие в школе.—М.: Просвещение», 2001.

8. О.Л.Голубева. Основы композиции.—М.: Искусство, 2004 .

9. С.Ю., Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Уроки оригами в школе и дома.—М.:АРТ, 2005.

10. Н.В.Волкова, Е.Г. Жадько. 100 замечательных поделок из всякой всячины.—Ростов-на-Дону, 2009.

11. Д.К. Фидио «Изысканные цветы».— М.: Мой мир, 2007.

12.С.Ю. Афонькин Уроки оригами в школе и дома.—М.:Аким, 2005.

13. Т.Б. Сержантова 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 2007.

14.О. Сухаревская. Оригами для самых маленьких. – М.:Айрис Пресс,2008.

15. Т. Б. Сержантова. 100 праздничных моделей оригами: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей.—М.: Айрис-пресс, 2012.


Для обучающихся:

1. М. Карлесси. Модульное оригами. Складываем объемные фигурки из бумаги.—М.: Клуб семейного досуга, 2014.

2. А.Зайцева. Модульное оригами: самый полный и понятный самоучитель.—М.: Эксмо, 2016.

3. Д.В. Нестерова. Рукоделие: энциклопедия. – М.: АСТ, 2007.

4. М.И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги».—Ярославль: Академия развития, 2008.

5. С. Соколова. Сказки из бумаги.—СПб.: Сфинкс,2007

6.С. Соколова Праздник оригами. – М.: «Эксмо»,2007.



Интернет ресурсы:

http://origamik.ru /

http://www.origami.ru /

http://stranamasterov.ru

http://www.liveinternet.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.