Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные краски» (художественной направленности)

0
0
Материал опубликован 8 November 2022 в группе

Уt1667887661aa.gif правление образования администрации муниципального образования

Кувандыкский городской округ Оренбургской области


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»



t1667887661ab.gif




дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа


«Волшебные краски»

(художественной направленности)







Возраст: 6,5 – 15 лет

Срок реализации: 1 смена лагеря (21 день)

Автор программы: Атоян К.М.

педагог дополнительного образования















Кувандык, 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ



1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1.1

Направленность программы

3

1.1.2.

Уровень освоения программы

3

1.1.3.

Актуальность программы

3

1.1.4.

Отличительная особенность программы

3

1.1.5.

Адресат программы

4

1.1.6.

Объем и срок освоения программы

4

1.1.7.

Формы обучения

4

1.1.8.

Особенности организации образовательного процесса

4

1.1.9.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

4

1.2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

5

1.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5

1.3.1.

Учебный план

5

1.3.2.

Содержание учебного плана

5

1.4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

6

2.2

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10

2.3

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

10

2.4

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

10

2.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

11

2.6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

12


















I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1 Пояснительная записка

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Каждый ребенок рождается художником, каждый одарен от природы. Его восприятие – образное, яркое. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды изобразительной деятельности: аппликация, живопись и графика, а так же использование нетрадиционных техник рисования: набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала.


1.1.1 Направленность программы

Программа «Волшебные краски» имеет художественную направленность и способствует развитию творческих способностей детей в условиях летнего лагеря.


1.1.2 Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – общекультурный (ознакомительный).


1.1.3 Актуальность программы

В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры, чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Актуальность программы обусловлена тем, что она акцентирует внимание не только на овладение системой знаний в области изобразительного искусства, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с учащимися.


1.1.4 Отличительные особенности программы

Автором проанализированы общеобразовательные общеразвивающие программы: И.Г. Гайчиной «Акварелька», Вербининой О.С. «Волшебный мир красок».

Отличительной особенностью данной программы является:

1. Программа ориентирована на применение нетрадционных техник рисования. Работа с разными изобразительными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

2. Региональный компонент программы заключается во внедрении в образовательную программу тематики родного края – создавать зарисовки, рисунки, картины родного региона, отмечать его красоту и особенности.


1.1.5 Адресат программы

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 6,5 до 15 лет. Этот возраст – оптимальный этап в развитии творческой личности. В этом возрасте у учащихся развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-эстетических позиций личности.


1.1.6 Объем и срок освоения программы

Данная программа рассчитана на 1 лагерную смену (21 день) и реализуется в объеме 9 часов.

Занятия проводятся 3 дня в неделю по 1 часу.


1.1.7 Формы обучения

Программой предусмотрено сочетание групповых форм организации работы на занятиях.

Теоретические знания по всем темам программы даются в начале занятий и закрепляются в практической работе. Завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Занятия проводятся в форме бесед, рассказов, выставок и т.д.


1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в одновозрастных группах и содержат постоянный состав обучающихся на протяжении всей лагерной смены.


1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятия.

Программа реализуется в объеме 9 часов. Занятия проводятся согласно расписанию работы 3 раза в неделю по одному академическому часу.


1.2 Цель программы: развитие творческой личности средствами изобразительного искусства в условиях летнего лагеря.


Задачи:

Обучающие:

- ознакомить с основами изобразительной грамоты;

- ознакомить с нетрадиционными техниками рисования;

- ознакомить с основами изобразительной деятельности: работа над цветом, тоном, формой, композицией рисунка.


Развивающие:

- развить художественные и творческие способности учащихся;

- развить фантазию, логическое мышление, внимание и воображение;

- развить чувство композиции.


Воспитательные:

- воспитать аккуратность, усидчивость;

- прививать интерес к художественному творчеству.


1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебный план


Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Родной край.

1

0,5

0,5

2

Моя мечта.

1

0,2

0,8

3

Черепахи на прогулке.

1

0,3

0,7

4

Мой портрет.

1

0,3

0,7

5

На лугу.

1

0,4

0,6

6

Мой двор.

1

0,4

0,6

7

Городской пейзаж.

1

0,5

0,5

8

Достопримечательности моего города.

1

0,4

0,6

9

Итоговое занятие. Выставка работ «Звонкое лето».

1

0,4

0,6

Всего:

9

3,4

5,6


1.3.2 Содержание учебного плана


Родной край.

Теория. Вводное занятие. История возникновения Кувандыкского городского округа.

Практика: Презентация: «Природное наследие Кувандыка».


Моя мечта.

Теория: Беседа «Моя мечта». Рисунок на асфальте.

Практика: Творческое задание: рисунок на асфальте цветными мелками.


Черепахи на прогулке.

Теория: Придумать рассказ о том, как живёт семейство черепах: чем они занимаются, как отдыхают и т.д. Понятие «нетрадиционная техника» (восковые мелки, акварель, маркер).

Практика: Изобразить семейство черепах.


Мой портрет.

Теория: Объяснить, как нарисовать свой портрет так, чтобы было понятно, какой человек: добрый, сердитый, смешной и т.д. Понятие «портрет», «чёрно-белый граттаж».

Практика: Выполнить автопортрет в данной технике.


На лугу.

Теория: Представить, что вас превратили в маленького человечка, и вы попали на цветущий луг, расскажите о ваших приключениях. Понятие «цветной граттаж».

Практика: Изобразить композицию «на лугу» в изученной технике.


Мой двор.

Теория. Показ слайдов разных дворов в разных городах.

Практика. Творческая работа: «Мой любимый двор».


Городской пейзаж.

Теория. Показ слайдов города Кувандыка.

Практика. Творческая работа: «Мой город».


Достопримечательности моего города.

Теория: Показ слайдов «Достопримечательности города Кувандыка».

Практика. Рисование «Мой город будущего» (творческая работа).


Итоговое занятие. Выставка работ «Звонкое лето».


1.4 Планируемые результаты

Предметные:

К концу обучения дети будут

Знать:

-

Уметь:

- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

- передавать настроение в работе;

- грамотно оценивать свою работу, находить в ней достоинства и недостатки.


Метапредметные:

У обучающихся сформирован:

- интерес к новым видам творчества;

- интерес к новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.


Личностные:

У обучающихся сформированы:

- способность эмоционально воспринимать красоту окружающего мира;

- интерес к изобразительному творчеству.


II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график


Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

июнь



учебное занятие


Вводное занятие: История возникновения Кувандыкского городского округа.

Практика: Презентация: «Природное наследие Кувандыка».


наблюдение, опрос

2

июнь



занятие-игра


Моя мечта.

Теория: Беседа «Моя мечта». Планирование рисунка на асфальте.

Практика: Творческое задание: рисунок на асфальте цветными мелками.


наблюдение, опрос

3

июнь



занятие-игра


Черепахи на прогулке.

Теория: Составление рассказа о том, как живёт семейство черепах: чем они занимаются, как отдыхают и т.д. Понятие: «Нетрадиционная техника» (восковые мелки, акварель, маркер).

Практика: Изобразить семейство черепах, используя нетрадиционные техники рисования.


наблюдение, опрос

4

июнь



практическое занятие


Мой портрет.

Теория: Понятие «Портрет», «Чёрно-белый граттаж».

Практика: Выполнить автопортрет в технике граттаж.


наблюдение, анализ работы

5

июнь



учебное занятие


На лугу.

Теория: Понятие «Цветной граттаж».

Практика: Изобразить композицию «на лугу» в изученной технике.


наблюдение, опрос

6

июнь



занятие-игра


Мой двор.

Беседа: Мой двор.

Практика. Творческая работа: «Мой любимый двор».


наблюдение, опрос

7

июнь



занятие-игра


Городской пейзаж.

Виртуальная экскурсия: Путешествие по родному городу.

Практика. Творческая работа: «Мой город».


наблюдение, опрос

8

июнь



занятие-игра


Достопримечательности моего города.

Практика. Мой город будущего (творческая работа).


наблюдение, опрос

9

июль



занятие-праздник


Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

Выставка работ: «Звонкое лето».


выставка

2.2 Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:

учебный кабинет;

оборудование (столы, стулья) по возрасту и росту детей;

краски (гуашь, акварель), кисти различной толщины;

бумага различных фактур;

демонстрационный материал.


2.3 Формы аттестации

Формой контроля на занятиях в объединении является организация просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Обсуждение работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения. В конце освоения программы проводится итоговая выставка.


2.4 Оценочные материалы

Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего процесса обучения:

- входная диагностика – проводится в начале лагерной смены. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств детей.

- итоговая диагностика – проводится в конце лагерной смены. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.

Результаты освоения программы на каждом уровне ее реализации оцениваются с помощью пакета диагностических методик:

- «Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа» (автор Ветлугина Н.А.),

- «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.,

- «Уровень личностных результатов» – ориентация на моральные нормы и их выполнение.


2.5 Методические материалы

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка.

Художественная деятельность наиболее эффективно обеспечивает потребность ребёнка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, т.к., они менее привязаны к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Для этого используются разнообразные методы и формы организации образовательного процесса.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Методы воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Разнообразие форм применяется в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала используется объяснение, рассказ, показ, демонстрация.

На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа.

На этапе повторения изученного материала – наблюдение, опрос , анализ работ.

На этапе проверки полученных знаний – выставка.

Структура учебного занятия варьируется в зависимости от цели и задач, однако, обязательными элементами каждого занятия являются:

Эмоциональный настрой.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно-двигательных мышц.

Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.

Формы занятий:

- вводное занятие, педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на лагерную смену.

- практическое занятие, педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами и практическое применение представленных техник.

- занятие-игра, целью таких занятий является, прежде всего, развитие эмоциональных чувств обучающихся.

- итоговое занятие, подводит итоги работы детского объединения.

Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ.


2.6 Список литературы


1.

«Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. – М.: «Просвещение», 2009.

2.

Арнаутова Е.П.. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2011.

3.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

4.

Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие». – М., 2005.

5.

Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам». – М., 1998.

6.

Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

7.

Еременко Т.И. «Иголка-волшебница». – М.,2007.

8.

Лыкова И.А. Цветные ладошки – авторская программа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

9.

Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе». – Волгоград, «Учитель», 2010.

10.

Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров». – М., 1990.

11.

Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов». – Ярославль. «Академия развития», 2006.

12.

Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками». – М., 2008.

13.

Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов». – М., 1990.

14.

Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2013. – 53 с., ил.

15.

Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». – Ярославль. 2004.

16.

Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. – Изд. 7-е, испр. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 87с., ил. – (Город мастеров).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации