Программа дополнительного образования «Мир природы»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Города Воткинска Удмуртской республики
Рассмотрена на заседании Утверждено
методического совета приказом №____ от _________20____г.
Директор МАУДО ЭБЦ
«___»__________20___г. ______________Л.Л.Воронцова
Принято на заседании
педагогического совета
«___»__________20___г
Образовательная программа
«Мир природы»
Возраст обучающихся 7 - 9 лет
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Белобородова Н.П.
Педагог дополнительного образования
квалификационная категория - первая
г. Воткинск, 2020г.
Разработчик: Белобородова Надежда Павловна, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория.
Возраст обучающихся: 7-9 лет.
Срок освоения: 1 год.
Общее количество учебных часов по программе 200.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир природы». Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана на основе следующих документов:
· Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями в соответствии с 403-ФЗ от 02.12.2019 года;
· Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 N 196 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
· Приказа Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
· Письмо от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»;
· Сан Пин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
· Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 29.06.2018 №673 «Об утверждении методики проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам и качества дополнительных общеобразовательных программ";
· Устава Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики (далее - учреждение).
· Образовательной программы и учебного плана учреждения.
Программа по содержательной и тематической направленности является естественнонаучной – направлена на формирование природолюбия, ответственного отношения к природе, получение первичных навыков проектной работы.
Реализует потребность обучающегося в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логическое осмысление взаимосвязей в природе.
Сфера профессиональной деятельности (по типологии Е.А. Климова) – «человек-природа (окружающий мир)»; «стартового» уровня.
Актуальность: проведено анкетирование детей, родителей и педагогических работников, в результате которого выявлена необходимость изучения природы родного края, наблюдения в природе, умению анализировать взаимосвязи в природе, влияние человека на природу. Таким образом, программа ориентирована на социальный заказ.
Новизна:
Условия реализации программ:
Кадровое обеспечение: Белобородова Н.П. педагог дополнительного образования, квалификационная категория-первая. Во время отпуска и больничного листа заменяет данного педагога, педагог соответствующей квалификацией.
Отличительная особенность Программы заключается в том, что обучающиеся, получая знания о природе Удмуртской Республики, учатся применять их на практике.
Цель программы: сформировать у обучающихся знания о природе Удмуртской Республики, способности понимать и любить окружающий мир и природу родного края.
Задачи:
1. Сформировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Сформировать представления о нормах и правилах поведения в природе.
3. Развить умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать при изучении природы родного края.
4. Привлечь детей к активной природоохранительной деятельности посредством участия в экологических акциях разных уровней: учреждения, муниципального, республиканского.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
По итогам реализации программы обучающиеся ознакомятся:
- с природными явлениями в соответствии с сезоном года;
-с основными экологическими проблемами Удмуртии;
- смогут определять в природе и по иллюстрациям 5 распространённых перелетных и зимующих птиц Удмуртии, 10 видов диких и домашних животных; 10 видов лиственных и хвойных деревьев Удмуртии,
Личностные результаты:
произойдет:
выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости практического сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
обучающиеся
-смогут работать с литературой и информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) под руководством педагога;
Личностные результаты
У обучающегося сформируется активная жизненная позиция по бережному отношению к природе родного края, представление о ценности жизни в любом ее проявлении.
При освоении данной программы обучающийся может:
Наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений, рассказов;
Правильно заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
Следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Изготовить (самостоятельно) кормушки из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
Применять данные знания, умения, навыки при изучении образовательных предметов «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», в повседневной жизни.
Способы определения результативности:
тестирование;
выполнение творческих работ;
итоговые занятия;
участие в конкурсах, выставках;
участие в городских, республиканских и Всероссийских конкурсах и мероприятиях.
Программа является модифицированной, основана на типовой программе «Окружающий мир» Плешаков А.А., Крючкова Е.А. М.: Просвещение, 2018г [11].
Программа предназначена для младших школьников (7-9лет).
Объем и срок освоения программы – 1 год, 200 часов в год (включая летний период), 2 раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий определяется Приложением № 3 Сан Пин 2.4.4.3172-14
Программа разрабатывалась как личностно – ориентированная, предоставляющая возможность активнее воздействовать на мотивационную, познавательную сферу личности учащихся.
Соответствие программы заявленному возрасту и категории детей
Так как для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир природы» набираются группы обучающихся без ОВЗ, имеющих разный уровень (стартовый и базовый) по общеобразовательным дисциплинам «Окружающий мир», «Природоведение», «Изобразительное искусство», программой предусматривается методическая база, позволяющая всем обучающимся освоить материал вне зависимости от уровня знаний в соответствии с возрастными особенностями детей.
Преемственность и интегрированность программы. Данная программа «Мир природы» является базовой программой для выявления творческих наклонностей и одаренности детей первого года обучения. Позволяет продолжить обучение в Учреждении по программам естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой направленности. Предусмотрена интеграция программы «Мир природы» с дополнительной общеобразовательной программой «Окружающий мир и дети» в плане совместных походов выходного дня, участия в природоохранительных акциях «Чистый берег», «Я прилетел!», «Я и ты против поджогов сухой травы», конкурсах творческих работ ко Дню охраны животных, Дню экологических знаний.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
помещение- учебный кабинет и территория эколого-туристического комплекса МАУДО ЭБЦ;
средства обучения- контрольно-измерительный материал (Приложение 1), методический материал, обеспечивающий образовательный процесс (Приложение 3), литература, интернет ресурсы, наглядный материал (таблицы, иллюстрации, карты, работы обучающихся);
оборудование- компьютер с выходом в Интернет, принтер;
Основные формы и методы обучения, используемые при проведении занятий:
Форма обучения: очное с элементами дистанционного и электронного обучения. Дистанционное обучение проводится через приложение https://stepik.org/, размещение учебных материалов на сайте https://vk.com/club196781032, рассылку заданий для самостоятельной работы через электронную почту, прием и проверку отчетов по ним.
Форма организации и проведения занятий:
- лекции;
- беседы;
- тематические экскурсии (посещение природных сообществ, музеев, в том числе виртуальные экскурсии);
- опытническая работа;
- викторины;
- интеллектуальные игры;
- обобщающие занятия;
Предусмотрены индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая формы организации занятий.
Учебный план
№ | Раздел, тема | Теория | Практика | Всего часов | Аттестация/ контроль | ||||
1 | Введение | 2 | 4 | 6 | Входной контроль. Тестовые задания (Приложение 1 п.1) | ||||
2 | Осенняя пора | 2 | 16 | 18 | | ||||
3 | Птицы Удмуртии | 2 | 16 | 18 | | ||||
4 | Зимняя пора | 4 | 18 | 22 | | ||||
5 | Промежуточная аттестация | | 2 | 2 | Тест- Викторина «Мир природы» (Приложение 1, п. 2) | ||||
6 | Домашние животные | 4 | 12 | 16 | | ||||
7 | Весенняя пора | 2 | 18 | 20 | | ||||
8 | Перелетные птицы Удмуртии | 4 | 16 | 20 | | ||||
9 | Первоцветы Удмуртии | 4 | 12 | 16 | | ||||
10 | Задания на лето | 4 | | 4 | | ||||
11 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | Тест-Игра «Природный калейдоскоп» (Приложение 1, п.3) | ||||
| Итого: | | | 144 | | ||||
Программа на лето | |||||||||
11 | Введение (знакомство с инструкциями по ТБ, правила поведения в природе) | 2 | 2 | 4 | | ||||
12 | Наблюдения в природе за деревьями, птицами, насекомыми, работа с литературой, атласами -определителями | | 26 | 26 | | ||||
13 | Проведение опыта, отчет, написание реферата | 12 | 14 | 26 | | ||||
| Итого | | | 56 | |
№ | Раздел, тема | Теория | Практика |
1 | Введение | Вводная беседа по объединению с группой. Решение организационных вопросов: -охрана труда на занятии, - режим работы; -требования в объединения. | Входной контроль. Тестовые задания (Приложение 1 п.1) [21] , экскурсия [36]. |
2 | Осенняя пора | Осенние явления в природе. Распространенные деревья и кустарники (10 видов). Хвойные и лиственные деревья. Какие бывают овощи, чем полезны. Правила изготовления поделок из листьев, шишек, желудей, крылаток ясеня и клена. | Рисунок «Мое любимое дерево». Разгадывание загадок и кроссворда. Игры «Листопад», «Кто живет в лесу», презентации. Сбор листьев и крылаток для изготовления поделок. Сказка «Дедушкин огород» [22], сказка «фруктово-овощное спасение» [23]. Работа с гербарием. Осенняя экскурсия в парк «Осенние явления в природе» [35], «Узнай дерево». Выполнение поделки, аппликации из природного материала, игра –кроссворд «В гости к деревьям» |
3 | Птицы Удмуртии | Кто такие птицы. Знакомство с некоторыми видами птиц, перелетные и зимующие птицы Удмуртии. Птицы города. | Изготовление кормушек, Рисунок «Птицы на кормушке», экскурсия «Птицы у кормушки», наблюдение за птицами, игра «Птичий город». Отгадывание кроссвордов, загадок. Кроссворд «Городские птицы». Творческие задания. Экскурсия «Городские птицы», Сказка «Глупая птица» [24]. |
4 | Зимняя пора | Кто такие звери, какие бывают. Зимняя жизнь зверей. Разнообразие зверей, хищники и грызуны. Техника безопасности при работе с ножницами при изготовлении оригами. Следы зверей. Звери Красной Книги Удмуртии. | Зимняя экскурсия в парк (наблюдение за деревьями зимой) [35]. Игра лото «Дикие звери», «Звериное царство» разгадывание кроссвордов и загадок о зверях. Выполнение из бумаги (оригами) зверей. Отгадывание кроссвордов, загадок. Зарисовка следов. Презентации. Сказка «Лесная история» [25], сказка «Терем теремок» [26], рисунок «Лесные жители», «Угадай и раскрась меня», игра «Зима в природе» |
5 | Промежуточная аттестация | Вопросы для теста-викторины | Тест-Викторина «Мир природы» (Приложение 1 п.2) |
6 | Домашние животные | Разнообразие домашних животных. Почему люди заводят домашних животных. Как ухаживать за домашними животными | Конкурс сочинений и рисунков «Мой питомец». Оформление выставки. Игра «Карнавал животных». Конкурс знатоков. Работа в рабочей тетради. Творческая работа. |
7 | Весенняя пора | Знакомство с насекомыми Удмуртии. Работа с атласом определителем. Насекомые враги или друзья. Кого больше полезных или вредных насекомых. Насекомые Красной Книги. | Работа по иллюстрациям. Разгадывание кроссворда и загадки, игра «Весна в природе», рисунки на тему «Насекомые Удмуртии», презентации, экскурсия в природу, игра «Угадай кто я», игра-лото «Насекомые», творческая работа, поделки из природного материала «Насекомые», ига «Весна в природе» [36] |
8 | Перелетные птицы Удмуртии | Изучение основных правил, как вести себя в природе и изучение знаков, защищающие природу. Возвращение птиц с зимовки. Перелетные птицы в городе. Акция «Я прилетел», лесные птицы, городские птицы, хищники. | Работа по иллюстрациям и отгадывание кроссворда и загадок. Наблюдение птиц в городе, Экскурсия «Птицы прилетели» [35], игра «Птичий город», «Кто я», Чудесные поделки из бумаги-оригами «Перелетные птицы», игра «Птичьи разговоры» [36] |
9 | Первоцветы Удмуртии | Знакомство с весенними явлениями в природе. Изучение весенних первоцветов нашего края. Правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем при изготовления оригами. Изготовление плакатов в защиту первоцветов. Пробуждения животных весной. Акция «Первоцветы», Первоцветы, занесенные в красную Книгу Удмуртии. | Игра «Самые первые» (разгадывание загадок и кроссвордов), «Страна чудес», игра лото первоцветы. Весенняя экскурсия в природу (наблюдения весенних явлений) [35]. Выполнение поделки из бумаги (оригами) первоцвет весенний. Творческая работа. Изготовление и развешивание плакатов в защиту первоцветов. Экскурсия «Самые, самые, самые» (знакомство ребят с первоцветами) [35]. Отгадывание кроссвордов, загадок [36]. |
10 | Итоговое занятие | Игра | Тест-Игра «Природный калейдоскоп» (Приложение 1 п.3) |
11 | Программа на лето | Беседа, Работа с литературой, атласами-определителями. Наблюдения за опытами, запить в полевой дневник. | Наблюдения в природе, «Выбор темы» [36] |
Календарный учебный график программы
Сроки реализации по годам освоения программы | 1 полугодие | 2 полугодие | Всего учебных недель | ||||
Начало учебного года | 16 недель | 20 недель | Конец учебного года | ||||
1 год | сентябрь | У | А | У | ИА | май | 36 |
Условные обозначения:
У – Учебные занятия по расписанию;
А- аттестация (промежуточная и текущая);
ИА – Итоговая аттестация
Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется после изучения основных разделов программы и проводится в виде викторин, проверочных заданий, устного опроса, кроссвордов, тестов, анкетирования (Приложение 2) [36].
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за полугодие в виде теста викторины «Мир природы» (Приложение 1)
Итоговая аттестация за год обучения проводится в виде теста –игры «Природный калейдоскоп» (Приложение 1)
Формы контроля
№ занятия | Форма контроля | Источник (литературный, авторский материал) | |
1.2 | Входная аттестация | опрос | Прил. 1 п.1 |
4.12 | Промежуточная | тест –викторина «Мир природы» | Прил. 1 п.2 |
9 | Итоговая аттестация | Тест игра «Природный калейдоскоп» | Прил. 1 п.3 |
План воспитательной и массовой работы
№ | Название мероприятия | Сроки | Место проведения | Уровень организации мероприятия | |
Проведение | Участие | ||||
1 | Экомарафон для 1-4 классов | Октябрь-апрель | МАУДО ЭБЦ | | + |
2 | Экскурсия «Узнай дерево», «Осенние изменения в природе», «Наблюдения птиц на кормушке», «Зимняя экскурсия в парк», «Весенняя экскурсия в парк», «Самые, самые, самые», «Птичий город» | Сентябрь-май | Сквер, Березовский массив, территория МАУДО ЭБЦ | + | |
3 | Акция «Берегите ель» | Декабрь | МАУДО ЭБЦ | | + |
4 | Акция «Помогите птицам зимой». | Январь | Сквер, Березовский массив | + | |
5 | Акция «Я прилетел» | Март-апрель | МАУДО ЭБЦ | + | |
6 | Акция «Первоцветы». | Апрель-май | МАУДО ЭБЦ | + | |
7 | Акция «Против поджога сухой травы». | Апрель-май | МАУДО ЭБЦ | + | |
8 | Акция «Чистый город». | Апрель-май | Сквер, Березовский массив | + | |
Взаимодействие с родителями
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Родительские собрания | «Зачисление детей в объединение» | сентябрь |
2 | Совместные мероприятия | Экскурсии в природу, конкурсы. | В течение года |
3 | Анкетирование родителей | «Эффективность работы объединения» | февраль |
4 | Беседа, экскурсия | Знакомство с объединениями туристической, художественной направленности. | май |
Взаимодействие с классными руководителями.
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Родительские собрания | «Зачисление детей в объединение» | сентябрь |
2 | Совместные мероприятия | Экскурсии в природу, конкурсы. | В течение года |
Работа с детьми по профилактике правонарушений
№ п\п | Мероприятия
| Сроки проведения | Участники | Ответственные | |
Организационная работа | |||||
1 | Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций, составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | в течение учебного года | Педагог доп. образования, кл. руководители, соц.педагоги. | Педагог ДО Белобородова Н.П. | |
2 | Составление социального паспорта объединения. Корректировка паспорта в конце учебного года. | 15 октября, 15 мая | Педагог доп. образования кл. руководители, | Педагог ДО Белобородова Н.П. | |
3 | Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию в массовых мероприятиях, конкурсах. | в течение учебного года | Педагог доп. образования учащиеся | Педагог ДО Белобородова Н.П. | |
4 | Участие в родительских собраниях | сентябрь | Педагог доп. образования Родители, кл. руководители, | Педагог ДО Белобородова Н.П. | |
Работа с детьми | |||||
№ п\п | Мероприятия
| Сроки проведения | Участники
| Ответственные | |
1 | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Участие в акции «Внимание - дети!» Беседы по профилактике ДТП. Выставка творческих работ «Дорога и мы» | Сентябрь октябрь | Обучающиеся объединения
| Педагог ДО Белобородова Н.П. | |
2 | Безопасность жизнедеятельности: Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий» | Ноябрь Декабрь | Обучающиеся объединения | Педагог ДО Белобородова Н.П. | |
3 | Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних: Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и курения, беседы по ЗОЖ. Конкурс рисунков «Мой выбор - здоровье, радость, красота». Профилактика злоупотребления алкоголя и наркотических средств (презентации, беседы) | октябрь февраль
март апрель |
Обучающиеся объединения | Педагог ДО Белобородова Н.П. | |
4 | Профилактика безнадзорности Беседы: «Я и улица», «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Я не хочу домой». Индивидуальные беседы с детьми в трудных жизненных ситуациях. | май | | Белобородова Н.П. |
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Техническое и материальное оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Введение | Устное изложение, экскурсия | Словесные, наглядные, практические методы | Знакомство с работой объединения, Инструктаж по технике безопасности | Ноутбук, проектор | Беседа, анкетирование (Приложение 1 п. 1) |
2 | Осенняя пора | Игры, презентации, устное изложение, практическая работа, дистанционное обучение | Словесные, наглядные, практические методы | Презентация «Овощные культуры», Кроссворд и загадки по теме поведения в природе. Презентация «Деревья и кустарники». Экскурсия «Узнай дерево», «Осенние явления природы». Викторина «Осень в природе». Игра «Листопад, «Кто живет в лесу», «В гости к деревьям». | иллюстрации ноутбук, проектор, загадки, кроссворды | Самостоятельная работа [36] |
3 | Птицы Удмуртии | Игры, презентации, устное изложение, практическая работа, дистанционное обучение | Словесные, наглядные, практические методы | -Кроссвордов «Птицы Удмуртии». Презентация «Зимующие и перелетные птицы». Экскурсия «Наблюдения птиц на кормушке». Презентация «Зимующие и перелетные птицы». Игра «Птичий город» | иллюстрации ноутбук, проектор, загадки, кроссворды | Самостоятельная работа [36] |
4 | Зимняя пора | Игры, презентации, устное изложение, практическая работа, дистанционное обучение | Словесные, наглядные, практические методы | Зимняя экскурсия в парк. Презентация «Зимующие птицы». Техника оригами птицы и звери. Игра тест «Зима в природе». Игра – лото дикие звери, «Звериное царство» | иллюстрации ноутбук, проектор, загадки, кроссворды | Опрос по теме |
5 | Промежуточная аттестация | Игры | Словесные, наглядные, практические методы | Тест - Игра «Мир природы» (Приложение 1 п.2) | иллюстрации ноутбук, проектор, загадки, кроссворды | Тест |
6 | Домашние животные | Игры, презентации, устное изложение, практическая работа, дистанционное обучение | Словесные, наглядные, практические методы | Презентация «Домашние животные». Игра «Домашние животные». Выставка рисунков и сочинений «Мой питомец», викторина «Карнавал животных», конкурс знатоков. | иллюстрации ноутбук, проектор, загадки, кроссворды | Выставка рисунков |
7 | Весенняя пора | Игры, презентации, устное изложение, практическая работа, дистанционное обучение | Словесные, наглядные, практические методы | Игра «Весна в природе».Весенняя экскурсия в природу (наблюдения весенних явлений). Загадки и кроссворд «Насекомые». Игра «Весна в природе» | иллюстрации ноутбук, проектор, загадки, кроссворды | Опрос по теме |
8 | Перелетные птицы Удмуртии | Игры, презентации, устное изложение, практическая работа, дистанционное обучение | Словесные, наглядные, практические методы | -Экскурсия в природу. Загадки, кроссворды «Перелетные птицы». Презентация «Птичьи базары». Игра «Птичий город», «Угадай кто я», «Птичьи разговоры». Экскурсия «Птицы прилетели» | иллюстрации ноутбук, проектор, загадки, кроссворды | Самостоятельная работа [36] |
9 | Первоцветы Удмуртии | Игры, презентации, устное изложение, практическая работа, дистанционное обучение | Словесные, наглядные, практические методы | Презентация «Первые цветы». Игра «Страна чудес». Правила изготовления плаката. Экскурсия «Самые, самые, самые». Игра «Самые первые». Задание на лето | иллюстрации ноутбук, проектор, загадки, кроссворды | Самостоятельная работа [36] |
10 | Итоговое занятие | Игра | Словесные, наглядные, практические методы | Тест-Игра «Природный калейдоскоп» (Приложение 1 п.3) | ноутбук, проектор | тест |
11 | Программа на лето | практическая работа, дистанционное обучение | Словесные, наглядные, практические методы | Наблюдения в природе, наблюдение за опытом, запись в дневнике наблюдения | ноутбук, проектор | Самостоятельная работа [36] |
Необходимое оборудование на 1 группу.
Кабинет №10
Тетради - 15 шт.
Ручки - 15 шт.
Карандаши - 15 шт.
Ножницы - 15 шт.
Кисточки - 15 шт.
Клей ПВА – 1л.
Картон - 60 шт.
Бумага цветная – 30 шт.
Альбомы – 15 шт.
Гуашь – 5 шт.
Компьютер
Бумага офисная - 1 пачка
Информационное обеспечение
- работа с интернет источниками;
- использование проекторов, планшета, ноутбука для просмотра видео материалов.
- использование фото и видео аппаратуры для ведения наблюдений.
Список литературы
1. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о насекомых» «Академия развития» Ярославль 1998 г.
2. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о животных» «Академия развития» Ярославль 2003 г.
3. Акимушкие И. И. «Мир животных: птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся» Москва «Мысль» 1989 г..
4.Брыкина Н.Т., О. С. Жиренко, Л. П. Барылкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу окружающий мир» 1 – 4 класс. ВАКО Москва 2004 г.
5. Елкина Н. В. Пособие «1000 загадок» «Академия развития» Ярославль 2000 г.
Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» Москва 2003 г.
6. Николаева С. Н. «Воспитание начальной экологической культуры» «Новая школа» Москва 1995 г.
7. Программа лауреатов 5 Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Номинация «Эколого-биологическая, социально-педагогическая» «ГОУ ЦРСДОД» Москва 2003 г.
8. «Планета Земля» Энциклопедия РОСМЭН, Москва 1997 г.
9 . Путеводитель по природе «Пресноводные рыбки» Москва «Астрель» 2001 г.
10.Плешаков. А. А. Атлас определитель «От земли до неба» «Просвещение» Москва 2003 г.
11. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир» Просвещение, Москва, 2018г.
12.Плешаков А. А. «Зеленые страницы» «Просвещение» 1996 г.
13. Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение» «Академия развития» Ярославль. 2001 г.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» «Просвещение» Москва 1983 год.
14. Шишкина В. А. « Прогулки в природу» « Просвещение» Москва 2003 г.
Интернет ресурсы:
15. https://youtu.be/356cd3DDNNo , видео о лиственных и хвойных деревьях. 16. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/10/21/prezentatsiya-derevya-lesa-dlya-obuchayushchihsya-2 , Презентация «Деревья леса»17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/09/ovoshchi-prezentatsiya, презентация «Овощи»
18. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/02/prezentatsiya-ptitsy-dlya-doshkolnikov, презентация «птицы»
19. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/01/06/raznoobrazie-zhivotnogo-mira-prezentatsiya , "Разнообразие животного мира" презентация20. https://infourok.ru/prezentaciya-krasnaya-kniga-udmurtskoy-respubliki-2286175.html, презентация «Красная книга Удмуртии»
21.https://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/166/151666/, инструкция по ТБ для обучащихся
22. https://infourok.ru/ekologicheskaya-skazka-dedushkin-ogorod-2094936.html сказка «дедушкин огород»
23. https://project.1sept.ru/works/597530 сказка «фруктово-овощное спасение»
24. https://skazki.rustih.ru/glupaya-ptica/ сказка «Глупая птица»
25. https://www.maam.ru/detskijsad/skazka-lesnaja-istorija-v-starshei-grupe-detskogo-sada.html сказка «Лесная история»
26. https://stranakids.ru/skazka-teremok/3/ сказка «Терем-теремок»
27. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/03/30/test-po-okruzhayushchemu-miru-po-temezima тест по окружающему миру «Зима»
28. https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-interaktivnaya-igrazhivotnie-3564748.html презентация игра по окружающему миру «Животные»
30.https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B, виртуальная экскурсия птицы в городе
31.https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D1%83%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8, наблюдения птиц у кормушки
33.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5594580518864780524&text=%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B , виртуальная экскурсия «Птицы прилетели»
34.https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B, виртуальная экскурсия «Первоцветы»
35. Методическая разработка «Сезонные экскурсии в природу», автор Белобородова Н.П.
36. Тематические задания по темам программы (кроссворды, загадки, тесты, викторины)
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
1. Входная аттестация- опрос.
1. Можно ли начинать работу без разрешения педагога.
Да Нет
2.Можно ли отвлекаться во время работы
Да Нет
4. Можно ли разговаривать во время работы и отвлекаться.
Да Нет
5.Можно ли рвать на лугу и в лесу цветы
Да Нет
6. Если во время прогулки в лесу я вижу гнездо птиц, то я
Возьму домой Не буду трогать Уберу на дерево
7. Если в лесу станет мало птиц, то деревья могут погибнуть.
Согласен Не согласен
8. Мы сможем спасти природу, если каждый человек будет её охранять.
Согласен Не согласен.
9 Можно ли ловить диких животных и уносить их домой
Да Нет
10. Можно ли оставлять мусор в лесу, парке, на лугу, у реки
Да Нет
Максимальное количество баллов 10
Критерии оценивания: От 8 до 10 баллов – высокий уровень освоения темы
От 5 до 7 баллов – средний уровень освоения темы
До 4 баллов – низкий уровень освоения темы
2. Промежуточная аттестация
Тест викторина «Мир природы»
1. Определи, какое это время года:
«На небе ни облачка. Студено. Солнце совсем не высоко над горизонтом, а лучи его светят ярко, но не греют. Искрящийся наст переливается всеми цветами радуги. Вот пробежал в своей белой шубке заяц. Наверное, за ним гонится рыжая лисица. Спит в берлоге лесной богатырь - медведь. С зеленой красавицы ели кто-то сбрасывает шишки. Да это же клест решил пообедать. Тихо в спящем лесу» (зима)
2. Запиши по порядку следующие за
зимой времена года:
Зима, (весна, лето, осень)
3.Запиши цифрами в кружочках порядок зимних месяцев:
Февраль (2), январь (1), декабрь (3)
4.Как зимой поднимается солнце над горизонтом по сравнению с осенью?
а) так же как осенью;
б) ниже, чем осенью;
в) выше, чем осенью.
5.Объясни, почему дятлов и клестов можно увидеть в зимнем лесу?
6. По какой причине чаще всего погибают птицы зимой?
а) от холода;
б) от голода.
7.Какой из перечисленных кормов птицам нельзя давать при подкормке их зимой?
а) семена растений;
б) хлеб;
в) соленое сало;
г) несоленое сало.
8. Узнай эту птичку по описанию.
«Головка у этой птички в черной шапочке, спинка, крылья и хвост - темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница oна до свежего несоленого сала.»
9. Узнай эту птицу по описанию:
«Эти черные с красной грудкой птицы появляются у нас с первым снегом. Питаются они ягодами рябины, семенами клена. С наступлением весны улетают в более северные края.» (снегирь)
10.Угадай, что помогает дятлу доставать насекомых из трещин в коре деревьев?
а) строение ног,
б) строение глаз,
в) строение клюва.
11.Кто не впадает в зимнюю спячку?
А) медведь;
Б) ёж;
В) белочка.
12.Что спасает лису от зимней стужи?
А) острый слух;
Б) тёплый мех;
В) умение быстро бегать.
13.Укажи зимующую птицу:
А) ласточка;
Б) журавль;
В) воробей;
Г) скворец.
14.Объясни, почему зимой в лесу так тихо?
15.Отгадай загадку:
Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет (холод).
16.Выбери примету, не относящуюся к зиме:
А) воздух морозный, температура воздуха почти всегда ниже нуля;
Б) многие звери впали в зимнюю спячку;
В) часто кружат метели;
Г) солнце светит но не греет;
Д) в воздухе кружат насекомые.
17.Как изменяется продолжительность дня зимой?
А) уменьшается;
Б) увеличивается;
В) остаётся неизменной;
Г) сначала уменьшается, потом увеличивается.
18.Как называется день 22 декабря?
А) день летнего солнцестояния;
Б) день осеннего равноденствия;
В) день весеннего равноденствия;
Г) день зимнего солнцестояния.
19.Как правильно назвать листья хвойных деревьев?
А) иголки;
Б) хвоинки;
В) маленькие листочки.
20.Правила поведения в зимнем лесу
21. Определи по иллюстрациям 10 видов деревьев
Дуб |
Береза |
Тополь |
Рябина |
Ель |
Клен остролистный |
Липа |
Сосна |
Лиственница | |
Максимальное количество баллов 29
Критерии оценивания: От 20 до 29 баллов – высокий уровень освоения темы
От 19 до 15 баллов – средний уровень освоения темы
До 14 баллов – низкий уровень освоения темы
3. Итоговая аттестация
Тест – игра «Природный калейдоскоп»
Вопрос-ответ
А) На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси) (1 балл)
Б) Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими) (1 балл)
В) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж) (1 балл)
Г) птица в нашей стране самая маленькая? (Королек) (1 балл)
Д) Кто спит вниз головой? (Летучая мышь) (1 балл)
Е) Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка) (1 балл)
Ж) Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц) (1 балл)
З) Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь) (1 балл)
И) Почему волка называют «санитаром леса»? (1 балл)
К) Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест) (1 балл)
Л) Прилет каких птиц означает начало весны? (грачей) (1 балл)
М) Какой у нас самый маленький зверь? (землеройка, 3,5 см) (1 балл)
Н) Какое животное почти все время проводит под землей? (крот) (1 балл)
О) Самый крупный хищник в Удмуртии (медведь) (1 балл)
П) Какую птицу называют ледогонкой? (Белую трясогузку) (1 балл)
Максимальное количество баллов 15
2. Найди спрятанных птиц
О | Ч | И | К | У | Л | И | К | Т | У | У | Д | О | Д |
Р | И | С | Г | У | С | Ь | В | О | Р | О | Н | А | Я |
С | Ж | У | Р | А | В | Л | Ь | И | У | Т | К | А | Т |
С | Ы | Ч | А | П | Ч | А | Й | К | А | Л | Д | О | Е |
А | И | Ь | Ч | Е | В | О | Р | О | Б | Е | Й | Р | Л |
Ф | А | З | А | Н | А | Г | А | И | С | Т | Я | Ё | У |
Ф | П | Е | Т | У | Х | М | Г | С | О | К | О | Л | Е |
Чиж, кулик, удод, гусь, ворона, журавль, утка, дятел, сыч, чайка, воробей, фазан, аист, петух, сокол, орёл, грач.
Максимальное количество баллов 17
3.Определть иллюстрации птиц и зверей
1. 2. 3.
4. 5.
Ответы: сурок, ласточка деревенская, горностай, хорек черный, королек желтоголовый.
Максимальное количество баллов 5
4. Тест
1. Кто из птиц лучший танцор? а) павлины; б)гуси; в)журавли.
2. Какая птица бегает по стволу вниз головой? а)воробей; б)поползень; в)синица.
3. Какие птицы ночуют в снегу? )А) вороны б) куропатки в) филины
4.У этого зверька летний мех: верх буровато-коричневый, низ белый, зимой-белый.
а) ласка б) горностай в) заяц беляк г) заяц русак
5. На зиму этот зверек впадает в спячку, но вовремя оттепелей просыпается. Питается растительной пищей, на зиму запасает зерно. а) енотовидная собака б) барсук в) бурундук г) хомяк обыкновенный
6. Этот зверек отлично плавает и ныряет. Окраска темно-бурая на обеих губах белое пятно. Занесено в Красную книгу Удмуртии. а) норка американская б) норка европейская в) выдра г) выхухоль
7. Образ жизни сумеречный и ночной . питается растительным кормом. В спячку не впадает, но морозные дни проводит в гнезде. Занесен в Красную книгу Удмуртии. а) белка обыкновенная б) летяга в) мышь полевая
8. Ведет ночной образ жизни. Впадает в спячку. Имеет полоски на мордочке. а) бурундук б) енотовидная собака в) барсук г) норка американская
9. Ведет ночной образ жизни. На зиму делает запасы. Через глаз идет черная полоса. а) соня лесная б) белка обыкновенная в) летяга г) куница
10. Внешне этот зверек напоминает крысу. На задних лапах имеет плавательные перепонки. Ведет полуводный образ жизни. а) норка европейская б) бобр в) ондатра г) выдра
11. Ведет полуводный образ жизни. Всеяден. Имеет вытянутый нос. а) выхухоль б) выдра в) ондатра г) бобр
12. Хорошо лазает и прыгает по деревьям. Всеяден. Окрас коричневый, а на груди белое или желтое пятно.
а) соня лесная б) куница в) ласка г) горностай
13. Этот зверек похож на медведя. Всеяден. Обладает острым зрением. Ведет одиночный образ жизни. а) куница б) соня лесная в) росомаха г) белка обыкновенная
14. Этот зверек имеет полоски на спинке. У него есть защечные мешочки. Впадает в спячку. а) хомяк обыкновенный б) ласка в) бурундук г) барсук
15. Этот зверек всеяден. Излюбленные места влажные луга с заболоченными низинами. Из семейства собачьих. а) куница б) енотовидная собака в) росомаха г) норка американская
16. У этого зверька уши длинные, кончик ушек черный. Растительноядное животное. а) горностай б) заяц русак в) заяц беляк г) рысь
17. Этот зверек ведет полуводный образ жизни. Питается рыбой. Окраска сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. а) выхухоль б) ондатра в) норка европейская г) выдра
Максимальное количество баллов 17
5. Отгадай загадки
1. Я хожу по полю вскачь, называют меня …… (грач)
2. Кого осенью спасала Дюймовочка? ( ласточку) .
3. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. ЦАПЛЯ.
4. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют. .Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ.
5. Ловит целый день жуков, ест букашек, червяков. Зимовать не улетает, под карнизом обитает. ВОРОБЕЙ.
6. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. СОРОКА.
7.Ночью зряча, днём слепа, мышей ловит, а не кот. СОВА.
8. Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает. ЯСТРЕБ.
9. Единственная птица, которая может спускаться по стволу вниз головой и отлично бегает вокруг него. (поползень)
10. Ух, какая хохлатая птица! Не хохолок на голове, а целый хохол! Сразу его видно. Покрикивает весной «У-ду-ду» . За то и называют ее…. (удод).
Максимальное количество баллов 10
6. Названия напечатаны на карточках, которые вытягивают капитаны и в команде готовят ответ.
ницаси, лубьго (синица, голубь)
рокасо, шкукаку (сорока, кукушка)
вейлосо, ровона (соловей, ворона)
бейрово, рецскво (воробей, скворец)
Максимальное количество баллов 4
7. По предложенным иллюстрациям в атласе-определителе [10], найти и определить животного и растения в Удмуртии.
4.
Критерии оценивания:
От 60 до 72 баллов – высокий уровень освоения программы
От 50 до 59 баллов – средний уровень освоения программы
До 49 баллов – низкий уровень освоения программы
Приложение 2
Анкета для детей, поступающих в объединение.
Нравится ли тебе наблюдать?
Что тебе больше нравиться растения или животные?
Тебе нравиться выполнять какие либо изделия своими руками?
Что нового ты хотел бы узнать на занятиях?
Почему ты решил заниматься в объединении?
Анкета для родителей.
Почему вы решили записать ребёнка в объединение?
Что вы хотите, что бы ваш ребёнок получил от занятий в объединении?
Занимается ли ваш ребёнок в других объединениях, и какой направленности?
Готовы ли вы, оказать помощь своему ребёнку при участии в конкурсах и мероприятиях?
В какой форме для вас удобнее поддерживать связь с педагогом?
Анкета для детей, по окончании учебного года.
Узнал ли ты, что то интересное для себя на занятиях?
Какие занятия понравились больше теоретические или практические?
Понравились ли конкурсы и мероприятия?
Какая из выполненных работ понравилась больше?
Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?
Анкета для родителей, по окончании учебного года.
Узнал ли Ваш ребёнок, что то новое, интересное для себя на занятиях?
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?
Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?
С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?
Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год?
Приложение3
Календарный учебный план (рабочая программа)
№ п.п | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 1.1 | Сентябрь | Беседа | 2 | Вводное занятие -Знакомство с работой объединения | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
1.2 | Сентябрь | Беседа | 2 | -Инструктаж по технике безопасности [21], (Приложение 1, п.1) | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | тестовые задания (Приложение 1,п. 1) |
1.3 | Сентябрь | экскурсия | 2 | Экскурсия [35], виртуальная экскурсия по территории ЭБЦ (история, произрастающие растения на территории)[29] | МАУДО ЭБЦ | |
2 2.1 | Сентябрь | Презентация [14] | 2 | Осенняя пора - Осенние явления в природе. Краски осени. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
2.2 | Сентябрь | Экскурсия | 2 | - Экскурсия в природу «Осенние явления в природе», правила поведения в природе, сбор материала для поделок. | Школьный парк, | Опрос (Приложение 4, п.1) |
2.3 | Сентябрь | Занятие-фантазия | 2 | - Рисуем на тему «Мое любимое дерево», составление рассказа к рисунку. Правила выполнение проекта в виде сказки. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Выставка работ |
2.4 | сентябрь | Беседа | 2 | - Изготовление поделок из природного материала, выставка работ, составление рассказа. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Творческая работа |
2.5 | сентябрь | Презентация [15], беседа | 2 | - Разговор деревьев. Хвойные и лиственные деревья (10 видов), игра «Листопад» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Практическая работа «Работа с гербарием» |
2.6 | октябрь | Игра-викторина | 2 | - Игра – викторина «Осень в природе» (чем отличаются времена года, какие деревья сбрасывают листву), «Кто живет в лесу» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Работа с гербарием (листья и плоды) |
2.7 | октябрь | Игра | 2 | - Итоговое занятие. Игра -кроссворд «В гости к деревьям». | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Отгадывание кроссворда «В гости к деревьям» (Приложение 1) |
2.8 | Октябрь | Презентация [16] | 2 | - Какие бывают овощи. Выставка овощей. Показ и рассказ овощей, выращенных на участке. Рисуем овощи. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Практическая часть: «Сказка «Дедушкин огород» [22] |
2.9 | Октябрь | занятие-сказка | 2 | -Чем полезны овощи Сказка «Фруктово-овощное спасение» [23]. Рисуем сказку. | ЭБЦ, школа | Самостоятельная работа |
3 3.1 | Октябрь | Презентация [17],беседа | 2 | Птицы Удмуртии - Кто такие птицы. Чем отличаются. Некоторые перелетные и зимующие птицы Удмуртии (10 видов). | ЭБЦ, школа | |
3.2 | Октябрь | Презентация занятие | 2 | - Птицы города. Сказка «Глупая птица» [24]. Творческая работа | ЭБЦ, школа | |
3.3 | Октябрь | Беседа | 2 | - Изготовление кормушки для птиц. Наблюдение птиц у кормушки. Правила поведения у кормушки. | ЭБЦ, школа | Работа с иллюстрациями «Зимующие птицы» |
3.4 | Октябрь | Занятие-сказка | 2 | - Рисуем на тему «Птицы у кормушки», составляем рассказ по рисунку | ЭБЦ, школа | Выставка работ (приложение 5, критерии оценивания) |
3.5 | Ноябрь | Экскурсия | 2 | - наблюдение птиц у кормушки. | ЭБЦ, школьный парк | |
3.6 | Ноябрь | Занятие –сказка | 2 | - рисунки «Птицы», составление рассказа по рисунку | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Выставка работ (Приложение 5, критерии оценивания) |
3.7 | Ноябрь | Занятие –игра | 2 | - Игра «Птичий город». | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
3.8 | Ноябрь | Экскурсия | 2 | - Экскурсия «Городские птицы» (запись в дневник, определение птиц, фото). Работа с литературой, виртуальная экскурсия [30] | Город | |
3.9 | Ноябрь | Занятие игра | 2 | -Игра «Птицы Удмуртии» (применение иллюстраций птиц- 10 видов, лото птицы, кроссворды). | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
4 4.1 | Ноябрь | Презентация беседа | 2 | Зимняя пора - Кто такие звери. Какие звери бывают(хищники, грызуны). | ЭБЦ, школа | |
4.2 | Ноябрь | занятие –игра | 2 | - «Деревья зимой», работа с иллюстрациями, определи дерево зимой, лото, наблюдения в природе. | ЭБЦ, школа | Работа по иллюстрациям |
4.3 | Ноябрь | занятие –сказка | 2 | - Зимняя жизнь зверей. Сказка «Лесная история» [25]. Рисунок к сказке. Выставка работ. | ЭБЦ, школа | Опрос по сказке Выставка работ (приложение 5, критерии оценивания) |
4.4 | декабрь | Экскурсия | 2 | - Зимняя экскурсия в природу (наблюдение за птицами, деревьями), виртуальная экскурсия [32] | Город | Рисунок |
4.5 | Декабрь | Презентация[18] | 2 | - Разнообразие зверей. Хищники, грызуны. Какие звери относятся к грызунам – 5 видов, какие звери относятся к хищникам -5 видов. «Сказка «Терем-теремок» [26]. Работа с иллюстрациями | ЭБЦ, школа | Определение по фото |
4.6 | Декабрь | Занятие сказка | 2 | - Рисуем на тему «Лесные жители», составление рассказа по рисунку. Выставка рисунков. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Выставка работ (Приложение 5, критерии оценивания) |
4.7 | Декабрь | беседа, занятие игра | 2 | - Следы зверей. Зарисовка следов, наблюдения, определение следа на снегу, работа с определителем, с литературой, описание животного. Рисуем на тему «Угадай и раскрась меня». | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Определение по фото. Выставка работ (Приложение 5, критерии оценивания) |
4.8 | декабрь | Занятие игра | 2 | - Игра «Звериное царство» (работа с иллюстрациями, лото, кроссворд) [28] | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
4.9 | Декабрь | беседа, презентация [19] | 2 | - Знакомство с Красной Книгой Удмуртии. Работа с иллюстрациями». | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Работа с иллюстрациями |
4.10 | Декабрь | Занятие –игра | 2 | -Игра – лото «Дикие звери», рисунок | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
4.11 | Декабрь | Занятие игра | 2 | - Итоговое занятие Игра «Зима в природе» (работа с иллюстрациями, кроссворды, тесты) | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Тестовое задание [27] |
4.12 | Декабрь | Промежуточная аттестация | 2 | Тест -Викторина «Мир природы» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Тест- Викторина (Приложение 1 п.2) |
5 5.1 | Январь | Беседа | 2 | Домашние животные -Разнообразие домашних животных. «Почему люди заводят домашних животных» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Работа в рабочей тетради |
5.2 | Январь | Занятие-игра | 2 | - Викторина «Карнавал животных» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | работа в рабочей тетради |
5.3 | Январь | Беседа | 2 | -«Как кошки и собаки появились в доме человека» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | работа в рабочей тетради |
5.4 | Январь | беседа | 2 | «Удивительные факты про кошачьих и собачьих» . Написание реферата, работа с литературой. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Работа с рабочей тетрадью |
5.5 | Январь | Беседа | 2 | - «Как ухаживать за нашими питомцами», работа с иллюстрациями | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | работа в рабочей тетради |
5.6 | Январь | Занятие | 2 | «Удивительные факты про кошачьих и собачьих», работа с иллюстрациями | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
5.7 | Февраль | Беседа | 2 | - «Общение в мире животных» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | работа в рабочей тетради |
5.9 | Февраль | беседа | 2 | -Конкурс знатоков «Что, где, когда» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | работа в рабочей тетради |
6 6.1 | Февраль | Беседа | 2 | Весенняя пора -Насекомые Удмуртии. Работа с иллюстрациями. Презентация | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | работа в рабочей тетради |
6.2 | Февраль | Беседа | 2 | - Работа с атласом определителем. Работа с литературой. Рисуем насекомых. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | работа в рабочей тетради |
6.3 | Февраль | Беседа | 2 | - Творческая работа -Выполнение насекомых из пластилина, глины. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | работа в рабочей тетради |
6.4 | февраль | Беседа | 2 | - Насекомые – враги или друзья | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Тестовые задания, кроссворды (Приложение 4, п. 3) |
6.5 | Март | Занятие –игра | 2 | - Кого больше полезных или вредных насекомых? Что будет, если исчезнут насекомые? | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Опрос по теме |
6.6 | Март | Презентация, беседа | 2 | - Рисуем на тему «Насекомые Удмуртии», составление рассказа о насекомом | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Выставка работ (Приложение 5, критерии оценивания) |
6.7 | Март | Беседа, презентация [19] | 2 | - Насекомые Красной книги Удмуртии. Работа с иллюстрациями | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
6.8 | Март | Занятие фантазия | 2 | - Игра «Угадай кто я», лото «Насекомые», | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Работа с иллюстрациями |
6.9 | Март | Беседа | 2 | - Поделка из природного материала «Насекомые» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Выставка работ (Приложение 5, критерии оценивания) |
6.10 | Март | Беседа | 2 | - Игра «Весна в природе» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
7 7.1 | Март | Беседа | 2 | Перелетные птицы Удмуртии - Изучение основных правил, как вести себя в природе и изучение знаков, защищающие природу Возвращение птиц с зимовок. Разнообразие перелетных птиц. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Работа с иллюстрациями |
7.2 | Март | Экскурсия | 2 | - Перелетные птицы в городе | Город | |
7.3 | Апрель | Беседа | 2 | - Акция «Я прилетел!» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
7.4 | Апрель | Беседа | 2 | - Лесные птицы. Хищники. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
7.5 | Апрель | Занятие –игра | 2 | - Городские птицы. | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
7.6 | Апрель | Занятие игра | 2 | - Игра «Птичий город» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Кроссворд (Приложение 4, п 4) |
7.7 | Апрель | Занятие фантазия | 2 | - Игра «Угадай кто я», «Разукрась меня», работа с иллюстрациями | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
7.8 | Апрель | Беседа | 2 | - Чудесные поделки из бумаги-оригами «Перелетные птицы» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Выставка работ (Приложение 5, критерии оценивания) |
7.9 | Апрель | Экскурсия | 2 | - Экскурсия «Птицы прилетели», весенняя экскурсия в природу, виртуальная экскурсия [33] | Город | Опрос (Приложение 4, п.5) |
7.10 | Апрель | занятие игра | 2 | -Итоговое занятие Игра «Птичьи разговоры» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Кроссворд (Приложение 4, п. 6) |
8 8.1 | Май | Беседа | 2 | Первоцветы Удмуртии - Знакомство с весенними явлениями в природе Первые цветы, встречающие весну | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
8.2 | Май | Экскурсия | 2 | - Акция «Первоцветы» | Город | |
8.3 | Май | Беседа | 2 | -Выпуск листовок, газеты «Первоцветы» | город | |
8.4 | Май | Беседа | 2 | - Рисуем первоцветы. Лото «Первоцветы» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Выставка работ (Приложение 5, критерии оценивания) |
8.5 | Май | Беседа | 2 | - Первоцветы, занесенные в красную Книгу Удмуртии. Работа с иллюстрациями | УОУ МАУДО ЭБЦ, школьный парк | |
8.6 | Май | Занятие игра | 2 | - Игра «Самые первые» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | |
8.7 | Май | Экскурсия | 2 | - Экскурсия «Самые, самые, самые», виртуальная экскурсия [34] | Город | |
8.8 | Май | Экскурсия | 2 | Экскурсия наблюдения за весенними изменениями, виртуальная экскурсия [35] | Город | |
8.9 | Май | Занятие игра | 2 | - Итоговое занятие Игра «Страна чудес» | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Тестовые задания, кроссворды (Приложение 4, п.7) |
8.10 | Май | беседа | 2 | - Задания на лето | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Опрос |
8.11 | Май | Беседа | 2 | -Задание на лето | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Опрос |
9 | Май | Занятие игра | 2 | Итоговое занятие «Природный колейдоскоп» (Приложение 1, п 3) | МАУДО ЭБЦ, кабинет №10 школа | Кроссворды, тестовые задания (Приложение 1, п.3) |
10 10.1 | Июнь | Беседа | 2 | Лето -Наблюдения в природе за насекомыми, запись в полевой дневник | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
10.2 | Июнь | Занятие экскурсия, наблюдение | 2 | -Наблюдения за насекомыми, запись в дневник | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
10.3 | Июнь | Беседа | 2 | -Наблюдения за насекомыми. Рисуем насекомых. | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
10.4 | Июнь | Беседа | 2 | -Наблюдения за птицами, запись в дневник | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
10.5 | июнь | беседа | 2 | -Наблюдение за птицами, запись в дневник | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
10.6 | июнь | беседа | 2 | -Наблюдения за птицами, запись в журнал. Рисуем птиц | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
10.7 | июнь | беседа | 2 | -Наблюдения, работа с литературой, с атласом определителем | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
10.8 | июнь | наблюдение | 2 | - Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
10.9 | июнь | наблюдение | 2 | - Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
11.1 | Июль | Беседа | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
11.2 | Июль | Наблюдение | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
11.3 | Июль | Наблюдение | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
11.4 | Июль | Наблюдение | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
11.5 | Июль | Наблюдение | 2 | - Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
11.6 | Июль | Наблюдение | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
11.7 | Июль | Наблюдение | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой. Творческая работа | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
11.8 | Июль | Наблюдение | 2 | Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
11.9 | июль | наблюдение | 2 | Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
12.1 | Август | Наблюдения Беседа | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
12.2 | Август | Наблюдения | 2 | - Наблюдения в природе, работа с литературой. Творческая работа | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
12.3 | Август | Беседа | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
12.4 | Август | Беседа | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой. Творческая работа | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
12.5 | Август | Беседа | 2 | -Работа с литературой. Атласом определителем | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
12.6 | Август | Беседа | 2 | -Описание наблюдений. Творческая работа | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
12.7 | Август | Беседа | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
12.8 | Август | Беседа | 2 | - Наблюдения в природе, работа с литературой | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
12.9 | Август | Беседа | 2 | -Наблюдения в природе, работа с литературой. Творческая работа | УОУ МАУДО ЭБЦ | Работа с литературой |
12.10 | Август | Беседа | 2 | -Отчет о выполненной работе, оформление. Творческая работа | УОУ МАУДО ЭБЦ | |
| итого | | 200 | | | |
Приложение 4
Методическое обеспечение программы
1. Опрос по экскурсии
Опрос по экскурсии тема 2.2.
1. Какие цвета осеннего леса нас окружают? (Ответы детей).
2. Скажите на всех ли деревьях листопад начинается одновременно? (Ответы детей).(Старые, внутри кроны.)
3. Какие деревья сбрасывают самые первые листву, какие самыми последними, а какие вовсе не сбрасывают? (Ответы детей).
4. Какие деревья осенью желтеют? (Береза, клен ясенелистный, дуб, лиственница).
5. А какие краснеют?(Рябина, клен американский.)
6. Отчего зависит окраска осенних листьев? (От того, какого красящего вещества в вянущем листе больше.)
7. Влияет ли погода на цвет осенней листвы? (Если осень дождливая, окраска листьев от избытка влаги будет тусклой. Если холодные осенние ночи чередуются с ясными днями, то и краски будут солнечными и яркими.)
8. Попробуйте оторвать их от веток, пощупайте и понюхайте их. Ваши ощущения.
9. Что произойдет с деревьями, если выпадет снег, а они еще не сбросили листву?
10. Что происходит с деревом в течение зимы?
Максимальное количество баллов 10
Критерии оценивания: От 8 до 10 баллов – высокий уровень освоения темы
От 5 до 7 баллов – средний уровень освоения темы
До 4 баллов – низкий уровень освоения темы
2. Игра – кроссворд «В гости к деревьям»
1 .
Дуб, ель, береза, клен, ива, тополь
3. Тест Максимальное количество баллов 6
Критерии оценивания: От 4 до 6 баллов – высокий уровень освоения темы
От 4 до 5 баллов – средний уровень освоения темы
До 3 баллов – низкий уровень освоения темы
насекомые
1. У кого ухо на задних лапках? А) у бабочки; Б ) у кузнечика; В) у жука;
2. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? А) Бабочка-адмирал. Б) Бабочка – крапивница В) Бабочка – капустница;
3. Зачем кузнечику сабля? А) Для « сражений»; Б) Для откладки яиц; В) Для красоты?
4. «Умываются» ли насекомые? А) никогда; Б) не всегда; В) многие, и очень основательно;
5. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? А) Майский жук. Б) Жук навозный В) жук могильщик Г) жук плавунец
6. Сколько глаз у мухи? А) два Б) семь В) Пять.
7. У кого нос как спица? А) У комара. Б) у кузнечика В) у бабочки
Максимальное количество баллов 7
Критерии оценивания: От 5 до 7 баллов – высокий уровень освоения темы
От 3 до 4 баллов – средний уровень освоения темы
До 3 баллов – низкий уровень освоения темы
4. Кроссворд «птичий город»
1.Детки домик смастерили И на дерево прибили. Поселился в нем певец… Как зовут его? …(Скворец)
2.Сам оранжев, как закат, Клюв короткий – сильный хват. Плывет по небу, как кораблик, Называют его … .(Зяблик)
3.Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач)
4.Нет, не дремлет на окошке — Называют птицу «кошкой».
Почему так называют? Отвечай, друг, поскорей, Отвечай и не робей. Эта птица (когда страшно) Издаёт тяжёлый звук. Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг. (Иволга)
5.Брюшко в крапинках как будто, Он поет, бывает, утром. У птицы невысокий рост, Называют ее … . (Дрозд)
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | |||
4 | | | | | | | ||
5 | | | | | | |
Максимальное количество баллов 5
Критерии оценивания: От 4 до 5 баллов – высокий уровень освоения темы
От 2 до 3 баллов – средний уровень освоения темы
До 2 баллов – низкий уровень освоения темы
5.Опрос по экскурсии «птицы прилетели»
1.На лету хватает мошек, Хвостик — тонкие косицы, Предсказать погоду может, — Вам знакома эта птица. (Ласточка)
2.С вырезом глубокий хвост, Небольшой у птицы рост. Мы «касаткой» называем, А весною наблюдаем. (ласточка)
3.Мчится по небу стрелой, Быстро, резво, словно рой. Ей никогда бывает узко, Ее имя – … . (Трясогузка)
4.В небе осенью курлычут, За собою в небо кличут. Долго манят нас вдали…
Кто скажите? … (Журавли)
5.Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
6.Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
7.Улетает с сентября На далекие моря. Птица белая, как греночка, ее … .пеночка
8.Может плавать и нырять, В небе высоко летать. Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? — …. (Утка)Воздух режут без усилья, Как серпы, кривые крылья. Промелькнет – не разглядишь, Так летает только … .стриж
9.Перелётная крякушка ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)
10. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат (Цапля)
Максимальное количество баллов 10
Критерии оценивания: От 8 до 10 баллов – высокий уровень освоения темы
От 5 до 7 баллов – средний уровень освоения темы
До 5 баллов – низкий уровень освоения темы
6. Кроссворд птичьи разговоры
с | к | в | о | л | к | у | К |
о | р | е | р | ц | а | с | У |
я | т | л | е | а | п | л | ш |
д | е | л | ц | е | и | я | к |
с | о | л | о | в | т | г | а |
п | а | в | г | у | с | р | к |
п | о | л | и | н | ь | а | ч |
о | п | у | г | а | и | ч | а |
(кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь)
Максимальное количество баллов 10
Критерии оценивания: От 8 до 10 баллов – высокий уровень освоения темы
От 6 до 7 баллов – средний уровень освоения темы
До 6 баллов – низкий уровень освоения темы
7/ Кроссворд «Страна чудес»
«Определи и раскрась первоцвет» (первоцвет весенний, медуница, сон-трава, италмас).
«найди 6 названий первоцветов»
ф | с | и | х | ь | т | н | и | к | о |
и | а | р | о | х | у | в | ч | а | л |
с | л | к | а | л | д | а | н | в | к |
ч | л | а | е | а | о | е | д | и | ц |
и | к | н | н | т | к | м | у | н | а |
с | я | д | ы | ш | а | р | о | д | е |
Максимальное количество баллов 10
Критерии оценивания: От 8 до 10 баллов – высокий уровень освоения темы
От 6 до 7 баллов – средний уровень освоения темы
До 6 баллов – низкий уровень освоения темы
Приложение 5
Критерии оценивания творческих работ.
- Соответствие работы выбранной тематике - 3 б.
- Оригинальность идеи – 3б.
- Индивидуальность, эстетичность – 3б.
- Художественный вкус, проявленный при подготовке работы – 3б.
- Интересное творческое решение – 3б.
- Качество работы – 3б.
Итого : 18б.
Кияйкина Наталья Федоровна