Программа дополнительного образования "Подвижные игры"
Нормативно-правовые основания разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242.
- Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области.
Программа разработана:
- В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы.
- На основе рабочей программы. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ В.И.Лях.- 8-е изд. М.: Просвещение,2020.-175с.
- Физическая культура: подвижные игры: 1-4 классы. ФГОС/Н.А. Фёдорова.- М.: Издательство «Экзамен»,2016.-46с.
2. Комплекс основных характеристик
2.1. Пояснительная записка
Направленность – физкультурно-спортивная.
Программа предназначена для организации дополнительного образования, ориентирована на воспитание культуры здоровья личности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
«Подвижные игры» -деятельность для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей. На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.
Актуальность программы «Подвижные игры» в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Новизна программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне индивидуума, школы, социума, ведь основной особенностью подвижных игр являются их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания школьники отражают в условно-игровой форме.
Целесообразность данной программы состоит в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и формировании
Программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Программа разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся.
Наполняемость группы –15 - 20 человек.
Срок реализации программы - 4 года
Режим занятий – 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин.
Количество занятий за год обучения составляет 33 часа- 1 класс,34 часа-2-4 класс.
Форма обучения – групповая.
Формы организации занятия: Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него: игры, эстафеты, праздники, беседы, тестирование, викторины, конкурсы, соревнования.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цели:
- укрепление здоровья, физического развития и подготовленности;
-освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков;
- сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей играть активно и самостоятельно;
- познакомить с играми различной направленности;
- обучить правилам различных подвижных игр и других физических упражнений игровой направленности;
- прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
Развивающие:
- вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
- проявлять инициативу;
- развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
- увеличивать функциональные возможности организма.
Воспитательные:
- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной
деятельности;
- способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой
деятельности.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
первого года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов всего | Теория | Практика | Формы аттестации/контроль |
1 | Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ | 2 | 2 | - | Беседы |
2 | Теоретический раздел | 7 | 5 | 2 | Тестирование, беседы |
3 | Практический раздел | 17 | - | 17 | Наблюдение |
4 | Общефизическая подготовка | 5 | 1 | 4 | Контрольное тестирование |
5 | Итоговые контрольные игры | 2 | - | 2 | Контрольные игры, эстафеты |
| ИТОГО | 33 | 8 | 25 | |
Содержание учебного плана1-го года обучения:
1.Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ- 2 часа. Теория.
- Значение ЗОЖ.
- Режим дня, личная гигиена.
- Правила техники безопасности на занятиях.
2. Теоретический раздел – 7 часов
Теория- 5 часов
- Мир движений и здоровье.
- Красивая осанка.
- Чтоб здоровыми остаться надо...
- Я сильный, ловкий, быстрый
- Правила игр.
Практика-2 часа
- Игры, эстафеты
3. Практический раздел-17 часов
- Русские народные игры.
- Подвижные игры.
- Игры на развитие памяти, внимания, воображения.
- Игры на свежем воздухе.
- Игры и эстафеты с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.
4. Общефизическая подготовка- 5 часов
Теория-1 час
- Понятие о физических качествах, их развитии.
Практика -4 часа
- Строевые упражнения.
- Упражнения для всех групп мышц.
- Упражнения для развития быстроты.
- Упражнения для развития ловкости.
5. Итоговые контрольные игры-2 часа
- Эстафета «Зов джунглей».
- Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми. Эстафеты.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | Инструктаж по ТБ на занятиях. ОРУ. Мир движений.«Разведчики», «Игра белок». | 1 | |
2 | Учись быстроте и ловкости. «Кто быстрее?»« Ловишки -перебежки», «Прыжки». | 1 | |
3 | Весёлая скакалка. «На одной ноге», «Медведь спит». | 1 | |
4 | Сила нужна каждому.«Петушиный бой», «Очистить свой огород от камней». | 1 | |
5 | «Веселый бег», «Третий лишний», «Гонка мячей по кругу». | 1 | |
6 | Развитие быстроты.«Попади в след», «Командные салки». | 1 | |
7 | Мир движений и здоровье. Эстафеты. | 1 | |
8 | «Охота на тигра», «Ноги выше от земли», «Волк во рву». | 1 | |
9 | Красивая осанка. Скакалочка-выручалочка. «Рыбак и рыбки». «Самый лучший». | 1 | |
10 | Ловкая и коварная гимнастическая палка. «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга». | 1 | |
11 | Чтоб здоровыми остаться надо... Прыжки через скакалку. «Собери орехи», «Волк во рву». | 1 | |
12 | Команда быстроногих «Гуси-лебеди», «Лисы и куры», «У медведя во бору». | 1 | |
13 | Выбираем бег. «Кто быстрее?», «Сумей догнать», «Ноги выше от земли». | 1 | |
14 | Утренняя гимнастика . «Метко в цель», «Салки с мячами», «Самый меткий». | 1 | |
15 | Путешествие по островам. «Бездомный заяц», «Лягушки в болоте». | 1 | |
16 | Правила поведения и ТБ на занятиях. «Два мороза», «Зимнее солнышко». | 1 | |
17 | «Зимнее солнышко», «Снежные фигуры», Игры на свежем воздухе. | 1 | |
18 | Игры на свежем воздухе.«Два мороза», «Снежные фигуры». | 1 | |
19 | Развиваем точность движений. «Сильный бросок», «Попади в мяч», «Метание в цель». | 1 | |
20 | Преодоление малых препятствий. «Волк во рву», «С кочки на кочку». | 1 | |
21 | Игры «Третий лишний », «Вышибалы», «Совушка». | 1 | |
22 | Я сильный, ловкий, быстрый. Любимые игры детей | 1 | |
23 | Развитие реакции «Пустое место», «Выше ноги от земли», «Вышибалы». | 1 | |
24 | Игры «Бездомный заяц», «Тише едешь, дальше будешь», «Кот и мыши». | 1 | |
25 | Эстафеты. Развитие координационных способностей. | 1 | |
26 | Игры «Удочка», «Не урони мяч», «День и ночь». | 1 | |
27 | Эстафета «Зов джунглей» | 1 | |
28 | Игры «У медведя во бору», «Пустое место», «Светофор». | 1 | |
29 | Игры «Третий лишний», «Волк во рву», «Совушка». | 1 | |
30 | Прыжок за прыжком. «Бег по кочкам», «Рыбак и рыбки», «Не намочи ног». | 1 | |
31 | Игры «Вороны и воробьи», «Ловишки-перебежки», «Салки», «Вышибалы». | 1 | |
32 | «Третий лишний», «Волк во рву», «Пустое место». | 1 | |
33 | Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми. Эстафеты. | 1 |
Учебный (тематический) план
второго года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов всего | Теория | Практика | Формы аттестации/контроль |
1 | Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ | 2 | 2 | - | Беседы |
2 | Теоретический раздел | 7 | 5 | 2 | Тестирование, беседы |
3 | Практический раздел | 18 | - | 18 | Наблюдение |
4 | Общефизическая подготовка | 5 | 1 | 4 | Контрольное тестирование |
5 | Итоговые контрольные игры | 2 | - | 2 | Контрольные игры, эстафеты |
| ИТОГО | 34 | 8 | 26 | |
Содержание учебного плана 2-го года обучения:
1.Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ- 2 часа. Теория.
- Значение ЗОЖ.
- Физические упражнения.
- Правила техники безопасности на занятиях.
2. Теоретический раздел – 7 часов
Теория- 5 часов
- Мир движений и здоровье.
- Красивая осанка.
- Чтоб здоровыми остаться надо...
- Я сильный, ловкий, быстрый
- Правила игр.
Практика-2 часа
- Игры, эстафеты
3. Практический раздел-18 часов
- Русские народные игры.
- Подвижные игры.
- Игры на развитие памяти, внимания, воображения.
- Игры на свежем воздухе.
- Игры и эстафеты с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.
4. Общефизическая подготовка- 5 часов
Теория-1 час
- Составление комплексов упражнений.
Практика -4 часа
- Строевые упражнения.
- Упражнения для всех групп мышц.
- Упражнения для развития быстроты.
- Упражнения для развития ловкости.
5. Итоговые контрольные игры-2 часа
- Веселые эстафеты
- Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Правила безопасности во время занятий. Разновидности ходьбы. Игра «Пятнашки». | 1 |
2 | Красивая осанка. Ходьба с преодолением препятствий. Игра «Пустое место», «Вызов номеров». | 1 |
3 | Бег с ускорением. Развитие скоростных и координационных способностей. Игра «Вызов номеров». | 1 |
4 | Эстафеты. Челночный бег. Игра «К своим флажкам». | 1 |
5 | Игра «К своим флажкам», « Третий лишний». Эстафеты. | 1 |
6 | Мир движений и здоровье. Метание мяча на дальность. Эстафеты. Игра «Третий лишний». | 1 |
7 | Броски в цель. Игра «Попади в обруч», эстафеты. | 1 |
8 | Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель. Игра «Попади в обруч». | 1 |
9 | Ловля и передача мяча. Ведение на месте. Броски в щит. Игра «Мяч соседу». | 1 |
10 | Чтоб здоровыми остаться надо.. ОРУ. Эстафеты. Игра « К своим флажкам», «Два мороза». | 1 |
11 | ОРУ. Эстафеты. Игры «Невод», «Гуси-лебеди», «Салки на одной ноге». | 1 |
12 | ОРУ. Эстафеты. Игры «Часики», «Гуси-лебеди», «Лисы и куры». | 1 |
13 | ОРУ. Эстафеты. Игры «Прыжки по полосам», «Попади в мяч», «Мяч соседу». | 1 |
14 | ОРУ. Эстафеты. Игры «Верёвочка под ногами», «Вызов номеров». | 1 |
15 | ОРУ в движении. Эстафеты. Игры «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки». | 1 |
16 | ОРУ. Эстафеты. Игры «Бездомный заяц», «Пустое место», «Точный расчет». | 1 |
17 | ТБ на занятиях. Игры на снегу «Снежные фигуры», «Два мороза». | 1 |
18 | Эстафеты на лыжах. «Старт шеренгами», «Быстрый лыжник». | 1 |
19 | Эстафеты на лыжах. «Переноска палок», «Удержи равновесие». | 1 |
20 | Игры «Школа мяча», «Пустое место», «Вышибалы». | 1 |
21 | Веселые эстафеты | 1 |
22 | Правила игры «Пионербол» с одним мячом по правилам | 1 |
23 | «Пионербол» с одним мячом. | 1 |
24 | «Пионербол» с одним мячом по правилам. | 1 |
25 | Игры «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Вышибалы». | 1 |
26 | Игры «Школа мяча», «Гонка мячей по кругу», «Вышибалы». | 1 |
27 | Я сильный, ловкий, быстрый. Игры «Третий лишний», «Рыбак и рыбки», «Бездомный заяц». | 1 |
28 | ОРУ. «Салки на одной ноге», «Птица в клетке». Эстафеты. | 1 |
29 | ОРУ в движении. Игра «Зайцы в огороде», «Прыгающие воробушки». Эстафеты. | 1 |
30 | ОРУ. Игра «Салки на одной ноге», «Тише едешь - дальше будешь». Эстафеты. | 1 |
31 | ОРУ в движении. Игры «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты | 1 |
32 | Бег с преодолением препятствий. Игра «Пустое место», «Совушка». | 1 |
33 | Игра «Вызов номеров», «Волк во рву», «Третий лишний». | 1 |
34 | Любимые игры детей. Эстафеты. | 1 |
Учебный (тематический) план
третьего года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов всего | Теория | Практика | Формы аттестации/контроль |
1 | Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ | 1 | 1 | - | Беседы |
2 | Теоретический раздел | 5 | 4 | 1 | Тестирование, беседы |
3 | Практический раздел | 20 | - | 20 | Наблюдение |
4 | Общефизическая подготовка | 5 | 1 | 4 | Контрольное тестирование |
5 | Итоговые контрольные игры | 3 | - | 3 | Контрольные игры, эстафеты |
| ИТОГО | 34 | 6 | 28 | |
Содержание учебного плана 3-го года обучения:
1.Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ- 1 час. Теория.
- Физические упражнения.
- Правила техники безопасности на занятиях.
2. Теоретический раздел – 5 часов
Теория- 4 часа
- Правила игр.
Практика-2 часа
- Игры, эстафеты
3. Практический раздел-18 часов
- Русские народные игры.
- Подвижные игры.
- Игры на развитие памяти, внимания, воображения.
- Игры на свежем воздухе.
- Игры и эстафеты с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.
4. Общефизическая подготовка- 5 часов
Теория-1 час
- Составление комплексов упражнений.
Практика -4 часа
- Строевые упражнения.
- Упражнения для всех групп мышц.
- Упражнения для развития быстроты.
- Упражнения для развития ловкости.
5. Итоговые контрольные игры-3 часа
- Игра в мини-баскетбол.
- Веселые эстафеты
- Игра «Пионербол».
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема занятия | часы |
1 | Правила безопасности во время занятий. Бег через препятствия. Игра «Пустое место». | 1 |
2 | Бег с максимальной скоростью (30м). Игра «Белые медведи», «Третий лишний». | 1 |
3 | ОРУ. Игра «Команда быстроногих», «Смена сторон». Эстафеты. | 1 |
4 | Бег с максимальной скоростью ( 60м). Игра «Смена сторон», «Гуси-лебеди» .Эстафеты. | 1 |
5 | Многоскоки. Метание мяча в цель. Игра «Попади в мяч», «Передал- садись». | 1 |
6 | Ловля и передачи мяча в движении. Броски в щит. Игра «Мяч- среднему». | 1 |
7 | Ловля и передачи мяча в движении. Ведение мяча бегом. Игра «Борьба за мяч». | 1 |
8 | Ведение мяча шагом и бегом. Бросок двумя руками от груди. Игра «Гонка мяча по кругу». | 1 |
9 | Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Игра «Гонка мячей по кругу». | 1 |
10 | Ведение мяча в движении бегом. Бросок двумя руками от груди. Игра «Перестрелка». | 1 |
11 | Ведение мяча с изменением скорости. Игра «Мяч соседу». | 1 |
12 | Ведение мяча с изменением скорости. Игра в мини-баскетбол. | 1 |
13 | Бросок двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол. | 1 |
14 | Подвижные игры с прыжками. « Верёвочка под ногами», Прыжок за прыжком». | 1 |
15 | Игры на внимание «Воробьи и вороны», «Два Мороза». | 1 |
16 | Катание на лыжах. «Поменяй флажки», «Сороконожка». | 1 |
17 | Катание на лыжах. «Сороконожка», «Найди себе пару». Эстафеты на лыжах. | 1 |
18 | Эстафеты на лыжах 100 метров. | 1 |
19 | Игры с бросками и ловлей мячей. «Два капитана», «Сильный бросок». | 1 |
20 | Правила безопасного поведения на уроках. Игры «Космонавты», «Пионербол» с одним мячом. | 1 |
21 | Игра «Пионербол» с одним мячом по правилам. | 1 |
22 | Игра «Пионербол» | 1 |
23 | Игра «Пионербол». Верхняя подача мяча в паре. | 1 |
24 | Игра «Пионербол». Нижняя подача мяча в парах. | 1 |
25 | ОРУ. Игры «Третий лишний», «Вышибалы», «Смена сторон». | 1 |
26 | ОРУ с мячами. Игра «Наступление», «Метко в цель». | 1 |
27 | ОРУ. Игры «Метко в цель», «Попади в мяч». Эстафеты с мячом. | 1 |
28 | Игры «Вышибалы», «Картошка», «Одиннадцать». | 1 |
29 | ОРУ в движении. Игры «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки». Эстафеты с мячами. | 1 |
30 | ОРУ с мячами. Игра «Метко в цель». Эстафеты с мячами. | 1 |
31 | ОРУ. Игры «Кто дальше бросит», «Волк во рву». Эстафеты. | 1 |
32 | Бег с максимальной скоростью (60м).Встречная эстафета. Игра «Эстафета зверей». | 1 |
33 | Метание малого мяча на дальность и на заданное расстояние. Метание в цель с 5 м. Игра «Зайцы в огороде». | 1 |
34 | Веселая эстафета. Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Планируемые результаты обучения
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать самооценку у младших школьников;
- научить анализу собственных действий и поступков;
- научить планированию действий;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать творческие способности;
- привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций.
Учебный (тематический) план
четвёртого года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов всего | Теория | Практика | Формы аттестации/контроль |
1 | Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ | 1 | 1 | - | Беседы |
2 | Теоретический раздел | 5 | 4 | 1 | Тестирование, беседы |
3 | Практический раздел | 20 | - | 20 | Наблюдение |
4 | Общефизическая подготовка | 5 | 1 | 4 | Контрольное тестирование |
5 | Итоговые контрольные игры | 3 | - | 3 | Контрольные игры, эстафеты |
| ИТОГО | 34 | 6 | 28 | |
Содержание учебного плана 4-го года обучения:
1.Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ- 1 час. Теория.
- Физические упражнения.
- Правила техники безопасности на занятиях.
2. Теоретический раздел – 5 часов
Теория- 4 часа
- Правила игр.
Практика-2 часа
- Игры, эстафеты
3. Практический раздел-18 часов
- Русские народные игры.
- Подвижные игры.
- Игры на развитие памяти, внимания, воображения.
- Игры на свежем воздухе.
- Игры и эстафеты с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.
4. Общефизическая подготовка- 5 часов
Теория-1 час
- Составление комплексов упражнений.
Практика -4 часа
- Строевые упражнения.
- Упражнения для всех групп мышц.
- Упражнения для развития быстроты.
- Упражнения для развития ловкости.
5. Итоговые контрольные игры-3 часа
- Игра в мини-баскетбол.
- Веселые эстафеты
- Игра «Пионербол».
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема занятия | часы |
1 | Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий по физической культуре. Гигиенические требования к подбору спортивной одежды и обуви. Подвижная игра «Лапта». | 1 |
2 | Игра с элементами утренней гимнастики «Ловишки». Значение физических упражнений для укрепления здоровья, осанки. | 1 |
3 | Игры на внимание «Пустое место». Челночный бег 3х10м. | 1 |
4 | Игры с бегом «Лапта». Комплекс упражнений на осанку. Почему некоторые привычки называют вредными. Игра «Космонавты», «Белые медведи». | 1 |
5 | Игры с прыжками «Смотри в ров» , «Прыжки в высоту через веревочку», «Удочка». | 1 |
6 | Игра с бегом «Белые медведи». Прыжки в длину с места и разбега. | 1 |
7 | Игра с метанием мяча «Кто дальше бросит». Игры-эстафеты с мячом. | 1 |
8 | Метание малого и большого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Разучивание игр со скакалкой.(«Веревочка», «Солнышко») | 1 |
9 | Полоса препятствий с элементами бега, метания и прыжками. Игры «Лапта», «Перестрелка». | 1 |
10 | Предупреждение спортивных травм на занятиях. Игра «Салки», «Два мороза» | 1 |
11 | Подвижные игры «Третий лишний», «Салки». | 1 |
12 | Веселая эстафета. Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 |
13 | Подвижные игры по выбору. | 1 |
14 | Игра с бегом «Белые медведи», «Бездомный заяц». | 1 |
15 | Зимние русские народные игры. Катание на лыжах. | 1 |
16 | Зимние русские народные игры. Катание на лыжах. | 1 |
17 | Инструктаж по технике безопасности во время проведения спортивных игр – баскетбол. Игра «Перестрелка». | 1 |
18 | Техника передвижения. Повороты в движении. Сочетание способов передвижений в баскетболе. «Конники – спортсмены» | 1 |
19 | Техника передвижения. Повороты в движении. Сочетание способов передвижений в баскетболе. «Два дома» | 1 |
20 | Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди в баскетболе. Игра «10 передач» | 1 |
21 | Бросок мяча в баскетболе. Игра «Мини-баскетбол». | 1 |
22 | Игры-эстафеты с элементами ведения, ловли-передачи и броска мяча. | 1 |
23 | Обучение игре «Мини-баскетбол». | 1 |
24 | Обучение игре «Мини-баскетбол». | 1 |
25 | Техника нападения. Действия без мяча. Игра «Пионербол» | 1 |
26 | Перемещения и стойки в волейболе. Игра «Пионербол» | 1 |
27 | Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. Игра в «Пионербол». | 1 |
28 | Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача. Игра в «Пионербол». | 1 |
29 | Игра в «Пионербол». | 1 |
30 | Игра в «Пионербол». Контрольные игры и соревнования. | 1 |
31 | Прыжки в длину с места. Метание мяча. Игра «Перестрелка» | 1 |
32 | Прыжки в длину с разбега. Игра «Перемена мест». Как помочь сохранить себе здоровье. | 1 |
33 | Полоса препятствий с элементами бега, метания и прыжков. Игра «Лапта». | 1 |
34 | Веселая эстафета. Подвижные игры по выбору учащихся. | 1 |
2.4. Планируемые результаты
Универсальными компетенциями учащихся являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Оздоровительные результаты
Первостепенным результатом реализации программы является физическая подготовленность и степень совершенства, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате занятий физическими упражнениями учащиеся достигнут следующего уровня развития:
- начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья; двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
- двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
- развитие физических способностей;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- развитие психических и нравственных качеств;
- повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами
-начнут осознанно использовать знания, полученные во время подвижных игр;
- освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
- освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
-научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств;
-будут соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями; научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения;
приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека;
- научатся бегать различными способами; метать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнят акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах; сохранять правильную осанку, освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в процессе игровой и соревновательной деятельности;
- будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
В ходе реализация программы по физкультурно-спортивному направлению «Подвижные игры» ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий с учащимися, направленных на формирование здорового образа жизни;
- улучшение здоровья учащихся;
- формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни; повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
- пополнение материальной базы для проведения уроков физической культуры и внеклассных мероприятий;
- создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов воспитательной работы;
- развитие умений работать в коллективе;
- формирование у детей уверенности в своих силах;
- умение применять игры самостоятельно.
Планируемые результаты
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать самооценку у младших школьников;
- научить анализу собственных действий и поступков;
- научить планированию действий;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать творческие способности.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в спортивном зале в здании школы и на спортивной школьной площадке, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям.
№ п/п | Для учащихся: | Количество |
1 | Секундомер | 2 шт |
2 | Свисток | 1шт |
3 | Мячи набивные по 2 кг | 2шт |
4 | Маты гимнастические | 5шт |
5 | Перекладина гимнастическая | 1 шт |
6 | Скакалки гимнастические | 15шт |
7 | Конусы | 6шт |
8 | Скамейки гимнастические | 2 шт |
9 | Мячи баскетбольные, | 10шт |
10 | Мячи волейбольные | 10 шт |
11 | Гимнастические скакалки | 15шт |
12 | Обручи | 15 шт |
13 | Насос | 1 шт |
14 | Компьютер | 1 шт |
Методические и информационные материалы
Мейксон Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов. М.: Просвещение, 2011
Виленский М.Я.; Туревский И.М. ; Матвеев А.П. Физическая культура: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2011
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура: 10-11 кл. – М.: Просвещение.
Правила соревнований.
Инструкции по технике безопасности.
Электронные образовательные ресурсы
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля освоения программы
- Текущий: наблюдение, тестирование, учебная игра.
- Итоговый: учебная игра, соревнования.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год (сентябрь-октябрь, декабрь-январь, апрель-май)
4. Список литературы
Для обучающихся
1. Развитие физических качеств и двигательных навыков в спортивных играх. Библиотечка «Спорт в школе», № 2 за 2006 г.
2. Волейбол, баскетбол в школе. Обучение тактике игры. Библиотечка «Спорт в школе», № 1 за 2007 г.
3. Гарбаляускас Ч.Л. Играем в ручной мяч: Кн. для учащихся сред.и ст. классов. - М.: Просвещение, 1988. - 76 с.
4. «Спортивные игры: правила, тактика, техника». Издательство «Феникс», 2004 г.
Для педагога
1. Журналы «Физкультура в школе».
2. Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка
3. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.
4. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1– 11-х классов. – М.: Просвещение, 2012
5. Организация работы спортивных секций в школе» А. Н. Каинов 2014г.
6. «300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич, Минск 2004 год.
Электронные образовательные ресурсы.
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
http://www.bibliotekar.ru библиотека
http://ru.savefrom.net/ для скачивания видео с интернета
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com Сеть
творческих учителей,
http://www.openclass.ru/sub/Физическая культура
Сообщество взаимопомощи учителей, физическая культура. Общество
учителей физической культуры.
http://www.uchportal.ru Учительский портал.
http://ballplay.narod.ruПерсональный сайт