Программа дополнительного образования «Цифровое фото» (9 класс)
Комитет по управлению образованием
Администрации муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Принята на заседании педагогического совета МБУДО «ДЮЦ» протокол № 3 от «28» мая 2021г. Принята с изменениями на заседании педагогического совета МБУДО «ДЮЦ» протокол № 2 от «12» ноября 2021г. | Утверждаю: Директор МБУДО «ДЮЦ» /КовригинаТ.В./ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Цифровое фото»
(стартовый уровень)
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год:72часа
Разработчик: Шемелина
Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования
г. Краснокаменск, 2021
Оглавление
Комитет по управлению образованием 1
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район» 1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования 1
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3
2.2. Календарный учебный график 24
2.4. Рабочие программы курса 26
Модуль «Воспитание на учебном занятии» 49
Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...» 54
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 57
Общая характеристика курса.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Планшетное рисование», разработана в соответствии с требованиями:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»,
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»»
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
Письмом Минобрнауки РоссийскойФедерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»,
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей),
Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» города Краснокаменка.
Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цифровая фотография» является программой технической направленности, созданной для освоения обучающихся методов конструирования фотографии, познание и развитие технического творчества в области компьютерного дизайна.
Цель стартового уровня программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся посредствомовладениясовременными технологиями работы с цифровым фото и компьютером.
Актуальность
Техническое творчество – в настоящее время одно из важнейших направлений работы в сфере дополнительного образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности.
Программа дополняет представления обучающихся о графических объектах, изучаемых на уроках информатики, и расширяет возможности при работе с изображениями с помощью профессиональных графических редакторов. Таким образом, происходит взаимосвязь с общим образованием.
Отличительные особенности программы
Особенность программызаключается в том, что занятия в рамках программы способствуют не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию обучающихся. Работая с фотоаппаратом, графическим планшетом и компьютером, выполнение различных задания, сравнивая свои успехи с успехами других, обучающийся познает истинную радость творчества. Программа позволяет развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. Полученные обучающимся знания и умения в рамках изучения программы «Цифровое фото» может использоваться в дальнейшей жизни.
Адресат программы
Программа адресована детям 13 – 16 лет, проявляющих интерес к созданию изображений с помощью фотоаппарата, персонального компьютера и графического планшета. Группы формируются по возрастному принципу.
Максимальная наполняемость групп – 9 человек.
Срок освоения - 1 год. Объем программы – 72 часа.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность академического часа - 30 минут, перемена 10 минут.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Особенностью программы «Цифровое фото» является включение в еѐ содержание вариативного блока, включающего шесть модульных учебных курсов «Практическое фото», «Студийная фотосъемка», «Репортаж и жанровое фото», «Натюрморт», «Портрет», «Пейзаж». Назначение вариативного блока - развитие познавательных стратегий самообучения и опыта проектной деятельности в области фотодела. Его выбирают учащиеся, мотивированные в области изучения фотоискусства, проявляющие высокий уровень самостоятельности и творчества. Такое модульное построение программы дает возможность педагогу моделировать индивидуальный образовательный маршрут учащегося с учетом его склонностей, способностей, интересов и предпочтений. Еще одной особенностью программы является включение в ее содержание знакомство с основами работы с графическим планшетом.
Создание условий для развития творческого потенциала и формирования компьютерной грамотности в области фотодела и компьютерного дизайна.
Задачи:
- Обеспечить освоение приемов работы с цифровой фотокамерой и особенностей фотосъемки.
- Обучить обработке цифровой фотографии в программе GIMP.
- Активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся.
Программа предполагает использование различных видов самостоятельной работы: работа с цифровыми фотографиями в программе GIMP, изучение строения фотоаппарата, творческая работа.
1.3. Планируемые результаты
В результате освоения программы «Цифровое фото» должны быть достигнуты следующие видыуниверсальных учебных действий:
Предметные результаты:
Учащиеся научаться/овладеютследующих универсальных учебных действий.
Метапредметные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
планировать процесс познавательно-трудовой деятельности;
самостоятельно организовывать и выполнять различные творческие работы с оборудованием;
учиться высказывать своё предположение на основе работы в коллективе;
учиться работать по предложенному педагогам плану;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.
Личностные:
развитиемотивации познавательной деятельности и личностного смысла учения;
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, формирование творческого подхода к выполнению заданий.
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности и деятельности команды;
становление основ профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в студии и следовать им.
Согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебный план
Тема | Количество часов / из них практики | Формы аттестации (контроля) |
Раздел 1. Фотокамера | 14/12 | Входная диагностика. Инструктаж ТБ |
Раздел 2. Композиция | 16/14 | Практические задания |
Раздел 3. Свет. | 12/10 | Практические задания |
Раздел 4. Фотографические виды и жанры | 10/8 | Практические задания |
Раздел 5. Практика фотографа | 14/12 | Практические задания |
Раздел 6. Фотовыставка. | 6/6 | Промежуточная аттестация |
ИТОГО | 72/62 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Фотокамера (14 часов)
Тема 1.1. Вводные занятия
Теория
Ознакомить с задачами программы на год обучения. Фотография (светопись) – что это такое. Фотография в нашей жизни. Кто такой фотограф. Зачем фотографу портфолио. Фризлайт. Портфолио учащегося. Практика. Знакомство с учебной группой. Беседа о планах на год. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и соблюдении правил безопасности. Рассматривание фотоальбомов и портфолио профессиональных фотографов. Рассматривание фоторабот учащихся прошлых лет.
Практика
Консультация «Как оформить портфолио». Входная диагностика: Анкета-тест «Что я знаю о фотографии». Домашнее задание: на следующее занятие принести свою лучшую фотографию, для анализа и определения уже имеющихся знаний и навыков в области фотографии. В конце раздела, учащиеся сами должны проанализировать кадр и выявить ошибки.
Тема 1.2. Появление фотографии. Первые фотоаппараты
Теория
Информация по истории развития фотографии. Камера-обскура как прототип фотоаппарата. Основные материалы и процессы. Первые фотоаппараты и их применение. Цианотипия, как один из первых позитивных процессов.
Практика
Беседа об истории фотографии. Поиск, сбор, систематизация информации и создание фотокаталога, стенгазеты, компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор) по теме «История фотографии». Презентация творческих продуктов.
Тема 1.3. «Цифра» и пленка: сравнение и выявление принципиальных отличий
Теория
Информация о разновидностях пленки, ее проявления. Формат пленочных фотографий. Разрешение пленки и матрицы. Оперативность при съемке и просмотре отснятого материала. Хранение и поиск фотографических архивов нужных документов. Достоинства цифровой фотографии.
Практика
Практическое занятие составить «свот-анализ» использования пленки и матрицы. Выявить различие.
Тема 1.4. Современная фотокамера
Теория
Классификация современных фотокамер (полнокадровые, кроп-камеры). Принцип работы матрицы. Различия между RGB и CMYK. Фотоаппараты: шкальные, дальномерные, зеркальные. Устройство современной фотокамеры. Особенности устройства. Правила работы с различными типами фотоаппаратов. Эксплуатация, хранение и уход за камерой в различные времена года и погодные условия (виды кофры, защитных линз).
Практика.
Проверка матрицы фотоаппарата на битые пиксели.
Тема 1.5. Экспопара
Теория
Понятия: «экспозиция», «экспопара», «выдержка», «диафрагма», «ISO», «экспоступень». Принцип настройки фотоаппарата перед съемкой. Как правильно выставлять значения ISO, диафрагмы и выдержки. Как данные параметры влияют на полученное изображение. Приоритет диафрагмы или выдержки, измерение.
Практика
Проведение фотосъемки с использованием разных значений диафрагмы и выдержки. Просмотр и анализ отснятых материалов. Практическое задание «Проанализировать фотографию, принесенную в начале года, и выявить ошибки».
Раздел 2. Композиция (16 часов)
Тема 2.1. Физиология восприятия изображения
Теория
Отличия восприятия изображения человеком и фотоаппаратом. Изобразительные средства фотографии. Изобразительные центры внимания. Физический, смысловой и изобразительный центр в кадре. Правило считывания изображения (слева направо, сверху вниз).
Практика
Проведение фотосъемки различных объектов. Сопоставление сходства и различий в их визуальном восприятии глазом и посредством фотографического изображения.
Тема 2.2. Правила и законы композиции в фотографии
Теория
Основные композиционные построения фотографического снимка. Основные технические приемы. Единство приемов образного решения сюжета. Акцентирование композиционных элементов. Целостность изображения. Неделимость композиции. Согласованность всех элементов композиции.
Практика
Проанализировать фотографии известных мастеров художественной фотографии: Доротея Ланж (США), Анри-Картье Брессон (Франция), Ансель Адамс (США), Грегори Колберт (1960, Канада), Анна-Лу «Энни» Лейбовиц (Коннектикут), Джерри Уэлсман (США), Брайан Даффи (Великобритания), выявить: зрительный центр фотографии, прием образного решения.
Тема 2.3. Правила заполненности кадра
Теория
Заполненность площади кадра. Основные правила заполненности кадра. Свободное пространство. Правило размещения элементов снимка. Правило одной трети.
Практика
Проведение съемки на территории МБОУ ДЮЦ. Анализ отснятого материала, разбор изображений по принципу "Правило одной трети" и определение роли "свободного пространства".
Тема 2.4. Правила равновесия и симметрии
Теория
Симметрия и асимметрия. Правило равновесия или симметрии. Вопросы симметрии в черно-белой фотографии и цветной. Изучение с помощью иллюстративного материала (книги, слайды, фотографии). Ритм как законченное чередование больших и малых форм, линий, цветовых и тоновых пятен.
Практика
Проведение съемки на территории МБОУДЮЦ. Анализ отснятого материала, разбор изображений по принципу "Весы" и "Ритм".
Тема 2.5. Ракурс
Теория
Ракурс. Виды точек съемки. Характеристика каждого вида съемки. Линейная, тональная и воздушная перспективы. Глубина пространства. Передача ощущения «трехмерного» изображения.
Практика
Проведение съемки с разной точкой съемки. Анализ отснятого материала.
Тема 2.6. Формат изображения и кадрирования
Теория
Формат изображения и кадрирование. Выбор границ кадра при съемке. Окончательный выбор формата при печати снимка или при обработке в компьютере. Кадрирование как фактор, влияющий на построение изображения. Влияние угла зрения, точки съемки и угла наклона фотоаппарата.
Практика
Выбор границ кадра при съемке. Выбор формата при печати снимка или при обработке в компьютере. Выбор угла зрения, точки съемки и угла наклона фотоаппарата.
Тема 2.7. Цветовое решение фотографии.
Теория
Психология восприятия света. Теплые и холодные цвета, контрастные цвета, сочетания цветов, темные и светлые тона. Черно-белая и цветная фотография. Чувствительность глаза и пленки к различным цветам. Цветовая чувствительность пленки. Светофильтры и их применение.
Практика
Упражнения на цветоощущение: 1) игра с заранее заготовленными цветными карточками, которые различным образом комбинируются между собой; 2) анализ цветовой гаммы одежды и окружающих предметов; 3) сравнение черно-белых и цветных фотографий; 4) поиск цветовых ощущений в фотографиях известных художников с последующей фиксацией этих ощущений; 5) опытно-экспериментальная работа по применению светофильтров.
Раздел 3. Свет (12 часов)
Тема 3.1. Строение лампы, влияние ее излучения на человека
Теория
Виды ламп: галогенные, лампы накаливания, люминесцентные лампы, энергосберегающие и т. д. В чем их отличия (цвет, строение, потоки света) и как они влияют на человека.
Практика
Упражнение на различение видов ламп. Подбор основных световых схем.
Тема 3.2. Освещение при съемке
Теория
Импульсный и постоянный свет (искусственное и естественное). Световые приборы, используемые при съемке в студии. Правила работы с приборами. Виды освещений, характер освещенности. Характер светового рисунка. Влияние освещения на настроение снимка.
Практика
Определение характера освещения при съемке и настроения снимка с помощью анализа предложенных для этого фотографий. Определение характера светового рисунка.
Тема 3.3. Настройка баланса белого
Теория
Изучение настройки фотоаппарата "гистограмма". Для чего она нужна и как правильно настраивать.
Практика
Настройка баланса белого.
Раздел 4. Фотографические виды и жанры (10 часов)
Тема 4.1. Научная фотография.
Теория
Научная фотография в современной жизни. Как были получены снимки обратной стороны Луны. Как зафиксировать сложный физический или химический процесс.
Практика
Коллоквиум «Фотография на службе науки». Групповой мини-проект «Фотография для юных исследователей природы».
Тема 4.2. Художественная фотография
Теория
Художественная фотография как вид современного искусства. Знаменитые художники-фотографы Дмитрий Николаевич Бальтерманц, Евгений Павлович Кассеин. Жанры художественной фотографии: портрет, пейзаж, архитектура, натюрморт, макро, репортаж, предметка, фризлайт, ночная съемка, подводная съемка, ню, фешн-съемка и др.
Практика
Рассматривание и анализ художественных фотографий Д.Н.Бальтерманца («Чайковский». Германия, 1945.), Е.П.Кассеина («Славянка», 1960-ые годы) . Викторина «Определи жанр по фотографии».
Тема 4.3. Фризлайт как жанр фотоискусства.
Теория
Фризлайт как жанр художественной фотографии.
Практика
Практическое занятие по рисованию светом.
Раздел 5. Практика фотографа (14 часов)
Тема 5.1. Репортажная фотосъемка.
Теория
Работа фотографа в газете, журнале. Принципы репортажной съемки. Особенности фотосъемки торжественных, спортивных мероприятий.
Практика
Подбор иллюстраций в стиле «репортаж».
Тема 5.2. Мастерская юного фотографа.
Практика.
Работа по заданию: посещение мероприятия, организация фотосъемки, обработка материалов на компьютере, отбор фоторабот, размещение готовых работ на официальном сайте ДЮЦ. Подготовка фоторабот для участия в конкурсах.
Раздел 6. Фотовыставка (6 часов)
Тема 6.1. Итоговая фотовыставка «Наши горизонты».
Теория
Способы оформления выставочных образцов.
Практика
Организация итоговой выставки достижений обучающихся «Наши горизонты». Разработка тематики и концепции экспозиции. Отбор работ для участия в выставке по известным детям критериям. Дооформление выставочных образцов. Установка и монтаж экспозиции. Приглашение гостей. Презентация фотовыставки.
Тема 6.2. Итоговые занятия.
Теория
Возможности дальнейшего изучения программы.
Практика
Размещение лучших работ на сайте МБОУДЮЦ. Дооформление портфолио. Индивидуальный самоанализ портфолио по предложенным педагогом критериям. Презентация портфолио. Участие в итоговом мероприятии Коллективное обсуждение результатов учебного года. Индивидуальные задания на лето: творческая работа. Итоговая диагностика. Тестирование «Какой я фотограф». Анализ портфолио учащихся.
В соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБУДО «ДЮЦ» программой предусмотрен текущий контроль (включая входную диагностику) и промежуточная аттестация.
Входная диагностика проводится с целью определения начального уровня сформированности планируемых результатов образования (личностных, метапредметных и предметных), предусмотренных программой, а так же с целью оценки уровня достижений (в предметной области программы), целеустремленности (уровень мотивации), уровня воспитанности.
Входная диагностика включает:
выполнение обучающимся заданий теста (изучение степени овладения предметными результатами)(Приложение 1);
практического творческого задания;
заполнение анкеты совместно с родителями (изучение достижений в предметной области программы) (Приложение 3);
изучение уровня воспитанности (Приложение 2).
Текущий контроль проводится с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов ДООП и индивидуализации форм и методов в дальнейшей организации образовательного процесса в зависимости от уровня освоения обучающимся программного материала.
Итогом каждого практического занятия является конкретный продукт деятельности учащегося. Показателем результативности обучения является качество выполнения практического задания.
Система отслеживания результатов усвоения материала
в ходе текущего контроля
Низкий уровень(1 балл)
Средний уровень(2 балла)
Высокий уровень(3 балла)
1.Умение пользоваться инструментами:
Не знает и путает инструменты, не умеет правильно ими пользоваться;
Знает предназначение, но неуверенно чувствует себя при работе с графическим планшетом;
Хорошо знает все инструменты графического редактора, правильно применяет их в работе.
2.Знание видов иллюстрации:
Не чётко знает разновидности иллюстрации;
Знает виды иллюстрации, но путает графику с живописью;
Точно знает виды иллюстрации, грамотно подбирает материалы для графики и для живописи.
3.Графический редактор:
Не умеет работать с инструментами графического редактора GIMP;
Знает рабочее поле графического редактора, но не знает, как создавать рисунок.
Уверенно работает в графическом редакторе, умеет сохранять файл для дальнейшего работы с ним.
4.Основы изобразительной грамоты
Не знает основ композиции (неверно располагает на листе изображения), рисунка (неверная штриховка, светотень или тон), живописи (работа ведется не послойно, не умеет создавать плавный переход цвета);
Знает правила работы с рисунком, но испытывает затруднения;
Хорошо владеет рисунком, живописными навыками, чётко выполняет работу.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения качества (высокий, средний, низкий уровень) освоения Программы учащимися.
Контрольно-диагностические материалы оценки предметного результата программы
Программа: «Цифровое фото»
Форма аттестации: самостоятельное создание фотографий.
Задание: обучающиеся должны создать и организовать фотовыставку.
Оценочный лист
Критерий | Балл (0- нет, 1 - есть) |
1. Читаемость и композиционное решение | |
2. Умелое использование фотооборудования | |
3. Применение приемов фотосъемки | |
4. Применение различных эффектов фотосъемки | |
5. Самостоятельность при выполнении работы | |
Итого: | |
Максимальное количество баллов за итоговую работу – 5.
Уровни освоения предметного результата программы:
высокий – 5 баллов
средний уровень - 4-3 баллов
низкий уровень 2-1 балл
Промежуточная аттестация предусматривает оценку достижений, творческой активности, целеустремленности, уровня воспитанности детей (по методике Овчаровой Р.В.).
Качество освоения программы в целом обучающимся определяется, исходя из следующих показателей:
Низкий уровень - обучающийся демонстрирует низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на низком уровне.
Средний уровень - обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на среднем уровне.
Высокий уровень - обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на высоком уровне.
Результаты аттестации фиксируются в Мониторинговой карте объединения.
Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
Учебный кабинет № 207, расположенный в здании МБУДО «ДЮЦ» по адресу: 3 микрорайон, д. 315.
9 персональных компьютеров с выходом в интернет.
9 графических планшетов.
Фотооборудование.
Компьютеры оснащены устройствами записи и воспроизведения звука.
Рабочее место учителя оснащено компьютером, фотооборудованием, графическим планшетом, устройствами записи и воспроизведения звука, интерактивной доской, проектором, цветным принтером, сканером.
Кадровые условия
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий дополнительную специальность "учитель информатики с правом преподавания изобразительного искусства".
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Луэнн Сеймур-Коэн. Секреты дизайнера. Профессиональные приемы в Adobe Photoshop 7 и Adobe Illustrator 10. Пер. с англ. - М. КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. - 192 с.
Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике / Л.А. Залогова. - М: Лаборатория Базовых Знаний, 2003. - 320 с.
Тим Дейли. Основы фотографии. М., 2004. -208 с.
Тимофеев С. М. Работа в графическом редакторе Gimp. М., 2010. – 418с.
Методические материалы
В качестве форм занятий по данной программе предполагаются объяснение нового материала, демонстрация примеров работ, комбинированные занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы с фотооборудованием, самостоятельная тренировочная работа с фотоаппаратом, графическим планшетом, практические учебные занятия.
Краткое описание методики работы по программе
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)
Формы организации учебного занятия: объяснение, беседа, практическая работ.
Этапы занятия:
1. Организационный. Подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2. Проверочный. Установление правильности и осознанности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекция.
3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Осмысление возможного начала работы.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Освоение новых знаний
5. Первичная проверка понимания изученного. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Осознанное усвоение нового учебного материала.
6. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение. Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми. Осознанное усвоение нового материала.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостного представления знаний по теме. Использование бесед и практических заданий.
Осмысление выполненной работы.
8. Контрольный. Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. Использование тестовых заданий, устного опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов.
9. Итоговый. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Самоутверждение детей в успешности.
10. Рефлексивный. Мобилизация детей на самооценку. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы. Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях.
11. Информационный. Дидактические материалы (инструкционные, задания, упражнения и т.д.)
Содержание | Возрастные группы | ||
1группа | 2группа | 3группа | |
Уровень программы | стартовый | стартовый | стартовый |
Возраст обучающихся | 14 – 17 | 14 – 17 | 14 – 17 |
Дата начала учебного года | 02.09.2021 | 02.09.2021 | 02.09.2021 |
Дата окончания учебного года | 30.05.2022 | 02.09.2022 | 02.09.2022 |
Кол-во учебных недель, в том числе | 36 | 36 | 36 |
1 полугодие | 17 | 17 | 17 |
2 полугодие | 19 | 19 | 19 |
Количество учебных дней | 36 | 36 | 36 |
Количество занятий в неделю | 2 | 2 | 2 |
Объем программы | 72 | 72 | 72 |
Продолжительность академического часа | 45 | 45 | 45 |
Праздничные дни | 4 ноября, 1 -9 января Рождественские каникулы, 23 февраля, 8 марта, 1 мая,9мая |
Последовательность реализации содержания учебного плана
Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Фотокамера (14 часов) | |
Тема 1.1. Вводное занятие. | 2 |
Тема 1.2. Появление фотографии. Первые фотоаппараты. | 4 |
Тема 1.3. «Цифра» и пленка: сравнение и выявление принципиальных отличий. | 2 |
Тема 1.4. Современная фотокамера. | 2 |
Тема 1.5. Экспопара. | 4 |
Раздел 2. Композиция (16 часов) | |
Тема 2.1. Физиология восприятия изображения. | 2 |
Тема 2.2. Правила и законы композиции в фотографии. | 2 |
Тема 2.3. Правила заполненности кадра. | 2 |
Тема 2.4. Правила равновесия и симметрии. | 2 |
Тема 2.5. Ракурс. | 2 |
Тема 2.6. Формат изображения и кадрирования. | 2 |
Тема 2.7. Цветовое решение фотографии. | 4 |
Раздел 3. Свет (12 часов) | |
Тема 3.1. Строение лампы, влияние ее излучения на человека. | 4 |
Тема 3.2. Освещение при съемке. | 4 |
Тема 3.3. Настройка баланса белого. | 4 |
Раздел 4. Фотографические виды и жанры (10 часов) | |
Тема 4.1. Научная фотография. | 4 |
Тема 4.2. Художественная фотография. | 4 |
Тема 4.3. Фризлайт как жанр фотоискусства. | 2 |
Раздел 5. Практика фотографа (14 часов) | |
Тема 5.1. Репортажная фотосъемка. | 6 |
Тема 5.2. Мастерская юного фотографа. | 8 |
Раздел 6. Фотовыставка (6 часов) | |
Тема 6.1. Итоговая фотовыставка «Наши горизонты». | 4 |
Тема 6.2. Итоговые занятия. | 2 |
Итого | 72 |
Рабочая программа учебного курса «Цифровое фото» 13-16 лет (Приложение 4)
Рабочая программа воспитания (Приложение 5)
Белов Г.И., Щепанский Г.В. Фотография: что и как. – М.: Искусство, 1993
Волгин А. Фотография. 1000 рецептов. - М.: Химия, 1993 4
Волгин А.Г. Техника цветной фотографии. – М.: Искусство, 1987
Глушаков С.В., Кнабе Г.А. Компьютерная графика. Учебный курс. - М.: АСТ, 2001 7. Д. Уэйд. Техника пейзажной фотографии. - М.: Планета, 1989
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая школа, 1988 10. Дьяков Ю. Радость созидания. - М.: Просвещение, 1989
Дэвис Б. Photoshop 4-5. Учебный курс. – С.-Пб.: Питер, 2001 12. Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. – М., 2003
Кисилев А.Я., Виленский Ю.Б. Физические и химические основы цветной фотографии. – Ленинград: Химия, 1990 14. Кларк Т.М. Фильтры для PhotoShop. Спецэффекты и дизайн. – М.; СПб., Киев: ДИАЛЕКТИКА, 1999
Мангуст М., Лунски X. Портрет. – М.: Интервид, 1992
Михалкевич В., Стигнеев В. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 1989
Мураховский В.И., Симонович С.В. Секреты цифрового фото. – СПб.: Питер, 2005
Пальчевский Б. Фотография. – Минск: Полымя, 1986
Панкратова Т. Photoshop 7 – учебный курс. – СПб.: Питер, 2004
Редько А. Основы черно-белых и цветных фотопроцессов. – М.: Искусство, 1990
Соколов И.В. Фотодело. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
Стразницкас М. Эффективная работа с Photoshop 8. Графика для Web. – М., 2003
Стрелкова Л.М. PhotoShop. Практикум. – М.: Интеллект – Центр, 2004
Тайц A.M., Тайц А.А. Adobe PhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002
Фрост Ли. Творческая фотография. – М.: Арт-Родник, 2003
Харь Рассел. Фотография для «чайников». – М.: Вильямс, 2004
Шушан Р., Райт Д. Дизайн и компьютер. – М.: Русская редакция, 2003
Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. – М.: АСТ, 2005
Интернет источники:
1. http://www.websib.ru/vospitanie/
2. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=18
3. http://www.soft.shnyga.com/
6. http://elektivphotoshop.narod.ru/teoria.html
8. www.i2r.ru
10. www.zona5.al.ru
Приложение 1
Тест «Цифровое фото»
Какие устройство позволяют получать цифровое изображения непосредственно в цифровом формате:
а) фотоаппарат;
б) цифровая фотокамера;
в) телефон.
2. Где сохраняется полученное цифровое изображение в цифровой…:
а) камере;
б) на сменной карте памяти;
в) внутри фотокамеры;
г) на флешке.
3.Какой принтер дает более качественную цифровую печать фотографий:
а) струйный;
б) цветной;
в) черно-белый;
г) копировальный;
д) лазерный.
4. Цифровые видеокамеры позволяют снимать видеофильмы:
а) в цифровом формате;
б) в аналоговом формате;
в) в звуковом формате.
5. Что такое разрешение матрицы цифрового фотоаппарата:
а) число светочувствительных элементов;
б) размер получаемого изображения;
в) количество света, воздействующее на сенсор.
6. От чего зависит качество цифрового изображения?
а) от степени сжатия;
б) от размера LCD-экрана;
в) от способа форматирования карты памяти.
7. Устройство, с помощью которого фотограф задает желаемый режим работы экспозиционной автоматики? (Р1)
а) программатор;
б) экспонометр;
в) затвор.
8.Специальное приспособление для студийной съемки, представляет собой короб, покрытый внутри светоотражающим материалом. Задней стороной он присоединяется к вспышке. Передняя стенка сделана из белой ткани. (Р2)
а) увеличитель;
б) фокусировка;
в) софтбокс.
Приложение 2
Критерии показателей образовательных уровней обучающихся
Начальный уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Показатель «Творческая активность» | ||
Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен решить проблемы с помощью педагога. | Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но не может оценить их и выполнить. | Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей. |
Достижения | ||
Активное участие в делах объединения, детско-юношеского центра | Значительные результаты на уровне района, города. | Значительные результаты на уровне района, области. |
Целеустремленность | ||
Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели, полагается на рекомендации взрослых и товарищей. Четко не представляет, кем и каким хочет стать. | Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления. Осознает, кем и каким хочет стать, но упорства не проявляет. | Умеет ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления, осознает, кем и каким хочет стать. Стремиться глубоко изучить предмет или будущую профессию |
Гуманность, нравственность (методика Овчаровой Р.В.) | ||
Нравственен при благоприятных условиях и требованиях извне. Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива | В основном действует в соответствии с общественными нормами. Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых деля, но не пресекает грубость других. | Руководствуется общественными нормами морали. Пресекает грубость, недобрые отношения к людям., заботиться об окружающих проявляет человечность, сопереживает, сочувствует товарищам и взрослым, отзывчив, порядочен |
Педагог в своей деятельности использует следующие диагностические методики: педагогические наблюдения, опросник, срезы знаний, тестирование, анкетирование, беседы, графические и рисуночные темы. Педагогическая диагностика помогает педагогу выявить проблемы по усвоению учащимися образовательную программу и поставить задачи.
Приложение 3
Уровень воспитанности детей (по методике Овчаровой Р.В.)
№ | Ф.И. участника | Качества, их оценка | Общий уровень восп-ти. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | |||
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | |
| Средний бал | | | | | | | | | | | |
Перечень качеств:
1.Гуманность в отношениях к окружающим.
2.Вежливость.
3.Духовность (стремление к прекрасному и возвышенному)
4.Трудолюбие.
5.Физическое развитие.
6.Бережливость.
7.Честность.
8.Активность.
9.Любознательность.
10. Дисциплинированность.
Система оценивания качеств:
5 – качество проявляется;
4 – качество больше проявляется, чем не проявляется;
3 – качество меньше проявляется, чем не проявляется;
2 – качество не проявляется.
Приложение 4
Определение уровня мотивации обучающихся:
Анкета
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Фамилия имя ___________________
Возраст ________________________
Дата заполнения _________________
1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединении?
Да, знаю
Немного
Нет, не знаю
2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?
Да, умею
Немного
Нет, не умею
3.Чего ты ожидаешь от обучения?
Многому научиться
Что-то свое
Не знаю
4. Почему ты пришел именно в это объединение?
Самому захотелось
Родители посоветовали
За компанию с другом
Приложение 5
Рабочая программа учебного курса «Планшетное рисование»
№ | Дата | Раздел, тема занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма занятия | Формы контроля и аттестации |
Раздел 1. Фотокамера (14 часов) | |||||
1 -2 урок | | Вводное занятие | Знать задачи программы на год обучения. Фотография (светопись) – что это такое. Фотография в нашей жизни. Кто такой фотограф. Зачем фотографу портфолио. Фризлайт. Портфолио учащегося. Практика. Знакомство с учебной группой. Беседа о планах на год. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и соблюдении правил безопасности. Рассматривание фотоальбомов и портфолио профессиональных фотографов. Рассматривание фоторабот учащихся прошлых лет. | Беседа, практика | Текущий |
3 – 6 урок | | Появление фотографии. Первые фотоаппараты. | Изучить информацию по истории развития фотографии. Камера-обскура как прототип фотоаппарата. Основные материалы и процессы. Первые фотоаппараты и их применение. Цианотипия, как один из первых позитивных процессов. | Беседа, практика | Текущий |
7– 8 урок | | «Цифра» и пленка: сравнение и выявление принципиальных отличий. | Изучить информацию о разновидностях пленки, ее проявления. Формат пленочных фотографий. Разрешение пленки и матрицы. Оперативность при съемке и просмотре отснятого материала. Хранение и поиск фотографических архивов нужных документов. Достоинства цифровой фотографии. | Беседа, практика | Текущий |
9 – 10 урок | | Современная фотокамера. | Знать классификацию современных фотокамер (полнокадровые, кроп-камеры). Принцип работы матрицы. Различия между RGB и CMYK. Фотоаппараты: шкальные, дальномерные, зеркальные. Изучить устройство современной фотокамеры. Особенности устройства. Правила работы с различными типами фотоаппаратов. Эксплуатация, хранение и уход за камерой в различные времена года и погодные условия (виды кофры, защитных линз). | Беседа, практика | Текущий |
11 – 14 урок | | Экспопара. | Понимать понятия: «экспозиция», «экспопара», «выдержка», «диафрагма», «ISO», «экспоступень». Принцип настройки фотоаппарата перед съемкой. Как правильно выставлять значения ISO, диафрагмы и выдержки. Как данные параметры влияют на полученное изображение. Приоритет диафрагмы или выдержки, измерение. | Беседа, практика | Текущий |
Раздел 2. Композиция (16 часов) | |||||
15 – 16 урок | | Физиология восприятия изображения. | Знать отличия восприятия изображения человеком и фотоаппаратом. Изобразительные средства фотографии. Изобразительные центры внимания. Физический, смысловой и изобразительный центр в кадре. Правило считывания изображения (слева направо, сверху вниз). | Беседа, практика | Текущий |
17 – 18 урок | | Правила и законы композиции в фотографии | Изучить основные композиционные построения фотографического снимка. Основные технические приемы. Единство приемов образного решения сюжета. Акцентирование композиционных элементов. Целостность изображения. Неделимость композиции. Согласованность всех элементов композиции. | Беседа, практика | Текущий |
19 – 20 урок | | Правила заполненности кадра. | Знать заполненность площади кадра. Основные правила заполненности кадра. Свободное пространство. Правило размещения элементов снимка. Правило одной трети. | Беседа, практика | Текущий |
21 – 22 урок | | Правила равновесия и симметрии. | Изучить симметрию и асимметрию. Правило равновесия или симметрии. Вопросы симметрии в черно-белой фотографии и цветной. Изучение с помощью иллюстративного материала (книги, слайды, фотографии). Ритм как законченное чередование больших и малых форм, линий, цветовых и тоновых пятен. | Беседа, практика | Текущий |
23 – 24 урок | | Ракурс. | Изучить ракурс. Виды точек съемки. Характеристика каждого вида съемки. Линейная, тональная и воздушная перспективы. Глубина пространства. Передача ощущения «трехмерного» изображения. | Беседа, практика | Текущий |
25 – 26 урок | | Формат изображения и кадрирования. | Изучить формат изображения и кадрирование. Выбор границ кадра при съемке. Окончательный выбор формата при печати снимка или при обработке в компьютере. Кадрирование как фактор, влияющий на построение изображения. Влияние угла зрения, точки съемки и угла наклона фотоаппарата. | Беседа, практика | Тематический |
27 – 30 урок | | Цветовое решение фотографии. | Знать психологию восприятия света. Теплые и холодные цвета, контрастные цвета, сочетания цветов, темные и светлые тона. Черно-белая и цветная фотография. Чувствительность глаза и пленки к различным цветам. Цветовая чувствительность пленки. Светофильтры и их применение. | Беседа, практика | Текущий |
Раздел 3. Свет (12 часов) | |||||
31 – 34 урок | | Строение лампы, влияние ее излучения на человека. | Знать виды ламп: галогенные, лампы накаливания, люминесцентные лампы, энергосберегающие и т. д. В чем их отличия (цвет, строение, потоки света) и как они влияют на человека. | Беседа, практика | Текущий |
35 – 38 урок | | Освещение при съемке. | Импульсный и постоянный свет (искусственное и естественное). Световые приборы, используемые при съемке в студии. Правила работы с приборами. Виды освещений, характер освещенности. Характер светового рисунка. Влияние освещения на настроение снимка. | Беседа, практика | Текущий |
39 – 42 урок | | Настройка баланса белого. | Изучение настройки фотоаппарата "гистограмма". Для чего она нужна и как правильно настраивать. | Беседа, практика | Текущий |
Раздел 4. Фотографические виды и жанры (10 часов) | |||||
43 – 46 урок | | Научная фотография. | Изучить научную фотография в современной жизни. Как были получены снимки обратной стороны Луны. Как зафиксировать сложный физический или химический процесс. | Беседа, практика | Текущий |
47 – 50 урок | | Художественная фотография. | Знать художественную фотографию как вид современного искусства. | Беседа, практика | Текущий |
51– 52 урок | | Фризлайт как жанр фотоискусства. | Знать что такое Фризлайт как жанр художественной фотографии. | Беседа, практика | Тематический |
Раздел 5. Практика фотографа (14 часов) | |||||
53 – 58 урок | | Репортажная фотосъемка. | Работа фотографа в газете, журнале. Принципы репортажной съемки. Особенности фотосъемки торжественных, спортивных мероприятий. | Беседа, практика | Текущий |
59 –66 урок | | Мастерская юного фотографа. | Самостоятельная работа по созданию фото | Беседа, практика | Текущий |
Раздел 6. Фотовыставка (6 часов) | |||||
67– 70 урок | | Итоговая фотовыставка «Наши горизонты». | Подготовка выставки. Уметь представить свою работу. | Беседа, практика | Текущий |
71 – 72 урок | | Итоговое занятие. | | Беседа, практика | Текущий |
| | Итоговая работа. | | | |
Приложение 6
к ДООП “Планшетное рисование”
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
г. Краснокаменск, 2021
Оглавление
Комитет по управлению образованием 1
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район» 1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования 1
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3
2.2. Календарный учебный график 24
2.4. Рабочие программы курса 26
Модуль «Воспитание на учебном занятии» 49
Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...» 54
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 57
Техническое направление в дополнительном образование всегда связано с открытиями и созданием творческих работ детьми. Для ребенка процесс познания окружающего мира начинается с огромного количества личных открытий. Почему день сменяется ночью? Почему радуга разноцветная?.. И еще миллион «почему». Но ребенок растет и хочет быть не только пассивным наблюдателем, но и активно воздействовать на окружающий мир. Он вступает в пору создания. А как сделать, чтобы стрела далеко полетела? А как научиться рисовать дерево правильно? А как работать с компьютером?..
Чтобы сделать процесс познания мира более эффективным на помощь приходит наука. Чтобы сделать нашу жизнь лучше, используя достижения науки, на помощь приходит техника. Чтобы каждое новое поколение людей не начинало все это делать «с нуля» на помощь приходит образование, которое передает накопленный опыт следующим поколениям.
Таким образом, получается, что интерес к творчеству начинается с открытий. А техническое направление – это правильно организованная система образования для более эффективного совершения творческих открытий детьми.
Логика подсказывает, что техническое творчество должно начинаться с этапа научно-исследовательской работы. Обучающийся должен сначала узнать какой-то объект, понять его, а потом у него может возникнуть желание создать самому такое же или лучше. В результате, это должно перерасти в желание овладеть профессиональными компетенциями и может стать осознанным выбором своей будущей профессии.
Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем учебной активности выступает ныне умение каждого ученика технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать с информацией. В свою очередь, творчество и овладение ИКТ формирует высокие нравственные качества обучающегося.
Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие и воспитание человеческого общества, а значит, и его существование. Именно в учреждении дополнительного образования могут быть комплексно реализованы все вышеуказанные аспекты развития технического творчества.
Процесс воспитания в детском объединении «Планшетное рисование» и «Цифровое фото» основывается на следующих принципах взаимодействия педагога и учащихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении учреждении;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагога работников;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагога;
- активное участие в ключевых делах Детско-юношеского центра;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности;
-обучение, как для обучающихся, так и для педагога является одним из видов познания окружающего мира;
- формирование навыков, необходимых в жизни; расширение круга допрофессиональных интересов подростков, профессиональная ориентация молодежи и допрофессиональная подготовка;
- формирование интереса детей к поисковой, изобретательской и рационализаторской деятельности;
- укрепление системы профилактики безнадзорности, отклоняющегося поведения, характеризуемого правонарушениями и проявлениями нездорового образа жизни (ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), путем приобщения их к техническому творчеству).
Раздел 2.Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
Цель воспитания в объединении исходит из воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.
Цель воспитания:
- усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Приоритеты в воспитании обучающихся
младшего школьного возраста
Целевой приоритет: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Наиболее важные нормы и традиции для воспитания младших школьников:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младшего школьного возраста данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Приоритеты в воспитании обучающихся
подросткового возраста
Целевой приоритет: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся.
Приоритетные ценностные отношения:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями обучающихся, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач.
Задачи воспитания:
- реализовывать воспитательные возможности учебного занятия, содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Планшетное рисование» и «Цифровое фото»;
- реализовывать воспитательный потенциал детского объединения для социализации и самореализации обучающихся;
- реализовывать воспитательный потенциал содержания дополнительных общеобразовательных программ;
- использовать воспитательные возможности воспитательных технологий, форм организации воспитательного процесса;
- инициировать и поддерживать детское самоуправление – как на уровне ОДО, так и на уровне объединений;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе ОДО детских общественных объединений и организаций;
- организовывать для обучающихся экскурсии;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- организовать работу медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развиватьпредметно-эстетическую среду ОДОи реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в объединение интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагога, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы педагога.
Модуль «Воспитание на учебном занятии»
Целевые ориентиры воспитания на учебных занятиях заключаются в следующем:
включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;
реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения;
формирование и развитие творческих способностей;
поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского самоуправления.
Воспитательный потенциал учебных занятий реализуется в деятельностном подходе в опоре на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, согласно направленности ДООП. Приоритетом учебных занятий является повышение технической грамотности в области знаний ИКТ и информационный деятельности. Освоение среды графического редактора GIMP, создание рисунков, точные построения графических объектов, свободное рисование.
Модуль «Воспитание в детском объединении»
Реализация педагогами воспитательного потенциала объединения предполагает следующую деятельность.
Виды и формы деятельности:
установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию последними требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение правил ТБ;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания материала через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор содержания в соответствии с направленностью реализуемой дополнительной общеобразовательной программы;
применение на занятиях интерактивных форм работы обучающихся: различного рода игр, дискуссий, диспутов, конкурсов, проектов, организация работы в группах и др.;
организация сотрудничества и взаимной помощи обучающихся;
создание образовательных ситуаций, дающих возможность генерирования и оформления собственных идей, способствующих формированию навыка уважительного отношения к чужим идеям, навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Ключевые культурно-образовательные события – это главные традиционные культурно-образовательные события учреждения, в которых принимает участие большая часть учащихся и которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогами-организаторами, методистами, педагогами дополнительного образования и детьми. Это образовательные, досуговые и просветительские проекты, участие в которых объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые культурно-образовательные события обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в учреждении.
Для этого в МБУДО «ДЮЦ» используются следующие формы работы:
На уровне учреждения:
общие праздники учреждения – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные, изобразительные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все детские объединения «ДЮЦ»:
День знаний;
День учителя;
День матери;
Новый год;
Деловые игры;
23 февраля;
8 марта;
День космонавтики;
День Победы;
День защиты детей;
День России.
общие культурно-образовательные события – ежегодно проводимые крупные просветительские и презентационные дела, связанные с популяризацией науки, социально-предпринимательского проектирования, художественного творчества и формирования ценностного отношения к здоровью:
Научно-практическая конференция;
Участие в областных проектах, творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства;
Спортивно-развлекательная программа;
Выставка детского творчества;
Выставка детского творчества;
Мастер-классы;
Акции;
Конкурсы.
церемонии награждения учащихся, педагогов проводятся в рамках определенных дат и событий за активное участие в жизни Дворца творчества и значимый вклад в общественные дела, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и детьми, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На индивидуальном уровне:
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа, ключевых культурно-образовательных событий;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых событий, дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими учащимися, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Поддержка детского самоуправления педагогу воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление осуществляется следующим образом.
Виды и формы деятельности:
На уровне объединения:
- через деятельность выбранных по инициативе и предложениям обучающихся лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы объединения в общих делах и призванных координировать его работу с работой органов самоуправления ДЮЦ и педагогов;
- через организацию распределения ролей (должностей, поручений) между членами объединения;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ ключевых дел организации и дел конкретного объединения;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя ответственность за то или иное дело, мероприятие, функцию по координации действий других обучающихся;
Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...»
Выставки, конкурсы, соревнования и др. помогают обучающимся реализовать свой творческий потенциал, приобрести важный опыт презентации результатов своей творческой деятельности, а также опыт принятия оценки результатов своего труда другими обучающимися и взрослыми.
Выставки, конкурсы, соревнования и др. формируют у обучающихся навык самооценки результатов своего труда, способствуют получению опыта его сравнения с результатами других обучающихся.
Выставки, концерты, спектакли и др. обладают значительными воспитательными возможностями, которые реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
Виды и формы деятельности:
- регулярные выставки, конкурсы и др., организуемые внутри детских объединений;
- участие в выставках, конкурсах и пр. на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях, в т.ч. в интернет-проектах, онлайн-выставках, олимпиадах;
- пополнение личных портфолио творческими работами, а также оценочными материалами (грамотами, дипломами, сертификатами и др.), презентация персональных портфолио.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагога и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Виды и формы деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучащегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
- совместное с педагогам изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых мероприятий;
- индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках выбранного объединения.
Медиа - это совместно создаваемые обучающимися и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации.
Цель медиа - развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности.
Виды и формы деятельности:
Интернет-группа - разновозрастное сообщество обучающихся и педагога, поддерживающее интернет-сайт и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности внутри объединения в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к объединению, информационного продвижения ее ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для объединения вопросы.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающихся, способствует формированию у них чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся организации. Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через различные виды и формы работы.
Виды и формы деятельности:
- оформление интерьера помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;
- размещение на стенах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин и фоторабот определенного художественного стиля, знакомящегося обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в объединение (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение кабинет и приемной (комнатные растения), оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство на зоны активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в рабочем состоянии кабинета и приемной объединения;
- благоустройство кабинетов, осуществляемое руководителями объединений вместе с обучающимися, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения педагога со своими воспитанниками;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, эмблема, логотип и т.п.), используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни объединения – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых дел и иных происходящих;
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях ОДО, ее традициях, правилах.
Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
общий родительский комитет и Управляющий совет учреждения, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
семейные проекты и мероприятия, предоставляющие родителям и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
открытые учебные занятия и мероприятия, во время которых родители могут видеть образовательный процесс для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении и образовательные достижения детей обучения по ДООП;
организована обратная связь с родителями на интернет-сайте учреждения, где обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов;
родительские собрания.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих мероприятий учреждения и мероприятий детского объединения;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
РАЗДЕЛ 4. Самоанализ воспитательной работы
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы педагога являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, и уважительного отношения к обучающимся;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий педагога на анализ не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий педагога на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий педагога на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором педагог ДЮЦ участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Уровень воспитанности обучающегося определяется по методике М.И.Шиловой в ходе входной диагностики и промежуточной аттестации. (Приложение 1)
Анализ воспитательной деятельности педагога осуществляется путем сопоставления результатов входной диагностики и промежуточной аттестации, отслеживается положительная/отрицательная динамика личностного развития по критериями, заложенным в методики. На основе проведенного анализа делается вывод об эффективных/неэффективных формах, методах воспитательной деятельности педагога.
Приложение 1. Диагностическая карта проявления воспитанности учащегося МБУДО «ДЮЦ»
Фамилия имя, возраст______________________________________________________
Детское объединение______________________________________________________
Показатели | Вводная | Промежуточная | ||
Дата заполнения | Датазаполнения | |||
Общие баллы | Общие баллы | |||
Отношение к обществу1Патриотизм | | | | |
1. Отношение к родной природе | | | ||
2. Гордость за свою страну | | | ||
3. Служение своими силами | | | ||
4. Забота о своей школе | | | ||
Отношение к умственному труду2. Любознательность | | | | |
5. Познавательная активность | | | ||
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | | | ||
7. Саморазвитие | | | ||
8. Организованность в учении | | | ||
Отношение к физическому труду 3. Трудолюбие | | | | |
9. Инициативность и творчество в труде | | | ||
10. Самостоятельность | | | ||
11. Бережное отношение к результатам труда | | | ||
12. Осознание значимости труда | | | ||
Отношение к людям4. Доброта и отзывчивость | | | | |
13. Уважительное отношение к старшим | | | ||
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | | | ||
15. Милосердие | | | ||
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | | | ||
Отношение к себе 5. Самодисциплина | | | | |
17. Самообладание и сила воли | | | ||
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | | | ||
19. Организованность и пунктуальность | | | ||
20. Требовательность к себе | | | ||
| Общее количество баллов | | Общее количество баллов | |
Выводы по итогам вводной диагностики
Выводы по итогам промежуточной диагностики
Рекомендации
Приложение 2. Календарный график мероприятий
№ | Наименование мероприятия | Направленность (модуль, базовая ценность) | Сроки мероприятия |
1. | Формирование органов детского самоуправления. | Самоуправление. Человек, труд | до 20.09 |
2. | Организационные собрания. Выбор родительского актива. | Работа с родителями. Человек, семья | до 30.09 |
3. | Запуск анкетирования среди учащихся и родителей. Определение уровня мотивации обучающихся. | Работа с родителями. Семья, человек | с 02.09 по 10.09 |
4. | Онлайн-выставка детского творчества «Осень 2021» | Ключевые дела. Культура, природа, человек | 01.09 по 30.11 |
5. | Конкурс осенние композиции (флористика): «Осенние красоты» | Ключевые дела. Природа | с 13.09. до 17.09 |
6. | Выставка детского творчества «Вот и осень пришла» | Ключевые дела, выставки. Культура | с 18.09 до 30.09 |
7. | Уроки по кибербезопасности | Медиа, профориентация. Знания | с 08.09. до 18.09 |
8. | Подготовка учебных разработок, детских работ размещение на подсайте Мультиурок | Медиа. Знания | 29.10. |
9. | День Учителя. Мини - концерт «Учитель – вечный просветитель!!!» | Ключевые дела. Человек, культура | 01.10 |
10. | Акция «День учителя» | Ключевые дела. Культура, человек | 05.10 |
11. | Выставка детского художественного творчества «Имя твоё – УЧИТЕЛЬ!» | Выставки, конкурсы. Культура | 01.10 - 08.10 |
12. | Выставка рисунков «Мир науки глазами детей», посвященная году науки. | Ключевые дела, выставки. Знания, человек | 11.10-22.10 |
13. | Интеллектуально-познавательная викторина «Интеллектуалы» для обучающихся МБУДО «ДЮЦ», художественного направления, посвященная году науки. | Ключевые дела. Знания, человек | 20.10 |
14. | Выставка-конкурс: «Осенняя палитра». | Ключевые дела, выставки. Природа, человек | 11.10 - 29.10 |
15. | Всероссийский онлайн-конкурс творческих рисунков «Винни-Пух и все, все, все» | Ключевые дела. Культура, труд | 22.11-24.11 |
16. | Подготовка региональной Акции «Спасибо мама, что ты есть!» | Ключевые дела. Семья, человек | 15.11-27.11 |
16. | Районная выставка-конкурс детского рисунка, посвященного Дню матери «О той, что дарует нам жизнь и тепло» | Ключевые дела. Семья, культура, человек | с 15.11 до 30.11 |
17. | Подготовка учебных разработок, детских работ размещение на подсайте Мультиурок | Медиа. Знания | 29.11. |
18. | Участие родителей в региональной Акции «Спасибо, мама, что ты есть!». | Работа с родителями. Семья, человек | 27.11 |
19. | Праздник кружковцев «Новогодние приключения или волшебство только начинается!», посвященный встрече Нового года. | Ключевые дела. Культура, труд | конец декабря |
20. | Выставка детского художественного творчества «Идёт волшебница зима…» | Ключевые дела. Природа, человек | 18.12.20- 15.01.21 г. |
21. | Индивидуальное взаимодействие с родителями (консультирование, беседы) | Работа с родителями. Семья, человек | В течение месяца |
22. | «Мастерская Деда Мороза» для детей и родителей детских объединений МБУДО «ДЮЦ» | Работа с родителями, ключевые дела. Семья, труд | 14.12 |
23. | Подготовка учебных разработок, детских работ размещение на подсайте Мультиурок. | Медиа. Знания | 28.12 |
24. | Каникулярные мероприятия «Моя территория». | Организация предметно-эстетической среды. Труд, человек | 10.01- 14 01. |
25. | Подготовка учебных разработок, детских работ размещение на подсайте Мультиурок. | Медиа. Знания | В течение месяца |
26. | Выставка фотоконкурс совместного творчества детей и родителей «Новогодняя сказка!» | Ключевые дела, выставки. Семья, человек, культура | 10.01- 31.01 |
27. | Информационный листок для детей и родителей, объявления по объединениям об организации фотовыставки конкурса совместного творчества детей и родителей «Новогодняя сказка!» | Работа с родителями. Семья, труд, культура | с 01.01. по 31.01 |
28. | Выставка-конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества для объединений МБУДО ДЮЦ: «Есть такая профессия – Родину защищать». | Ключевые дела. Отечество, культура | 01.02-20.02 |
29. | Индивидуальное взаимодействие с родителями (консультирование, беседы) | Работа с родителями. Семья, знания | в течение месяца |
30. | Спортивно-развлекательная программа «Дочки-матери» | Ключевые дела. Семья, культура | 04.03 |
31. | Конкурсная программа «Причёска моей дочери» | Ключевые дела. Семья, человек | 20.03 |
32. | Выставка творческих работ объединений МБУДО «ДЮЦ»: «Женщина ВЕСНА» | Ключевые дела, выставки, конкурсы. Человек, мир | 01. 03 -22.03 |
33. | Спортивно-развлекательная программа «Дочки-матери» Конкурсная программа «Причёска моей дочери» | Ключевые дела. Семья, человек, культура | 04.03 |
34. | Конкурс детского творчества «Космос моими глазами» | Ключевые дела, выставки, конкурсы. Мир, человек | 12.04.-30.04 |
35. | Подготовка учебных разработок, детских работ размещение на подсайте Мультиурок. | Медиа. Знания | в течение месяца |
36. | Выставка рисунков «Слава победителям!» | Ключевые дела. Отечество, человек | 01.05-13.05. |
37. | Итоговые родительские собрания по направлениям деятельности центра | Работа с родителями. Человек | май |