Программа дополнительного образования «Математический Олимп»
Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38 им. В.М. Борисова
«СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол № ____ «___» _________ 2021 | | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № ____ «___» ________ 2021 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Естественнонаучной направленности
«Математический Олимп» (стартовый уровень)
Возраст учащихся: 9-10 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Пономаренко Марина Васильевна,
учитель начальных классов
Калининград, 2021 год
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей программы.
Естественнонаучная.
Актуальность программы.
Программа составлена на основе программы внеурочной деятельности (раздел 3, пункт 2, пункт 2 ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда) в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015 г., 31.12.2015 г.
Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учетом его склонностей, и способностей.
Особенностью построения программы «Математический Олимп» является то, что в неё включено большое количество заданий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, внимания, пространственного воображения. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы в рамках данной программы организация деятельности способствует формированию и развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
новизна программы состоит в том, что курс «Математический Олимп» это интегрированный курс Математики и Окружающего мира, который дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике.
Возрастная категория.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний первоклассниками. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения. Данная программа расчитана на возраст 9-10 лет ( 3 класс)
Объем и срок реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут, что соответствует требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010.
Формы обучения.
Программа предусматривает проведение традиционных, комбинированных, занятие-практикум и обобщающих занятий.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Особенности организации образовательного процесса – занятия проводятся с группой учащихся одного возраста, являющиеся основным составом одного класса.
Состав группы постоянный- 3 класс –Е
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю: вторник с 11.20 до 12.00, каб. № 104, общее количество часов в год – 33.
Количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю, 40 минут.
Периодичность и продолжительность занятий
– 1 раз в неделю, 40 минут.
Цель и задачи дополнительной образовательной общеразвивающей программы.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основными целями изучения интегрированного курса «Математический Олимп» являются:
углубление и расширение знаний по указанным предметам;
развитие интереса учащихся к окружающему миру, формирование их математических способностей;
привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа определяет ряд задач:
Обучающие
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
• формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
Развивающие
• создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
•способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
• развитие речи.
Воспитывающие
• воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Таким образом, целью обучения является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся
духовно-нравственный компонент: формирование умственной культуры через понимание необходимости знаний, стремления к успеху.
Содержание программы.
Учебный план:
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
| | Всего | Теория | Практика | |
1 | Интеллектуальная разминка | 2 | 1 | 1 | текущий |
2 | В царстве смекалки | 2 | 1 | 1 | текущий |
3 | Числовые головоломки | 4 | 2 | 2 | текущий/самооценка |
4 | Математические фокусы | 2 | 1 | 1 | текущий/самооценка |
5 | Мир занимательных задач | 7 | 2 | 5 | текущий/самооценка |
6 | От секунды до столетия | 2 | 1 | 1 | самооценка |
7 | Геометрический калейдоскоп | 5 | 2 | 3 | текущий |
8 | Конкурс смекалки | 5 | 2 | 3 | текущий |
9 | Математическое путешествие | 2 | 1 | 1 | текущий/ итоговый |
10 | Математический лабиринт | 2 | 1 | 1 | Фестиваль достижений |
| Итого | 33 | 14 | 19 | |
Содержания учебного плана:
Теория .Свойства предметов: цвет, форма, размер.
Практика. Знакомиться со свойствами предметов, распределять предметы по общим признакам: цвет, форма;
Формулировать результаты сравнения с использованием слов:
выше/ниже, толще/тоньше,
длиннее/короче, шире/уже,
больше/меньше.
Находить лишние предметы в группах, объединенных по общему признаку.
Конструировать из геометрических фигур различные объекты.
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Обучающиеся научатся:
выделять признаки предметов: цвет, форму, размер;
- сравнивать и распределять предметы с целью выявления их сходства и различия по цвету, форме, размеру, расположению, материалу, количеству;
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема : «Пространственные и временные отношения»
Теория. 1.Временные отношения. 2.Пространственные отношения.
Практика.Определять временные отношения с помощью понятий «раньше- позже».
Определять пространственные отношения между предметами с помощью понятий «справа-слева», «перед -после», «между».Определять строки и столбцы таблицы.
Сравнивать числа от 1 до 5 с использованием числового ряда. Выполнять маршрут передвижения.
Знакомиться с расположением предметов в пространстве и на плоскости, их характеристика (выше-ниже, слева-справа, за-перед, между, вверху, внизу, больше-
меньше, толще-тоньше, короче-длиннее).
Знакомиться с порядком следования событий: раньше-позже.
Выполнят маршрут передвижения: число,стрелки «1→», «1↓», указывающие направление движения.
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Называть числа в порядке их следования при счете.
Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8 – 10 отдельных предметов).
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.
Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их отношению и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.
Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, еще позднее).
Решение нестандартных задач (на
«отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема. «Числа от 1 до 10»
Теория. Последовательность чисел от 1 до 10. Задачи на нахождение целого с опорой на картинки.
Практика. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10. Определять место каждого числа в ряду.
Решать задачи на нахождение целого с опорой на картинки.
Счет предметов.
Запись чисел от 1 до 10 .
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с использованием знания таблицы сложения.
Решать задачи на нахождение целого и части.
Обнаруживать и исправлять ошибки в решении выражений в одно и два действия. Выполнять логические задания на установление закономерностей.
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Моделировать ситуации, требующие
перехода от одних единиц измерения к
другим.
Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или
самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать: устанавливать
закономерности в числовой
последовательности, составлять числовую
последовательность по заданному ил
самостоятельно выбранному правилу.
Исследовать ситуации, требующие
сравнения чисел и величин, их
упорядочения.
Характеризовать явления и события с
использованием чисел и величин.
Оценивать правильность составления
числовой последовательности.
Моделировать ситуации, требующие
перехода от одних единиц измерения к
другим.
Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или
самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать: устанавливать
закономерности в числовой
последовательности, составлять числовую
последовательность по заданному ил
самостоятельно выбранному правилу.
Исследовать ситуации, требующие
сравнения чисел и величин, их
упорядочения.
Характеризовать явления и события с
использованием чисел и величин.
Оценивать правильность составления
числовой последовательности.
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.
Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
Оценивать правильность составления числовой последовательности.
Тема : «Числа от 11 до 20»
Теория . Последовательность чисел от 11 до 20.
Практика. Соединять и называть последовательно числа от 11 до 20
Записывать числа, начиная с наименьшего.
Решать задачи на разностное сравнение.
Составлять и решать примеры по рисунку на основе разрядного состава
двузначных чисел до 20
Составлять и решать задачи по схемам на нахождение целого и части. Выполнять
логические задания на установление закономерностей.
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.
Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
Оценивать правильность составления числовой последовательности.
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).
Тема : «Арифметические действия в пределах 20»
Теория. Математическая терминология при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).
Практика. Решать примеры в пределах 20
Расставлять знаки арифметических действий в числовых выражениях.
Решать задачу с несколькими вопросами.
Выполнять задания логического характера на развитие пространственного
воображения.
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).
Моделировать изученные арифметические зависимости.
Прогнозировать результат вычисления.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).
Тема: Величины и их измерение
Теория. Величины. Единицы измерения величин.
Практика. Измерять длину отрезков и других объектов с помощью единиц измерения:
сантиметр, дециметр.
Составлять задачи по рисункам
Выполнять логические задания на установление отношений «длиннее-короче».
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
Оценивать правильность составления числовой последовательности.
Тема: «Текстовые задачи»
Теория. Задача.Условие и вопрос задачи.
Практика.Установление зависимости между величинами, представленными в задаче.
Учиться решать задачи в два действия.
Находить задачи среди предложенных высказываний.
Работать над структурой задачи.
Ориентироваться в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Выбор необходимой информации,содержащейся в тексте задачи.
На рисунке или схеме., для ответа на заданные вопросы.
Решение логических и нестандартных задач.
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.
Объяснять выбор арифметических действий для решений.
Действовать по заданному и самостоятельному плану решения задачи.
Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Использовать геометрические образы для решения задачи.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).
Тема. «Геометрические фигуры»
Теория. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая и
кривая), отрезок, многоугольники (треугольник, четырехугольник, прямоугольник,
квадрат, пятиугольник и т. д., круг, овал.
Называть объемные фигуры, находить в окружающем мире предметы и части
предметов, которые имеют форму цилиндра,куба,шара, конуса .
Познакомиться с геометрическими узорами. Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры.
Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Разрезание и
составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать свойства геометрических фигур.
Сравнивать геометрические фигуры по форме.
Тема: «Геометрические величины»
Теория. Длина отрезка. Периметр.
Практика. Распознавать изученные геометрические фигуры, выделять их среди других.
Планируемые результаты.
Результаты обучения ( предметные результаты):
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).
Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.
Находить геометрическую величину разными способами.
Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.
Тема «Итоговое повторение»
Теория. Закрепление. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.
Практика. Странички для любознательных Фестиваль достижений
Планируемые результаты.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).
изученные арифметические зависимости.
Прогнозировать результат вычисления.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).
Объяснять выбор арифметических действий для решений.
Действовать по заданному плану решения задачи.
Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
Моделировать изученные арифметические зависимости.
Прогнозировать результат вычисления.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.
Объяснять выбор арифметических действий для решений.
Действовать по заданному и самостоятельному плану решения задачи.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Математический Олимп» обучающиеся получат возможность
закрепить:
1. названия и последовательность чисел от 1 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20;
2. название компонентов и результатов действий сложения и вычитания, зависимость между
ними;
3. переместительное свойство сложения;
4. таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
5. сложение и вычитание с числом 0;
6. единицы измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
7. способы сравнения и измерения фигур;
8. названия геометрических фигур.
Обучающиеся будут уметь:
1. выделять признаки предметов: цвет, форму, размер;
2. выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака и объединять
группы предметов в большую группу на основе общего признака; сравнивать, складывать
и вычитать числа в пределах 20;
3. решать простые задачи на нахождение суммы, остатка, увеличение или уменьшение числа
на несколько единиц, на разностное сравнение;
4. решать задачи в два и более действия на сложение и вычитание;
5. использовать знания для решения заданий;
6. определять длину отрезка;
7. узнавать плоские и объемные геометрические фигуры;
8. изображать плоские геометрические фигуры;
9. конструировать из геометрических фигур: собирать фигуру из заданных геометрических
фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и
заданному конечному результату;
10. ориентироваться в пространстве;
11. проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и
несущественные признаки;
12. строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
13. анализировать и решать логические задания;
14. осуществлять самостоятельный поиск решений;
15. последовательно рассуждать, доказывать.
Обучающиеся узнают:
1. о растениях леса;
2. о животных леса;
3. о правилах поведения в лесу;
4. о роли леса в жизни человека.
Результаты воспитывающей деятельности.
Ученик научится общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу, учиться.
У ученика будет сформировано чувство ответственности, ведь в работе парами он тоже будет выполнять определенную роль, как член коллектива.
Результаты развивающейся деятельности. ( личностные результаты)
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
09 | 10/17 | 11.20-12.00 | Комбинированное занятие. | 2 | Признаки предметов. | Каб. 222 | текущий/самооценка | |
09/10 | 24/01 | 11.20-12.00 | Комбинированное занятие. | 2 | Пространственные и временные отношения. | Каб. 104 | текущий/самооценка | |
10 | 08/15/22 /29 | 11.20-12.00 | Комбинированное занятие. | 4 | Числа от 1 до 10 | Каб. 104 | текущий/самооценка | |
11 | 12/19 | 11.20-12.00 | Комбинированное занятие. | 2 | Числа от 11 до 20. | Каб. 104 | текущий/самооценка | |
11/12/01 | 26/03/10/ 17/24/14/ 21 | 11.20-12.00 | Комбинированное занятие. Занятие-практикум | 7 | Арифметические действия в пределах 20. | Каб. 104 | текущий/самооценка | |
01/02 | 28/04 | 11.20-12.00 | Занятие-практикум | 2 | Величины и их измерение. | Каб. 104 | текущий/самооценка | |
02/03 | 18/25/03/ 10/17 | 11.20-12.00 | Комбинированное занятие. Занятие-практикум | 5 | Текстовые задачи. | Каб. 104 | текущий/самооценка | |
03/04 | 31/07/14/ 21/28 | 11.20-12.00 | Комбинированное занятие. Занятие-практикум | 5 | Геометрические фигуры | Каб. 104 | текущий/самооценка | |
05 | 05/12 | 11.20-12.00 | Комбинированное занятие. | 2 | Геометрические величины. | Каб. 104 | текущий/самооценка | |
05 | 19 | 11.20-12.00 | Обобщающее занятие. | 1 | Итоговое повторение. | Каб. 104 | Текущий/ итоговый | |
05 | 26 | 11.20-12.00 | Обобщающее занятие. | 1 | Итоговое повторение. | Каб. 104 | Фестиваль достижений |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
занятия проводятся в учебном кабинете. Кабинет на 15 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое, просторное, проветриваемое помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям.
перечень оборудования учебного кабинета :
классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов,
перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы,
учебный комплект на каждого обучающегося -тетрадь, ручка, карандаши.
Методическое обеспечение:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, конкурсов, творческих заданий;
рекомендации по проведению практических работ.
Диск с заданиями на экране.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
текущий - позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;
итоговый - в виде заданий на последнем занятии, интеллектуального марафона «Математический Олимп».
самооценка - фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».
интеллектуального марафона «Математический Олимп».
Фестиваль достижений- на итоговом занятии.
Кадровое обеспечение:
Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математический Олимп» осуществляет педагог с высшим образованием, учитель начальных классов высшей категории.
Формы аттестации
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной общеразвивающей программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы; педагогический анализ результатов соревнований внутри коллектива; мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося).
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: соревнования, конкурсы, игры, выставки.
Способами определения результативности усвоения дополнительной общеобразовательной программы являются входящая и итоговая диагностика, проводимая в форме выставок игр, соревнований.
Оценочные материалы
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка
Методические материалы:
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | Признаки предметов. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 3. Набор предметных картинок. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Словесные, наглядные Презентация. | Опрос. Обсуждение. |
2 | Пространственные и временные отношения. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 3. Набор предметных картинок. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Словесные, наглядные Презентация | Самостоятельная работа по выполнению творческого задания, выставка. |
3 | Числа от 1 до 10. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 3. Набор предметных картинок. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Словесные, наглядные Презентация | Практическая работа. Коллективный анализ работ. |
4 | Числа от 11 до 20. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 3. Набор предметных картинок. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Словесные, наглядные Презентация | Практическая работа. Коллективный анализ работ |
5 | Арифметические действия в пределах 20. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Словесные, наглядные Презентация | Практическая работа. Коллективный анализ работ |
6 | Величины и их измерение. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 3. Набор предметных картинок. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Словесные, наглядные Презентация | Обсуждение. Практическая работа. Анализ выполненной работы. |
7 | Текстовые задачи. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 3. Набор предметных картинок. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Словесные, наглядные Презентация | Обсуждение. Тестирование. Практическая работа. |
8 | Геометрические фигуры. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 3. Набор предметных картинок. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Словесные, наглядные Презентация | Практическая работа. Коллективный анализ работ. |
9 | Геометрические величины. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 3. Набор предметных картинок. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум Словесные, наглядные Презентация | Самостоятельная работа по выполнению творческого задания, выставка. |
10 | Итоговое повторение. | 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор, экран. 4. Электронное интерактивное приложение (CD-диск) | Занятие-практикум. Презентация | Анализ, опрос, обсуждение. Взаимоконтроль. Конкурс. |
Список литературы
Учебно-методическая литература для учителя.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
3. Буряк М.В. Математика с увлечением- Москва «Планета», 2018
4.Выткалова Л.А Развитие пространственных представлений у младших школьников- Волгоград: Учитель, 2009.
5.Волина В.В. Занимательная математика для детей – Москва, Знание, 1993
6.Бобровников Л. Живые часы и барометры. – Барнаул; Алтайское книжное издательство,
7.Метелёв М. Волшебная полянка. – М. Адонис, 2011.
8.Папорков М.А. Школьные походы в природу. Пособие для учителя. – М. Просвещение
9.Я познаю мир: Детская энциклопедия. Состовитель Ф.Р. Ляхов- М,, ООО «Фирма АСТ»
10.Плешаков А.А. Зелёные страницы. М., Просвещение 2010.
Литература для учащихся
Буряк М.В. Математика с увлечением пособия для учащихся. Планета, 2019г.