Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 лет «Цветные ладошки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Маленькая страна»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ:
к утверждению педагогическим заведующий МАДОУ д/с
советом «Маленькая страна»
протокол №___от_____________2016г. Опимах В.А_________
Рабочая программа кружковой деятельности «Цветные ладошки»
Образовательная область:
Художественно –эстетическое развитие
Вид организованной образовательной деятельности:
Рисование
Возрастная группа: 3 - 4 года
Сведения о разработчиках:
Стукалина Э.В. воспитатель первой
квалификационной категории.
2016 - 2017 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 8 человек, время занятий 15 мин.
Нетрадиционные художественные техники:
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Ожидаемые результаты:
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Овладение простейшими приемами рисования.
Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Нетрадиционная техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1 |
«Окраска воды» |
(Освоение цветовой гаммы) |
Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета? |
2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь |
2 |
Мой любимый дождик |
Рисование пальчиками |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. |
Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
3 |
Ягоды и яблочки на тарелочке |
Оттиск печатками из картофеля, яблок |
Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. |
Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи |
4 |
Вкусный компот |
Оттиск яблоком |
Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. |
Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи |
5 |
Осеннее дерево |
Рисование ладошкой |
Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности. |
Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев. |
6 |
Ветка рябины |
Скатывание салфеток, оттиск печатками |
Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). |
гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. |
7 |
Украшение чайного сервиза |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. |
Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
8 |
Нарядные матрешки |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. |
Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки |
9 |
Свитер для друзей |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор |
Две куклы - мальчик и девочка , пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами |
10 |
В лесу родилась елочка |
Рисование ладошкой |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. |
Тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки |
11 |
Мои рукавички |
Оттиск печатками |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. |
Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки |
12 |
Елочка пушистая, нарядная |
Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками |
Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. |
Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки |
13 |
Морозко |
Рисование ладошкой |
Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение. |
Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации |
14 |
Снежок для елочки |
Рисование пальчиками |
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). |
Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса |
15 |
Зайчишка |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки |
16 |
Рыбки в аквариуме |
Рисование ладошкой, пальчиками |
Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. |
Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
17 |
Ночь и звезды |
Рисование манкой, скатывание салфеток |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. |
Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки |
18 |
Веселый снеговик |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура |
Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки |
19 |
Закат |
Рисование пальчиками |
Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. |
Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки |
20 |
Цветочек для папы |
Оттиск печатками из картофеля (цветочек) |
Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции. |
Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки |
21 |
Корзина для тюльпанов |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. |
Ватман, клей , кисть, синие салфетки, корзина |
22 |
Тюльпаны в подарок маме |
Рисование ладошкой |
Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. |
Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов |
23 |
Ветка мимозы |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. |
Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы. |
24 |
Веселая птичка |
Рисование пальчиками |
Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. |
Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки, |
25 |
Солнышко, которое мне светит |
Рисование ладошкой |
Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. |
26 |
Цветы для пчелки |
Рисование ладошкой и пальчиком |
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность. |
альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок |
27 |
Салфетка |
Рисование пальчиками |
Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции |
Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки, эскизы и иллюстрации |
28 |
Божьи коровки |
Рисование пальчиками |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. |
Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации |
29 |
Одуванчики |
Рисование пальчиками |
Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе |
Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. |
30 |
Волшебный цветочек |
Рисование пальчиками |
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. |
Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик» |
31 |
Сиреневый букет |
Скатывание салфеток |
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. |
Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
32 |
диагностика |
Список использованных источников
1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005
2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003