Авторская коррекционная программа по формированию сенсорных эталонов «Вижу мир»

5
2
Материал опубликован 26 December 2017


 

 С.Н. Исаева, Мишустина А.В.

Авторская коррекционная программа по формированию сенсорных эталонов. Тамбов, Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2016.

Авторская программа «Вижу мир» предназначена для коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов. Пособие может использоваться тифлопедагогом, воспитателями специализированных дошкольных образовательных учреждений, родителями детей с нарушениями зрения, студентами дефектологических факультетов.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………….. 4

Календарно –тематическое планирование…………………………………...5

Комплекс конспектов занятий по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников (3-4 лет) посредством конструктивной деятельности…………………………………………………………………….6


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в общеобразовательном пространстве требует «специального» подхода.

Формирование сенсорных эталонов на чувственной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. Только в этом случае возможно создание целостного обобщенного образа окружающего их мира.

Цель программы: формирование сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников посредством конструктивной деятельности (3-4лет).

Занятия проводились 2 раза в неделю (10-15 мин.). Для реализации этой программы были разработаны занятия, которые состоят из 3 блоков: 1 блок – формирование сенсорных эталонов цвета посредством конструктивной деятельности, 2 блок – формирование сенсорных эталонов формы посредством конструктивной деятельности, 3 блок – формирование сенсорных эталонов величины.

Занятия основываются на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, а также учет лексической темы данного дошкольного учреждения, и подчинены основой цели работы – формированию сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников (3-4 лет).

Коррекционная программа предполагает вовлечение в профилактическую работу воспитателей и родителей с целью закрепления навыков, сформированных дефектологом.


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Блок

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

4 НЕДЕЛЯ

Февраль

цвет

 

Занятие № 2

«Дом»

Занятие № 4

«Дикие птицы»

Занятие № 6

«Инструменты»

Занятие №1

«Зима»

Занятие №3

«Посуда»

Занятие № 5

«Семья»

Занятие № 7

«Радуга»

Март

величина

Занятие № 8

«Весна»

Занятие № 10

«Домашние

животные»

Занятие № 12

«Мебель»

Занятие №14 «Рыбы»

Занятие № 9

«Домашние птицы»

Занятие № 11

«Дикие животные»

Занятие № 13

«Транспорт»

Занятие №15

«В гостях у сказки»

Апрель

форма

Занятие №16

«Космос»

Занятие № 18

«Овощи»

Занятие № 20

« Деревья»

Занятия № 22

«Мы строили,

Строили!»

Занятие №17

«Насекомые»

Занятие № 19 «Цветы»

Занятие №21

«Профессии»

 

Итого

 

22 занятий


 


 

Конспекты занятий по формированию сенсорных эталонов
у слабовидящих дошкольников (3-4 лет) посредством конструктивной деятельности

Тема «Зима»

Цель: формировать представления об эталоне цвета.

Задачи: формировать представление о зеленом и белом цвете. Учить детей строить по образцу. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие.

Ход работы:

Организационный этап:

Дефектолог рассказывает о признаках зимы. В какие игры можно играть зимой. Рассказывает о праздниках зимы. Спрашивает о дереве, которое наряжают на Новый год.

Основной этап:

Педагог предлагает разделить конструктор белого и зеленого цвета. Говорит, что снег белого цвета, а елка зеленого, поэтому для того, чтобы сделать снег нам понадобиться белый конструктор, а для того, чтобы сделать ёлку зеленый. Дефектолог показывает, как из деталей конструктора сделать елку.

Зрительная гимнастика:

Снег-снежок

Снег-снежок, снег-снежок

(Частое моргание глазами .
Движения глазами влево – вправо) .

По дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок,

(Частое моргание глазами.
Круговые движения глазами).

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок,

(Частое моргание глазами .
Посмотреть вдаль).

Замело дорожки.

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке.
(Частое моргание глазами .
Посмотреть на ладошку).

Заключительный этап: Ребята, а с какими цветами мы сегодня познакомились? После того, как дети обыграли свои постройки, воспитатель показывает, как разбирать постройки и укладывать материал на место; поощряет тех детей, которые стремятся помогать укладывать материал на место.

Тема «Дом»

Цель: Формирование эталонов цвета.

Задачи: Формировать представление о красном и желтом цветах. Учить детей строить по образцу. Развивать у детей стремление к игровому и речевому общению. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, речь. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: кирпичики желтого и красного цветов, маленькие красные призмы, игрушки (примерно одного размера) по числу детей.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением домов.

Ход занятия:

Дефектолог до занятия строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с левой и с правой стороны (соединенных узкими длинными гранями).

Организационный этап:

Дефектолог: Ребята, посмотрите-ка кто это к нам пришел! Да это же красавица Матрешка к нам пожаловала! Как хорошо, что ты пришла! Я для тебя приготовила сюрприз – домик, чтобы тебе не было холодно зимой. Конечно, всему учиться надо мы и тебя сейчас вместе с ребятками научим.

Основной этап:

Дефектолог: Обращает внимание детей на то, что стены у домика –желтые, крыша – красная. Проводит анализ образца, показывает приемы конструирования (с чего нужно начать строить дом? Что теперь нужно построить? Что осталось построить?).

Зрительная гимнастика «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево).
Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз).
Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами).

Матрешка: Какие вы молодцы! Да вот беда! Домик то один, а ко мне скоро приедут мои друзья! Как же мы все в нем поместимся?

Дефектолог: Не беда, матрешка! Мы тебе поможем. Правда ребята? Это как раз  та работа, о которой я говорила в начале занятия! Сейчас каждый из вас построит по домику для друзей Матрешки!

Каждому ребенку выдается по игрушке. Ребята строят домики.

Заключительный этап:

Дефектолог: Кто помнит, какого цвета крыша у наших домиков? А какого цвета стены у домика? Молодцы ребята! Теперь Матрешке и ее друзьям будет не страшен ни снег, ни дождь!


 

Тема «Дикие птицы»

Цель: Формирование эталонов цвета.

Задачи: Формировать представление о голубом и зеленом цвете. Учить детей строить по образцу. Развивать у детей стремление к игровому и речевому общению. Развивать воображение, развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: конструктор LEGO оранжевого и фиолетового цвета.

Организационный момент:

Дефектолог организовывает детей на коврике. Ребята, сегодня, когда я шла на работу я увидела маленького птенчика с перебитым крылом! Он выпал из гнезда и не смог улететь на юг. Давайте его пока оставим себе, чтобы он смог окрепнуть. Но ему надо где-то жить, поэтому мы с вами сделаем ему домик, у кого получится самый красивый домик, в том домике и будет жить птенчик.

Основной этап:

Дефектолог предлагаете повторить цвета, с которыми дети уже познакомились!

Педагог показывает цветные карточки и спрашивает, какой это цвет.

Дефектолог предлагает детям познакомимся еще с двумя цветами.

Я вам приготовила конструктор (детали белого, фиолетового и оранжевого цвета). Сначала рассортируйте детали по цветам, а потом можете приступать к постройке домика.

Зрительная гимнастика:

«Птички»

Летели птички,

Прослеживание глазами за предметом по кругу.

Собой невелички.

Как они летели,

Движения глазами вправо – влево.

Все люди глядели.

Как они садились,

Движения глазами вверх – вниз.

Люди все дивились.

Дефектолог: Доделывайте свои дома, и я выберу самый красивый.

Продолжение работы:

Заключительный этап:

Молодцы ребята! У вас получились красивые дома! Катя, из каких цветов сделан твой дом? Еще раз повторяют новые цвета

За нашим птенчиком прилетела мама и забрала его домой! Она всем вам передала большое спасибо!

Тема «Посуда»

Цель: закрепления представлений о эталоне цвета.

Задачи: продолжать формировать представление о цвете учить детей соотносить одинаковые цвета. Учить детей строить по образцу. Продолжать формировать у детей положительное отношение к занятиям, развивать у детей эстетический вкус развивать слуховое восприятие, слуховую память. Развивать зрительное восприятие:

Демонстрационный и раздаточный материал: письмо, красный круг, зеленый квадрат, желтый круг и синий прямоугольник, 4 набора цветных палочек Х. Кюизинера.

Организационный этап:

Ребята, к нам в детский сад пришло письмо из страны Чудес от Алисы и Веселого Шляпника. Давайте его прочтем: «Здравствуйте дети! Пишет вам Алиса из страны Чудес. Мы с Веселым Шляпником пригласили к себе гостей на чай, вот только никак не могли определить, кому какого цвета нужно дать чашку. Вот мы и поссорились. Помогите нам, пожалуйста!»

Дефектолог: Ну, что ребята поможем Алисе и Шляпнику?

Основной этап:

Дети: Да!

Дефектолог: Ребята, а вот и друзья наших героев показывает игрушки, на которых одеты шляпки разных цветов. Просит назвать эти цвета (синий, желтый, красный, зеленый).

Дефектолог: Молодцы! Ребята, а как вы думаете, кому какую чашку дать? (дети предлагают свои варианты) Ребята, я предлагаю каждой игрушки дать чашку такого же цвета, как ее шляпа! С первой чашкой я вам помогу, а дальше вы сами! Кукле в красной шляпке, мы дадим чашку какого цвета?

Дети: Красного! (аналогично с остальными куклами)

Дефектолог: Устали? Давайте отдохнем!

Зрительная гимнастика «Чашка»

Что за чашечка такая?

Воду льёшь, она стоит.

Чай в ней пьёшь, она молчит.

Только ложка заводная

Не стоит и не молчит.

Непослушная такая,

Всё стучит, стучит, стучит.

Описание действий и инструкций педагога

Широко открыть глаза,

Посмотреть вверх, вниз.

Закрыть глаза.

Круговые движения глазами по часовой стрелке,

Против часовой стрелки.

Поморгать глазами.

Продолжение работы:

Дефектолог: Ребята, я предлагаю каждому из вас сделать себе чашечку

отправится в страну Чудес к нашим героям.

Конструирование «Чашечка»

(Дети по образцу выполняют задание из цветных палочек Х. Кюизинера)

Заключительный этап:

Дефектолог: Дети, а чем мы сегодня занимались? Вам понравилось? Молодцы! Теперь мы смело можем отправляться в гости!

Тема «Моя семья»

Цель: формирование представлений эталона цвета.

Задачи: Формировать представление о фиолетовом и оранжевом цветах. Учить детей строить по образцу. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: игрушки кошка и котенок, конструктор-LEGO фиолетового и оранжевого цвета.

Ход работы:

Организационный этап:

Дефектолог рассказывает о семье. Что семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание. Дефектолог рассказывает, что не только у людей может быть семья. У животных тоже есть мама и папа. Показывает детям игрушку кошки и котенка.

И говорит, что им не где жить.

Основной этап:

Дефектолог предлагает построить для них дом из оранжевого и фиолетового конструктора. Показывает детям сначала деталь фиолетового цвета проговаривая название, а затем оранжевого. Предлагает детям рассортировать конструктор по цветам и разделить его на две части.

Зрительная гимнастика «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

Продолжение работы:

Из конструктора оранжевого цвета сделать крышу, а из фиолетового – стены (педагог показывает основные способы соединения деталей конструктора для постройки дома).

Заключительный этап:

Дефектолог еще раз проговаривает цвета, с которыми дети познакомились на занятии. Педагог дает положительную оценку стараниям детей. После того, как дети обыграли свои постройку, предлагает разобрать постройку и сложить материал на место.

Тема: «Инструменты»

Цель: формирование представлений эталона цвета.

Задачи: Продолжать формировать представление о эталонах цвета. Учить детей строить по образцу. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, речь, зрительную и слуховую память.

Организационный этап:

Педагог рассказывает детям о инструментах, какими они бываю и для чего они нужны.

Основной этап:

Педагог заранее построил горку с лестницей в качестве образца и предлагает детям рассмотреть образец и построить такой же. Обращает внимание детей на цвет деталей, которые были использованы в постройке.

Зрительная гимнастика
Раз – налево, два – направо, 
Три – наверх, четыре — вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 
Взгляд направим ближе, дальше, 
Тренируя мышцу глаз. 

Заключительный этап:

Дефектолог подробно анализирует возведенные постройки и сравнивает с образцов, обращает внимание детей на цвет деталей. Просит рассказать, что дети построили, из каких деталей, какой формы, цвета и величины.

Тема: «Радуга»

Цель: закрепление эталонов цвета.

Задачи: повторение всех пройденных цветов продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Учить детей строить по образцу. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: конструктор LEGO.

Ход работы:

Организационный этап: дефектолог рассказывает о радуге. Как и почему она появляется. Дефектолог показывает детям карточки и просит назвать цвет, если дети затрудняются помогает им. Ребята мы с вами теперь знаем все цвета. И можем теперь пользоваться всеми деталями цветного конструктора.

Основной этап:

Дефектолог предлагает разделить детали конструктора по цветам. Предлагает детям построить дом для радуги. Детали конструктора нужно соединить между собой чередуя цвета.

Зрительная гимнастика:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Заключительный этап:

Дефектолог еще раз проговаривает цвета. Педагог дает положительную оценку стараниям детей. После того, как дети обыграли свои постройку, предлагает разобрать постройку и сложить материал на место.


 

Тема: «Весна»

Цель: формирование эталона величины.

Задачи: учить различать широкую и узкую сторону кирпичика, плотно соединять кирпичики (узкой и широкой стороной). Учить детей строить по образцу. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, желание строить и заканчивать начатую постройку, работать в коллективе сверстников. Развивать воображение, учить видеть дорогу в элементах строительного материала. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением признаков весны; широких дорог с машинами и узких дорожек; кирпичики; игрушки: маленькая кукла и машинка.

Ход занятия.

Дефектолог расширяет представления детей об изменениях в живой и неживой природе весной, рассказать о том, что начинает таять снег, на деревьях появляются почки, животные меняют зимнюю шубку на летнюю и т.д. Предлагает рассмотреть картинки с изображением первых признаков весны. Затем переключает внимание детей на другие картинки, на которых изображены машины, которые едут по широкой дороге в город, и людей, идущих в лес по узкой тропинке.

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что по широким дорогам ездит грузовой и пассажирский транспорт (грузовые машины, трамваи, автобусы), по узким дорожкам, вдоль больших дорог, ходят пешеходы или ездят на велосипеде люди (взрослые и дети).

Задаёт вопросы: «Что здесь изображено? Что вы здесь видите? (Это сад. Это дом.) Что это такое? (Дорога.)  Дорога широкая или узкая? Какая она?  А это что? (Тропинка.)  Что можно сказать о тропинке? Она какая? (Узкая, длинная.)  По какой дороге едет машина? По узкой или широкой? Эта тропинка, какая? (Узкая.)

Педагог показывает детям кирпичики, спрашивает, как называются эти детали. Предлагает взять по кирпичику в руки, рассмотреть их, найти узкую и широкую стороны.

Зрительная гимнастика:

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Продолжение работы:

Дефектолог объясняет и показывает, как построить широкую дорогу. Предлагает рассмотреть построенную дорогу, уточняет ее назначение: широкая дорога для машин.

Педагог конструирует образец узкой дорожки. Объясняет и показывает, как построить узкую дорогу. Предлагает рассмотреть построенную дорогу, уточняет ее назначение: узкая дорога для пешеходов.

Заключительный этап:

Педагог дает положительную оценку стараниям детей: «Какие хорошие дороги получились! Вот какая широкая ровная дорога для машин! И узенькая дорожка хорошая!»

После того, как дети обыграли свои постройки, воспитатель показывает, как разбирать постройки и укладывать материал на место; поощряет тех детей, которые стремятся помогать укладывать материал на место.


 

Тема: «Дикие животные»

Цель: формирование сенсорных эталонов величины

Задачи: учить сравнивать предметы по длине. Учить детей строить по образцу. Развивать воображение, учить видеть дорогу в элементах строительного материала. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: полоска бумаги голубого цвета, 2 домика; по 5 длинных и 5 коротких кирпичиков на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Организационный этап:

У педагога на столе лежит полоска бумаги голубого цвета – река, стоят 2 домика.

Дефектолог рассказывает, что в домиках живут дикие животные. Они очень любят играть у реки, купаться. Животные хотят, чтобы от их домиков к реке были проложены дорожки, а как их сделать, не знают.

Основной этап:

Предлагает помочь животным построить дорожки. Задаёт вопросы: «Из чего можно строить дорожки? Одинаковые ли дорожки по длине надо построить? Из каких кирпичиков лучше строить длинную дорожку? Из каких кирпичиков лучше строить короткую дорожку?»

С помощью детей отбирает длинные кирпичики и, соединяя их короткими сторонами, строит длинную дорожку. Точно так же строится короткая дорожка. Особое внимание детей обращается на то, что кирпичики должны быть расположены близко друг к другу («Чтобы куклам было удобно по ним ходить»). Предлагает детям построить вначале длинную, потом короткую дорожку.


 

Зрительная гимнастика «Хомка»

Хомка - хомка хомячок , 
Полосатенький бочок. 
Хомка рано встаёт 
Глазки свои хомка трет. 
Поморгает – раз, два, три 
Вдох и выдох. Посмотри 
Далеко ручей бежит, 
На носу комар пищит. 
Смотрит хомка выше, ниже, 
Вправо, влево, дальше, ближе… 
Осмотрел он все кругом 
Праг! и в норочку бегом! 

Продолжение работы:

Дефектолог следит, чтобы дети близко располагали кирпичики. Побуждает детей в процессе конструирования произносить слова: длинный, короткий - кирпичик, длинная, короткая – дорожка.

Заключительный этап.

После окончания работы Дефектолог спрашивает, одинаковые ли дорожки по длине, по какой дорожке будет ходить Медвежонок, по какой дорожке будет ходить Зайка.


 

Тема: «Транспорт»

Цель: формирование эталона величины.

Задачи: учить сравнивать предметы по высоте, выбирать детали соответственно величине игрушек. Учить детей строить по образцу. Умение доводить до конца дело. развивать воображение, видеть ворота в элементах строительного материала. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: по 4 кирпичика и 4 кубика на каждого ребёнка; картинки транспорта, легковая и грузовая машины.

Ход занятия.

Организационный этап:

Дефектолог показывает картинки самолета, корабля, легковых и грузовых машин и т.д. Говорит о том, что все это транспорт. Рассказывает, что транспорт может быть наземным, воздушным и водным. Показывает на машинки и спрашивает к какому виду транспорта они относятся. Предлагает детям сделать ворота для въезда в гараж.

Основной этап:

В начале занятия Дефектолог закрепляет с детьми знание деталей строительного материала. Он показывает кирпичики двух величин и кубик, предлагает детям назвать их. Знакомит с новой для них деталью строительного материала — бруском, уточняет, что брусок похож на кубик, но высокий.

Задаёт вопросы: «Какие детали вы знаете? Как называется эта деталь? (Это кубик.) Что это? (Это кирпичик.) Покажите самую широкую сторону кирпичика. Покажите узкую короткую сторону. Где узкая длинная сторона? Эти два кирпичика одинаковые или разные? Покажите длинный кирпичик. А этот кирпичик длинный? (Нет, короткий.) Посмотрите, вот еще одна деталь. Это брусок. На что похож брусок? Это все строительные детали.  Что с ними можно делать? (Строить)»

Педагог говорит, что сегодня дети будут строить ворота — широкие - высокие, узкие - низкие

Объясняет и показывает, как построить низкие ворота из трех коротких кирпичиков. Затем дефектолог обращается к детям: «Может ли проехать через эти низкие ворота высокая широкая грузовая машина?  Почему нет? Давайте проверим! Что нужно сделать, чтобы ворота стали выше и шире?

Зрительная гимнастика.

«Машины»

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень.

(Дети выполняют круговые движения глазами)

Поедут направо, налево, кругом-

(Выполняют движения глазами влево, вправо)

Свободны машины и ночью и днем.

(Хлопают глазами)

Продолжение работы:

Дети практическим путем выявляют несоответствие размеров ворот размерам машины. Выясняют, высокие и широкие ворота будут строить из трех средних кирпичиков и двух кубиков. При ответах детей Дефектолог следит за тем, чтобы дети не подменяли слова «высокие», «низкие» словами «большие», «маленькие», исправляет ошибки.

Дефектолог предлагает построить узкие - низкие ворота для легковой машины, широкие - высокие ворота для грузовой машины.

Заключительный этап.

Педагог дает положительную оценку стараниям детей. Предлагает поиграть с постройками: дети провозят в ворота автомашины разной величины. После того, как дети обыграли свои постройки, предлагает разобрать постройки и сложить материал на место.


 


 

Тема: «Мебель»

Цель: Формирование эталона величины.

Задачи: формировать умения преобразовывать постройки в ширину. Учить детей строить по образцу. Умение доводить до конца дело. Развивать воображение, видеть мебель в элементах строительного материала. развивать зрительное восприятие.

Материал: куколки разного размера, строительные детали кубики, кирпичики, пластины разного цвета.

Ход занятия

Организационный этап:

В гости пришли куколки. Просят ребят построить для них мебель.

Основной этап:

Педагог предлагает детям подумать, из каких деталей можно построить стол, стул и кровать для кукол (образец не дается).

Напоминает способы конструирования стула, стола и двух кроватей:

Предлагает красиво расставить построенную мебель, чтобы удобно было играть.

Зрительная гимнастика «Мебель в нашем доме»

Стул высокий, а стол ещё выше,

(Посмотреть вниз, вверх.)

Есть у каждого свои крыши.

(Посмотреть перед собой.)

На одной из них сидят,

(Посмотреть вправо.)

На другой - блины едят.

(Посмотреть влево.)

Есть кровать – на ней лежат.

(Закрыть глаза на 5 секунд.)

А в шкафу бельё хранят.

(Широко открыть глаза.)

Продолжение работы:

Каждому ребёнку педагог даёт куколку, несколько отличающиеся по размеру, и просит построить для куколок предметы мебели, используя цвет деталей по желанию. Поощряет стремление детей строить по-другому.

Заключительный этап

Обращает внимание на постройки: «Какие красивые кровати, столы и стулья вы построили, разные по цвету» Просит некоторых детей рассказать, как строили мебель. Раздаёт посуду, постельные принадлежности и играет с детьми. После того, как дети обыграли свои постройки, Дефектолог просит, разобрать постройки и убрать материал на место.


 

Тема: «Домашние животные»

Цель: формирование эталона величины.

Задачи: Учить детей изменять конструкцию постройки в длину и ширину. Учить детей строить по образцу. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. развивать зрительное восприятие.

Материал: Набор кирпичиков, кубиков, пластин, призм; образец постройки дома, игрушки кота и собаки.

Ход занятия:

Дефектолог загадывает загадки про домашних животных. Спрашивает у детей, чем домашние животные отличаются от диких. Предлагает построить домик для собаки и кошки. Дефектолог спрашивает, что должно быть в доме, чтобы в нём можно было жить (стены, крыша, окна, вход). Показывает образец дома и задаёт вопросы: «Как строят стены дома? Из чего и как строят стены? (Из кирпичиков и кубиков. Кирпичики ставят на короткую – узкую сторону, а между ними помещают кубики.) Из чего и как строят крышу?» (Из пластин, на которые устанавливают призмы.)

Предлагает взять игрушку кота и поселить её в доме, а если он не подойдёт по размерам, то перестроить его.

Зрительная гимнастика:

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились

Продолжение работы:

Педагог объясняет и показывает способ увеличения дома в длину – путём пристраивания двух кирпичиков сзади и в ширину – путём пристраивания кирпичиков с двух сторон.

Педагог предлагает построить дома, говорит:

Строим дом: Дом большой,

И с крылечком,

И с трубой.

Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

Это дети строят дом.

Чтобы звери жили в нем.

С помощью педагога дети выполняют сначала одну, а потом другую операцию.

Заключительный этап.

Педагог дает положительную оценку стараниям детей: «Какие хорошие дома у нас получились! Затем предлагает поиграть с домиками.

После того, как дети обыграли свои постройки, Дефектолог просит, разобрать постройки и убрать материал на место.

Тема: Домашние птицы

Цель: знакомить детей с формой – куб, его особенностями; учить выкладывать на плоскости длинный поезд; закреплять понятие «длинный»; учить способам конструирования – прикладыванию; побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройку, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку.

Демонстрационный и раздаточный материал: Коробка с кубиками; игрушки: гусь, утка, курица, индюк.

Ход занятия:

Организационный этап:

Педагог поет песенку Железновой «Паровоз»:

Едет, едет паровоз,

Три трубы и сто колёс.

Три трубы и сто колёс,

Он вагончики повёз.

А вагончики скрипят

И колёсики стучат.

И колёсики стучат

Так-так-так, так-так-так-так

Паровоз пыхтит ЧУ –ЧУ,

Я как птичка полечу.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу,

Ребятишек прокачу!

Дети строятся друг за другом — “паровозиком”, имитируют движение паровоза.

Дефектолог показывает детям картинки домашних птиц и просит их назвать. Дефектолог предлагает сделать паровозик и покатать на нём игрушки. Спрашивает детей, кто поедет на паровозике. (Показывает игрушки –курица, утка, гусь, индюк). Вот как много друзей поедет на паровозике. Давайте построим для них длинный паровоз из кубиков.

Основной этап:

Педагог ставит на пол коробку с кубиками. Показывает детям кубики, спрашивает, как называются эти детали. Предлагает взять по кубику в руки, рассмотреть их. Дефектолог и дети приходят к выводу, что у кубика все стороны одинаковые.

Педагог показывает образец постройки длинного паровоза. Объясняет и показывает, как построить длинный паровоз, как соединить кубики между собой: «Посмотрите, как я буду строить длинный паровоз. Я взяла один кубик, положила его на пол. Теперь беру второй кубик. Положу его вот так, близко к первому кубику. Приложила кубик к кубику, кубики лежат рядом. Я положила их аккуратно. И еще положу кубик так же. Вот как много кубиков я положила»

Зрительная гимнастика:

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Продолжение работы:

Дети вынимают из коробки по одному кубику и составляют на полу длинный поезд (кубик к кубику).

Заключительный этап.

Педагог дает положительную оценку стараниям детей: «Какой длинный, ровный паровозик у нас получился! Все птицы в нем поместяться»

Дефектолог хвалит детей за то, что все старались во время работы, и предлагает покатать на паровозе наших друзей (еще раз спеть песенку). Потом просит тихо разобрать конструкцию и убрать кубики в коробку.

Тема: «Рыбы»

Цель: формировать представления о величине.

Задачи: Учить детей изменять конструкцию постройки в длину и ширину. Учить детей строить по образцу. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: : емкость с водой, рыбы, кирпичики и кубики по 10 – 12 на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Организационный этап:

Дефектолог показывает детям мини пруд, где плавают рыбы. Рассказывает, какими могут быть рыбы и предлагает детям отгородить его забором, чтобы рыб не выловили.

Основной этап:

Дефектолог рассказывает, что забор может быть высоким и низким. Что чем выше забор, тем больше должен быть брусок. Показывает, как необходимо соединять детали между собой

Зрительная гимнастика «Рыбы»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам.

Дефектолог поощряет тех детей, кто самостоятельно и сразу приступает к выполнению задания, помогает всем детям советами или практически.

Продолжение работы:

Предлагает построить забор по-другому, из кирпичиков и кубиков. Взять кубики и поставить их рядом, потом на кубики поставить кирпичики на короткую сторону и широкой стороной к себе.

Заключительный этап.

Педагог отмечает качество исполнения работы, степень участия каждого ребёнка. Раздаёт маленькие фигурки куколок, предлагает поиграть

После того, как дети обыграли свои постройку, предлагает разобрать постройку и сложить материал на место.

Тема: «Космос»

Цель: закреплять представление о эталоне формы.

Задачи: закрепит названия деталей. Учить детей строить по образцу. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие

Демонстрационный и раздаточный материал: конструктор LEGO, игрушка Лунтик.

Организационный этап:

Дефектолог рассказывает детям о космосе. Что мы живем на планете земля и у Нее есть спутник Луна. Спрашивает у детей какой формы Земля и Луна.

Дефектолог показывает детям гостя, который прилетел на Землю с Луны, чтобы познакомиться с детишками. И попросил загадать им загадку.

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая … (Ракета).

Основной этап:

Дефектолог рассказывает, как построить ракету. Из каких деталей сделана ракета. Что для ее постройки понадобиться конструктор прямоугольной и квадратной формы. Рассказывает детям, что у квадрата все стороны одинаковые. Рассказывает, чем прямоугольник отличается от квадрата.

Зрительная гимнастика:

 «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Летим в космос на ракете.

Посмотрите вверх, вниз, вперед.

Отправляемся в полет!

Пролетев, вокруг земли,

Возвратились в группу мы.

Продолжение работы:

Дефектолог поощряет тех детей, кто самостоятельно и сразу приступает к выполнению задания, помогает всем детям советами или практически.

Заключительный этап:

Дефектолог дает положительную оценку стараниям детей. После того, как дети обыграли свои постройку, предлагает разобрать постройку и сложить материал на место.


 


 

Тема: «Цветы»

Цель: закреплять представление о эталоне формы.

Задача: Закрепит названия основных форм. Учить детей строить по образцу. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: конструктор LEGO.

Организационный этап: Дефектолог рассказывает детям о том, что весной распускаются первые цветы. Спрашивает у детей какие цветы они знают. Где растут цветы. Дефектолог рассказывает детям, что у цветка есть стебель, листья, бутон.

Основной этап: Дефектолог предлагает детям сделать цветы из конструктора. Показывает готовый цветок. Объясняет из деталей, какой формы необходимо сделать стебель, листья, бутон. Что детали квадратной формы будут стеблем, листья будут сделаны из деталей прямоугольной формы, а из круглых получиться бутон.

Зрительная гимнастика.

«Цветы»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Глазки открыли, вправо-влево поглядели.

Ресницами помахали.

Продолжение работы:

Дефектолог поощряет тех детей, кто самостоятельно и сразу приступает к выполнению задания, помогает всем детям советами или практически.


 

Заключительный этап: Дефектолог предлагает сделать букет из цветов и поставить в группе. После того, как дети обыграли свои постройку, предлагает разобрать постройку и сложить материал на место.

Тема: «Деревья»

Цель: закреплять представление о эталоне формы.

Задачи: закрепит названия основных форм. Учить детей строить по образцу. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: конструктор LEGO

Организационный этап:

Дефектолог спрашивает у детей какое время года. Рассказывает о том, что весной на деревьях появляются почки, а из почек вырастают листья. Рассказывает, что у дерева есть ствол, ветки и листья.

Основной этап:

Дефектолог показывает детям дерево из конструктора. И предлагает сделать такое же. Дефектолог объясняет детям из конструктора какой формы будет состоять дерево, чтобы сделать ствол необходимо детали квадратной формы прикрепить друг на друге, из прямоугольных деталей получатся ветки, а из треугольных- листья.

Зрительная гимнастика:

еревья.

***

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками).

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево).

Ветер тише, тише, тише.

(Медленно приседают, опуская глаза вниз).

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх).

Продолжение работы:

Дефектолог поощряет тех детей, кто самостоятельно и сразу приступает к выполнению задания, помогает всем детям советами или практически.

Заключительный этап:

Педагог отмечает качество исполнения работы, степень участия каждого ребёнка. После того, как дети обыграли свои постройку, предлагает разобрать постройку и сложить материал на место.


 

Тема: «Насекомые»

Цель: закреплять представление о эталоне формы.

Задачи: закрепит названия основных форм. Учить детей строить по образцу. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку. Развивать зрительное восприятие.

Демонстрационный и раздаточный материал: конструктор LEGO

Организационный этап:

Дефектолог рассказывает детям о насекомых. Какую пользу насекомые приносят людям. Рассказывает о том, что к нему за помощью обратился муравей. Кто-то из людей наступил на его домик и раздавил его. Теперь муравью не где жить, и он просит деток построить ему новый дом.

Основной этап:

Дефектолог проговаривает, какие детали нужны для башенки. С чего начинать свою постройку. Демонстрирует детям готовый образец конструкции, обращая внимание детей на форму деталей.

При необходимости воспитатель напоминает процесс возведения башни (используются кубики одного цвета): «Берем кубик, ставим его перед собой на столе. Теперь берем еще один такой же кубик и ставим его на первый кубик, подравниваем. Теперь берем еще один и ставим сверху, тоже подравниваем. Вот какая башня получилась! Высокая башня! Какого цвета башня? (Дети называют.)

После этого воспитатель предлагает построить две башни разного цвета - одну из трех кубиков, а другую - из четырех. Дети отбирают кубики двух цветов и строят башни. Воспитатель предлагает украсить башню. Он показывает призму и демонстрирует, как нужно ее поставить. Дети находят у себя призмы и украшают свои башни.

Зрительная гимнастика «Жук»

Сесть на пол, вытянуть ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Ребенок поворачивает его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту:

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж...»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Продолжение работы:

Дефектолог поощряет тех детей, кто самостоятельно и сразу приступает к выполнению задания, помогает всем детям советами или практически.

Заключительный этап:

Дефектолог подробно анализирует возведенные башенки, обращает внимание детей на названия деталей, их красивое сочетание по цвету, различие построек по размеру. Просит рассказать, что дети построили, из каких деталей, какого цвета получились башенки, какие башенки построили дети.

Тема: «Профессии»

Цель: обобщить полученные знания о сенсорных эталонах формы.

Задачи: закрепить полученные знания о сенсорных эталонах. Закреплять умение детей строить по образцу. Продолжать развивать зрительную память, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, мыслительные операции.

Демонстрационный и раздаточный материал: детали конструктора разной формы.

Ход работы:

Организационный этап: Педагог загадывает детям загадки о профессиях. Рассказывает детям. Что есть такая профессия, как строитель и, что все детки тоже маленькие строители.

Основной этап:

Педагог заранее построил дом в качестве образца и предлагает детям построить такой же. Предлагает детям рассмотреть образец обращая внимания на то, какой формы детали он использовал. Предлагает детям построить такой же дом.

Зрительная гимнастика:

Любопытная Варвара 
смотрит влево! 
смотрит вправо! 
А теперь вперед! 
Тут немного отдохнет 
(глазки не напряжены и расслаблены). 
А теперь – глаза закрыла, 
И открыла, и закрыла. 
Веселы, бодры мы снова, 
И к занятию готовы! 


 

Заключительный этап:

Дефектолог подробно анализирует возведенные постройки и сравнивает с образцов, обращает внимание детей на форму деталей. Просит рассказать, что дети построили, из каких деталей, какой формы, цвета и величины.

Тема: «Мы строили, строили!»

Цель: обобщение полученных знаний о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.

Задачи: закрепить полученные знания о сенсорных эталонах. Учить детей строить по условию. Продолжать развивать зрительную память, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, мыслительные операции.

Демонстрационный и раздаточный материал: детали конструктора разного цвета, величины и формы.

Ход работы:

Организационный этап:

Педагог спрашивает у детей, чему дети научились за время занятий. Говорит о том, что это итоговое занятие по конструированию и нужно подвести итоги. Педагог приглашает сказочного героя, который будет оценивать детей (сюрпризный момент).

Основной этап:

Педагог предъявляет детям условие. Педагог во время того, как дети строят, спрашивает о цвете деталей конструктора, их величине и форме обращая внимания на детали, которые были использованы в образце.

Зрительная гимнастика:

«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Заключительный этап:

Педагог подводит с детьми итоги занятия. Спрашивает о сенсорных эталонах. Спрашивает у детей о их постройках. Как они оценивают свою постройку, хотят ли они в ней, что-то изменить, обращая внимания на образец.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая и полезная информация!

4 September 2018

Хорошая программа, приберу в копилочку

25 March 2019