Инновации и современные технологии духовно - нравственного и патриотического воспитания
Тема: «Инновации и современные технологии духовно - нравственного и патриотического воспитания».
Автор:
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей № 3»
Гордиенко Галина Вячеславовна
г. Норильск
2022г.
Возрождение утраченных традиций, осознание самобытности культуры каждого этноса - приоритетные задачи современности. Государство стремится воспитать в молодом поколении толерантность, взаимоуважение. Приоритетной задачей любого государства является нравственно - патриотическое воспитание.
В связи со значительными изменениями во всех сферах общественной жизни в настоящее время наиболее острой стала проблема формирования чувства патриотизма у подростков и молодежи. Сегодня молодое поколение характеризуется падением духовно - нравственных качеств, значительным снижением интеллектуального и культурного уровня. Данную проблему усугубляют переоценка роли образовательного процесса и недооценка рoли воспитательной деятельности в обществе, что весьма повышает актуальность изучения проблемы воспитания в духе патриотизма подрастающего поколения.
Первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Это важный компонент Стандарта второго поколения. Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности, которые мы положили в основу своей работы: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа.
В проекте «Национальная доктрина образования в РФ» указано обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающего высокой нравственностью.
Базовые ценности не только лежат в основе уклада нашей школьной жизни, но и определяют как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся.
Внеурочная деятельность школьников в нашем образовательном учреждении объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует предоставлению учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Проводя внеурочную деятельность в школе, мы добиваемся определенных результатов. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на достижение личностных результатов, в нашей школе являются: кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД, факультативы, научно-практические конференции, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
Какова модель внеурочной деятельности в лицее?
Работа ведётся по всем направлениям, заявленным в стандарте основного общего образования, а также в Образовательной программе нашего образовательного учреждения силами классных руководителей, учителей-предметников, вожатых, социально-психологической службы и педагогами дополнительного образования.
Традиционными направлениями в работе стали:
сетевое взаимодействие с социо - культурными учреждениями города (городским музеем, библиотеками и т.д.);
участие в социальных акциях «Молодой гвардии»;
участие в общероссийской акции «Рекорд Победы»;
мероприятия в рамках предметной декады;
участие в патриотических конкурсах («Споем о войне», «Патриот», «Мой город-моя малая Родина»);
российское движение школьников (участие во всех мероприятиях патриотической направленности);
восхождение на гору «Сокол»;
организация и проведение концертов ко Дню Победы;
экскурсии, участие в социальных проектах на муниципальном уровне;
акции: «Помощь ветерану», «Подарок ветерану» и другие.
Педагогический коллектив пришел к выводу, что без инновационных изменений в применении образовательных технологий невозможно качественно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание и получить определенные результаты: позитивный социальный опыт учащихся - опыт общения, взаимодействия, совместной деятельности.
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, доступность) и создание условий, при которых любой школьник может продвигаться по пути к собственному совершенству, умеет мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный мир. В создавшихся условиях естественным стало внедрение разнообразных личностно ориентированных технологий, способствующих повышению качества метапредметных и компетентностных результатов.
Педагогами нашей школы широко используются социально - педагогические технологии духовно - нравственного развития и воспитания. Среди них программно - целевые технологии, преимуществом которых является возможность концентрации сил и средств на достижение конкретных целей по заранее определенным направлениям духовно -нравственного развития и воспитания школьников. Эти технологии реализуются в целевых программах различного уровня. Среди них: программы патриотического воспитания, физического развития, духовно-нравственного развития и воспитания.
Широко применяются в лицее проектные технологии.
Педагоги считают, что проектные технологии обладают ярко выраженным общественным характером духовно - нравственного воспитания. Они применяются с целью реализации различных социальных проектов, в результате чего осуществляется на практике связь с жизнью; развитие социальной активности детей в воспитательном процессе; развитие умения адаптироваться к действительности; умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Из личного педагогического опыта хотелось отметить следующие направления в своей профессиональной деятельности, связанные с формированием нравственно -патриотических качеств:
1. Проектные технологии.
Используя технологию социальных проектов, я ставлю следующие цели проектирования:
- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам своего села и района;
- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
При этом, считаю необходимым повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации; формировать социально - личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов), социальную мобильность; закреплять навыки командной работы.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования выступают:
• социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
• социальные отношения (отношение участникам войны, к старикам, к молодежи, к детям; к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние);
• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская);
• социальная среда: ландшафт в целом, социальный ландшафт (остановки, реклама, места отдыха, игровые площадки, обустройство стадиона).
Разработка социального проекта начинается с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема, актуальная в данном местном сообществе.
При формулировании проблемы стараемся найти актуальность, новизну, масштабность проекта, его социальную значимость, выделить сферу применения проекта.
После того как четко определили проблему ставим цели и разрабатываем задачи проекта. Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата.
Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Учащимися 10-11 классов нашей школы были разработаны следующие информационные, исследовательские проекты:
«Подростковая преступность в Красноярском крае», «Экология Красноярского края», «Толерантность в Красноярском крае», «Пропаганда здорового образа жизни в Красноярском крае», «Дружба - центр межличностных отношений». «Информационная эпоха: проблемы социализации молодежи» и другие.
Все это способствует повышесоциальной активности учащихся, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации.
Педагогами школы широко используются и другие технологии, способствующие духовно-нравственному развитию и воспитанию:
-коллективное творческое дело, в процессе которого происходит формирова-ние личностных деловых качеств: сотрудничество, принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, принятие общего успеха и достижений;
-здоровьесберегающая технология, когда применяются психолого-педагогические приемы, методы, подходы для решения задач сохранения и укрепления здоровья, психологической комфортности;
- игровая технология, которая способствует активизации познавательной деятельности и является эффективным способом организации взаимодействия в коллективе;
- личностно-ориентированная технология предусматривает выявление и максимальное развитие способностей каждого ребенка через дифференцированные и разноуровневый задания, возможности работать в своём оптимальном темпе (индивидуальные маршруты воспитанников).
Благодаря использованию данных технологий воспитательный процесс в школе способствует получению следующих результатов:
повышение эффективности и качества внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
формирование нравственно-патриотических чувств через урочную и внеурочную деятельность с помощью тематических уроков, внеклассных мероприятий;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, муниципального, регионального, всероссийского масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами города, бывшими выпускниками).
2.Разработка и проведение внеклассных мероприятий к памятным датам и в рамках предметных декад: я провожу совместно с ребятами конференции («Города - герои», «Пионеры - герои», «Женщины - медики на войне», «Города воинской славы»); брейн - ринги, викторины на патриотическую тематику.
3.Особым направлением является научно - исследовательская деятельность учащихся. Мы с учащейся работали в Городском архиве с документами для работы: «Проблемы формирования патриотического воспитания норильской молодежи: исторический аспект». Выступали на школьной конференции и 27 марта планируем выступить на конференции в политехническом колледже в рамках мероприятия, посвященного 85летию Норильского комбината.
4.Согласно требованиям ФГОС, также появилась возможность реализовывать нравственно - патриотическое, духовное воспитание и через спецкурсы. Так, мною проводился спецкурсы по следующей тематике: «Я - гражданин России», «Загадки истории русского народа».
Каковы перспективы развития данного направления в нашем образовательном учреждении?
Сохранятся вышеперечисленные традиционные направления работы.
В нашей школе в январе месяце открылся школьный музей. Планируется большая работа по оснащению его экспонатами.
В начальной школе будет работать игровое направление «Путешествие в Доброград».
Считаю, что для эффективной работы в формировании патриотизма подростков и молодежи необходимо использовать вышеперечисленные направления, а также применять новые технологии, формы, методы с учетом требований и потребностей общества, подрастающего поколения.
В решении проблем патриотического воспитания современного поколения участие должна принимать сама молодежь, осознавая всю важность своей деятельности в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю.
Современное образование нуждается в создании принципиально нового подхода в развитии современной коммуникабельной разносторонней личности, способной к активной деятельности в поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
На сегодняшний день формирование патриотизма у молодого поколения является одной из главных задач государства. Чувство патриотизма - это есть база для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношении между государством и гражданами. И школа будет стараться эти качества воспитывать у подростков и молодежи.