Программа дополнительного образования "Школьный ЭКО-отряд"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ
МАОУ гимназия №13
| | УТВЕРЖДЕНО Директор
о Степаненкова Е.В. Приказ № 589 от «26» августа 2024 г. |
рабочая программа дополнительного образования
«Школьный ЭКО-отряд»
(возраст 14 – 17 лет)
|
Составитель:
Струлёва Ольга Владиславовна учитель высшей категории |
| |
| |
г.о.Долгопрудный 2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы «Школьный ЭКО-отряд» …………………………………………………………….…… 3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………….………………….…… 3
1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы …………....… 3
1.1.2. Ключевая педагогическая идея, определяющая общую логику
построения целостного образовательного процесса …….…………………………….… 4 и1.1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы …………..…… 4
1.1.4. Авторский компонент программы ………………………………….……..……… 5
1.1.5. Отличительная особенность и новизна Программы ………….……………….… 6
1.1.6. Возраст учащихся, сроки реализации программы, объём часов, режим занятий 6
1.1.7. Формы проведения занятий ……………………………………………………… 6
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса ……………...………… 7
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы «Школьный ЭКО-отряд» ……………………………………………………………………………..… 8
1.3. Планируемые результаты реализации программы …………………..…………… 9
1.4.Содержание дополнительной общеобразовательной программы
«Школьный ЭКО-отряд» ………………………………………………………………… 10
II. Комплекс организационно-педагогических условий …………….…………….…… 14
2.1. Условия реализации дополнительной общеобразовательной .…………...….…… 14
2.2. Методические материалы .………………………………………………..…….…… 15
2.3. Оценочный лист .……………………………………………………..………….…… 16
III. Список литературы .……………………………………………………..……….…… 17
I. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы «Школьный ЭКО-отряд»
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естсественнонаучной направленности МАОУ гимназии №13 реализуется в течение трех лет. Программа ориентирована на удовлетворение потребностей детей среднего и старшего школьного возраста.
Содержание программы «Школьный ЭКО-отряд, принципы, процесс и механизмы её реализации соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Нормативно-правовую основу программы составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г, № 41;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года., № 996-р;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г.о. Долгопрудный гимназии №13 (МАОУ гимназия №13).
1.1.2. Ключевая педагогическая идея, определяющая общую логику построения целостного образовательного процесса
Педагогическая идея дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Школьный ЭКО-отряд» заключается в возможности развития естественнонаучной грамотности, развитию экологического мышления.
Современное школьное образование направленно на всесторонее развитие личности ребенка, получение важных базовых ЗУНов. Имея базовые экологические знания, умения и навыки, можно свободно ориентироваться в решение жизненно важных вопросов и задач.
В ходе освоения программы «Школьный ЭКО-отряд» учащиеся помимо получения базовых и углубленных экологических знаний учатся решать экологические задачи, находят пути решения значимых экологических вопросов, работают над экологическими проектами.
1.1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
На сегодняшний день во многих странах совершенствуется система взглядов и формируется понимание о важности и значимости естественнонаучного образования не только на уроках, но и во внеурочное время на кружках, секциях, внеурочной деятельности.
Базовые естественнонаучные знания являются фундаментом бережного отношения к миру и окружающей среде, это способствует правильному мировоззрению обучающихся всех уровней образовательного процесса.
Данная образовательная программа является педагогически целесообразной, так как сегодня огромное значение имеет важность сохранения природы и окружающей среды, в которой мы существуем, важность поддержания и сохранения своего состояния здоровья. Так же важным аспектом естественнонаучного образования является гармоничное развитие личности и ее качеств.
Естественнонаучное образование способствует не только получению знаний, но и формированию и развитию креативного, критического мышления, путем решения сложных задач, способствует социализации детей, развивается их культура общения.
Здоровьесберегающий, воспитательный и образовательный потенциал экологического воспитания, в рамках естественнонаучного направления, безграничен. Занятия в рамках дополнительного образования данного направления способствуют сохранению и укреплению физического и духовного здоровья, повышению образовательного и интеллектуального уровня и др.
При работе по данной программе появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по разным предметам. На практических занятиях реализуется принцип межпредметных связей.
Актуальность данной программы находит отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, т.к. она направлена на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей».
1.1.4. Авторский компонент программы
Авторский компонент программы «Школьный ЭКО-отряд» обусловлен тем, что она выстроена на основе потребностей обучающихся в интеллектуальном и творческом совершенствовании.
Обучение в рамках программы дополнительного образования направлено на создание эффективной системы обучения, обеспечивающей высокое качество эмоционально – личностной увлечённости обучающихся и вовлеченности их в улучшение и поддержание состояния окружающей среды и природы в целом.
1.1.5. Отличительная особенность и новизна Программы
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в ее социальной значимости. Разработка экологических проектов, углубленное изучение экологических тем – это погружение в творческий и значимый процесс, в ходе которого у обучающихся формируется понимание значимости сохранения природы.
Новизна данной образовательной программы заключается в:
использовании интегрированных занятий, в основе лежит использование разнообразных педагогических технологий;
реализации программы во взаимодействии с экоцентрами и другими образовательными учреждениями, реализующими программы с экологическим направлением;
данная образовательная программа реализуется впервые на территории городского округа Долгопрудный, и в дальнейшем возможно образование ЭКО-отряда на муниципальном уровне.
1.1.6. Возраст учащихся, сроки реализации программы, объём часов, режим занятий.
Программа предназначена для учащихся 14 - 17 лет, рассчитана на два года обучения.
Объем программы: 136 часов, при проведении занятий один раз в неделю по два учебных часа.
Запланированных на период обучения с 2024 – 2025 по 2026 – 2027 учебные годы.
1.1.7. Формы проведения занятий
Формы проведения занятий
Форма | Характеристика |
Групповые занятия | Лекции Практикумы Работа над групповыми проектами Проведение мастер-классов Проведение тематических уроков |
Индивидуальные занятия | Работа над индивидуальными проектами |
Формы организации занятий
занятие-практикумы;
лекции;
семинары;
круглые столы;
проблемные беседы;
занятия-тренинги;
занятие – защита исследовательских и проектных работ.
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса
В основе программы «Школьный ЭКО-отряд» лежат следующие педагогические принципы:
а) Доступность: при изложении материала учитываются возрастные особенности обучающихся. Изложение учебного материала строится по принципу «от простого к сложному». Для того, чтобы обучаться в рамках данной образовательной программы не нужно обладать особыми навыками, все формируется в образовательном процессе;
б) Целостность. Экологическое воспитание включает в себя неограниченное число видов деятельности, а в процессе работы над проектом или решение задач формируется критическое мышление;
в) Наглядность. Человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через органы слуха, поэтому на занятиях в основном используются наглядные формы представления информации;
г) Последовательность. Обучение в построено от выполнения простых базовых заданий к сложным заданиям, требующих определенных навыков, умений, творческого подхода, креативного мышления.
д) Сознательность и активность. Построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся. Это возможно при работе в группе или же выполнении группового проекта, а так же в рамках дискуссии и круглого стола.
Основная форма работы в студии – практические занятия с исследовательским направлением.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы «Школьный ЭКО-отряд»
Цель: развитие экологического мышления обучающихся, а так же содействие формирования экологического стиля жизни и условий для реализации социальной и позитивной активности в экологической сфере жизни.
Задачи:
Обучающие:
развивать представления об экосистемах и экологических проблемах;
формировать умение находить подход к решению и решать разноуравневые экологические задачи;
вовлечение обучающихся в природоохранную деятельность и участие в экологическим мероприятиях;
создание условий для раннего самоопределения и предпрофессиональной подготовки к специальностям естественнонаучной направленности.
Развивающие:
развивать самостоятельную творческую активность обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности;
развивать умения планирования и оценки, а так же самооценки, обучающимися процесса и результатов самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
развивать социальную (гражданскую) активность обучающихся, через участие в массовых акциях и мероприятиях, отражающих экологические проблемы и возможные пути их решения;
формировать информационно-правовую культуру обучающихся, заключающуюся в осознанном отношении к интеллектуальной собственности и авторским правам.
1.3. Планируемые результаты реализации программы
Предметные:
формирование понимания экологии в реальной жизни.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации.
Личностные:
расширение границ собственных ЗУН;
умение принимать экологические грамотные решения;
выполнение посильных трудовых экологических операций.
1.4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы
«Школьный ЭКО-отряд»
Учебно – тематический план
Раздел | Содержание | Количество часов | Формы деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Растительный мир. Наша задача – помощь растительному миру | Растительные сообщества. Их характеристика. Видовое разнообразие. Классификация растительных сообществ. Природоохранные мероприятия. | 10 | 4 | 6 | Круглые столы, дискуссии, лекции, оформление проектных работ и сценариев мероприятий |
Животный мир. Наша задача – помощь животному миру | Многообразие животных. Экологические ниши и среды обитания животных. Браконьерство. Мероприятия, направленные на сохранение фауны. | 10 | 4 | 6 | Круглые столы, дискуссии, лекции, оформление проектных работ и сценариев мероприятий |
Потребляй разумно! | Экология как отдельное направление. Экологические проблемы и их виды. Ресурсы: исчерпаем и неисчерпаемые. Ресурсосбережение. | 10 | 7 | 3 | Круглые столы, дискуссии, лекции, оформление творческих работ и сценариев мероприятий |
Переработай и утилизируй! | Вилы переработки отходов. Механизм переработки разных видов отходов. Экологический мониторинг. | 10 | 6 | 4 | Круглые столы, дискуссии, лекции, оформление творческих работ и сценариев мероприятий |
Экология и здоровье | Экологические проблемы и их влияние на здоровье человека. | 15 | 8 | 7 | Круглые столы, дискуссии, лекции, оформление творческих работ и сценариев мероприятий |
Экология Московской области | Экологические проблемы Московской области. Экологические акции. | 10 | 4 | 6 | Круглые столы, дискуссии, лекции, оформление творческих работ и сценариев мероприятий |
Человек и природа | Влияние человека на природу. Антропогенные факторы и их влияние на живые организмы. Мероприятия, направленные на сохранение природы. Заповедники, памятники природы. | 22 | 10 | 12 | Круглые столы, дискуссии, лекции, оформление творческих работ и сценариев мероприятий |
Экологические праздники | Всемирные и международные экологические праздники и значимые экологические даты. | 10 | 5 | 5 | Лекции, оформление творческих работ и сценариев мероприятий |
Экологические викторины. Ролевые игры | Викторины на разные тематики, разработки сценариев. | 14 | 0 | 14 | Викторины, ролевые игра |
Работа над исследовательскими проектами | Оформление исследовательских работ | 15 | 1 | 14 | Оформление исследовательских работ |
Резерв | | 10 | | | |
Календарно – тематический план
№ | Тема занятия | Общее количество часов |
Растительные сообщества. Классификация растительных сообществ. | 4 | |
Характеристика растительных сообществ. | 2 | |
Видовое разнообразие в разных растительных сообществах. | 2 | |
Природоохранные мероприятия. | 2 | |
Многообразие животных в природных сообществах. | 4 | |
Экологические ниши животных. | 2 | |
Среды обитания животных. Приспособление животных к среде обитания. | 3 | |
Браконьерство. | 1 | |
Экология как самостоятельная наука. | 2 | |
Направления экологии. | 3 | |
Методы изучения экологических проблем и ситуаций. | 2 | |
Природные ресурсы. | 3 | |
Ресурсосбережение. | 2 | |
Переработка отходов. | 1 | |
Рециклинг. | 1 | |
Технология переработки отходов. | 3 | |
Утилизация отходов | 1 | |
Экологические проблемы. Глобальное потепление и изменение климата. Влияние на жизнь человека. | 3 | |
Экологические проблемы. Вымирание и уничтожение биологических видов. Влияние на жизнь человека. | 3 | |
Экологические проблемы. Разрушение озонового слоя. Влияние на жизнь человека. | 2 | |
Экологические проблемы. Истощение природных ресурсов. Влияние на жизнь человека. | 2 | |
Экологические проблемы. Снижение количества пресной воды. Влияние на жизнь человека. | 3 | |
Экологические проблемы. Кислотные дожди. Влияние на жизнь человека. | 2 | |
Экономические факторы переработки отходов. История переработки отходов. | 2 | |
Экологический мониторинг. Значение экологического мониторинга. | 2 | |
Экологические проблемы Московской области. Выброс выхлопных газов. | 2 | |
Экологические проблемы Московской области. Загрязненность сточных вод. | 1 | |
Экологические проблемы Московской области. Токсичные осадки. | 2 | |
Экологические проблемы Московской области. Мусор и отходы производства. | 2 | |
Экологические акции, проводимые в Московской области. Участие в акциях. | 3 | |
Антропогенные факторы и их классификация. | 2 | |
Природоохранная деятельность человека. | 8 | |
Заповедники и памятники природы. | 2 | |
Заповедные зоны Московской области. | 10 | |
Всемирные и международные экологические праздники и значимые экологические даты. | 10 | |
Всемирный день охраны окружающей среды. | 1 | |
Всемирный день океанов. | 1 | |
День птиц. | 1 | |
Всемирный день Земли. | 1 | |
День экологических знаний. | 1 | |
Всемирный день защиты лабораторных животных. | 1 | |
Всемирный день охраны мест обитания. | 1 | |
День действий против рыбной ловли. | 1 | |
Международный день энергосбережения. | 1 | |
День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. | 1 | |
Викторина «Сохраним биологическое разнообразие» | 1 | |
Викторина «Первоцветы» | 1 | |
Викторина «По заповедным зонам Московской области» | 1 | |
Викторина «Переработай правильно!» | 1 | |
Квест – игра «Мы за здоровый образ жизни!» | 1 | |
Викторина «Здоровье – это то, что мы должны беречь!» | 1 | |
Ролевая игра «Стоп браконьерству!» | 1 | |
Викторина «Сортируй мусор правильно» | 1 | |
Игра «Ресурсосбережение – задача современного общества» | 1 | |
Викторина «Человек и природа» | 1 | |
Работа над исследовательскими проектами | 15 |
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы дополнительного образования «Школьный ЭКО-отряд
Характеристика помещения для занятий по программе
Помещение, в котором проводятся занятия соответствует нормам СанПин. В комнате имеется 16 учебных парт, стулья для проведения занятий. Имеется интерактивная доска для воспроизведения фильмов и демонстрации наглядных материалов. В кабинете находятся информационные стенды.
Кадровое обеспечение программы
Программу «Школьный ЭКО-отряд» реализует учитель биологии высшей квалификационной категории Струлева Ольга Владиславовна. Педагогический стаж – 10 лет. Образование - высшее специальное. Так же в проведение некоторых мероприятий участвует Булдакова Ирина Владимировна, учитель биологии первой квалификационной категории.
Финансовое обеспечение программы
Финансовое обеспечение поездок на конкурсы и фестивали частично финансируются за счёт МАОУ гимназии №13.
Обучение детей по программе - бесплатное.
Материально-техническое обеспечение программы
Программа дополнительного образования «Школьный ЭКО-отряд» реализуется на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения г.о. Долгопрудный гимназии №13.
Для занятий, согласно договору, выделен кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оборудован ученическими партами и стульями, шкафами с отделениями для хранения методических, дидактических материалов, расходных материалов и канцелярии. В кабинете имеются технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, а так же имеется лабораторное оборудование.
2.2. Методические материалы
Учебно-методическая литература
1. Дильман В.М. Большие биологические часы. «Знание», М., 2014 г.
2. Куинджи Н.Н. Валеология, Аспект Пресс, М., 2000 г.
3. Лившиц И.А. Спутники нашего здоровья. Медицина, М., 2008 г.
4. Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления, АО «Комплект, СПБ, 2010 г.
5. Семенова Н. Человек - соль земли. «Диля», М- СПБ, 2009 г.
6. Планета здоровья, ИООО «Красико- Принт», Минск, 2017 г.
7. Радиация. Дозы, эффекты, риск. «Мир», 1988 г.
8. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях, №9, 2016 г.
9. Формирование здорового образа жизни российских подростков, «Владос», М., 2015г.
10. Журналы «Биология в школе» №№2, 1999, №№ 1,2,4,6, 2001, №4, 1998, №2, 2003, №7, 2000 г.
2.3. Оценочный лист
ФИО _____________________________________ возраст ______ класс _____
Уровень | Виды деятельности | Результат ( 0 – 5 баллов) |
Базовый | Участие в экологических акциях и праздниках; Участие в школьных экологических мероприятиях. | |
Повышенный | Участие в муниципальных экологических мероприятиях. | |
Высокий | Участие с защитой проекта в областных, региональных и международных конференциях. | |
III. Список литературы
В. А. Захарова «Экологическое поведение современной молодежи: общероссийские и региональные тенденции» М. : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 280 с.
В.Н. Кузнецов «Экология России. Хрестоматия» М.: АО «МСД» 1995. – 320с.
Е. Кузнецова « Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.
К.В. Пашканга «Охрана природы», М.: Просвещение 1990. – 143с.
Л.П. Анастасова «Человек и окружающая среда», М.: Просвещение 1997. – 289с.
О. А. Савватеева « Квест как один из эффективных современных методов экологического просвещения студентов», М.:Методист. – 2022. – № 4.
Ю.В. Иванов «Природа и человек», М.: Просвещение 1991. – 179с.
18