Программа дополнительного образования для кружковой работы по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ручки»

1
0
Материал опубликован 27 November 2017 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №65

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

«ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ»

(для детей от 5 до 7 лет)


 

Автор: Спешкова Мария Сергеевна,

воспитатель

первой кв. категории


 

г. Куровское
 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

- Актуальность программы

- Цель и задачи

- Педагогические технологии, методы и формы работы

- Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка

Перспективный план работы кружка

Литература

 

  • Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Продуктивная, изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творчества у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно–творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Направленность данной образовательной программы «Волшебные ручки» по содержанию является художественно–эстетической, по функциональному назначению – учебно–познавательной, по форме организации – индивидуально–ориентированной.

Актуальность разработки этой программы:

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств. Главное условие художественно-эстетического образования дошкольников: опора на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов ребенка.

Цель программы: способствовать повышению художественно–эстетической культуры, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков.

Задачи:

Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе;

Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место;

Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе;

Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности;

Проявлять творчество, инновационные решения в работе;

Формировать художественный вкус.

Новизной и отличительной особенностью программы кружка является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Обучение проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня, в соответствии с утвержденным графиком работы. Возраст детей в кружке «Волшебные ручки», участвующих в реализации данной программы, 5-7 лет. Продолжительность занятий 25-30 минут. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы. На занятиях  используется также тематическая литература, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина.

Принципы, лежащие в основе программы:

принцип тематических циклов;

принцип интеграции;

принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).

Условия реализации программы:

Наличие материально–технического обеспечения;

Систематичность посещения кружка «Волшебные ручки»;

Регулярные отчетные выставки, конкурсы.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, нетрадиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы и другие.

Методы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ), наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.), практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Формы работы: индивидуальная (каждый ребенок  должен сделать свою поделку), групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание), коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Планируемые результаты:

наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

умение создавать различные сюжетные композиции;

развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;

развитие мелкой моторики рук и глазомера;

овладение навыками культуры труда.


 


 


 


 


 


 

  • Материально – техническое обеспечение реализации плана работы кружка

В ДОУ имеется:

уголок изобразительной деятельности в группе;

центр конструирования и творчества в ДОУ;

методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.), методический материал по развитию творческих способностей детей;

проектор, ноутбук;

литература по вопросу развития художественно-творческих способностей детей, программное обеспечение.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, создание декоративных поделок, участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках.

Заключение

Работа по декоративно-прикладному творчеству достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, украшения окружающей среды, сочетание цвета в предметах. Для этого необходимо привлекать внимание детей к тому, что их окружает, как это можно создать своими руками при помощи подручных средств.

Срок реализации: 1 год.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

Дети освоят правила безопасности во время работы;

Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;

Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации;

У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.


 

  • Перспективный план работы кружка


 

месяц

Тема

Цели

Материал

Количество часов

СЕНТЯБРЬ

Знакомство с кружком «Волшебные ручки»

Познакомить детей с кружком «Волшебные ручки», рассмотреть рисунки и поделки детей старших групп, иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки. Познакомить с правилами техники безопасности

 

1

«Ваза с цветами»

Пластилинография

Формировать умение равномерно распределять пластилин по форме. Проявлять фантазию в украшении баночек.

Картон, пластилин

1

«Золотая рыбка»

Аппликация

Учить детей выполнять композицию из сухих листьев, развивать интерес к работе с природным материалом, фантазию и эстетический вкус.

Лист бумаги, сухие листья, камушки, ракушки, клей

1

«Дары леса. Грибы»

Рисование

Развитие композиционных умений: рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений.

Лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, ластик

1

ОКТЯБРЬ

«Натюрморт»

Пластилинография

Обучать приёмам работы с пластилином. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие и художественный вкус. Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.

Тонированный лист бумаги, пластилин, стека

1

«Осень краски разводила»

Рисование

Учить детей работать с гуашевыми красками. Развивать чувство цвета, формы и величины, творческое воображение, мышление, композиционные умения и эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к творчеству и аккуратность в работе, заботливое отношение к природе.

Тонированный лист бумаги, гуашь, кисточка мягкая и жесткая, непроливайка

1

«Ежик»

Конструирование из бумаги

Учить детей приемам изготовления ёжика с элементами оригами.

Лист бумаги, цветная бумага, клей, ножницы

1

«Рябинка»

Квиллинг

Познакомить детей с искусством квиллинга. Учить детей скручивать полоски, делать элемент «круг» и «глазик». Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Плотный лист бумаги, полоски для квиллинга, палочка для квиллинга

1

НОЯБРЬ

«Я люблю свою лошадку»

Рисование

Учить детей рисовать игрушку, правильно располагать изображение на листе, учить смешивать краски, пользоваться палитрой.

Лист бумаги, гуашь, кисти для рисования, непроливайка, палитра

1

«Пятнистые котики»

Оригами

Коллективная работа

Закреплять умение работать с бумагой (сгибать квадратный лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба), ориентироваться на листе бумаги, ориентироваться в пространстве.

Квадратный лист белой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей

1

«Львенок»

Лепка

Учить детей мастерить игрушки из пластилина. Развивать умение смешивать кусочки разного пластилина. Развивать умения работать стекой. Развивать творческие способности при оформлении поделки. Воспитывать аккуратность.

Пластилин, стека

1

«Открытка ко дню матери»

Аппликация с элементами квиллинга

Учить готовить подарки на праздники своими руками. Продолжать учить работать с бумагой в различных техниках бумагопластики.
Развивать мелкую моторику рук. Развивать фантазию детей. Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое до конца.

Цветной лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, фломастер, палочка для квиллинга

1

ДЕКАБРЬ

«Снегурочка»

Лепка

Формировать умение выполнять работу выразительного образа конструктивным способом, используя разнообразные способы отделки.

Пластилин, стека

1

«Снежинки»

Квиллинг

Формировать умения следовать устным инструкциям и различным приемам работы с бумагой. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Полоски для квиллинга, палочка для квиллинга, клей

1

«Гирлянда «Снеговички»

Аппликация

Учить детей мастерить гирлянду из бумаги. Развивать творческие способности в оформлении поделки. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем. Воспитывать аккуратность.

Силуэты снеговиков, простой карандаш, фломастеры, ножницы, клей, лента

1

«Новогодняя елочка»

Пластилинография

Продолжать знакомить детей с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности. Продолжать развивать творческие способности детей, их эстетическое восприятие и художественный вкус.

Картон, пластилин, стека

1

ЯНВАРЬ

«Зима пришла»

Рисование

Продолжать учить детей работать с гуашевыми красками. Развивать чувство цвета, творческое воображение, композиционные умения и эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к творчеству и аккуратность в работе. Воспитывать заботливое отношение к природе, учить замечать красивое в зимней природе.

Тонированный лист бумаги, гуашь, кисти, непроливайка

1

«Веселые пингвины»

Аппликация из крепированной бумаги

Познакомить детей с техникой «торцевание». Закреплять аккуратно, пользоваться клеем. Воспитывать желание выполнять работу с начало и до конца. Воспитывать усидчивость.

Картон, гофрированная бумага, клей, палочка для торцевания

1

«Подводный мир»

Лепка

Коллективная работа

Развивать навыки и умения в работе с пластилином; творческие способности, воображение, фантазию

Пластилин, стека

1

ФЕВРАЛЬ

«Дымковская барыня»

Лепка

Учить лепить дымковскую куклу. Учить передавать характерные особенности барыни: юбка колоколом, плавно переходящая в верхнюю часть туловища, относительно маленькая головка в шляпке, в руках у барыни муфта. Кофта у барыни с воротником и оборкой.

Пластилин, горлышко пластиковой бутылки, белая краска, кисть, непроливайка, клей

1

«Дымковская барыня»

Рисование

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Гуашь, кисти, ватная палочка, непроливайка

1

«Матрешки»

Аппликация с элементами рисования

Познакомить детей с разнообразием матрешек.
Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.
Воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками.

Картон, цветная бумага, клей, силуэты матрешек, ножницы, простой карандаш, гуашь, кисть, непроливайка

1

«Хохломские ложки»

Рисование

Познакомить с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне - красном, черном, желтом; развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора; воспитывать интерес к народному искусству.

Лист бумаги, силуэты ложки, простой карандаш, гуашь, кисти, непроливайка

1

МАРТ

«Открытка «С 8 Марта»

Аппликация

Учить придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности ребенка. Воспитывать уважение и любовь к маме.

Картон, салфетка, цветная бумага, ножницы, клей, бусины, фломастер

1

«Бабочка»

Квиллинг

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Полоски для квиллинга, палочка для квиллинга, клей

1

«Закладка-уголок для книг»

Оригами

Продолжать обучать детей различными приёмами работы с бумагой в технике оригами.

Цветная бумага, ножницы, клей

1

«Ранняя весна»

Рисование

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Лист бумаги, акварель, непроливайка, кисти, губка

1

АПРЕЛЬ

«Пасхальное яйцо»

Аппликация

Сформировать практические навыки работы с бархатной цветной бумагой, ножницами, клеем, умение работать с шаблонами. Учить элементам декора поделки.

Картон, цветная бумага, бархатная бумага, ножницы, клей

1

«Овечка»

Квиллинг

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Силуэт овечки, полоски для квиллинга, палочка для квиллинга, клей

1

«Птичка в клетке»

Объемная аппликация

Научить делать объёмную поделку "Птичка в клетке". Закреплять навыки обращения с ножницами.

Цветной картон, крышка от банки, ножницы, клей, силуэт птички, толстые нитки, игла, бусины

1

«Полет в Космос»

Лепка

Коллективная работа

Учить составлять сюжетную композицию,

формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания

Пластилин, зубочистки, бусины

1

МАЙ

«Божья коровка на листочке»

Оригами

Учить детей мастерить игрушки из бумаги. Закреплять умение складывать квадратный

лист бумаги по диагонали, сглаживать линии сгиба, вырезать заготовку по контуру.

Развивать творческие способности при оформлении поделки. Соблюдать правила

работы с ножницами.

Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры

1

«Подсолнухи»

Пластилинография

Учить создавать картину с подсолнухами в технике пластилинография, совершенствовать навыки лепки полученные ранее.

Картон, пластилин

1

«Антошка из ладошек»

Аппликация

Учить детей мастерить игрушку из бумаги. Развивать творческие способности при

оформлении поделки. Закрепить умение ровно

обводить свою ладошку карандашом и вырезать по контуру. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем. Воспитывать аккуратность.

Цветные салфетки, цветная бумага, белый лист бумаги, ножницы, клей, простой карандаш

1

Итоговое занятие

Представление достижений детей, оформление интерьера детского сада

 

1


 


 


 


 


 


 

4. Литература:

Букина С. Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих. – СПб: Питер, 2016.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М: Издательство: Скрипторий 2003, 2008.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: издательство «Мозаика-Синтез», 2006.

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М: ТЦ «Сфера», 2009.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М: Каро, 2010.

Петрова И. М « Волшебные полоски». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая  группа. Программа, конспекты. – М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации