Программа дополнительного образования для студентов колледжей "Про-Арт"

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области | |
| ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» |
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР
ГБОУ СПО СО НТТЭК________
«__ »____________ 20 __ г.
Рабочая ПРОГРАММа дополнительного образования
«ПРО-АРТ»
Разработчик: Е.В. Цуркан – преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»
Нижний Тагил
2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Методическое обеспечение программы.
Диагностики результативности программы «Про-Арт».
Список литературы.
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для студентов?
Образовательная программа дополнительного образования «Про-Арт» для учащихся среднего профессионального образования актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.
Программа вводит студента в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа «Про-Арт» предназначена для детей 16-18 лет, проявляющих интерес к декоративно-прикладному искусству, а также к основам профессиональной фотографии.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года по 4 часа в неделю.
Общее количество часов 257.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства и основ фотоискусства.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук студентов, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят учащимся эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт студента, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Задачи:
развить объемно-пространственное и креативное мышление;
привить устойчивый навык мастерства по заложенным в программу техникам декорирования;
сформировать представление о прикладном дизайне, как о проектной деятельности;
создать условия для формирования художественно-творческой активности обучающихся;
познакомить на практике с современными инструментами и материалами для декоративного творчества.
Обучающие:
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;
выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, формообразования, декоративно – прикладного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;
развитие мелкой моторики рук;
развитие креативного мышления;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.
Воспитательные:
воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
развитие коммуникативных способностей;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения учащиеся должны:
знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления творческих работ;
уметь работать с различными видами бумаги;
уметь работать с шерстью и текстилем
знать основные приемы росписи по стеклу и ткани;
знать основные приемы фотографирования в ручном режиме
уметь работать с пластикой;
планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;
выполнять объёмные;
уметь составлять простейшие композиции.
У учеников должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать, творить;
мелкая моторика рук;
У студентов должно быть воспитано:
трудолюбие,
аккуратность,
умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.
У учащихся должно быть развито:
желание самостоятельно уметь фантазировать;
совершенствуется моторика рук.
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие;
аккуратность;
умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности;
чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд;
эстетическое чувство.
Структура занятия:
Показ и объяснение педагога.
Изготовление творчекой работы студента по образцу, с помощью педагога.
Самостоятельная и коллективная творческая работа (проект) студентов.
Механизм и критерии оценки освоения программы «Про-Арт»
Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль
знаний, умений, навыков воспитанников по следующим критериям:
- усвоение теоретического материала, владение специальной терминологией,
- владение практическими умениями и навыками, креативность выполнения практических работ.
Проверка сформированности теоретических знаний осуществляется с помощью
тестирования.
Критерии оценивания теоретических знаний:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.
Формы проведения практического блока: защита творческой работы, участие в итоговой выставке по каждой теме, а также участие в конкурсах и выставках разного уровня.
Критерии оценивания:
- умение реализовать художественный замысел в практической деятельности;
- практические навыки работы в нетрадиционных техниках;
- самостоятельность и креативность выполнения творческих работ.
II. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Материалы, инструменты | Количество часов | |||||||||
Теория | Практика | Всего | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Фелтинг (сухое и мокрое валяние)– 26 часов | ||||||||||||
1 | Знакомство с планом работы кружка, обзор основных тем. | | 2 | 2 | 4 | |||||||
2 | История развития валяния из шерсти. Виды валяния | Шерсть, поролоновая губка, иглы для фелтинга, млскитная сетка, пупырчатая пленка, жидкое мыло, пулевизатор, полотенце | | 2 | 2 | |||||||
3 | Изготовление сувениров в технике мокрого валяния | Шерсть, поролоновая губка, москитная сетка пупырчатая пленка, жидкое мыло, пулевизатор, полотенце | | 2 | 4 | |||||||
4 | Изготовление цветка-броши в технике мокрого валяния | Шерсть, поролоновая губка, москитная сетка, пупырчатая пленка, жидкое мыло, пулевизатор, полотенце, иголка швейная нитки , бисер, пайетки | 2 | 2 | 4 | |||||||
5 | Изготовление мишки в технике сухого валяния | Шерсть, поролоновая губка, иглы для фелтинга, бусинки | 2 | 6 | 8 | |||||||
6 | Итоги. Показы творческих работ обучающихся. | Промежуточная и итоговая диагностика. | 2 | 2 | 4 | |||||||
Искусство скрапбукинга - 45 часов | ||||||||||||
7 | История развития искусства скрапбукинг. Виды скрапбукинга. Необходимые инструменты и материалы. | картон цветной, цветная бумага, клей ПВА, краски, ножницы | | 2 | 2 | |||||||
8 | Искусство «кармейкинга». Изготовление праздничной открытки | Бумага для скрапбукинга, цветной картон, калька, клей кристалл-момент, ножницы, резак, тесьма, кружева, бумажные цветы, побусинки. | | 4 | 4 | |||||||
9 | Изготовление открытки-раскладушки. | Жатая бумага в рулонах (белая красная, зеленая, бежевая, голубая, желтая), клей ПВА, клей карандаш, Бумага для скрапбукинга, цветной картон, калька, клей кристалл-момент, ножницы, резак, тесьма, кружева, бумажные цветы, полубусинки. | 1 | 3 | 4 | |||||||
10 | Изготовление открытки необычной формы | Клей ПВА, клей карандаш, Бумага для скрапбукинга, цветной картон, калька, клей кристалл-момент, ножницы, резак, тесьма, кружева, бумажные цветы, полубусинки. | | 8 | 8 | |||||||
11 | Фотоколлаж | Двусторонняя цветная бумага, клей, ножницы, кисточки для рисования разного размера, клеенка, кисточка для клея, клей ПВА, клей карандаш, Бумага для скрапбукинга, цветной картон, калька, клей кристалл-момент, ножницы, резак, тесьма, кружева, бумажные цветы, полубусинки. | 2 | 4 | 6 | |||||||
12 | Изготовление фоторамки | Рамка для фото 21*18Двусторонняя цветная бумага, клей, ножницы, кисточки для рисования разного размера, клеенка, кисточка для клея, клей ПВА, клей карандаш, Бумага для скрапбукинга, цветной картон, калька, клей кристалл-момент, ножницы, резак, тесьма, кружева, бумажные цветы, полубусинки | 2 | 4 | 6 | |||||||
13 | Композиция на плоскости. | Белая бумага, картон цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки (розовые, желтые, белые), зеленая цветная бумага клеенка | 1 | 4 | 5 | |||||||
14 | Объемная композиция прикладного скрапбукинга | Белая бумага, картон цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки (розовые, желтые, белые), зеленая цветная бумага клеенка Бумага для скрапбукинга, цветной картон, калька, клей кристалл-момент, ножницы, резак, тесьма, кружева, бумажные цветы, полубусинки | 2 | 6 | 6 | |||||||
15 | Итоги. Выставка творческих работ обучающихся. | Промежуточная и итоговая диагностика. | 2 | 2 | 4 | |||||||
Роспись по стеклу – 22 часов | ||||||||||||
16 | История витража. Материалы и инструменты необходимые для росписи стекла | Краски по стеклу, контуры по стеклу, глиттеры, стекло 10*15, кисти белка №1,3,5 палитра, бумага для эскизов, маркер, карандаш | 2 | 4 | 6 | |||||||
17 | Виды витража | Структурная, стеклянная паста. Краски по стеклу, контуры по стеклу, глиттеры, стекло 10*15, кисти белка №1,3,5 палитра, бумага для эскизов, маркер, карандаш | | 4 | 4 | |||||||
18 | Роспись стеклянного панно в рамке | Краски по стеклу, контуры по стеклу, глиттеры, стекло 20*30, кисти белка №1,3,5 палитра, бумага для эскизов, маркер, карандаш | | 8 | 8 | |||||||
19 | Роспись белой столовой посуды | Краски по стеклу, контуры по стеклу, глиттеры, белая столовая посуда кисти белка №1,3,5 палитра, бумага для эскизов, маркер, карандаш | | 2 | 2 | |||||||
20 | Итоги. Выставка творческих работ обучающихся. | Промежуточная и итоговая диагностика. | 2 | 2 | 4 | |||||||
Лепка из пластики и глины – 20 часов | ||||||||||||
21 | Основные приемы лепки из полимерной глины(пластики) | Техника плавного перехода цвета. Пластика, стеки, стекло, скалка | 1 | 3 | 4 | |||||||
22 | Соляная техника. Лепка предметов простой формы | Пластика, стеки, стекло, скалка, бисер, стеклянные бусинки | 1 | 2 | 2 | |||||||
23 | Техника филигрань. Техника миллефиори. Лепка украшений | Пластика, стеки, стекло, скалка, бисер, стеклянные бусинки | 1 | 4 | 4 | |||||||
24 | Композиция из пластики «Волшебная фантазия» | Пластика, стеки, стекло, скалка, бисер, стеклянные бусинки | | 6 | 6 | |||||||
25 | Итоги. Выставка творческих работ обучающихся. | Промежуточная и итоговая диагностика. | 2 | 2 | 4 | |||||||
Изготовление цветов из текстиля - 26часов | ||||||||||||
26 | Текстильная флористика. Основные приемы техники.Техника безопасности.Подготовка материалов. | Атласные ленты, нитки, свеча, спички. Горячий пистолет, клей кристалл, бисер | 1 | 3 | 4 | |||||||
27 | Крахмаление, желатинование Изготовление трафаретов цветов | Синтетические ткани (креп, органза, вуаль), маркер, ножницы, бумага, свеча, спички. Горячий пистолет, клей кристалл, бисер | 1 | 3 | 4 | |||||||
28 | Изготовление текстильных цветов (брошь, повязка, ободок) | Креп, вуаль, сетка .Красивая пуговица или бусина, нитки под цвет ткани, иголка, ножницы, булавка маленькая, ткань зеленая (и другие яркие цвета, лучше фиолетовый, сиреневый, розовый). Ткань предпочтительней атласная или шелковая, тогда брошь получиться красивее. | 2 | 4 | 6 | |||||||
29 | Стилизованные цветы из фетра | Листы цветного фетра, ножницы, клей кристалл-момент | | 2 | 2 | |||||||
30 | Топиарий с цветами из текстиля | Кашпо, палочки, цветы из различных тканей, бусины, клей-пистолет, сизаль | | 6 | 6 | |||||||
31 | Итоги. Выставка творческих работ обучающихся. | Промежуточная и итоговая диагностика. | 2 | 2 | 4 | |||||||
Роспись по ткани – 40 часов | ||||||||||||
32 | Введение | Инструктаж по техника безопасности. Знакомство с инструментами и материалами. | 2 | | 2 | |||||||
33 | Основы холодного батика. | Основные приемы росписи, Классический батик, Техника свободной росписи, Дополнительные приемы росписи, Дополнительные техники | 10 | 12 | 22 | |||||||
34 | Трафаретная роспись по ткани | Трафаретная техника. Штампы, печати. Техника «марблин». Монотипия. | 6 | 6 | 12 | |||||||
35 | Итоги. Выставка творческих работ обучающихся. | Промежуточная и итоговая диагностика. | 2 | 2 | 4 | |||||||
Основы фотографии -28ч. | ||||||||||||
36 | История развития фотграфии. Основные сведения.Техника безопасности. | Презентация, исторические справки | 2 | 2 | 4 | |||||||
37 | Основные режимы фотоаппарта. Знакомство с ручным режимом | Фотоаппарат и фотооборудование, телефон | 2 | 6 | 8 | |||||||
38 | Законы экспозиции.Три кита качественной фотографии. Композиция кадра | Фотоаппарат и фотооборудование, телефон | 2 | 3 | 4 | |||||||
39 | Фотография пейзажа. Основные настройки | Фотоаппарат и фотооборудование, телефон | 2 | 4 | 6 | |||||||
40 | Предметная съёмка. натюрморт | Фотоаппарат и фотооборудование, телефон, использование дополнительного источника света. | 2 | 4 | 6 | |||||||
41 | Фотография портрета. Особености фотографирования женского, мужского, детского портрета. | Фотоаппарат и фотооборудование, телефон, использование дополнительного источника света | 2 | 6 | 8 | |||||||
Дизайн и проектирование коллекции одежды- 50 часов | ||||||||||||
42 | История костюма | Краткие сведения об истории одежды. Функции одежды. Определение понятия «мода». Понятие «стиль». Стилевое решение костюма. Основные стили в современной моде и их характеристики. | 4 | 4 | 8 | |||||||
43 | Спецрисование | Пропорции фигуры человека. Голова как модуль. Классический канон. Схематичное изображение и обобщение фигуры. Рисование элементов одежды. Рисование одежды на фигуре человека с применением пропорциональной схемы. Разработка эскизов моделей в технике коллажа из цветной бумаги, газетной бумаги и текстурных журнальных иллюстраций. | 4 | 10 | 14 | |||||||
44 | Элементы композиции костюма | Понятие о композиции костюма. Форма и силуэт. Виды линий в костюме: силуэтные, конструктивные и декоративные. Сочетание линий в одежде. Разнохарактерность линий. Перегрузка композиции. Композиционное несоответствие Цвет как средство композиции. Свойства цвета. Цветовые сочетания. Фактура в композиции. Взаимосвязь формы одежды и материала. Модные тенденции. История декора, его особенности и правила использования в костюме. | 4 | 6 | 10 | |||||||
45 | Выполнение творческого проекта | Разработка проекта. Изучение направления моды. Выбор идеи, и ее обоснование. Эскизная разработка модели. Выбор ткани и отделки. Описание модели. Творческими проектами могут быть: нарядные платья, костюмы, молодежный ансамбль. Дополнение – головные уборы, сумочки, искусственные цветы. | | 10 | 10 | |||||||
46 | Итоги. Показы творческих работ обучающихся. | Промежуточная и итоговая диагностика. | 4 | 4 | 8 | |||||||
Итого: | 257ч |
III Содержание программы
Тема № 1. Фелтинг (сухое и мокрое валяние)– 26 часов
Теория:
Знакомство с планом работы кружка, обзор основных тем.
История развития валяния из шерсти. Знакомство с техникой фелтинг. Виды валяния. Основные материалы и инструменты. Правила техники безопасности
Практика: Подготовка материала к работе. Создание эскиза, фона. Подготовка основы. Выбор композиции. Изготовление сувениров в технике мокрого валяния ко Дню учителя
Изготовление цветка-броши в технике мокрого валяния
Изготовление мишки в технике сухого валяния
Тема №2. Искусство скрапбукинга - 45 часов
Теория:
Виды бумаги. Что такое скрапбукинг? Изучение видов скрапбукинга. Необходимые инструменты и материалы. Искусство «кармейкинга». Искусство
коллажа.
Практика:
Изготовление открытки-раскладушки. Изготовление открытки необычной формы. Фотоколлаж. Изготовление открытка к Новому году. Изготовление фоторамки Изготовление композиция на плоскости. Объемная композиция прикладного скрапбукинга
Тема № 3. Роспись по стеклу – 22 часов
Теория:
История витража. Материалы и инструменты необходимые для росписи стекла. Виды витража. Цветовые гамы. Теория цветоведения
Практика: Роспись стеклянного панно в рамке.Роспись белой столовой посуды Подготовка материала к работе. Создание эскиза росписи
Тема № 4. Лепка из пластики – 20 часов
Теория:
Основные приемы лепки из полимерной глины (пластики)
Соляная техника. Техника филигрань. Техника миллефиори Виды лепки. Как правильно работать с пластикой? Техника безопасности при работе с пластикой. Изучение аппликации из пластики. Изучение вспомогательных материалов при работе с полимерной глиной.
Практика:
. Лепка предметов простой формы. Лепка украшений. Композиция из пластики «Волшебная фантазия»
Тема № 5. Изготовление цветов из текстиля - 26часов
Теория:
Текстильная флористика. Основные приемы техники. Техника безопасности. Правильное положение рук при шитье. Способы выкройки цветов Виды тканей. Крахмаление, желатинование Изготовление трафаретов цветов.
Практика:
Изготовление текстильных цветов (брошь, повязка, ободок)
Стилизованные цветы из фетра.Топиарий с цветами из текстиля.
Тема № 6. Роспись по ткани – 40 часов
Теория:
Инструктаж по техника безопасности. Знакомство с инструментами и материалами. Основные приемы росписи, Классический батик, Техника свободной росписи, Дополнительные приемы росписи, Дополнительные техники. Трафаретная техника. Штампы, печати. Техника «марблин». Монотипия. Промежуточная и итоговая диагностика.
Практика:
Выполнение упражнений росписи на ткани(пятно, растяжка, и др.). Композиция, выполненная в технике холодный батик. Композиция выполненная в смешанной техники росписи батик. Свободная роспись на загрунтованной хлопчатобумажной ткани. Роспись анилиновыми красителями. Роспись платка, шарфа, палантина. Трафаретная, штамповая и печатная техника росписи на одежде.
Тема № 7. Основы фотографии- 28 часов
Теория: История развития фотографии
Правила ухода фотооборудованием. Разнообразие фотооборудования. Основые режимы съёмки. Приемы работы с композицией кадра. Особенности при съёмке пейзажа, натюрморта, портрета.
Практика:
Выполнение заданий и упражнений в помещении и на улице.
Тема № 8. Дизайн и проектирование коллекции одежды- 50 часов
Теория: История костюма – источник творческой деятельности дизайнера-модельера. Принципы творческой переработки образного источника в модный костюм. Стилизация фигуры. Стилизация рисунка головы. Типологические схемы. Фигура человека в различных позах. Равновесие и ритм фигуры. Значимость торса. Плечи и таз: противоположное движение. Позвоночник-ось тела. Позы характерные для модных эскизов. Рисование складок, сборок, драпировок. Жесткость или мягкость складок. Базовые типы драпировок. Светотень. Передача текстуры материала. Текстура, выполненная кистью. Отпечатка текстуры. Штампованный рисунок. Практика рисования стилизованной фигуры.
Практика рисования стилизованной головы и лица
Изображение фигуры в различных позах.
Изображение структуры складок с помощью контурных штрихов и накладывание теней
Передача текстуры ткани различными средствами.
Разработка эскиза. Схематичный набросок с передачей позы. Уточнение контура фигуры. Рисование одежды на фигуре.
Выполнение фор-эскизов с:
метрической и ритмической организацией элементов и деталей формы;
симметричным и асимметричным решением по всем направлениям костюма;
контрастным и нюансным решением;
динамичным и статичным решением.
Разработка проекта.
Изучение направления моды. Выбор идеи, и ее обоснование. Эскизная разработка модели. Выбор ткани и отделки. Описание модели. Экономический расчет. Составление плана технологической обработки изделия.
Творческими проектами могут быть: нарядные платья, костюмы, молодежный ансамбль. Дополнение – головные уборы, сумочки, искусственные цветы.
Практика:
Работа с литературой, поиск необходимой информации в области моделирования. Выполнение макета платья-шемиз. Доклады обучающихся о творчестве отечественных и зарубежных кутюрье.
Практика рисования стилизованной фигуры. Практика рисования стилизованной головы и лица. Изображение фигуры в различных позах.
Изображение структуры складок с помощью контурных штрихов и накладывание теней. Передача текстуры ткани различными средствами.
Разработка эскиза. Схематичный набросок с передачей позы. Уточнение контура фигуры. Рисование одежды на фигуре. Схематичное изображение фигуры человека
Очерчивание фигуры изящными контурными линиями.
Изображение головы и частей лица.
Реалистичное изображение лица.
Изображение конечностей фигуры человека. Рисование моделей одежды на фигуре человека с различной степенью облегания. Выполнение зарисовок современного костюма с различными силуэтными формами (пятно).
Выполнение фор-эскизов с разработкой силуэтов, конструктивных и декоративных линий (черная тушь).
Построение гармоничных сочетаний хроматических цветов:
однотоновых;
родственных;
родственно-контрастных;
контрастно-дополнительных
(техника: гуашь).
Выполнение коллажа в технике аппликации из ткани.
Зарисовки фрагментов народных вышивок, и орнаментов.
Дизайн проектирование модели одежы в рисунке. Изготовление дополнений к костюму. Защита творческого проектов.
IV. Методическое обеспечение программы.
В программе используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий декоративно-пркладного искусства.)
репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
метод проектов (самостоятельная или групповая работа)
изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей студента, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Учащийся находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими сокурсниками (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки студента.
V Система диагностики результативности программы «Про-Арт».
Наименование показателя | Используемые методы диагностики |
Развитие творческого потенциала | Тест «Творческий потенциал» |
Развитие воображения | Тест «Воображение» |
Эмоциональное состояние | Методика «Цвето-рисуночный тест диагностика психических состояний, автор А.О. Прохоров»). |
Теоретические знания | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Практические умения и навыки. | Контрольное творческое задание (групповое, коллективное). |
Владение специальной терминологией | Собеседование |
Составляющие образованности студентов
| Уровни | ||
Низкий | Средний (необходимый) | Высокий (повышенный) | |
Предметная знает | -термины, понятия ИЗО, ДПИ, обозначающие технику работы и ее значение (графика, живопись ,аппликация, смешанная техника и др.). -названия инструментов и правила работы с ними, - основные способы работы с художественно-декоративными материалами. | -термины, понятия ИЗО, ДПИ, -основные законы композиции -этапы эскизного проекта, -свойства материалов, из которых создается композиция, -различные способы работы с художественно-декоративными материалами, -принципы работы в различных техниках, -названия инструментов и правила работы с ними. | -виды и направления декоративной и изобразительной деятельности, -этапы эскизного проекта, -особенности технологических процессов: текстильный (роспись, вышивка); декоративный (папье–маше, скрапбукинг и др.) -художественно-декоративные средства для оформления композиции, -названия инструментов, их разновидности, правила работы с ними. |
умеет | -выполнить проект на начальных стадиях работы (эскиз), -выполнять некоторые композиции в основных декоративных и изобразительных техниках, -пользоваться основными художественно-декоративными инструментами; -использовать и компоновать в работе художественно-декоративные материалы. | -выполнять проект (эскиз, цветовое решение, подбирать материалы для композиции), -создавать композиции в основных техниках, -работать с декоративными и художественными материалами, -использовать инструменты по назначению и в соответствии с правилами техники безопасности. | - проектировать все основные виды декоративной продукции; - выполнять проект на всех стадиях (создавать эскиз, разрабатывать цветовое и художественное решение, создавать композицию в различных техниках), -работать по назначению и в соответствии с правилами техники безопасности разнообразными художественными инструментами, - применять в процессе проектирования современные техно- логии (компьютерные, фотосъемку и др.), - выполнять комплексные проектные задачи. |
Прогнозируемые результаты освоения каждого раздела программы в зависимости от возраста учащихся и уровня обучения. Личные успехи и достижения учащихся в процессе освоения программы. Результаты конкурсов,
выставок и фестивалей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся в коллежде
. 3) Участие в городских и областных выставках детского прикладного и технического творчества.
Результативность:
Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение студентов к некоторым знаниям по работе с бумагой, работе с шерстью, текстилем, росписи стела и ткани, лепки, основ фотоискусства, дизайна коллекции одежды путем решения поставленных перед учащимися и педагогом задач.
Практическим же результатом занятий является достаточно высокий технический и уровень выполнения практических работ.
Список литературы
Литература для педагога
1. Декоративно-прикладное творчество. Искусство декорирования. Практическое руководство для взрослых и детей / [А.Ю.Мухов, В.В.Кудряшова, У.Н.Крохина и др.]; под ред. А.Ю.Мухова.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.- С. 93-114.
2. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика: учебное пособие для студентов – дизайнеров / Л.П. Ермолаева, А.С.Трофимов, Г.М.Гусейнов. – М.: Издательство Гном и Д, 2018. – 120 с.
3. Колякина, В.И. Методика организации уроков изобразительного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Колякина, Ю.В. Губков. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2015. – С. 5-16. – (Библиотека учителя изобразительной деятельности).
4. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: учеб. пособие для школьников / В.П. Копцев. - Ярославль: академия развития: Академия Холдинг, 2016. – 144 с.
5. Криницкий В.И. Теория прикладного дизайна: учеб. для средн. проф. – техн. училищ / В.И. Криницкий, Л.Н. Монина. – М.: Высш.шк., 2017. – С. 15-89 – (Профтехобразование)
6. Ноканов, Т.А. Бумагопластика как метод развития декоративно-прикладного мышления / Т.А. Ноканов, С.А. Роградский // Сер. Хит сезона. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 288с.
7. Е.Г. Вершинникова "Занятия в школе дизайна", Волгоград, из-во "Учитель", 2011
8. А.С. Питерских, Г.Е. Гуров "Дизайн и архитектура в жизни человека", М., Просвещение, 2010
9. Т. Лаптева "Скрапбукинг. Основы искусства оформления фотографий", М., Эксмо, 2011
10. Ирина Богатова "Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура", М., Мартин, 2011
11.Коллектив авторов «Большая энциклопедия поделок» М., Росмэн
12. Svend Ahstrom “Bornenes Hobbybog” Дания, 2013 г.
13.Анна Эм "Батик", Харвест, 2018
Литература для учащихся
1. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь : учебник для школьников / Л.А. Неменская, Б.М. Неменский; под ред. Б.М. Неменского. – 5-ое изд. – М.:Просвещение, 2015. – 112 с.
2. Виды декоративного творчества: тесты, тренинги для обучающихся по курсу «Декоративно-прикладное искусство» / О.П. Курков, В.К. Муркина, А.Е.Хонина // Специализированная литература. – М.: Медиа-Центра. –2017. - 80 с.
3. Копцев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: учеб. пособие для школьников / В.П. Копцев. - Ярославль: академия развития: Академия Холдинг, 2016. – 144 с.– (Ребенок: путь к творчеству).
4. Коротеева, Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева, Ю.А. Прошкина – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2015. – 32с. – (Умное поколение. Школа творчества)
5. Новоселова, Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, С.А. Павлоградский // Сер. Хит сезона. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 288с.