Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Сказка своими руками»

2
2
Материал опубликован 17 March 2018 в группе

 Департамент образования администрации г.Томска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодёжи г.Томска

Принята на заседании

методического совета

от « 31 »августа 2016 г.

Протокол № 7

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ ДО ДТДиМ

______________Ефимова Т.П.

«_01»_сентября_.2016 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

художественно-эстетической направленности

«Сказка своими руками»


 


 


 


 


 

Возраст учащихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

Авторы-составители:

педагог дополнительного образования

З.Х Холмирзоева

Консультант Балабанова Наталья Юрьевна, методист

Томск - 2016

Содержание

 

Характеристика программы

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

3

  1. Пояснительная записка

3

  1. Цель и задачи программы

5

  1. Содержание

 

Учебный план

6

Предметная область Здравствуй, сказка

6

Предметная область Мастерская сказки

7

  1. Планируемые результаты

9

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

 

2.1. Календарный учебный график

9

2.2. Условия реализации программы

10

2.3. Формы контроля

11

2.4. Оценочные материалы

11

2.5. Методические материалы

11

2.6. Список литературы

12

   
 

 

Характеристика программы

Название программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка своими руками»

Направленность программы – художественная

Возраст обучающихся – 6-7 лет

Срок обучения - 1 год

Режим занятий – 1 раз в неделю

Особенности состава обучающихся – однородный, постоянный

Форма обучения – очная

По степени авторства – авторская

По уровню усвоения – стартовая

Нормативно-правовые и экономические основания проектирования дополнительных общеобразовательный общеразвивающих программ

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2015 год (проект)

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

В последние годы у детей повышается интерес к различным видам творчества. Способность к творчеству – главная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, не разрушая, а преумножая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.

Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство, которое развивает художественно – образное мышление, основанное на воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии.

Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности в создание кукол для драматизации в различных художественных техниках и использования этого навыка в повседневной жизни.Основное назначение данной программы – развитие творческой личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность, развивающая глаз и пальцы, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.

Данная программа является первой ступенькой в воспитании у ребенка нравственно здорового отношения к природе, к человеческому обществу и окружающему миру в основном через изобразительное искусство.

Отличительные особенности программы.

Содержание дополнительной образовательной программы не повторяет программ детского сада, а дополняет ее. Знакомит с основами изобразительной грамоты и литературными произведениями. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся. Разработана система педагогической диагностики решения поставленных задач. В процессе реализации программы проводится педагогический контроль: входной, текущий, итоговый. В образовательном процессе применяются приемы развивающего обучения и технология игрового обучения.

Данная программа помогает развивать самостоятельное творчество, где ребенок сам ищет решение поставленных задач разными способами, способен организовать свой досуг. И еще одним важным моментом является активное включение родителей в образовательный процесс.

Объем и срок освоения программы

Продолжительность реализации программы с 05.09.2016г. по 24.05. 2017г., что составляет 8 месяцев.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – традиционная форма.

Состав группы –15 человек. Прием в группу осуществляется на основе личного заявления родителей либо законных представителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест либо медицинские противопоказания. Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения.

Группы формируются из детей одного возраста, состав группы постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Количество учебных недель в году - 34.

Недельная нагрузка составляет – 3 часа. Максимально допустимое количество занятий в день не более трех.

Занятия в группе проводятся по расписанию - 1 раз в неделю (суббота или воскресенье). Продолжительность пребывания детей – 1 час 50 минут. Продолжительность академического часа: 40 минут (30 минут - образовательная нагрузка, 10 минут - динамическая пауза с использованием подвижных игр, физкультминуток), в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13.

Родители могут присутствовать на любом занятии с разрешения педагога. 2 раза в год (декабрь, апрель) для родителей проводятся специально организованные открытые занятия, где дети демонстрируют свою успешность в освоении образовательной программы.

1.2. Цель программы – развитие творческой личности, его художественно-творческих способностей средствами освоения драматизации и художественных техник.

Задачи:

Личностные.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям, сказочному герою), художественный вкус и способность к эстетической оценке поступков сказочных героев.

Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные.

Развитие познавательных умений:

развивать инициативность мыслительной деятельности, произвольность, способность к творческому самовыражению.

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (литература, скульптура, живопись, театр, кино).

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

Развитие коммуникативных умений:

внимательно слушать друг друга, не перебивать, эмоционально сопереживать рассказам друзей;

активно вступать в диалог, поддерживать общую беседу;

совместно договариваться о правилах, оценивать, объяснять действия других детей, находить компромиссы;

самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, ориентируясь на правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью;

Развитие регулятивных умений:

способность к саморегуляции: умение доводить до конца малопривлекательную работу, способность к волевому усилию;

работать по правилу и по образцу: слушать педагога и выполнять его инструкции;

организовывать свое рабочее место, убирать за собой;

соблюдать общепринятые нормы и правила поведения и осознавать обязательность их выполнения;

ставить цели в своей деятельности, планировать этапы по ее достижению; длительно согласовывать с целью свою активность;

осуществлять эпизодический самоконтроль и коррекцию своих действий;

давать краткую самооценку, ориентируясь на свои достижения и оценки взрослых.

Предметные.

Умения различать и передавать в художественной и творческой деятельности характер, эмоциональное состояние, движение.

Изображать предметы и портрет сказочного героя с натуры, по памяти и представлению, передавая в рисунке его строение, пропорции, движение, композицию.

Анализировать изображаемые, их конструктивное строение.

Выполнять аппликации из бумаги, поделки из пластилина.

Пользоваться инструментами и материалами (бумагу – резать, рвать, мять, склеивать, пластилин – скатывать, сминать, вдавливать, оттягивать).

Уметь пересказывать литературный текст с элементами драматизации.

Правильно работать разными изобразительными материалами (карандашами, фломастерами, ручками, красками, бумагой, клеем).

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Предметная область

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Здравствуй, сказка»

34

7,25

26,75

Литературная гостиная. Презентация на выбор ребенка: «Моя любимая книжка», «Мое любимое произведение», «Любимый герой», «Любимый писатель», драматизация отрывка из полюбившегося произведения и др.

2.

«Мастерская сказки»

68

7,25

60,75

Наблюдение за ходом выполнения самостоятельных творческих работ, выставка, презентация своей работы

Здравствуй, сказка.

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) сказок.

Задачи:

приобщение к словесному искусству литературных произведений (сказок);

развитие литературной речи;

Учебно-тематический план

п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

 

1.

Вводное занятие

1

0,25

0,75

Опрос, беседа.

2.

«Осенние сказки»

9

2,25

6,75

Презентации, видео отчеты, выставка творческих работ.

3.

«Зимние сказки»

9

2,25

6,75

Презентации, видео отчеты, выставка творческих работ.

4.

«Весенние сказки»

10

2,5

7,5

Презентации, видео отчеты, выставка творческих работ.

5.

Итоговые занятия по блокам

3

0

3

Викторина.

6.

Итоговое занятие за I полугодие

1

0

1

Игра – путешествие.

7.

Итоговое занятие за год

1

0

1

Игра – путешествие.

 

ИТОГО

34

7,25

26,75

 

Вводное занятие

Теория: Инструктаж по ТБ. Правила поведения во Дворце, на занятии. Знакомство с предметом «Здравствуй, сказка».

Практика: Игры на знакомство, экскурсия по Дворцу.

Раздел1 «Осенние сказки»

Теория: Отличительные особенности сказок от других литературных произведений. Мнемотаблицы. Особенности работы с мнемотаблицами. Приемы драматизации с помощью настольного театра. Прослушивание русских народных сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Колобок», авторских сказок - В. Сутеев «Под грибом».

Практика:

Освоение умений:

Рассказывать сказки с использование мнемотаблиц. Пересказ.

Драматизировать (разыгрывать) сказки с использованием готового настольного театра и кукол, сделанных своими руками, разыгрывание в лицах с помощью масок.

Раздел 2 «Зимние сказки»

Теория:Знакомство с зарубежными и отечественными авторами сказочниками. Приемы драматизации с помощью пальчикового театра. Создание мнемотаблиц. Прослушивание русской народной сказки «Зимовье зверей» и сказок Г. Х. Андерсен «Снежная королева» и С. Маршак «Двенадцать месяцев».

Практика:

Освоение умений:

Рассказывать сказки с помощью своих мнемотаблиц.

Драматизировать (разыгрывать) сказки с использованием готового пальчикового театра и кукол, сделанных своими руками.

Итоговое занятие за I полугодие

Теория. Понятия об авторских и народных сказках. Использование мнемотаблиц при драматизации.

Практика. Презентация своего мини проекта (домашний видео спектакль, разыгрывание спектакля совместно с друзьями и родителями).

Раздел 3 «Весенние сказки»

Теория: Рифмы. Знакомство с художниками иллюстраторами, создание книжек - малышек.Прослушивание русской народной сказки «Заюшкина избушка», авторских сказок С. Козлов «Лесная оттепель» и В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна».

Практика:

Освоение умений:

Наглядное моделирование с помощью собственных кукол.

Драматизация без мнемотаблиц.

Итоговое занятие за II полугодие

Теория. Понятия об авторских и народных сказках. Использование мнемотаблиц при драматизации.

Практика.

Освоение умений:

Драматизация с помощью своих кукол.

Презентация своего мини проекта (домашний видео спектакль, разыгрывание спектакля совместно с друзьями и родителями).

Планируемые результаты.

Будет знать отличительные особенности сказок.

Будет уметь рассказывать.

Уметь самостоятельно разыгрывать знакомые сказки с использованием мнемотаблиц и театра, а также игрушек изготовленных самостоятельно.

Мастерская сказки

Цель: воспитание у детей эстетического отношения к сказочной действительности, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.

Задачи:

знакомство с различными изобразительными техниками и художественными материалами;

развитие элементарных изобразительных навыков и умений в работе с бумагой, пластичными материалами и рисованием;

развитие координации и мелкой моторики;

обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые предстоит изображать;

развитие умений оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Учебно-тематический план

п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

 

1.

Вводное занятие

2

0,25

1,75

Опрос, беседа.

2.

Театр из бумаги

28

3,5

24,5

Презентации, выставка творческих работ.

3.

Пластилиновый театр.

18

2,25

15,75

Презентации, выставка творческих работ.

4.

Рисуем сказку.

10

1,25

8,75

Презентации, выставка творческих работ.

5.

Итоговые занятия по блокам

6

0

6

Презентация работы.

6.

Итоговое занятие за I полугодие

1

0

1

Игра – путешествие.

7.

Итоговое занятие за год

1

0

1

Игра – путешествие.

 

ИТОГО

68

7,25

60,75

 

Вводное занятие.

Теория: Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятии. Знакомство с предметом «Мастерская сказки».

Практика: Свободная творческая деятельность детей.

Театр из бумаги.

Теория. Свойства бумаги. Оригами. Базовые формы оригами («книжка», «лягушка», «двойной треугольник», «птица», «треугольник», «двойной квадрат», «воздушный змей», «дверь»). Способы вырезывания из бумаги: сложение вдвое и несколько раз, силуэтное вырезывание.

Практика.

Освоение умений.

Изготавливать героев сказок в техники оригами (звери, птицы, люди).

Изготавливать маски животных в технике аппликации.

Пластилиновый театр.

Теория. Свойства пластилина. Базовые формы в лепке (шар, цилиндр, конус).Способы передачи сказочных героев (движение, пропорции, объем, вытягивание мелких деталей, скрепление частей предмета). Правила и особенности сюжетной лепки по сказке. Правила и способы использования стеки.

Практика.

Освоение умений:

изображать объемную форму предмета, соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска пластилина;

лепить человека, животного, передавая различные позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу;

лепить предметы быта, животных, человека, используя различные примы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, оттягивание, прищипывание, налеп);

использовать стеку для примазывания частей, выделения частей фигуры, прорисовывания деталей, нанесения узора.

Рисуем сказку.

Теория.Понятия «пейзаж», «портрет», «декорации», книжная графика. Способы рисования кистью, карандашом, восковыми мелками. Приемы рисования различных форм (плавный поворот руки при рисовании округлых линий, вертикально и горизонтально закрашивать), рисование длинных линий, крупных форм. Способы смешивания красок для получения различных оттенков. Техники рисования графичными (цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки) и живописными средствами (гуашь, акварель). Правила составления композиций (сюжетов).

Практика.

Освоение умений:

изображать предметы по памяти и с натуры, передавать характерные особенности предметов (форма, пропорции, расположение на листе бумаги);

соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

самостоятельно смешивать краски для получения необходимого цвета, оттенка, изображаемого предмета;

строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.

1.4. Планируемые результаты.

У ребенка будут сформированы следующие умения:

высказывать эстетические суждения о произведениях искусства;

правильно пользоваться различными изобразительными техниками и художественными материалами.

создавать изображения различных предметов на плоскости листа;

лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений;

создавать индивидуальные и коллективные поделки и рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы литературных произведений (сказки).

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график.

1 четверть 5 сентября – 6 ноября (9 недель)

Во время осенних школьных каникулы занятия по временному расписанию с 27 октября по 6 ноября

2 четверть 7 ноября – 23 декабря (7 недель)

с 24 декабря по 11 января занятия отменяются, участие вмероприятиях познавательно-воспитательного характера, концертных выступлений в дни новогодних каникул по временному расписанию

3 четверть 12 января – 26 марта (10 недель)

Во время весенних школьных каникулы занятия по временному расписанию с21 по 26 марта,

4 четверть 27 марта – 23 мая (8 недель)

Учебный год заканчивается участием в итоговом сборе представителей детских образовательных объединений – 23 мая.

Продолжительность учебного года – с 05.09 по 23.05 – 34 учебные недели

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Учебный кабинет общей площадью не менее 30 кв. м.

Столы;

Стулья по количеству детей;

Ноутбук,проектор;

Ковровое покрытие в игровой зоне;

Классная и магнитная доска;

Мольберт;

Канцелярские принадлежности по количеству обучающихся (наборы цветной и белой бумаги, цветной картон, бумага для рисования, пластилин, ножницы, краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, клей, кисти);

Шкафы и стеллажи для игрового, дидактического материала.

Информационное обеспечение.

  • Мультипликационный фильм «Грибок - теремок». Производство киностудии «Союзмультфильм» Москва. 1958г.

    Аудиосказка «Петушок и бобовое зернышко».Deti-jnline.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3.

    Аудиосказка«Колобок».Deti-jnline.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3.

    Мультипликационный фильм «Снежная королева». Производство киностудии «Союзмультфильм» Москва. 1957г.

    Фильм «Снежная королева». Киностудия «Ленфильм» СССР. 1966г.

    Фильм «Двенадцать месяцев». Киностудия «Ленфильм» СССР. 1972г.

    Мультипликационный фильм «Зимовье зверей». «Союзмультфильм». 1969г.

    Мультипликационный фильм «Заюшкина избушка».Русская народная сказка в пересказе В.И. Даля. «Союзмультфильм». 1973г.

    Ежиный портал. Ejik-land.ru/story.

    Педагогическая литература, детская литература.

Кадровое обеспечение.

З.Х. Холмирзоева, педагог дополнительного образования I квалификационной категории.

2.3. Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Опрос;

Просмотр выполненных работ;

Выставка;

Презентация;

Наблюдение;

Специально созданная педагогическая ситуация;

Диагностическое задание;

Изучение результатов продуктивной деятельности детей;

Материалы анкетирования родителей;

Отзывы родителей;

Журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Выставка детского творчества;

Творческая гостиная;

Открытое занятие;

2.4. Оценочные материалы.

Диагностический журнал с комплектом диагностических карт по предметным областям.

2.5. Методические материалы.

Особенности организации образовательного процесса

Очно. Учебное занятие, практическая работа.

Методы обучения.

Словесный метод – метод устного наложения материала (рассказ, беседа).

Наглядный метод – способ использования в процессе обучения средств наглядности.

Практическийметод – основан на практической деятельности детей. Основные виды практических методов: упражнения, практические работы, дидактические игры.

Метод иллюстраций – показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций –демонстрация кинофильмов, мультфильмов, видеофильмов и др.

Метод контроля – система последовательных диагностических действий педагога и ребенка, обеспечивающих обратную связь об учебном процессе.

Метод поощрения – стимулирование и закрепление положительного поведения ребенка.

Частично- поисковый – организация педагогом активного поиска способа решения выдвинутых педагогом проблемы.

Метод создания игровой ситуации – активное включение ребенка в познавательную деятельность.

Формы организации образовательного процесса - групповая.

Формы организации учебного занятия.

Игра-путешествие, игра-драматизация, выставка, творческая мастерская, занятие, литературные викторины, литературные гостиные.

Педагогические технологии.

Технология игровой деятельности, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия.

п/п

Содержание деятельности

Продолжительность

по времени

Формы

организации

1.

Вхождение в среду. Встреча с детьми. Установление эмоционального настроя на совместную деятельность.

до 10 минут

Беседа, игра, пальчиковая гимнастика, рассказы детей.

2.

1 занятие «Здравствуй, сказка».

Познавательное занятие с включением динамической паузы, физкультурной минутки.

30 минут

Игра-путешествие, дидактические игры, экскурсии, экспериментирование.

3.

Веселая переменка

10 минут

Свободная игровая деятельность.

4.

2 занятие «Мастерская сказки»

30 минут

Организация творческой деятельности

5.

Веселая переменка

10 минут

Свободная игровая деятельность.

6.

3 занятие «Мастерская сказки»

30 минут

Организация творческой деятельности, практическая работа

7.

Веселая переменка

10 минут

Свободная игровая деятельность.

8.

Заключительный этап.

10 минут

Игры в кругу.

Дидактические материалы:

Сюжетные и предметные картинки (демонстрационные и раздаточные);

Скороговорки, потешки, стихи, загадки.

Сюжетные демонстрационные картины, репродукции.

Демонстрационные игрушки: животные, куклы, пальчиковый и настольный театр, маски.

Детские работы, схемы поэтапного выполнения работы, медиа презентации.

2.6. Список литературы.

Список литературы для педагогов.

Закон «Об образовании Российской федерации».

Л.А. Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб: Речь, 2008.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика Синтез, 2002.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 2-е издание. – М: Мозаика – Синтез, 2014

Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. АЙРИС-пресс,М.:2010.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М, «ТЦ Сфера», 2006.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Программа развитие речи детей 5-6 лет. – М., Мозаика – Синтез, 2009.

Список литературы для детей.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Колобок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

В.Г. Сутеев «Под грибом».

Г.Х.Анднрсен «Снежная королева».

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

С. Козлов «Лесная оттепель».

В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна».

12

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная программа!

17 March 2018

Конкурсная презентация отсутствует

9 April 2018

Похожие публикации