Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа красоты»
Отдел образования Администрации Октябрьского района Амурской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы с. Екатеринославка»
Утверждаю:
Программа принята на заседании Директор МБУ ДО ЦВР
педагогического совета МБУ ДО ЦВР
от «____» ________2020 г. «___» _____________ 2020 г.
Протокол №____ ____________ Т.Н. Пак
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школа красоты»
Уровень ознакомительный
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 12 -15 лет
Составитель: Лелекова М.Н.,
педагог дополнительного образования
Варваровка
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик образования........................................3
Актуальность программы.............................................................................3
Отличительные особенности программы.......................................................4
Адресат программы.....................................................................................5
Формы обучения..........................................................................................5
Объем и срок реализации программы, режим занятий ...................................6
Цель и задачи программы............................................................................6
Тематический план учебного курса..............................................................7
Содержание учебного плана........................................................................8
Планируемые результаты...........................................................................10
2. Комплекс организационно-педагогических условий..................................12
Формы аттестации.....................................................................................12
Оценочные материалы..............................................................................13
Условия реализации программы.................................................................15
Методические материалы..........................................................................16
Календарный учебный график...................................................................18
Календарно-тематическое планирование....................................................19
Работа с родителями.................................................................................21
Список литературы и рекомендуемые источники для родителей и детей.......................................................................................................21
Приложения:
Нормативно-правовые основы разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Карта мониторинга образовательных результатов.
Карта мониторинга личностных результатов.
Таблица результатов реализации программы.
Комплекс основных характеристик образования
Актуальность программы
Для подростков актуален поиск деятельности, обеспечивающий постоянный авторитет в мире сверстников или взрослых. Достижение желаемого результата формирует деятельностную сторону самооценки подростка. Следовательно, стержнем воспитания и образования должно стать формирование социально необходимых знаний, умений и навыков, профессиональное самоопределение детей и подростков. Знание подростковых проблем и возрастной психологии, умение сделать внешность более привлекательной, а также интересные идеи профессионалов помогли создать образовательную программу «Школа красоты», которая дает возможность подросткам успешно адаптироваться в современных условиях и осознанно решать проблемы жизненного и профессионального самоопределения.
Внешний облик человека играет немаловажную роль при знакомстве и общении. В человеке важно все – красота внутренняя, духовная, внешняя привлекательность и обаяние. Поэтому абсолютно нормально и правильно, что каждой девочке, девушке хочется очаровывать своим лицом, фигурой, гордой осанкой.
Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида. Многие из них задаются вопросом, насколько они соответствуют представлениям о красоте, принятым в их среде и в современном мире. От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Им нужна помощь, чтобы справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе.
В настоящее время актуальными становится специальность – "визажист-стилист". Мода постоянно меняется, поэтому, при наложении макияжа визажист обязан учитывать не только индивидуальность человека, но и отражать направления моды, подчеркивая его общий стиль – манеру одеваться и держать себя в обществе. Работа над созданием образа требует соответствующей подготовки, поэтому необходимо знать основы косметологии, и уметь создавать имидж человека.
Программа «Школа красоты» относится к стартовому уровню, что развивает широту интересов обучающегося. Программа направлена на то, чтобы помочь подростку увидеть в себе и принять индивидуальные особенности внешности, научить его подчеркивать свои достоинства. Обучить подростков основным приемам правильного ухода за своей внешностью, помочь учащимся сориентироваться в огромном количестве имеющихся сейчас в продаже парфюмерно-косметических препаратов, понять, какое средство необходимо для определенного типа волос и кожи, а какое противопоказано; разобраться в основных техниках макияжа, понять специфику профессий сферы красоты.
Актуальность программы заключается также и в том, что она направлена на содействие профессиональному самоопределению обучающихся путем приобретения специальных знаний, умений и навыков в сфере красоты. Программа позволяет осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор возможной будущей профессиональной деятельности.
Отличительные особенности программы
Интеграция с рядом учебных предметов является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в данной программе объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой познавательного интереса.
Прослеживаются следующие межпредметные связи предмета здоровья и красоты:
- с биологией (физиология и строение органов человека);
- химией (современные средства ухода, химические реакции);
- физикой (физическое стимулирование, физические процессы, происходящие в организме);
- историей (история парфюмерии, макияжа и т.д.);
- рисованием (цветоведение, макияж);
- физическим воспитанием (правильная осанка, профессиональная гимнастика, условия продуктивного целесообразного труда).
Особенностью программы является и то, что предусматривается совместная деятельность на занятиях учащихся и их родителей. Например, дети учатся приемам макияжа у родителей, а родители на занятиях и мастер-классах учатся современным техникам макияжа у детей.
Отличительной особенностью данной образовательной программы заключается в том, что она позволяет дополнять и расширять представления детей о красоте и здоровье с позиции здоровьесбережения (здоровый образ жизни, рациональное питание, правила личной гигиены и пр.)
Программа разработана на основе анализа детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги и на потенциале образовательного учреждения. Программа «Школа красоты» модифицированная, переработанная. В ее основу положен собственный опыт работы консультантом по красоте и педагогический опыт работы в дополнительном образовании по реализации программы «Театр моды» (спецкурсы «Грим и визаж», «Цветоведение»), а также опыт коллег, реализующих дополнительные образовательные программы в области моды, имиджа и красоты.
Адресат программы
Комплектование группы происходит в режиме свободного набора.
Группа формируется из обучающихся 12–15 лет.
Подростковый возраст называют переходным. Организм взрослеет, изменяются внешность и поведение ребенка. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками, на первый план выходит проблема внешности, из-за которой часто возникают всевозможные комплексы. Подростки склонны к самокритичности. Они умеют находить недостатки даже там, где их практически нет, при этом явно преувеличивая их значение. Это усугубляется тем, что в силу психологических особенностей подростки склонны находить себе идеал — например, в лице какой-либо звезды. Все это приводит к большому количеству экспериментов со своей внешностью, порой не самых удачных.
Наполняемость группы до 10 человек. Это обусловлено рекомендациями СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Предусматривается возможность участия родителей без включения их в списочный состав группы. Родители выполняют роль взрослых моделей для упражнений учащихся в техниках макияжа, а также делятся своим опытом ухода за кожей. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, а также совместная деятельность детей, педагога и родителей способствуют более успешному освоению учащимися программного содержания.
Формы обучения
Форма обучения по программе очная. В режиме эпидемиологической обстановки возможно электронное обучение.
Для организации занятий по программе художественной направленности рекомендуются такие формы, как:
- коллективная – теоретические занятия, тематические беседы, участие в массовых мероприятиях, экскурсии, посещение выставок, музеев, салонов красоты, мастер-классы специалистов сферы красоты и другая воспитательная работа объединения.
- индивидуальная – разработка конкретного образа, практические задания, выполнение творческих работ, работа по подготовке мастер-класса, дополнительные и творческие занятия, консультации.
- воспитательная работа строится на основе совместной деятельности, имеющей диалоговую структуру, партнерские формы сотрудничества, доверительный характер, субъект-субъектные способы воздействия.
По способам организации деятельности объединения «Школа красоты» используются различные формы работы с обучающимися:
-тематические занятия и просмотр видео-уроков;
- педагогическая беседа, дискуссия;
- ролевые и дидактические игры; мастер-классы;
- практические творческие задания по созданию определенных образов;
- участие в конкурсах;
- экскурсии, посещения салонов красоты, косметических магазинов.
Виды занятий – практические, теоретические и комбинированные. Теоретические занятия проводятся для всего состава обучающихся, а практические могут проводиться отдельно для группы детей или индивидуально с согласия родителей и администрации.
В некоторых разделах программы предполагаются совместные занятия родителей и учащихся, а также приглашается профессиональный визажист.
Объем и срок освоения программы, режим занятий
Программа носит ознакомительный характер и рассчитана на 72 часа. Эти часы распределены на 36 недель, или 1 год обучения: 1 раз в неделю по 2 часа (45 минут + 45 минут с перерывом между занятиями в 10 минут).
Цель программы – создание активной мотивирующей среды для овладения учащимися знаниями и умениями в области косметологии и макияжа с помощью художественных средств.
Задачи:
- дать элементарные знания по уходу за кожей, волосами;
- научить разбираться в косметических средствах и правильно ухаживать за своей внешностью;
- познакомить с бьюти-терминологией, теорией цветотипов внешности, основными техниками макияжа;
- обучить правилам выполнения основных видов макияжа;
- дать понятие о парфюмерном этикете;
- способствовать формированию у учащихся основ здорового образа жизни;
- развивать творческое мышление и фантазию, художественный вкус; коммуникативные навыки;
- формировать устойчивый интерес к искусству макияжа и к профессиям, связанным с созданием имиджа человека.
Тематический план учебного курса объединения «Школа красоты»
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | прак-тика | |||
1. 2. 3. | Здоровье и красота Введение. Правила ТБ. Рациональное питание Вредные и полезные привычки | 2 2 2 | 1 2 1 | 1 1 | Стартовый тест Опрос Наблюдения |
4. 5. 6. | Уход за кожей и волосами Сведения о коже Уход за кожей Уход за волосами | 2 20 4 | 1 8 2 | 1 12 2 | Практическая работа Самооценка Опрос Мастер-классы |
7. 8. | Цветотипы внешности Цветометрия Цветотипы внешности | 2 4 | 2 2 | 2 | Практическая работа Наблюдение Занимательные задания, тесты |
9. 10. 11. 12. | Макияж Декоративная косметика Коррекция формы лица, глаз, носа, губ, лба Уход за ресницами и бровями. Виды макияжа | 4 8 2 16 | 2 2 3 | 2 6 2 13 | Наблюдение Презентация Опрос Мастер-класс Творческий проект Анализ работы Участие в конкурсах |
13. | Парфюмерия | 4 | 2 | 2 | Кроссворд Презентация |
Итого | 72 | 26 | 46 |
Содержание учебного плана
Здоровье и красота
Введение. Правила ТБ. Организация обучения в школе красоты.
Теория.
Знакомство с детьми. Создание интереса к предстоящей деятельности. Игры в виртуальный макияж. Знакомство с программой обучения. Правила поведения в кабинете. Входное тестирование.
Практика.
Анкета «Твой идеал красоты».
Рациональное питание.
Теория.
Витамины и минеральные вещества. Белки, жиры и углеводы, их значение в питании подростков. Калорийность. Рационы питания. Составление суточного рациона.
Вредные и полезные привычки.
Теория.
Никотин, алкоголь и наркотики – грозные враги здоровья и красоты. Дискуссия «Можно ли побороть вредные привычки?»
Практика.
Оформление флаеров о вреде никотина, алкоголя, наркотиков.
Уход за кожей и волосами
Сведения о коже.
Теория.
Функции кожного покрова. Структура кожи. Типы кожи. Личная гигиена.
Практика.
Тест «Определение типа кожи».
Уход за кожей.
Теория.
Профессия косметолог. Современные требования к косметическим средствам. Классификация косметических средств. Правила хранения кремов. Бьюти-словарь. Бьюти-инструменты. Словарная работа. Уход за кожей тела. Депиляция. Уход за кожей рук. Уход за ногтями. Маникюр. Типы кожи лица. Особенности подростковой кожи. Основные этапы ухода за кожей лица. Массажные линии. Демакияж. Очищение. Пилинг. Тонизирование. Увлажнение. Питание. Защита кожи. Солнцезащитные средства. Маски. Уход за кожей лица разного типа в домашних условиях. Уход за проблемной кожей. Уход за кожей вокруг глаз. Уход за кожей губ. Дискуссия с родителями «Мифы о косметике». Промежуточный контроль - тест «10 врагов вашей красоты».
Практика.
Экскурсия в косметический магазин. Экскурсия в маникюрный кабинет. Упражнения: уход за ногтями, маникюр. Упражнения: этапы ухода за кожей. Упражнения: нанесение масок. Мастер-класс от родителей. Составление индивидуальной схемы ухода за своим лицом. Составление памятки, буклетов по уходу за кожей лица.
Уход за волосами.
Теория.
Общие сведения. Типы волос. Заболевания кожи головы. Косметические средства по уходу за волосами. Правила ухода за волосами. Полезные советы для выбора прически.
Практика.
Экскурсия в салон парикмахера. Мастер-класс по плетению кос.
Цветотипы внешности
Цветометрия.
Теория.
Цветометрия – теория о типах и психологии цвета. Цветовой круг. Понятие о различных теориях определения цветового типа внешности.
Цветотипы внешности.
Теория.
Традиционная теория цветотипов внешности «Времена года»: зима, весна, лето, осень. Комплиментарные цвета. Цветовая гамма каждого типа. Инструменты для определения цветотипа внешности, как ими пользоваться. Занимательные задания с дидактическими карточками.
Практика.
Упражнения в подборе палитры для разных цветотипов.
Макияж
Декоративная косметика.
Теория.
Из истории косметики. Гигиенические требования к декоративной косметике. Тональная основа. Профессиональная палитра. Кисти и другие инструменты визажиста. Профессия визажиста.
Практика.
Экскурсия в косметический магазин. Классификация декоративной косметики.
Коррекция формы лица, глаз, носа, губ, лба.
Теория.
Знакомство с электронными программами «Салон красоты». Последовательность выполнения макияжа глаз. Разрез глаз, их расположение, коррекция. Макияж губ. Форма лица. Моделирование лица. Средства для коррекции формы лица. Правила коррекции формы лица. Мастер-класс от визажиста «Техники макияжа глаз».
Практика.
Упражнения в выполнении корректировки формы лица, глаз, губ и пр. Упражнения в определении типов и форм лица, цветотипа внешности, подбора палитры декоративной косметики, необходимости в коррекции. Подготовка презентации.
Уход за ресницами и бровями.
Практика.
Упражнения в корректировке формы бровей. Подбор содержимого личной косметички. Мастер-классы для родителей и сверстников.
Виды макияжа.
Теория.
Макияж на все случаи жизни. Деликатный. Дневной. Вечерний. Авангардный. Омолаживающий. Стиль и макияж. Техники макияжа. Эксперименты с цветом. Секреты идеального макияжа от известных стилистов-визажистов. Тату и перманентный макияж. Подведение итогов.
Практика.
Выполнение и защита творческих проектов авторских макияжей. Участие в конкурсах. Фотосессия.
Парфюмерия.
Теория.
Из истории парфюмерии. Эфирные масла. Духи, парфюмерная вода, туалетная вода, одеколон, спрей – чем они отличаются друг от друга. Парфюмерная пирамида. Классификация ароматов. Профессия парфюмер. Правила выбора аромата. Парфюмерный этикет. Кроссворд ароматический.
Практика.
Упражнения в классификации ароматов. Подготовка презентаций.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны освоить комплекс результативных компонентов программы:
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
1.Основные типы волос и кожи.
3. Правила ухода за телом.
4. Способы сохранения здоровья.
5. Сезонную теорию цветотипов внешности
6. Виды макияжа и способы коррекции лица с помощью декоративной косметики.
7. Классификацию ароматов и парфюмерный этикет.
8. Специфику профессий: консультант, косметолог, визажист, парфюмер.
Учащиеся должны уметь:
1. Пользоваться бьюти-терминологией.
2. Разбираться в косметических средствах.
3. Правильно ухаживать за кожей, телом, волосами.
4. Пользоваться необходимыми косметическими инструментами: кисти, спонжи, аппликаторы, электрическая щетка.
5. Выполнять различные виды макияжа.
6. Правильно подбирать цветовую палитру в зависимости от типа внешности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- формулировать учебную проблему, выполнять поисковые действия, отбирать оптимальное решение проблемы;
- предлагать технологические решения и способы выполнения отдельных видов макияжа из числа освоенных;
- отбирать наиболее подходящие для выполнения задания косметические средства и кисти; осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы.
Познавательные: искать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные: формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения; слушать других, уважительно относиться к их мнениям; сотрудничать.
Личностные:
- адекватная самооценка своей внешности;
- желание выполнять учебные действия, использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий; с
- стремление к здоровому образу жизни и активному познанию окружающего мира;
- сформированность интереса к занятиям и стремление к дальнейшему освоению программ художественной направленности.
Полученные учащимися знания и навыки помогут им не только в повседневной жизни, но и дадут представление о профессии визажиста, помогут в выборе дальнейшего профессионального пути.
Комплекс организационно-педагогических условий
Формы аттестации
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности. Цель аттестации – выявление входного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ.
Формы проведения аттестации в дополнительной образовательной программе «Школа красоты» определены таким образом, что они соответствуют ожидаемым результатам программы. При выборе форм аттестации применяются такие средства определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им области знаний, которые помогают ему увидеть ступени собственного развития и стимулируют это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. Это следующие формы:
-тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование);
-демонстрационные: организация мастер-классов, конкурсов, презентаций;
-анкетирование;
-проект;
-рейтинговая система оценивания;
-зачет;
-творческое задание;
-педагогическая диагностика;
-самооценка обучающихся своих знаний и умений;
-индивидуальные карточки с заданиями различного типа;
-тематические кроссворды и др. занимательные задания;
-собеседование;
-рабочая тетрадь, альбом зарисовок;
-карта индивидуальных достижений.
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Входной | Сентябрь | Определение теоретических знаний у детей | Тест на выявление первоначальных теоретических знаний | |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учебного материала и к готовности нового материала. | Наблюдение. Творческие работы. Занимательные задания, тесты | Таблица результатив-ности |
Промежу-точный | Декабрь-январь | Оценка уровня и качества усвоения изученного материала учащимися программы по итогам полугодия | Дидактическая игра на закрепление знаний по усвоению материала | Сводная таблица по результатам |
Итоговый | Май | Определение степени усвоения материала по итогам года. | Диагностика по итогам года. Участие в конкурсах. Публикации | Сводная таблица по результатам. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
- подготовка и проведение тематических презентаций;
- фотоотчет;
- участие в конкурсах различных уровней;
- проведение мастер-классов для сверстников и родителей;
- разработка памяток и буклетов с полезными советами по уходу за своей внешностью.
В рамках объединения «Школы красоты» разработаны и используются документальные формы для фиксации результатов обучающихся и обобщения их достижений: диагностические карты результатов освоения программы, дневник педагогических наблюдений.
Оценочные материалы
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств учащихся. Поэтому
ее результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:
- образовательные результаты (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы).
- личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном творческом объединении).
Рекомендованы наиболее популярные в системе дополнительного образования формы оценивания: балльная и система уровней (высокий, средний, низкий).
Мониторинг образовательных результатов
Для изучения результативности реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются тремя уровнями:
высокий (В) - 3 балла; средний (С) - 2 балла; низкий (Н) - 1 балл.
1. Сформированность умений и навыков
- высокий: владеет простыми техниками макияжа и навыками ухода за кожей, умеет правильно использовать инструменты визажиста;
- средний: выполняет некоторые простые техники макияжа, владеет некоторыми навыками ухода за кожей, умеет правильно использовать инструменты визажиста;
- низкий: слабо сформированы технические умения, при использовании бьюти-инструментов испытывает затруднения.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы
- высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет бьюти-словарем, свободно использует технические обороты, умеет добывать и пользоваться дополнительным материалом;
- средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу;
- низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
- высокий: проявляет активный интерес к деятельности объединения, стремится к самостоятельной творческой активности;
- средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы;
- низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
- высокий: принимает участие в разных мероприятиях, в том числе в масштабе района, области;
- средний: участвует в мероприятиях только внутри объединения, учреждения;
- низкий: редко участвует в мероприятиях даже внутри объединения.
Результаты мониторинга образовательных результатов заносятся в карту мониторинга (Приложение).
Мониторинг личностного развития
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии |
| Кол-во баллов | Методы диагностики | |
Самооценка | Способность оценивать себя адекватно | - завышенная оценка - заниженная оценка - нормальная оценка | 1 5 10 | анкетирование | |
Интерес к занятиям | Осознанное участие в освоении образовательной программы | - интерес к занятиям продиктован ребенку извне; - интерес периодически поддерживается самим ребенком; - интерес поддерживается ребенком самостоятельно | 1 5 10 | анкетирование, тестирование | |
Тип сотрудни-чества | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | - избегает участия в общих делах; - участвует при побуждении извне; - инициативен в общих делах | 0 5 10 | наблюдение | |
Рациональный подход к труду | Бережное и экономное отношение к материалам и инструментам | - удовлетворительно; - хорошо; - отлично | 3 4 5 | наблюдение | |
Творческие навыки | Желание реализовать свои творческие идеи и замыслы | - отсутствие творчества в работе; - сочетание репродуктивных и творческих навыков; -выдвижение новых идей, стремление их воплотить в своей работе | 0 5 10 | наблюдение |
Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту мониторинга личностного развития (Приложение).
Показателем результативности освоения программы выступает динамика продвижения ребенка в личностном развитии, овладении компетенциями и творческом самовыражении. Итоги фиксируются в таблице результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы (Приложение).
Условия реализации программы
Условия реализации программы – это существующая и доступная совокупность необходимых для реализации программы условий: помещения для занятий по программе; перечень оборудования, приборов и инструментов, материалов;
аудио-, видео-, фото-, интернет-источники, электронные образовательные и сетевые ресурсы и пр.; педагогические работники и иные специалисты.
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Мебель: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкаф для хранения учебной литературы и наглядных пособий, косметических средств. Предусматривается наличие раковины и проточной воды.
Необходимое оборудование, инструменты, приспособления и материалы:
- ноутбук;
- антисептические и гигиенические средства;
- образцы косметической продукции;
- наборы для проведения косметических процедур на каждого учащегося: полотенца, повязки на голову, салфетки, ватные диски, зеркала, одноразовые кисти и аппликаторы, пробники косметической продукции, емкости для пробников и использованных материалов.
Красивое оформление учебного кабинета, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места, четкая организация хранения материалов и инструментов, наличие большого выбора материала для работы – все это имеет большое воспитательное значение: дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Финансовое обеспечение производится за счет родительской спонсорской помощи.
Кадровое обеспечение
Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Педагогу в дополнение желательно иметь сертификат консультанта по красоте или иную подготовку в сфере создания имиджа человека.
Информационное обеспечение
Возможности педагогического сообщества «УРОК.РФ»
Единый национальный портал дополнительного образования
LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений
Методические материалы
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа красоты» разработана с учетом современных образовательных технологий: игровые технологии, проектные, здоровьесберегающие, диалог культур, информационно-коммуникативные технологи, групповые технологии, компетентностный подход, личностно ориентированный подход, – которые отражаются:
–в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
–формах и методах обучения (активные методы обучения, занятия, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т. д.);
–методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.).
Методы обучения, используемые в образовательном процессе: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, мотивация, стимулирование.
Основные принципы программы:
–использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала;
–учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ;
–изложение нового материала в доступной для детей форме;
–выработка умений и навыков на основе полученных знаний;
–постепенное усложнение при подаче нового материала.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность, в процессе которой в основном происходит освоение материала. Практические занятия строятся в форме сюжетно- ролевой игры (сюжетные роли: консультант, парфюмер, эксперт, визажист, косметолог, клиент, покупатель).
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Теоретическая часть занятий сочетается с различными видами тестирования, проведением викторин, загадок, разгадыванием кроссвордов по тематике программы, что создает положительную эмоционально- психологическую атмосферу, позволяет легко усваивать материал и создать ситуацию успеха.
В значительной мере интерес к познанию и деятельности формируется под влиянием различных эстетических, художественных впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остается консультирование обучающегося, содействие в ознакомлении с техникой макияжа профессиональных визажистов и косметологов. Так, например, используем обучающий видеокурс Эрика Индикова, художника и визажиста, специалиста международного класса. Его курс «Школа макияжа для начинающих» состоит из нескольких видео мастер-классов, рабочей тетради и шаблонов для зарисовки.
Включение в работу метода дискуссии помогает обучающему вступать в диалог с преподавателем, со своими товарищами, с родителями и высказывать свою точку зрения. Дискуссия дает обучающимся возможность поделиться своими идеями, чувствами и мыслями по определенной теме. Дискуссии полезны, потому что они позволяют школьникам использовать свои мыслительные навыки, расширить свои идеи и услышать мнения своих одноклассников. Дискуссии расширяют и углубляют понятия обучающих и позволяют им использовать полученные знания.
Методические материалы – это перечень методических и дидактических материалов, которые используются для работы на занятиях и для самостоятельной работы, необходимых для достижения целей программы.
В мастерской накоплен достаточный объем материалов для осуществления учебного процесса:
- подборка книг, учебных пособий, журналов и статей на тему красоты и здоровья;
- конспекты учебных занятий: «Гармония цвета», «Какой цвет вам к лицу»; «Изучение внешних данных», «Профилактика вредных привычек» и пр.;
- сборник занимательных заданий и игры;
- инструкционные карты;
- раздаточные материалы: открытки с макияжами, шаблоны для зарисовок, рабочие бьюти-тетради, карточки-блоттеры с ароматами; флаеры о косметической продукции и пр.;
- справочник о продукции и словарь терминов;
- мультимедийные презентации к занятиям;
- цветовой круг, цветовые карты и наборы цветных лоскутов для определения цветотипа внешности;
- альбом «до» и «после» - пошаговое руководство с иллюстрациями для создания разнообразных образов;
- электронные средства обучения- электронная программа «Виртуальный стилист», электронная продукция в виде развивающих игр, электронные контрольные тесты.
Все методические материалы в мастерской представляют собой блоки по темам:
- Здоровый образ жизни
- Макияж и визаж
- Уход за кожей и волосами
- Прически
- Цветотипы внешности
- Разработки конспектов занятий и др. мероприятий
- Контрольно-измерительные материалы.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2020 | 25.05.2021 | 36 | 72 часа | 1 раз в неделю по два академических часа |
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса объединения «Школа красоты»
№ п\п | Дата | Раздел, тема | Форма занятия | Форма контроля |
Здоровье и красота | ||||
1 | сентябрь | Введение. ТБ. Организация мастерской. Анкетирование. Тест «Ты и твой характер» | беседа | наблюдение стартовый тест самооценка |
2 | сентябрь | Рациональное питание | беседа практическая работа | опрос наблюдение оформление таблицы |
3 | сентябрь | Вредные и полезные привычки | дискуссия | занимательные задания |
Уход за кожей и волосами | ||||
4 | сентябрь | Сведения о коже | беседа | наблюдение опрос |
5 | октябрь | Профессия косметолог. Уход за кожей тела. Депиляция | беседа практическая работа | опрос наблюдение |
6 | октябрь | Уход за кожей рук. Маникюр | беседа практическая работа | наблюдение опрос |
7 | октябрь | Типы кожи. | практическая работа | наблюдение тест |
8 | октябрь | Этапы ухода за кожей лица. Массажные линии. | беседа практическая работа | наблюдение |
9 | ноябрь | Маски. Защита кожи от внешних воздействий. | практическая работа | наблюдение |
10 | ноябрь | Проблемная кожа. Уход за проблемной кожей. | беседа практическая работа | наблюдение опрос |
11 | ноябрь | Уход за кожей лица разных типов | практическая работа | наблюдение |
12 | ноябрь | Уход за кожей вокруг глаз и уход за губами | практическая работа | наблюдение |
13 | декабрь | Индивидуальная карта красоты | самостоятельная работа | наблюдение самооценка |
14 | декабрь | Разработка мастер-класса (буклета) по уходу за кожей лица | практическая работа | презентация мастер-класса |
15 | декабрь | Уход за волосами. Общие сведения. | беседа | наблюдение опрос |
16 | декабрь | Косметические средства и процедуры по уходу за волосами. | практическая работа | наблюдение опрос |
Цветотипы внешности | ||||
17 | январь | Цветометрия | беседа | наблюдение опрос |
18 | январь | Цветотипы внешности | беседа | наблюдение опрос |
19 | январь | Палитра для цветотипов внешности | практическая работа | наблюдение тест |
Макияж | ||||
20 | февраль | Основа под макияж. Декоративная косметика. Визажист. Профессиональная палитра и инструменты визажиста. | беседа игра | наблюдение кроссворд викторина |
21 | февраль | Экскурсия в косметический магазин | экскурсия | наблюдение опрос |
22 | февраль | Электронные программы «Салон красоты». | практическая работа | наблюдение |
23 | февраль | Типы лица. Корректировка формы лица с помощью декоративных средств. | практическая работа | наблюдение тест |
24 | март | Работа визажиста. Корректировка формы и положения глаз. | мастер-класс специалиста | наблюдение тест |
25 | март | Корректировка формы лба и носа | практическая работа | наблюдение |
26 | март | Корректировка формы губ | практическая работа | наблюдение |
27 | март | Уход за ресницами и бровями. | беседа практическая работа | наблюдение |
28 | март | Виды макияжа | беседа | наблюдение тест |
29 | апрель | Деликатный макияж. | практическая работа | наблюдение |
30 | апрель | Вечерний макияж. | практическая работа | наблюдение |
31 | апрель | Авангардный макияж. | практическая работа | наблюдение опрос |
32 | апрель | Творческие работы учащихся | мастер-класс | наблюдение |
33 | апрель | Творческие работы учащихся | практическая работа | наблюдение анализ работы |
34 | май | Творческие работы учащихся | подведение итогов | творческий отчет фотосессия публикации |
Парфюмерия | ||||
35 | май | История парфюмерии. Парфюмер. Эфирные масла | беседа | наблюдение опрос |
36 | май | Классификация ароматов. Парфюмерный этикет. | беседа практическая работа. | наблюдение творческая работа самооценка |
Работа с родителями
Одно из направлений деятельности педагога – это семья, в которой растёт, формируется, воспитывается ребёнок.
Работа с родителями учащихся заключается в постоянном контакте с деятельностью творческого объединения «Школа красоты». Родители приходят на совместные с учащимися занятия, участвуют в различных социальных акциях, что приобщает их к внутренней жизни объединения. Проводятся родительские собрания, чаепития. Индивидуальная работа складывается из личных бесед, инструктажей, консультаций, сотрудничества. Всё это позволяет более активно включать родителей в детские интересы и детскую жизнь.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, а также совместная деятельность детей, педагога и родителей способствуют более успешному освоению учащимися программного содержания.
Список литературы
Буйлова Л. Н. Порядок организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: дети особой заботы. // Информационно-методический журнал «Внешкольник». – М.: ООО «Новое образование». - №3. - 2019. – С. 9-14.
Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Буйлова. – М.: Пед. О-во России, 2015. – 270 с.
Главные правила сочетания цветов / сост. С. Бояринова. – М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2019. – 96 с.: ил.
Зубцова Я. Бьюти-мифы: Вся правда о ботоксе, стволовых клетках, органической косметике и многом другом / Яна Зубцова, Тийна Орасмяэ-Медер. – М.: Альпина паблишер, 2015. – 296 с.
Крыгина Е.А. Макияж. – М.: Эксмо, 2017. – 170 с.
Медведенко Н.Ю., Простакова Т.М. Косметика. Маникюр. Педикюр. Серия «Учебный курс». – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 320 с.
Школа красоты: Одеваемся красиво. Полезные советы. Уход за волосами. Аксессуары. Макияж // Сборник буклетов. Издание на русском языке. – Тверь: Тверской полиграфический комбинат, 2017.
https://makeup.ru/article/makiyazh-dlya-nachinayushih школа макияжа для начинающих.
http://www.allaboutbeauty.ru интернет журнал о красоте.
Рекомендуемые источники для родителей и детей
Периодическая печать. Журналы о красоте и здоровье.
Секреты имиджа для девчонок / Сост. Е.В. Синичкина. – М.: Эксмо, 2014. – 288 с.
http://f-journal.ru правила ухода за собой.
http://molod.school-egvekinot.edusite.ru сайт для детей и их родителей.
http://tvoimakeup.ru/detskij/makiyazh-dlya-devochek-12-14-let.html все секреты макияжа
http://stoboi.ru/makeup2.htm виртуальные игры по макияжу для девочек.