Программа дополнительного образования для учащихся коррекционных школ с умственной отсталостью
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа № 10 г. Белореченска
(ГКОУ школа №10 г.Белореченска)
Программа дополнительного образования для
учащихся коррекционных школ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации
ФГОС ОВЗ
«Мастерилка»
Автор - составитель программы:
Куликова Светлана Владимировна
учитель профильного труда (швейное дело)
ГКОУ школы № 10 г. Белореченска
Пояснительная записка
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами", возникает необходимость привлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум, с целью дальнейшей адаптации и интеграции их в современных условиях.
Образовательная программа “Мастерилка” по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации – кружковой.
Предназначена для детей 10-13 лет коррекционной школы. Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 37 часов в год.
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога кружка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.
Учащиеся коррекционных школ имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия в кружке «Мастерилка» позволяют эти недостатки корригировать.
В течение обучения, учащиеся овладевают работой с пластилином, с природными материалами, бумагой и картоном, с текстильными материалами (нитками).
Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.
В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа с различными материалами способствует формированию таких качеств как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.
Цели:
- эстетическое развитие учащихся;
- формирование практических трудовых умений и навыков в обработке различных материалов;
- развитие индивидуальных творческих способностей в процессе изготовления поделок из различных материалов;
- создание условий для успешной социализации учащихся.
Задачи:
1.Образовательные
- формировать начальные технологические знания, умения и навыки по обработке различных материалов;
- формировать знания о различных материалах и их свойствах;
- формировать умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;
- обучать планировать свою деятельность в изготовлении поделки.
2. Коррекционно-развивающие
- развивать творческие способности учащихся;
- корригировать сенсорику, мелкую моторику рук;
- развивать пространственное мышление, техническое и логическое мышление, глазомер;
- развивать способность самостоятельно планировать свои действия и выполнять изделия.
3. Воспитательные
- воспитыватьуважительное отношение к результатам труда;
- воспитыватьинтерес к творческой и досуговой деятельности, к разным видам труда;
- воспитыватьспособность сотрудничества в коллективной деятельности;
- воспитывать активность, инициативу;
-воспитыватьтрудолюбие, психологическую готовность к труду, дисциплинированность, настойчивость.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является тот факт, что она решает широкий спектр разноплановых задач, позволяющих заниматься не только учащимся с легкой умственной отсталостью, но и учащимся, обучающимся по АООП (вариант 2).
На занятиях школьники занимаются различными видами деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием, шитьем, плетением. В процессе изготовления изделий дети лучше узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные трудовые умения и навыки. В программу кружка включены разные виды предметно-практической деятельности, интересные для детей данного возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить учащихся с окружающей жизнью.
Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе занятий осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Учебный материал подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей.
На занятиях предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной (пластилином);
работа с природными материалами;
комбинированные работы с разными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с подручными материалами;
работа с текстильными материалами (нитки).
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования для каждой категории обучающихся.
| АООП (вариант 1) | АООП (вариант 2) |
Личностные | - положительное отношение к окружающей действительности, взаимодействие с ней и эстетическое восприятие; - познавательный интерес к различным видам декоративно-прикладной деятельности; - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности; - стремление к собственной творческой деятельности; - осознанное построение речевого высказывания; - ориентировка в задании; - умение сравнивать, делать обобщения; | - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к взаимодействию с ней, эстетическое восприятие; - познавательный интерес к доступным видам декоративно-прикладной деятельности; - адекватное понимание успешности (неуспешности) творческой деятельности; - демонстрация результатов своей работы; - построение речевого высказывания с помощью учителя или самостоятельно; - ориентировка в задании (частично с помощью учителя); - умение наблюдать, делать простейшие сравнения; |
Предметные | Знать: - правила т\б; - название и назначение ручных инструментов, приспособлений; - правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; - виды материалов; - последовательность трудовых действий: разметка, резание, сборка, отделка, окрашивание; - способы разметки: сгибание и по шаблону; - способы соединения: клей, нитка, тонкие веревочки; - виды отделки: раскрашивание, аппликация, декорирование объемными материалами; Уметь: - анализировать образец изделия; - организовывать свое рабочее место в соответствии с видом работы, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - различать материалы по их назначению; - различать однодетальные и многодетальные конструкции изделий; - читать простейший чертеж (эскиз), самостоятельно ориентироваться в пооперационной карте; - выполнять доступные практические задания с опорой на схему, образец и др.; - самостоятельно соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток, тонких веревочек; - безопасно использовать и хранить колющие и режущие инструменты; | Знать: - правила т\б; - название и назначение ручных инструментов (показывать и называть частично с помощью учителя); - правила обращения с колющими и режущими инструментами (соблюдать в процессе работы); - виды материалов (узнавать, называть с помощью учителя); - последовательность несложных трудовых действий: разметка (с помощью складывания), резание (бумаги и картона), сборка (клеем), окрашивание; - разметка сгибанием; - виды отделки: раскрашивание, аппликация; Уметь: - анализировать с помощью учителя образец изделия; - организовывать рабочее место, следить за порядком на столе, убирать по окончании работы материалы и инструменты; - подбирать материалы в соответствии с образцом изделия; - частично с помощью учителя различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; - ориентироваться в пооперационной карте с помощью учителя; - с помощью учителя выполнять доступные практические задания с опорой на образец; - с помощью учителя соединять детали с клеем, нитками, тонкими веревочками; - безопасно использовать и хранить колющие и режущие инструменты; |
Базовые учебные действия | - умение принимать и сохранять учебно-творческую задачу (на период 2-3 занятий); - умение анализировать предложенное учебное задание; - планирование последовательности действий в изготовлении изделий; - осуществление итогового и пошагового контроля своей творческой деятельности; - краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков; - внесение необходимых корректив в изделии после его завершения на основе оценки сделанных ошибок. | - умение принимать и сохранять учебно-творческую задачу (на период 1 занятия); - умение с помощью учителя называть трудовые действия и материалы изделия; - планирование с помощью учителя последовательности действий отдельного этапа в изготовлении изделия; - осуществление контроля своих действий с помощью учителя; - оценка и анализ своего изделия с помощью учителя; - внесение необходимых корректив в действие после совместного с учителем анализа работы. |
Условия реализации программы
Занятия предназначены для учащихся 10-13 лет.
Виды и формы организации учебного процесса:
фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Формы и режим занятий
Срок реализации программы 1 год (37 часов). Количество часов в неделю - 1 час.
Группы комплектуются в количестве не менее 12 человек.
Продолжительность занятия – 40 мин.
Формы контроля в процессе обучения:
Личностные достижения, творческие работы, выставка работ.
Содержание обучения
Работа с глиной (пластилином)
Беседа о труде и профессиях. Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований. Знакомство с материалами для лепки «Глина», «Пластилин». Организация рабочего места. Инструменты. Виды глины. Цветораспознавание глины. Лепка из глины и пластилина. Разминание, отщипывание кусочков пластилина. Лепка по образцу предметов посуды: чайник, чашка, ложка, вилка, нож. Составление композиции. Лепка по образцу предметов овальной формы. Лепка по образцу сказочных персонажей: медведь, белка, Смешивание цветов. Лепка по образцу: фиалка, дерево.
Работа с природными материалами
Заготовка природных материалов. Техника безопасности при работе. Свойства природных материалов. Способы крепления. Наклеивание на подложке из цветной бумаги засушенных цветков и веточек, составление композиции. Составление сюжетной картины из засушенных листьев, цветов и веточек «Птица». Изучение основных признаков и свойств камней и песка. Составление композиции «Берег моря». Использование зерна в художественном творчестве. Композиция «Цветок» из различных видов зерна. Композиция из природных материалов (высушенные колоски и цветы): разноцветное поле.
Комбинированные работы с разными материалами
Организация рабочего места. Виды материалов для комбинированных работ. Техника безопасности. Фактура материалов. Сочетаемость. Использование инструмента пинцет. Использование горячего клея или силикатного клея. Выполнение поделки из нескольких деталей. Оформление панно из тополиного пуха по образцу: цыпленок. Изготовление панно по образцу из семян ясеня: жар-птица, силуэты деревьев. Изготовление панно из ниток, семян и ваты: утка с утятами, колосок в поле.
Работа с бумагой и картоном
Виды бумаги и картона. Цветораспознавание бумаги. Инструменты. Техника безопасности. Шаблон и линии разметки.Сгибание и разгибание, разрывание по прямым линиям.Изготовление фигурных флажков: елочки. Изготовление книжки по образцу.Аппликация. Орнамент в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме, цвету (круг, квадрат, прямоугольник).
Картон. Назначение. Вырезание треугольника, круга, квадрата.
Поделки из картона и бумаги по образцу: пригласительный билет, поздравительные открыткик празднику на выбор.
Работа с подручными материалами
Виды подручных материалов, их свойства, инструменты для работы. Сочетаемость материалов в композиции. Способы крепления. Техника безопасности при работе с силикатным клеем. Изготовление фигурок животных пластиковой посуды по образцу. Изготовление кухонной посуды из макарон: чайник, чашка.
Работа с текстильными материалами (нитки)
Виды текстильных материалов. Нитки: их изготовление, свойства, применение. Техника безопасности.
Связывание, наматывание ниток. Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки): солнышко, цветок. Связывание ниток в пучок. Витьё шнура из толстых цветных ниток. Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток. Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг, закрашивание контура.
Тематическое планирование 1 год обучения (37 часов)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Введение (1 час) | |
Цели и задачи курса. Беседа о труде и профессиях. Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований.Знакомство с образцами практических работ на учебный год. | Закрепляют названия профессий. Знакомятся с образцами практических работ. Закрепляют правила т\б при работе в мастерской, при работе с ручными инструментами. |
Работа с глиной (пластилином) (6 часов) | |
Знакомство с материалами для лепки «Глина», «Пластилин». Организация рабочего места. Инструменты. Виды глины. Цветораспознавание глины. Лепка из глины и пластилина. Разминание, отщипывание кусочков пластилина. Лепка предметов округлой формы. Лепка по образцу предметов посуды: чайник, чашка, ложка, вилка, нож. Составление композиции. Лепка по образцу предметов овальной формы. Лепка по образцу сказочных персонажей: медведь, белка, Смешивание цветов. Лепка по образцу: фиалка, дерево. | Учатся готовить и убирать рабочее место, соблюдать порядок на нем. Знакомятся с инструментами, видами глины и пластилина. Учатся разминать, отщипывать кусочки пластилина. Учатся лепить предметы округлой формы. Учатся работать по образцу. |
Работа с природными материалами (7 часов) | |
Работа с природными материалами Заготовка природных материалов. Техника безопасности при работе. Свойства природных материалов. Способы крепления. Наклеивание на подложке из цветной бумаги засушенных цветков и веточек, составление композиции. Составление сюжетной картины из засушенных листьев, цветов и веточек «Птица». Изучение основных признаков и свойств камней и песка. Составление композиции «Берег моря». Использование зерна в художественном творчестве. Композиция «Цветок» из различных видов зерна. Композиция из природных материалов (высушенные колоски и цветы): разноцветное поле. | Заготавливают природные материалы: моют, чистят, высушивают. Сравнивают различные природные материалы по их свойствам. Изучают способы крепления материалов. Учатся составлять сюжет и композицию из отдельных деталей. Учатся работать по схеме и по образцу. |
Комбинированные работы с разными материалами (6 часов) | |
Организация рабочего места. Виды материалов для комбинированных работ. Техника безопасности. Фактура материалов. Сочетаемость. Использование инструмента пинцет. Использование горячего клея или силикатного клея. Выполнение поделки из нескольких деталей. Оформление панно из тополиного пуха по образцу: цыпленок. Изготовление панно по образцу из семян ясеня: жар-птица, силуэты деревьев. Изготовление панно из ниток, семян и ваты: утка с утятами, колосок в поле. | Закрепляют правила организации рабочего места. Знакомятся в видами материалов для комбинированных работ. Сравнивают материалы по их фактуре. Учатся пользоваться пинцетом. Учатся пользоваться силикатным или горячим клеем. Знакомятся с различными способами оформления панно. Учатся приклеивать объемные материалы на плоскую поверхность. |
Работа с бумагой и картоном (6 часов) | |
Виды бумаги и картона. Цветораспознавание бумаги. Инструменты. Техника безопасности. Шаблон и линии разметки.Сгибание и разгибание, разрывание по прямым линиям.Изготовлений флажков и гирлянд путем сгибания и украшение их аппликацией: елочки. Вырезание квадратов из полосы. Вырезание прямоугольников, размеченных по шаблону.Округление прямоугольников и квадратов на глаз. Изготовление книжки по образцу. Аппликация. Вырезание из бумаги, сложенной пополам.Орнамент в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме, цвету (круг, квадрат, прямоугольник). Картон. Назначение. Вырезание треугольника, круга, квадрата. Составление композиций по образцу. Поделки из картона и бумаги по образцу: пригласительный билет, поздравительные открытки к празднику на выбор. | Знакомятся с видами бумаги и картона. Сравнивают бумагу и картон по их свойствам. Определяют цвет (с оттенками). Закрепляю правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Знакомятся с понятием шаблон. Учатся разметке по шаблону. Учатся размечать линии отреза без шаблона. Учатся изготовлению гирлянд способом сгибания «гармошкой». Учатся вырезанию квадратов из полосы. Учатся округлять прямоугольники и квадраты на глаз. Учатся составлять композицию по образцу и дополнять ее деталями по собственному замыслу. |
Работа с подручными материалами (3 часа) | |
Виды подручных материалов, их свойства, инструменты для работы. Сочетаемость материалов в композиции. Способы крепления. Техника безопасности при работе с силикатным клеем. Изготовление фигурок животных пластиковой посуды по образцу. Изготовление кухонной посуды из макарон: чайник, чашка. | Знакомятся с видами и общими свойствами подручных материалов. Знакомятся с инструментами для их обработки. Определяют сочетаемость различных материалов и использование их в композиции. Знакомятся с различными способами крепления. Учатся изготавливать фигурки животных из пластиковой посуды и пластилина. Учатся изготавливать модель посуды из макарон и пластилина. |
Работа с текстильными материалами (нитки) (7 часов) | |
Виды текстильных материалов. Нитки: их изготовление, свойства, применение. Техника безопасности. Связывание, наматывание ниток. Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки): солнышко, цветок. Связывание ниток в пучок. Витьё шнура из толстых цветных ниток. Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток. Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг, Закрашивание контура. | Знакомятся с видами текстильных материалов. Знакомятся с видами ниток, из изготовлением, свойствами, применением. Учатся наматывать нитки на картонную заготовку, изготавливать плоскую игрушку. Учатся связывать нитки в пучок. Учатся вить шнур из толстых цветных ниток. Учатся плести пояс (или закладку) из 4 прядей. Учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нитку в начале и конце строчки. Учатся шить по проколам. Учатся вышиванию геометрических фигур. |
Итоговое повторение (1час) | |
Материалы и инструменты, используемые при изготовлении поделок. Техника безопасности. Организация выставки работ учащихся. | Закрепляют знания о материалах, используемых для поделок, в течение учебного года. Вместе с учителем готовя поделки к выставке работ. |
Материально-техническое оснащение занятий:
Литература:
1. Л. А. Кузнецова. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2011
2. Л. А. Кузнецова. Технология: Ручной труд: 4 класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение»,2015
3. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд. Методические рекомендации 1-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2016 (электронное пособие).
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Используемое оборудование:
1. Компьютер, медиапроектор.
2. Клеенки, досточки, салфетки.
3. Материалы для работы: пластилин (или глина); цветная бумага, картон, нитки, ткань, атласные ленты, природные материалы (крупа, ракушки, желуди, высушенные листья и цветы, веточки, песок, камни), бросовые материалы (пластиковая посуда), проволока;
4. Инструменты: иглы, булавки, ножницы, пинцеты, клей.